Науки        09.10.2021   

Внеклассное мероприятие "Хочу всё знать!". "хочу все знать" - внеклассное мероприятие Сценарий игровой программы хочу все знать

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский эколого-биологический центр» г. Колпашева

Экологический марафон

«Хочу всё знать»

(познавательная игровая программа для детей от 7 до 16 лет)

Андреева Наталия Николаевна–

педагог дополнительного образования

г. Колпашево

2016 г.

Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям школ для внеклассного мероприятия. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет, может быть использована для проведения праздничных мероприятий посвященных каникулам.

Цель: формирование интереса к изучению окружающего мира, через игровую и экспериментальную деятельность учащихся.

Задачи :

Развивать любознательность, сообразительность, смекалку, воображение,

Расширять знания детей о видовом разнообразии природы,

Закрепить нормы экологического поведения.

Ход мероприятия

    Организационный момент и вводная часть.

    Путешествие по станциям (игра).

    Заключение.

Ведущий

Добрый день ребята! Очень приятно видеть столько любознательных лиц. Сегодня мы собрались на познавательно развлекательную программу «Хочу всё знать». Вы будите путешествовать по станциям, где Вас ожидают познавательные конкурсы и творческие задания. Мы свами проведем ряд экспериментов и закрепим нормы экологического поведения. Чтобы справиться со всеми заданиями, вам нужно проявить сообразительность и смекалку. Время прохождения станций 6-8 мин.

Готовы?

( Ответы детей «да» )

- Сейчас мы рассчитаемся на 1,2,3,4,5,6 и разделимся на 6 команд, по номерам. Каждая команда выберет представителя. Представители команд подойдите и получить свои маршруты – паровозики с маршрутом прохождения станций (Приложение1).

На каждой станции вас будут ждать педагоги, которые расскажут вам задания.

- Паровозики вперед!

( Ответы детей «ту-ту»

Станция 1. Смекалкино

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию «Смекалкино». Вам нужно проявить смекалку, чтобы справится с заданиями.

Каждому участнику выдается конверт с геометрическими фигурами. Нужно составить из них животных. Кто больше составит. Брать фигуры из других конвертов нельзя. Кто затрудняется, можно посмотреть на лист – подсказку.


Станция 2 Знайкино.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию «Знайкино».

На этой станции я буду загадывать загадки, о растениях и животных. Вопрос – ответ. Задача команды – отгадать как можно больше загадок. За каждый правильный ответ дается один жетон. (Если ответ не прозвучал, его озвучивает педагог. Жетон в этом случае не выдается) В конце игры жетоны подсчитываются, и результат записывается на доске. Для сравнения между командами.

ВОПРОСЫ Растения деревья
1. КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/

2. ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/

3. КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, /

4. НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/

5. КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./

6. КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/

7. НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/

ВОПРОСЫ птицы
1. ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/

2. ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/

3. КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/

4. ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/

5. КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/

6 КАКАЯ ПТИЦА САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПЕВЕЦ В РОЩЕ? /
соловей/
7. САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/

8. КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/
9. КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/

10. КАКИЕ ПТИЦЫ
СПЯТ В СНЕГУ? /куропатка и тетерев/

11. КАКИХ ПТИЦ НАЗЫВАЮТ ЛЕСНЫМИ ДОКТОРАМИ? /дятел/

12.КАКИЕ ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ ПЕРВЫМИ ВЕСНОЙ? /грачи и скворцы/

ВОПРОСЫ разные

    ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ... (посади).

    ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/

    РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/

    КТО ДЕЛАЕТ ЗАПАСЫ НА ЗИМУ? (белки, мыши, хомяки)

    КТО В МИНУТЫ ОПАСНОСТИ ОСТАВЛЯЕТ ХВОСТ? (ящерица)

    КТО СПИТ ГОЛОВОЙ В НИЗ? (летучая мышь)

ВОПРОСЫ животные

1. хищное млекопитающее, один из самых крупных и опасных наземных хищников. Хозяин тайги./ медведь /

2 . Грызун, имеющий удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый (особенно зимой). Отличительная особенность - делает запасы на зиму./ белка /

3. Вид хищных млекопитающих из рода ласок и хорей. Из шерстинок его хвоста изготавливают кисти для художников / колонок/

4. Самый крупный из оленей, один из центральных персонажей в мифологии северных народов./ лось /

5. Искусственно расселенный околоводный вид грызунов, получивший в России широкое распространение. Этот американский зверек завезен в Россию в начале 20-х годов XX века и с тех пор широко распространился повсюду от московских прудов до сибирских тундровых рек. / выдра /

6. Наиболее распространенный вид мелкой дичи. Считается очень чистоплотным, любит причёсывать шерсть лапами и языком. Является символом трусливого, всеми обижаемого существа. / заяц /

7.Самый северный из видов кошачьих. Туловище короткое, плотное. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные, что позволяет ходить по снегу, не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный. / рысь/

8.Как гласит толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, - это сибирский зверек ("tamias striatus"), маленькая, полосатая, земляная белка. / бурундук /

9. Насекомоядные, мелких и средних размеров животные, приспособленые к подземному, роющему образу жизни. / крот

Станция 3. «Перевалочная» (коридор)

Педагог

Перевалочная ». Вам нужно перейти из одного конца коридора в другой. Но при этом нужно выполнить задание. Сначала называется представители животного (зверь, птица, рыба, насекомое) и растительного (дерево, кустарник, растение) мира и только после этого делается шаг. Шаги не большие. Названия животных не повторяются. Первыми идут младшие участники. Последними идут старшие ребята. Нужно дойти до 2-й черты. Если участник не доходит до 2-й черты, ему ведущий загадывает загадку. На правильный ответ загадки участник делает шаг.

(На полу расчерчены 2 черты в разных сторонах коридора.) Участники, выстраиваются вдоль 1-й черты и по очереди, по одному начинают движение.

Загадки - подсказки (для маленьких участников)

    Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли помешка. (Капуста)

    Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

    Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети? (Лук)

    В земле сидит,

Хвост вверх глядит,

Сахар из нее можно добыть,

Вкусный борщ сварить. (Свекла)

    За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая. (Морковь)

    Привязан кустик к колышку.

На кустике – шары:

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары. (Помидоры)

    Что за зверь:

Белый, как снег,

Надутый, как мех,

Лопатами ходит,

А рогом ест? (Гусь)

    Зубастый, мохнатый,

Как есть начнет –

Песенку поет. (Кот, кошка)

    Красна ступка,

Белый пестик. (Малина)

    Стоит городок –

Сколько сереньких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Загадки-обманки.

1. Кукарекает спросонок

Милый, добрый... (петух)

2. Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это... (белка)


Станция 4. Экологическая.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию « Экологическая». Здесь я буду проверять, как вы знаете правила поведения в природе. Соблюдаете ли вы их. (На полу у стены разбросан мусор.)

Я буду зачитывать предложения о поведение детей в лесу.

Участники, по очереди, заканчивают высказывания в устной форме. Утверждая, что можно делать, а что нельзя. Если правильно, бегут до стены. По дороге, им нужно положить в мешок 1 предмет мусора. Если не правильно, бегут до стены, им нужно достать из мешка 1 предмет мусора и положить на пол. Игра продолжается, пока весь мусор участники не соберут в мешок.

    Включать громкую музыку ……. (нельзя) распугает птиц и зверей.

    Мыть машину на берегу реки…….. (нельзя)

    Ходить на охоту в отведенное для этого время…… (можно)

    Вырывать грибы, или сбивать палками не съедобные …. (нельзя) : разрушается грибница,

    Наломать для костра ветки ……. (нельзя) собирается сушняк.

    Подвязать сломанную ветку… …… (можно)

    Прятаться во время грозы под деревом …… (нельзя)

    Бросать мусор с берега реки в воду …… (нельзя)

    Разводить костёр в жаркую погоду во время пожароопасной ситуации ……. (нельзя) – это может стать причиной лесного пожара.

    Сжигать в костре бумагу, бумажные фантики……… (можно)

    Сжигать в костре пластиковые бутылки…… (нельзя) Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет),

    Сжигать в костре металлические банки …… (нельзя) разрушаются 100 лет.

    Костер после прогорания забросать землей или залить водой до полного прекращения горения…….. (можно)

    Брать животных из леса. ……. (нельзя)

    Трогать гнёзда птиц, брать в руки яйца птиц…. ……. (нельзя)

    Уходя из леса, …, собрать на память букет красивых цветов…. ……. (нельзя)


Станция 5. Экспериментальная.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию «Экспериментальная ». Здесь мы будем проводить эксперименты.

    Эксперимент « Секретное письмо»

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Чтобы проявить надпись, нагрейте ее (прогладить утюгом, подержать над огнем или в духовке). Осторожно, не позволяйте детям самим этим заниматься.

Объяснение: Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и с екретное письмо можно будет прочитать.


    Эксперимент «Плавающее яйцо»

Материалы и оборудование: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт:

    Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник).

    Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности

Объяснение: Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх .


А теперь покрутив 2 яйца, определите какое из них вареное, а какое сырое.


Вареное яйцо крутится хорошо, а сырое нет.

Объяснение: Центр тяжести у вареного яйца постоянен.

    Эксперимент « Плавающее перо »

Материалы и оборудование :

Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)
- Широкая миска с водой
- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
- Синяя пищевая краска
- 2 ватных шарика
- Пинцет
- Бумажное полотенце

Этот опыт показывает , как загрязнение воды детергентами (моющими средствами) влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная мылом вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Схема работы:

1. 1 миска. Налей в миску воды и добавь немного синей краски.

2. С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо.

3. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватной палочкой.

Посмотри - палочка останется чистой.

4. Положи перо на бумажное полотенце.

5. 2 миска. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.

6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.

7. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри – цвет палочки изменится.

8. Положи перо на бумажное полотенце

Результат:

Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь цвет чистящего средства (голубой).

Объяснение:

Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность.

При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.


    Эксперимент « Взрыв цвета в молоке»

Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:

Цельное молоко
- пищевые красители разных цветов
- любое жидкое моющее средство
- ватные палочки
- тарелка

Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.

План работы:

1. Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта:

Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

    Эксперимент « Обесцвечивание йода»

Проделав этот эксперимент, вы увидите, как прозрачная жидкость в одно мгновение становится темно-синей. Чтобы провести опыт, вам, возможно, потребуется сходить в аптеку за необходимыми ингридиентами, но чудо-превращение того стоит.

Вам потребуются:

3 емкости для жидкости
- 1 таблетка (1000 мг) витамина С (продается в аптеке)
- раствор йода спиртовой 5% (продается в аптеке)
- перекись водорода 3% (продается в аптеке)
- крахмал
- мерные ложки
- мерные чашки

План работы:

1. Хорошенько разомните 1000 мг витамина С ложкой или ступкой в чашке, превратив таблетку в порошок. Добавьте 60 мл теплой воды, тщательно перемешайте как минимум в течение 30 секунд. Полученную жидкость мы условно назовем Раствор А. Кстати, Раствор А нам больше не понадобится, вы можете отложить его в сторону.

2. Теперь налейте 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, а также добавьте в нее: 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Обратите внимание, что коричневый йод, втупив в реакцию с витамином С станет бесцветным. Полученную жидкость назовем Раствор В.

3. В третьей чашке смешайте 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Это будет Раствор С.

4. Теперь все приготовления завершены. Можно звать зрителей и устраивать представление! Перелейте весь Раствор В в чашку с Раствором С. Несколько раз попереливайте полученную жидкость из одной чашку в другую и обратно. Немного терпения и... через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.

Объяснение опыта:

Объяснить дошкольнику суть опыта на доступном ему языке можно следующим образом: йод, вступая в реакцию с крахмалом, окрашивает его в синий цвет. Витамин С, наоборот, старается сохранить йод бесцветным. В борьбе между крахмалом и витамином С, в конце концов, побеждает крахмал, и жидкость через какое-то время окрашивается в темно-синий цвет.


    Эксперимент « Вода в перевернутом стакане »

Материалы и оборудование: 1 стакан с водой, лист бумаги.

Этот опыт объясняет явление атмосферного давления.

Расскажите, что воздух давит на нас с такой силой, как будто мы носим на плечах 15 тонн груза. Но давит он со всех сторон и даже изнутри - поэтому человек ничего не ощущает.

Опыт:

    Возьмите стакан с водой 2\3 ,

    Плотно прижмите к нему лист бумаги,

    Резко переверните, и смело отпускайте руку.

    Можно убирать руку - бумага и вода никуда не денутся!

Объяснение:

Опыт показывает, что давление воздуха, которое получает бумага снизу, больше, чем давление воды, которое получает листок сверху и потому вода держится с его помощью и не выливается.( Внутри стакана давление столбика воды меньше, чем давление воздуха снизу. Так что вода остается на месте.)



Станция 6. Угадайкино.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию « Угадайкино ». Правило игры на станции такое. Участники по очереди поворачиваются спиной к доске. Ведущий вешает на доску картинку животного (можно на экране слайды «фото животных»). Остальные участники по очереди пытаются объяснить, что это за животное не называя его, стоящему спиной к экрану участнику.

(Медведь, белка, лягушка и т.д.)


Заключение.

Ведущий

Ну вот, ваши паровозики прошли все станции! Пришло время подвести итоги. Понравилась ли вам наша игра?

Дети –да

Ведущий

Что особенно вам понравилось?

Дети (тянут руки)

Ведущий

Пришло время нам с вами попрощается. До новых встреч, ребята.


Приложение1

Приложение 2

Радченко Елена Владимировна, старшая вожатая ГКОУ РО Матвеево — Курганская школа-интернат, Ростовская область.

Новогодний праздник «Хочу все знать!» (сценарий)

Ведущая:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в удивительный мир нового и неизведанного.

Нам пришло много писем с вопросами, и вот одно из них:

1) Здравствуйте, скоро наступит Новый Год. Будет много подарков, и все люди будут отмечать этот любимый праздник. Расскажите, как празднуют Новый год в Польше.

Наша съёмочная группа побывала на праздновании Нового года, давайте посмотрим репортаж с места событий.

НОМЕР 2 класса «Новый год в Польше»

Игра для зрителей «А ну-ка, откуси!»

Участники должны съесть яблоко, которое привязано на нитке. Кто быстрее справится с заданием, тот и победил.

Ведущая:

Следующее письмо пришло к нам из г.Москвы, пишет нам первоклассник Иванов Саша:

2) «Интересно, как встречают Новый Год в солнечной Италии?

Об этом в нашем следующем репортаже.

НОМЕР 3 класса «Новый год в Италии»

Игра для зрителей «Накорми товарища»

Участвуют пары. Один участник должен с завязанными глазами накормить мороженным другого участника. Побеждает пара, которая быстрее справится с заданием и будет чище других.

Ведущая:
Следующее письмо пишет нам ученик 7 класса Вологодской школы:
3) Расскажите, как живут дети в Африке, чем они занимаются в свободное время.

На этот вопрос вы найдете ответ в нашем следующем репортаже.

НОМЕР 4 класса « Дети Африки»

Игра для зрителей «Достань конфету»
Задача участников – без помощи рук, достать конфеты из тарелки, в которой насыпана мука.

Ведущая:
А вот еще одно письмо, пришло оно к нам с острова Сахалин. Ученик 3 класса пишет:
4) Недавно прочитал книгу о племени Тумба-Юмба. Скажите, а существует ли это племя, или это вымысел?

НОМЕР 5 Б класса « Племя Тумба-Юмба»

Игра для зрителей «Островок»
Игра проводится по типу игры «Лишний стул», только вместо стульев, используется бумага.

Ведущая:
Следующее письмо пришло из Ростовской области. Пишет нам ученик 4 класса из школы-интерната:
5) «Скоро мой самый любимый праздник Новый Год. На елку придет Дед Мороз со Снегурочкой. А скажите, у Деда Мороза когда день рождения?

НОМЕР 6 Б класса « День рождение Деда Мороза»

Игра для зрителей «Мумия»
Участники должны сделать «Мумии» из туалетной бумаги.

Ведущая:
Следующее письмо прислала Петрова Валя из города Петушки.
6) «Считается, что матрешка – это талисман России. А как она появилась?

НОМЕР 7 А класса « Матрешка»

Игра для зрителей «Ветер с моря дул»
Участникам выдаются воздушные шары. Задача – дуть на шары так, чтобы они не касались пола. При этом руками помогать нельзя.

Ведущая:
Ещё одно письмо к нам прислали из Владивостока:
7) «В мире есть 7 чудес света. А говорят, что есть ещё и 8 чудо света. Как же оно могло появиться, ведь волшебников нет…»

Наша съёмочная группа отыскала это 8 чудо света и готова нам рассказать о нем.

Сценарий игры «Хочу всё знать»

по сказкам К. Чуковского и Э. Успенского.

3-4 классы.

К: полундра! Свистать всех наверх!

Фонограмма песни «Капитан». Танцуют капитан, боцман и юнга .

К: Я отважный капитан, я объездил много стран,

И не раз бороздил океан.

Раз 15 я тонул, погибал среди акул

Но ни разу даже глазом не моргнул

И сегодня ещё раз, пропою я

Эту песенку для вас.

Эй друзья, эй друзья улыбнитесь.

Ведь улыбка помогает нам жить

Эй друзья, эй друзья подтянитесь

Вы же школы Воеводской ученики. .

К: Здравствуйте ребята!

Все: Здравствуйте!

К: Здравствуйте педагоги и гости!

Я рад вас приветствовать на борту моего корабля «Школа» .

Сегодня мы на импровизированном корабле «Школа» отправимся в путешествие. И не простое путешествие: в путешествие по сказочному морю Воображения.

Помогать вам и мне во время фантазий будут мои лучшие друзья: боцман и юнга .

Б: Капитан!

Во время путешествия нас ожидает много приключений, и даже опасных. А готовы ли ребята к этим испытаниям?

К: Конечно же! И для этого ребята создали 4 команды: самых умных, самых лучших, самых надёжных знатоков сказок. И во время нашего путешествия эти команды будут соревноваться, а оценивать их будет много уважаемое жюри в составе:

Ю: Капитан а давайте познакомимся с нашими командами.

К: Хорошо! Объявляю конкурс «визитная карточка » Команды должны представить себя. Высшая оценка 5 баллов.

«Визитная карточка» (1, 2, 3, 4, 5 отряда)

К: Ну что же, друзья, с героями нашими мы познакомились. Пора отправляться в путь.
Поднять якоря! Полный вперёд!

Фонограмма «Шум моря»

Б: Во время путешествия по морю, нас может настичь шторм, как удержать себя на палубе корабля, чтобы тебя не смыло волной? Я сейчас вас научу. Прошу всех встать! Повторяйте все за мной:

Игра: «Матросов дружная семья!»

Фонограмма «Песенка кота». Появляется кот Матроскин.

Кот поёт песню …

Ю: Здравствуйте кот.

Кот: Здравствуйте, я не просто кот. Я кот из деревни Простоквашино. Вы догадались как меня зовут?

Ю: Ребята давайте дружно назовём имя кота? Три-четыре.

Все: Матроскин!

Ю: А как называется сказка в которой кот главный герой?

Все: Дядя Фёдор

Кот: А вы знаете кто написал мою сказку?

Все: Э. Успенский.

Кот: Верно! И в этом году Э. Успенскому исполняется 65 лет.

А ещё я дружу с героями сказок писатели которого в этом году исполняется 120 лет это К. Чуковскому.

Б: Матроскин на твои вопросу с удовольствием ответят наши знатоки.

И я объявляю конкурс «Загадки»

Кот: Каждой команде нужно будет ответить на 3 вопроса.Высшая оценка 7 баллов.

«Загадки» (3Б, 4А, 4Б, 3А)

Кот: Ну что ж молодцы вы ответили на все мои вопросы. Я прощаюсь с вами плывите дальше и воображайте.

Фонограмма «Шум моря».

Ю: Боцман смотри сколько ребят болеет за наши команды.

Б: Да! И для наших болельщиков у нас есть испытание. Я объявляю игру для зрителей!

«Игра для зрителей»

Фонограмма «Вьюги».

Ю: Ой что-то похолодало!

Б: Да! Кажется мы попали в зимнюю сказку!

«Морозко» исполняет Ш. Л.

Фонограмма «Барыня». Появляется Старушка-Веселушка:

Старушка : Здравствуйте добрые молодцы и красны девицы! Ваше воображение привело вас

в народные сказки. А я хозяйка сказок Старушка - Веселушка. Скажите мне ребята, вот вы

путешествуете по сказочному морю Воображения. А взяли вы с собой вашего любимого героя?

Б : Конечно же у ребят есть любимый сказочный герой и я объявляю конкурс «Мой любимый герой».

Каждая команда должна показать нам своего героя и сказать почему они его взяли с собой

в путешествие. Высшая оценка 8 баллов.

3. «Мой любимый герой»

Ск-ц: Мне понравились ваши герои. Вы умеете выбирать себе друзей. А вот сказки сочинять вы умеете? Тогда я объявляю конкурс «Сказка ложь, да в ней намёк»

Каждой команде даются опорные слова-за две минуты вы должны сочинить сказку

Используя эти слова 5-6 предложений и прочитать нам её. Высшая оценка 10 баллов.

Б: Пока команды готовятся, мы обратимся к нашим болельщикам.

Я объявляю игру для болельщиков

«Игра с болельщиками»

4.«Сказка ложь да в ней намёк» (4Б, 3А, 3Б, 4А)

Ск : Мне понравились ваши сказки. Я прощаюсь с вами и желаю счастливого пути!

Фонограмма «Шума моря»

Фонограмма «А мы народ горячий». Появляется Бармалей.

Бармалей: Я ужасный Бармалей.

Всех я съем, съем, съем.

Ю: Ни ешьте нас Бармалей.

Б: Мы все ваши желания выполним. Ведь нам ещё многому нужно научиться.

Бармалей : Хорошо! Я объявляю конкурс «Весёлая эстафета», Высшая оценка 10 баллов.

5. «Весёлая эстафета»:

Бармалей : Ну что ж отпущу вас. Больше мне не попадайтесь. Пока!

Фонограмма «Шума моря» . Появляется капитан.

К: Стоп машина! Отдать якоря!

Мы прибыли домой в нашу родную школу. А какие у нас результаты?

Слово жюри.

Итог игры, награждение.

Итог месячника.

Приём в юные экологи.

Приложение:

Из какой сказки взят отрывок?

1. «Если топну я ногою

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат,

И тебе головомойку,

Неумытому, дадут-

Прямо в мойку,

Прямо в мойку

С головою окунут!» (Мойдодыр)

2. «Кто злодея не боится

И с чудовищем сразится,

Я тому богатырю

Двух лягушек подарю

И еловую шишку пожалую!» (Тараканище)

3. «А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток,

Под мосток,

И молчок!» (Муха-цокотуха)

4. «А на нём, а на нём,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!» (Федорино горе)

1. Как правильно есть бутерброд, чтобы вкуснее было?

(«Надо колбасой на язык класть»)

2. Какую премию обещали родители Диди Фёдора тому, кто найдёт их сына?

(«Велосипед»)

2. Где жил Чебурашка в городе?

(«В телефонной будке»)

3. Что строили крокодил Гена и его друзья?

(«Дом дружбы»)

Кто из героев Э. Успенского написал эти объявления

1. Реализкю молокопродукты высокого качества. Производитель: Ферма «Мурка LTD»

(«Кот Матроскин»)

2. Продаю ружьё для фотоохоты. Не дорого! («Шарик»)

3. Поздороваюсь с каждой дворовой за лапу. («Чебурашка»)

4. Отдам в хорошие руки воспитанную крысу. Кличка Лариса. Окрас: серый. Хвост: десять сантиметров. («Шапокляк»)

5. Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов, разнос посылок, вручение телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусностями. («Печкин»)

6. Организую курсы разговорного русского языка . Обучаю фразам: «Кто там?» «Это я почтальон Печкин!» («Хватайка- воронёнок»)

Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса. В интеллектуальной игре участвуют 2 команды знатоков по 6 человек.

Подготовка участников к игре:
Команды придумали название, выбрали капитана, приготовили эмблемы, приветствие, вопросы другой команде для конкурса «Верите ли вы?».

Болельщики -все остальные ученики класса. Они участвуют в конкурсе болельщиков, готовят выступления для музыкальной и театральной паузы, готовят оформление класса — выставку книг, выставку рисунков и поделок.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, выставка книг; выставка рисунков, поделок; эмблемы участников; 2 шкатулки; кусок бересты; песочные часы на 1 минуту; бочонок с 2 цветными фишками; коробка с коллекцией бумаги; грамоты участникам игры.

Ход игры:

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.

Не боимся, что путь будет труден,
Не беда, что идти далеко,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
(Н. К. Антонович)

Представление команд.

Команда «Почемучки» , девиз которой:

Очень дружно мы живём,
Всем вопросы задаём:
Что? Откуда? Почему?
Только в школе я пойму.

Команда «Знайки» , девиз которой:

Надо очень много знать,
Чтоб пятёрки получать.
Будем книжки мы читать,
Будем всё на свете знать!

Ведущий:
Ребята, смотрите, к нам пришли гости из далекой старины. Встречайте их.

Купец 1.
Из далекой старины,
С древней русской стороны
К вам пожаловал купец,
Разудалый молодец.

Купец 2.
Признаюсь, в моей корзинке
Есть вопросы для разминки.
Что ж корзинку зря носить,
Мне пора вас удивить!

(в корзинке купца –вопросы для разминки)

Разминка «Своя игра»

Вопросы разминки

1. Кто и когда создал славянскую азбуку?
(Кирилл и Мефодий -монахи из Византии- создали славянскую азбуку-кириллицу в 9веке.)
2. С именем какого князя связано появление первых школ на Руси?
(С именем князя Владимира Красно Солнышко. Во время его правления с 988 года после крещения Руси стали появляться первые школы на Руси.)
3. Назовите самого известного летописца Древней Руси.
(В 12 веке около 1112 г. летописец Нестор — монах Киево — Печерского монастыря создал летопись «Повесть временных лет».)
4. Кто издал первую русскую печатную книгу?
(Иван Фёдоров (Москвитин) — первопечатник. Первая печатная книга, изданная на Руси в 1564 г., называлась «Апостол».)
5. Какие буквы в современном алфавите называются и пишутся так же, как и в старославянском алфавите? (Это буквы Ш, Ю. Другие буквы за много лет изменились.)
6. На чем писали в Древней Руси до появления бумаги?
(На глиняных, восковых дощечках, на бересте.)

Купец 1.
Вижу я, что в этой школе
Собрался народ веселый,
И ученый, и умелый,
И догадливый, и смелый.

Купец 2.
Все преданья старины
Забывать вы не должны.
Все науки изучайте,
Творите, думайте, дерзайте!

Ведущий:
В корзинке купца есть кусок бересты. Вот на такой бересте и писали люди в далекие времена острой палочкой –писалом.
А для наших знатоков предлагается задание на бересте.

Что умеете хорошего, В доме своём, тому учитесь, не забывайте, а что не умеете, не ленитесь, но за всем наблюдайте.

Из отдельных фраз надо составить предложение и объяснить его смысл.

Проверка задания на бересте:
«Что умеете хорошего, не забывайте, а что не умеете, тому учитесь».
«В доме своём не ленитесь, но за всем наблюдайте». (Это предложения из поучений Владимира Мономаха)

Конкурс «Верите ли вы?»

Ведущий:
Команды по очереди задают вопрос «Верите ли вы?» друг другу, сообщая что-то удивительное о животных. Другая команда, посовещавшись, дает ответ. Команда, которая задавала вопрос, сообщает правильный ответ, сопровождает его картинкой или фотографией на слайде и указывает источник информации. (Вопросы дети взяли из детских журналов, книг, дисков и из интернета.)

1) Верите ли вы,…что существуют луговые собачки?

Правильный ответ: да. Это американские грызуны из семейства беличьих. Обитают они в Северной Америке. Громким лаем они предупреждают друг друга об опасности.

2) Верите ли вы,…что у улитки нет зубов?

Правильный ответ: нет. Язык улитки похож на терку, покрытую многочисленными зубчиками. Всего их около 30 000!

3) Верите ли вы, …что с помощью паутины люди ловят рыбу?

Правильный ответ: да. Паутина - один из самых прочных природных материалов. В Новой Гвинее распространена ловля рыбы паутиной. В Южной Америке мосты из паутины через ущелья могут быть такими прочными, что по ним перебираются обезьяны.

4) Верите ли вы,…что существуют лягушки массой 15 кг?

Правильный ответ: нет. Но в Африке обитает знаменитая лягушка-голиаф. Ее размеры достигают 40 см в длину, а весит она до 3 кг. Лягушка-голиаф может жить до 15 лет. Питаются они скорпионами, насекомыми и маленькими лягушками. Они имеют отличный слух, но не умеют квакать.

Ведущий:
В каждой команде есть человек, которому знатоки доверяют больше всех. Это капитаны команд. Начинаем конкурс капитанов «Бегущие минутки».

Конкурс капитанов. «Бегущие минутки».

Капитан команды должен за 1 минуту дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Вопросы капитану 1 команды.
1. Как называется сын овцы? (Ягненок.)
2. Какой город называют северной столицей нашего государства? (Санкт- Петербург)
3. «45-ого размера покупал он сапоги». Кто это? (Дядя Степа.)
4. Каким фруктом отравили царевну? (Яблоком.)
5. Фигура, у которой все стороны равны и все углы прямые. (Квадрат.)
6. Какая каша дольше варится — манная или рисовая? (Рисовая.)
7. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце.)
8. Без рук, без ног, а из кастрюли вылезает. (Тесто.)
9. Продолжи фразу: «Сивка-Бурка, вещий Каурка,…(Встань передо мной как лес перед травой».)
10. Как называется результат действия деления? (Частное.)
11. Одна сторона листа бумаги. (Страница.)
12. Продолжи: «7 раз отмерь,…». («…один раз отрежь».)
13. Какая птица самая маленькая на Земле? (Колибри.)
14. Первый в мире космонавт. (Гагарин.)
15. И птица, и фрукт. (Киви.)


Вопросы капитану 2 команды.
1. Как называется домик бобра? (Хатка.)
2. Подземная железная дорога. (Метро.)
3. Первая столица Руси. (Киев.)
4. Умывальников начальник и мочалок командир. (Мойдодыр.)
5. Отец деревянного мальчика. (Буратино.)
6. Фигура, у которой 5 сторон и 5 углов. (Пятиугольник.)
7. В какую воду кладут макароны при варке — в холодную или в кипящую? (В кипящую.)
8. Какую планету называют красной? (Марс.)
9. В огне не горит и в воде не тонет.(Лёд.)
10. Продолжи фразу: «Лети, лети, лепесток…» («…через запад на восток».)
11. Как называется то число, из которого вычитают? (Уменьшаемое.)
12. Как называется блюдо из протертых овощей или фруктов? (Пюре.)
13. Продолжи: «Поспешишь-…» («…людей насмешишь»)
14. Первая женщина-космонавт. (Терешкова.)
15. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Конкурс «Заморочки из бочки».

Ведущий:

В бочонке есть цветные фишки.
Красная фишка даёт право команде первой отвечать на вопрос с подсказками. Ответ на этот вопрос содержится в нашей волшебной коробке.
За правильный ответ с 1 подсказки команда получает 3 очка, с 2 подсказок – 2 очка, с 3 подсказок- 1 очко.

Первая подсказка.
Впервые люди узнали это во II в. В Азии. Способ получения долго держали в секрете, и только в X в. в Европе научились делать это из размолотых старых тряпок.
В XV в. тряпичного сырья стало не хватать. Люди стали изготавливать это из другого сырья. Этим сырьём пользуются и сейчас во всем мире.

Вторая подсказка.
Из этого делают массу различных товаров бытового назначения - одежду, постельное белье, салфетки, полотенца, посуду, веревки. Выпуск этого ежегодно стремительно растет. Но так же стремительно сокращаются и площади лесов на нашей планете.

Третья подсказка.
Она бывает афишная, документная, картографическая, мелованная, обложечная, глянцевая, обёрточная и т.д.
(Ответ: бумага.)

Ведущий:
На производство 1 т бумаги идет 10 огромных деревьев. О чем мы с вами должны помнить, чтобы спасти леса от исчезновения?

Конкурс «Один за всех и все за одного».

Каждая команда выбрала одного самого эрудированного игрока, который в этом конкурсе будет играть один за всех. Ответив на вопрос самостоятельно, он принесет своей команде сразу 2 очка.
Если он не знает ответа, ему поможет вся его команда. Но в этом случае команда получит только 1 очко.
Выбрав одну из 2 шкатулок, вы узнаете, по какой теме вопросы ждут вашу команду.
(В одной шкатулке бабочка, в другой — цветок. Соответственно одной команде достаются вопросы из раздела «Все о животных», а другой — «Все о растениях».)

Вопросы раздела «Все о животных».
1.Этот самый распространенный на Аляске домашний скот был завезен туда из России. (северный олень)

2.Так называются и жук, и птица, и крупное африканское млекопитающее. (носорог)

3.В древнем Риме это животное называли «гиппотигр» или «лошадь – тигр». (зебра)

Вопросы раздела «Все о растениях».
1.Какое прозвище получила в народе кислица, которую любят зайцы?(заячья капуста)

2.На каком травянистом растении можно увидеть голубые, розовые и фиолетовые цветки одновременн?(медуница)

3.Это английское слово произошло от индийского, означающего «заросли». (джунгли)

Финальная игра «Вспомните и продолжите пословицу».

Золото добывают из земли,.. (а знания – из книги).
Мир освещается солнцем,.. (а человек - знанием).
Не стыдно не знать,.. (стыдно не учиться).
Не на пользу книги читать,.. (когда только вершки с них хватать).
Кто грамоте горазд,.. (тому не пропасть).
Сначала аз да буки,.. (а потом и все науки).

Игра со зрителями.

Вопросы для зрителей проверяют не только знания болельщиков, но и их смекалку.
1. Сколько дней в високосном году? (366)
2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
3. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)
4. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива.)
5. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры.)
6. Какое топливо добывают на болоте? (Торф.)
7. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив.)
8. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал.)
9. На каком материке нет рек? (В Антарктиде.)
10. Какой снег быстрее тает - чистый или грязный? (Грязный.)
11. Кто появляется весной раньше - летучие мыши или насекомые? (Насекомые.)
12. Как называется наука о животных? (Зоология.)
13. Горело 7 свечей, 3 свечи погасло. Сколько свечей осталось? (3 свечи, остальные сгорели.)
14. Какой океан самый большой? (Тихий.)
15. Самое крупное наземное животное. (Слон.)
16. Что идет, не двигаясь с места? (Время.)
17. Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?(Одинаково.)
18. Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на две ноги? (2 кг.)
19. Одно яйцо варится 10 минут. Сколько времени надо, чтобы сварить 5 яиц? (10 минут.)
20. Каким словом называется и фрукт, и часть глаза? (Яблоко.)

Подведение итогов.
Подсчет баллов, полученных командами.
Награждение победителей.

По материалам ped-kopilka.ru