Экономика        15.11.2021   

Тетрадь в клеточку задания для дошкольников. Ориентация на тетрадном листе в клетку у детей с нарушением зрения

Введение.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигателъной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса. В детском саду можно организовать специальные занятия, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

В этом помогает знакомство детей с тетрадью в клетку. Чтобы будущему школьнику было легче работать в такой тетради, нужно уделить этому немного времени.

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микро-пространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Знакомство с тетрадью в клетку можно превратить в игру.

Цель занятия: научить детей пользоваться тетрадью в клетку, ориентироваться на плоскости листа.

Задачи занятия:

Образовательные (предметные) :

Развить умение пользоваться клеткой, работать с тетрадью в клетку.
Научить правильно ориентироваться на плоскости листа.
Развивающие (метапредметные):

Регулятивные:
Способствовать выполнению пробного учебного действия – выделять одну клетку.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение дошкольника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в тетради для самостоятельных работ.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Материал:

Тетрадь в клетку, простой карандаш, набор цветных карандашей, карточки-ответы по географическому диктанту, рисунок клетки, картинка с изображением комара, квадраты из цветной бумаги.

Ход занятия.

О чем эта загадка?

Их расчертят на листе

Голубыми красками.

Разбегутся по тетрадке.

Квадратными участками.

Правильно о клетке.

Педагог показывает нарисованную бумажную клетку и представляет всем детям новую гостью.

Эта клеточка прибыла к нам из далека. Послушайте какой длинный путь она проделала. Рассказывает сказку « Путешествие клеточки» .

Жила-была в лесу клеточка. Обычная бумажная клеточка: маленькая, квадратная, белая. Она уже и не помнила, как оказалась в лесу. Ей казалось, что всю жизнь она провела среди травы и корней. Жила она во мху под пеньком, рядом с поваленной осиной. Жила – и вздыхала. Никто не хотел с ней дружить.

Однажды рано утром сквозь сон клеточка почувствовала, как её что-то сильно придавило к земле. Она встрепенулась, вскочила – но увидела лишь рыжий хвост. Лиса случайно наступила на неё, когда шла по своим делам. Клеточка горько заплакала – никому она не нужна.

Почему вы плачете? – рядом с клеточкой на травинку сел комарик.- Вам нельзя плакать, вы же бумажная и промокнете!

А что мне делать? Я никому не нужна! – воскликнула клеточка.

Милая клеточка, хотите, я буду вашим другом?

Вы будете дружить со мной? – недоверчиво спросила клеточка.

Мне кажется, наш лес слишком тёмный и влажный для вас. Вы постоянно промокаете. Да ещё и плачете… - с этими словами комарик своим хоботком осторожно осушил все-все слёзы, которые клеточка наплакала за день.

Клеточка, я знаю дом, где живут ваши братья и сёстры. Хотите, мы полетим туда?

Очень, очень хочу!

Комарик и клеточка поднялись над деревьями, и клеточка впервые увидела лес с высоты. Высоко в небе светило яркое солнце. Оно согрело клеточку, и у неё расправились все уголочки. Клеточке было тепло и хорошо.

Постепенно комарик стал снижаться. Впереди показались дома. Комарик влетел в окно на втором этаже одного дома и приземлился на столе.

Вот мы и прилетели. К сожалению, я не могу долго находиться рядом с вами: меня здесь не любят и постоянно за мной охотятся. Но я буду навещать вас. Не скучайте!

Спасибо! – крикнула клеточка вслед улетающему другу.

Она огляделась. На столе лежали ручки, разноцветные карандаши, линейка и раскрытая тетрадь в клеточку. Клеточки в ней были ровные-ровные, белые и очень красивые. На некоторых были нарисованы кружки, палочки и цифры.

Мама, я сделал математику. Тетрадка на столе. Можно пойти погулять? – услышала клеточка голос мальчика.

Так вот она какая, математика, - сказала клеточка. Она подошла поближе к тетрадному листу и запрыгнула внутрь. Как же ей было радостно оказаться среди таких же клеточек! Они тут же подвинулись и пустили её на первую страницу в четвёртый ряд, слева от края.

Педагог демонстрирует тетрадь. Объясняет, что с клетками в тетради нужно обращаться бережно, у каждой клетки в тетради есть свои секреты. Давайте узнаем об этих секретах.

Знакомство детей со сторонами клетки.

На доске появляется крупно нарисованная клетка. У детей на столе белые листочки с одной начерченной на них клеткой. Педагог обращает внимание на то, что у клетки есть потолок – это верхняя сторона клетки, и просит детей обвести её синим карандашом слева направо (вместе с детьми выполняет задание на образце). Затем показывает на пол – это нижняя сторона клетки, дети обводят её зеленым цветом справа налево. Потом педагог поочередно просит детей поднять левую и правую руку, дети обводят соответствующие стороны клеток: сначала левую сторону жёлтым карандашом сверху вниз, затем правую сторону красным карандашом снизу вверх.

Сколько всего сторон у клетки?

Педагог обращает внимание на то, что когда стороны соединились, то между ними получились углы, которые тоже имеют своё название. Появляется друг клеточки – комарик.

Комарик соскучился по своей подруге клеточке и решил её навестить. Педагог просит одного ребенка посадить комарика на правую сторону клетки, затем – на верхнюю. Спрашивает детей: на каких сторонах клетки посидел комарик? (на правой и на верхней). Педагог просит ребёнка посадить комарика в углу между этими сторонами. Педагог спрашивает: Как вы думаете, какое название будет иметь этот угол? (Правый верхний угол). Проводится соответствующая работа с каждым углом.

Сколько всего углов у клетки?

После этого на своих листочках с клеткой дети выполняют задания: Нарисуйте в левом верхнем углу клетки круг, в правом нижнем - треугольник, в правом верхнем – овал, в левом нижнем – прямоугольник. Комарик проверяет выполненные задания и улетает.

Ребята посмотрите внимательно на свои клеточки. Каждая вершина одного угла клетки совпадает с вершинами углов других клеток. Давайте на пересечении вершин любым цветным карандашом поставим точки.

Сколько вершин у клетки?

Педагог показывает клетку на доске, которая пунктиром делит клетку пополам по вертикали, горизонтали и диагонали

Ребята, все эти линии делят клетку пополам, и пересекаются в одном месте. Как называется это место? Дети предлагают свои ответы. (Центр клетки)

Дети берут подготовленные квадраты и сгибают их по горизонтали, по вертикали и по диагоналям, точку пересечения отмечают красным карандашом.

В своих клетках на листочках найдите центр и отметьте любым карандашом

Физкультминутка.

Я по клетке побегу, (имитация бега)

Стороны все оббегу.

И в углах попрыгаю, (прыгают)

Ногами там подвигаю. (поднимают поочередно левую и правую ноги)

В центр клетки забегу, (бегут)

Руки выше подниму (поднимают высоко руки)

Низко стану приседать,(приседают с поднятыми руками)

Центр клетки надо знать.

После физкультминутки дети садятся на место и открывают тетради.

Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения. У каждого листа две стороны – две страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Заполнять листы рисунками и орнаментами нужно по порядку.

Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Предложить детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.

Предложите детям такие задания:

Покажи нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, правую, левую сторону.

На листе тетради есть четыре угла: два верхних, два нижних. Соответственно – верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол.

Покажите пальчиком верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, середину страницы.

В тетрадях прописан образец задания.

Педагог рассказывает, что при письме надо соблюдать следующие правила:

Сидим прямо.

Ноги вместе.

Между грудью и столом расстояние 2 см.

Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по- другому, ребенку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.

Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок должен соответствовать середине груди.

Оба локтя лежат на столе.

Сели прямо, ноги вместе.

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте.

Можно начинать писать.

Дети прописывают по образцу дорожку первого ряда с комментарием педагога: - От точки ведем по верхней стороне клетки вправо, потом спускаемся по левой стороне сверху вниз, ведем по нижней стороне слева направо и поднимаемся по правой стороне снизу вверх.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку.

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке.

Будут линии писать.

(дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки).

Педагог на доске выставляет две картинки: фонарный столб и книжная строка

Что изображено на первой картинке? – Фонарный столб.

Наши клеточки в тетради тоже могут располагаться столбиками. Дети раскрашивают в тетради столбики из трех клеток сверху вниз.

Что изображено на второй картинке? – книжная строка.

Клетки в тетради могут идти строчками. Раскрашивают в тетради строчки из трёх клеток слева направо.

(В первом классе идет знакомство с таблицей, понятия столбик и строка помогут ребенку легко ориентироваться при изучении данной темы).

Можно тренироваться на больших листах разлинованных на клетки. Найдите клетку в первом столбике в первой строке, поставьте точку. Найдите клетку во втором столбике в третьей строке, нарисуйте цветочек. Найдите клетку в четвертой строке в четвертом столбике нарисуйте солнышко и т.д.

Рабочая строка.

Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. В первых упражнениях педагог сам чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток, закрашивают ее синим карандашом. «Строка – это река с заповедными берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке».

Дети закрашивают рабочую строку синим или голубым карандашами, как будто бы это река.

Графические диктант:

Вы любите путешествовать?

Вам когда-нибудь приходилось путешествовать по клеточкам?

Хотите попробовать?

Сядьте ровно. Положите правильно перед собой тетрадь. Возьмите карандаш. Путешествие началось! Будьте внимательны!

Педагог проводит графический диктант.

Что получилось?

Если вы были внимательны и соблюдали все правила, то у вас должен был получиться такой же рисунок, как у меня (Педагог показывает детям карточку- ответ). Затем берет клеточку с доски и проверяет работы у детей.

Рефлексия. На маленьких квадратах-клетках дети рисуют смайлики с улыбками и выставляют на доске.

Приложение 4

Правила для работы в тетрадях:

1. При прямой посадке ребенок должен опираться грудью о стол.

2. Расстояние от края стола до груди должно быть не более 3-4 см.

3. Расстояние между глазами и тетрадью ребенка – 30-33 см.

4. Обе руки лежат на парте, только локтевой сустав немного выступает за края, левая рука поддерживает тетрадь и передвигает её вверх по мере заполнения страницы.

5. Свет должен падать с левой стороны.

6. Для леворуких детей свет должен падать справа.

Надо стараться научить детей самостоятельно проверять осанку. Для этого применяются мешочки с песком (см. фото), которые кладут на голову, стараясь удержать. Тем самым вырабатывается прямая осанка. Дети должны осознать значение правильной осанки для здоровья, физического развития и работоспособности, что особенно важно для успешного овладения навыками письма.

Учитывая проблему леворуких детей и амбидрексов, следует объяснять им задания более подробно, давать меньшее по объему задание, делить задания на части, давать задания пониженной трудности. Всем детям предлагаются 2 тетради:

В крупную клетку (тетрадь № 1)

Тетрадь С. Гаврина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинина «Готовим руку к письму» известных педагогов психологов (тетрадь № 2)

Работа с первой тетрадью выстроена в следующей последовательности :

1. Знакомство с тетрадью (обложка, лист, страница)

2.Знакомство со страницей.

3. Знакомство с клеткой.

4. Знакомство со строкой.

5. Выполнение упражнений в клетке (см. Приложение).

Работа со второй тетрадью выстроена с учетом заданий, объединенных главным требованием: выполнять задание строго по условию:

1. Раскрашивать картинки, не выходя за контуры;

2. Штриховать только в указанном направлении;

3. При работе тетрадь не поворачивать «не крутить».

Рисунок 9

На первых порах важно качество выполнения (правильность и тщательное соблюдение всех условий), а не скорость и количество сделанного ребенком.

Условия правильного выполнения заданий в тетради № 2 : ребенок работает не более 15 мин.; при этом выбирается правильное расположение тетради и в дальнейшем тетрадь не вращается - свое положение меняет только рука! Последовательность выполнения заданий - от первого к последнему, без «перепрыгивания»; после выполнения каждого задания осуществляется обязательный разбор полученного результата вместе с ребенком; за каждый успех ребенка необходимо хвалить его и поощрять. Рисунок 10

Все задания в тетрадях подбираются с учетом неустойчивого внимания детей, с учетом сложности задания и чередуются по интересам детей.

Задание для тетради № 1

Задание 1 . Знакомство с тетрадью

Цель: Познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы)

Задание 2. Знакомство с клеткой.

Цель: Познакомить детей с клеткой.

Упражнения: Клетка-это домик. У домика есть пол, стены, и потолок, также и у клетки есть пол, стены, потолок.

а) Нарисовать одну клетку (на простом листе без клеточек)

б) Нарисовать много клеток, одна за другой (на таком же листе)
Задание 3 . Игра с клеткой.

Цель: Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны) Упражнение:

а) Найти в клетке центр (выделение центра клетки на протяжении всей строки) б) Найти левый верхний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки) в)Найти правый нижний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей
строки)

г) Найти стороны клетки (правую, левую)

д) Найти «пол и потолок» клетки

е) Изобразить клетку полностью (нарисовать «домик» через одну клетку)

Задание 4 . Строка Цель: Ввести понятие «строка» Упражнение: Провести прямые линии строки внизу и вверху.

Задание 5 . Ходьба по клеткам

Цель: Учить ориентироваться по клеткам.

Упражнение:

а) Хождение по клеткам пальчиками.

б) Хождение по клеткам ручкой.

Через клетку

Через 2 клетки

Через 3 клетки и т. д.

Задание 6 . Работа с клеткой

Цель: Учить работать с клеткой.

Упражнение: Вписывание различных форм, элементов в пределах клетки, использовать штриховку в различных направлениях.

Задание 7.

Цель: та же.

Упражнение: Вписывание внутри клетки предметы округлой формы (можно использовать штриховку по кругу)

Задание 8 .

Цель: Учить работать в пределах границ и строки по опорным точкам.

Упражнение:

а) I Доведение длинных и коротких линий

б) Соединение точек в указанном направлении.
Задание 9 . Штриховка.

I {ель: Учить работать в пределах границ.

Упражнение: Начертание линий внутри предмета.

Задание 10 .

Цель: Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, учить соблюдать интервал («ходим» через клетку)

Упражнение: Написание отдельных элементов или узора «В домиках мы все живем и в окошечко глядим»

Задание 11 .

Цель: та же.

Упражнение: Чередование больших и малых элементов (прямых и округлых).

Задание 12 . Развивать глазомер, тренировать в написании элементов с петлей вверху, внизу.

Цель : та же.

Упражнение: Отрывное написание петлей «Птички на ветке сидят», «Листики летят».

3 оценок

Данная подборка сдержит упражнения по написанию элементов на страницах в клетку по образцу.
Игровой сюжет и стихи заинтересуют ребенка, а пальчиковая гимнастика не только превращает выполнение задания в игру, но и помогает подготовить мелкие мышцы кисти к написанию элементов и штрихованию.

Для предотвращения нарушения осанки малышу необходимо правильно сидеть во время занятия: корпус свободный, спига прямая, ноги стоят прямо на полу, руки лежат на столе до локтя, между грудью и краем стола - 3-4 см. Расстояние от глаз до тетради - 30 см. Тетрадь разместите настоле с наклонов влево под углом 25 градусов, нижний угол страницы - напротив середины груди ребенка. Источник света - слева.
Старайтесь не переутомлять ребенка. длительность занятия не должна превышать 10 минут, проведение линий - 5-6 минут.
Приучайте ребенка не выходить за границы линеек, равномерно размещать, элементы в строчках. Элементы для рисования и штрихования постепенно усложняются, поэтому старайтесь не нарушать последовательность страниц.

Писать ребенку лучше не ручкой, а мягким простым карандашом. Дети растраиваются, если не могут выполнить задание красиво. А карандаш можно стереть ластиком и поправить неудачную строчку. Вы можете купить канцелярские товары в интернет-магазине.

Поощряйте малыша, радуйтесь каждому успеху, тогда и он будет работать стабильно и аккуратно.

Каждое упражнение пальчиковой гимнастики советуем выполнять несколько раз по очереди обеими руками.Желательно объединять в небольшой комплекс два-три упражнения (вспоминать предыдущие или те, которые больше всего понравились). Выполнять их можно как перед началом занятия, так и посерединке или в конце занятия, принимая во внимание желание ребенка и его состояние.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму, на счет сайта.

Заранее Вам спасибо!!!

К.Утехина

Подготовка к школе

Развитие графических навыков письма у дошкольников

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигателъной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в дОУ специальных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу с детьми в течение уже 15 лет. (Опыт моей работы отражен в пособии «Развитие графических навыков письма у дошкольников».- М.: ВИНИТИ, 1997.) За это время выработалась определенная система упражнений, которая является принципиально новой по психологическому подходу к этой проблеме.

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников (6 лет), в том числе особенности зрительного восприятия, занятия провожу в тетрадях с крупной клеткой. Клетка дает больные возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.

Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задание в ограниченном пространстве - клетке; закрепляет умение измерять условной меркой - клеткой; сравнивает объекты по вели чине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета. Он учится анализировать учебное задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивает объекты, устанавливая их сходство или различия. Ребенок уточняет знания о простых геометрических фигурах, учится аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов.

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Система работы включает восемь разделов, которые реализуются в следующем порядке.

  1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
  2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
  3. Радуга: теплые и холодные цвета.
  4. Наклонные прямые линии и комбинации из них.
  5. Печатание цифр по клеткам.
  6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
  7. Печатание букв по клеткам.
  8. Рисование по клеткам предметов сложной формы.

Упражнения усложняю постепенно. Знакомя ребенка с новым упражнением, опираюсь на ранее усвоенные им умения и навыки.

Примерные упражнения по разделам

1. Знакомство с тетрадью. Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения. У каждого листа две стороны - страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты -клетки. Предложить детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.

Загадка . Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита. (Тетрадь.)

Рабочая строка . Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.


Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. В первых упражнениях воспитатель чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток), закрашивают ее синим карандашом. «Строка - это река с заповедными берегами. На берег вы ходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке». Дети ставят точки на рабочей строке: в центр клетки, на середине боковой стороны клетки, на пересечении линий (рис. 1).

2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них . Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание.

Это могут быть вертикальные и горизонтальные прямые линии разной длины и с разными интервалами, в различных комбинациях, в том числе квадраты, прямоугольники небольших размеров, которые дети штрихуют слева направо или сверху вниз, раскрашивают (рас. 2). Упражнения выполняются строго по клеткам.

З. Радуга . Цель: закреплять знания о теплых и холодных цветах, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

Воспитатель чертит радугу, дети закрашивают ее по порядку в цвета:

красный, оранжевый, желтый - это теплые цвета, как солнышко, как огонек; зеленый, голубой, синий, фиолетовый - это холодные цвета, как небо, как река, море. В дальнейшем при раскрашивании фигур дети самостоятельно подбирают теплый или холодный цвет по указанию воспитателя.

4. Наклонные прямые линии и комбинации из них . Цель; развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т. д.); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

Рис 2. Рис 3.


Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники раз ной формы и штриховка их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в теплые или холодные цвета по указанию воспитателя (рис. 3).

5. Печатание цифр по клеткам . Цель: развивать ориентирование в микропространстве, зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание.

Цифры печатаем такими, как печатают индекс на почтовых конвертах. далее можно предложить детям сравнить: что одинаковое и что разное в тiарецифр:2и7,

6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы . Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, умение чертить плавно закругленные линии, ориентировку в микропространстве. Дуги желательно чертить высотой в одну клетку и шириной в одну, затем в две клетки. Круги вписывать в квадрат-клетку, в квадрат со стороной в две клетки, затем в воображаемый квадрат. Овалы чертить в прямоугольнике шириной в одну клетку, высотой в две клетки, затем в таком же воображаемом прямоугольнике (рис. 4).


7. Печатание букв по клеткам . Цель: развивать внимание, зрительно-двигательную координацию; закреплять элементарные графические умения и навыки письма.

Буквы печатаем высотой в две клетки, шириной в одну клетку. Исключение составляют буквы Ж, Ф, Ш, Щ, Ы. Их печатают шириной в полторы клетки. В конце каждого занятия дети сравнивают по при знакам сходства или различия некоторые буквы: Б-В; И-Н; С-Э; О-Ю; Ц-Щ и др.

8. Рисование по клеткам предметов сложной формы. Цель: развивать зрительный анализ и синтез восприятия сложной формы, ориентирование в пространстве; закреплять навыки счета и измерения условной меркой - клеткой. Это могут быть различные предметы, нарисованные по клеткам, орнаменты из геометрических фигур. Сначала дети рассматривают образец, зрительно расчленяя его на простые геометрические фигуры, определяя их величину, считая клетки в каждой стороне и определяя их взаимное положение, затем рисуют по образцу, раскрашивают. На следующем этапе работы дети рисуют предметы или орнаменты из геометрических фигур по замыслу, раскрашивают их.

Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2- З раза в неделю по семь-десять минут как часть занятия комплексного, по математике и др. Перед работой в тетради провести физпаузу а после выполнения задания упражнения для кистей рук. Необходимо следить за освещённостью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз должно быть не менее 33 см.

Для работы в тетради ребёнку понадобятся шаровая ручка, простой карандаш и набор цветных карандашей.

Примерный план занятия (или части занятия) по развитию элементарных графических навыков письма

  1. Сообщение детям темы занятия.
  2. Рассматривания образца упражнения, объяснение способа его выполнения.
  3. Показ способа выполнения задания на доске и в тетради с одновременным пояснением: «Поставим ручку в правый верхний угол, клетки проведем прямую в левый нижний угол и т. д.»
  4. Проговаривание детьми способа выполнения задания.
  5. Выполнение задания.
  6. Контроль со стороны воспитателя за точностью выполнения задания детьми.
  7. Привлечение ребенка к анализу качества вы полненной работы.

Ориентация в клеточке у младших школьников

В первые дни в школе очень важно научить ребенка пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, правильно находить ее стороны, углы, центр и середины сторон.

Предлагаемый набор заданий и упражнений научит младшего школьника ориентироваться в клеточке, что в дальнейшем поможет ему красиво и правильно писать цифры, буквы, выполнять графические задания в тетрадях. У него будут заложены азы письма и рисования.

Выполняя практические задания, дети развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и логику. При этом развивается глазомер и точность движения руки.

Первоначально используется демонстрационный плакат, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз.

Педагог показывает и называет стороны клетки, обращая внимание на то, что у клеточки четыре стороны и каждая имеет свое название: левая, правая, верхняя, нижняя.

Дети должны правильно назвать и показать стороны клеточки.

1. Педагог называет сторону, школьники должны правильно ее показать (при помощи указки провести по стороне клеточки). Если это верхняя или нижняя сторона, то проводить слева направо, а если левая или правая, то сверху вниз.

2. Учитель на плакате показывает поочередно каждую из сторон. Ребята должны правильно их назвать.

Упражнение 1

Обведи ручкой четыре отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию желтого цвета по верхней стороне клетки, во второй проведи красную линию по нижней стороне, в третьей – синюю линию по левой стороне, в четвертой – зеленую линию по правой стороне.

Упражнение 2

Обведи ручкой одну клеточку. Поставь точку на правой стороне клеточки. Отметь крестиком нижнюю сторону. Поставь две точки на левой стороне. Отметь двумя крестиками верхнюю сторону.

Затем дети знакомятся с основными точками клеточки. Для этого педагог выставляет плакат с изображением увеличенной клетки, на которой отмечены ее опорные точки.

Педагог показывает и называет точки клеточки. Дети должны научиться правильно называть и показывать эти точки.

Закрепление материала проводится в два этапа.

1. Учитель называет поочередно все точки клеточки, дети должны правильно их показать на плакате.

2. Педагог показывает точки клеточки, дети должны правильно их назвать.

После этого проводятся упражнения в тетрадях.

Упражнение 3

Обведи ручкой девять отдельных клеточек. Поставь точку в первой клеточке в верхнем правом углу, во второй – в нижнем правом углу, в третьей – в верхнем левом углу, в четвертой – в нижнем левом углу, в пятой – посередине правой стороны, в шестой – посередине левой стороны, в седьмой – посередине верхней стороны, в восьмой – посередине нижней стороны, в девятой – в центре клеточки.

Упражнение 4

Обведи ручкой пять отдельных клеточек. В первой клеточке поставь точки в верхнем левом и в нижнем правом углах. Проведи линию от верхнего левого к нижнему правому углу. Во второй клеточке поставь точки в верхнем правом и нижнем левом углах. Проведи линию от верхнего правого к нижнему левому углу. В третьей клеточке поставь точки в середине левой и посередине правой сторон. Проведи линию от середины левой к середине правой стороны. В четвертой клеточке поставь точку посередине верхней и посередине нижней сторон. Проведи линию от середины верхней к середине нижней стороны. В пятой клеточке поставь точку в центре, в верхнем левом углу и посередине правой стороны. Проведи линию от центра к верхнему левому углу и от середины правой стороны к центру.

Последующие упражнения дети выполняют в увеличенной в несколько раз клеточке. Для этого педагог раздает школьниками листы белой бумаги, на которых изображены клеточки-квадратики. Сторона такого квадрата составляет 4–6 клеточек.

Упражнение 5

В квадрате поставь точки в верхнем правом углу, посередине верхней стороны, посередине нижней стороны и в нижнем правом углу. Проведи красную линию от верхнего правого угла к середине верхней стороны, затем к середине нижней стороны и к нижнему правому углу.

Какую букву ты нарисовал? Какие слова начинаются с этой буквы? Какие заканчиваются на эту букву? В каких словах эта буква стоит в середине слова?

Подобные упражнения можно проводить со всеми буквами алфавита.

Примечание . В буквах Д, Ц, Щ, Ё некоторые части дорисовываются за пределами квадрата.

Мы научились писать буквы внутри клеточек-квадратиков. А теперь будем писать целые слова.

Упражнение 6

В первом квадрате проведи линию от середины верхней стороны к середине нижней, затем к верхнему правому углу и к нижнему правому углу. Во втором квадрате проведи линию от середины левой стороны к центру квадрата, затем к середине верхней стороны, далее к верхнему левому углу и к нижнему левому углу. В третьем квадрате проведи линии от верхнего правого угла к центру клеточки, затем к середине нижней стороны, от верхнего правого угла к нижнему правому углу. Из центра квадрата к середине правой стороны.

Назови буквы, которые у тебя получились. Прочитай все слово. А как зовут тебя? Как зовут твоих родителей? Какие еще имена ты знаешь?

Аналогичные упражнения проводятся при написании других слов.

Мы научились писать слова внутри клеточек-квадратиков. Теперь будем писать целые предложения.

Примечание . При написании букв можно использовать разные варианты их расположения в квадратике и разные варианты их написания.

Мы научились писать буквы, слова, целые предложения, а теперь будем учиться писать цифры в квадратиках-клеточках.

Упражнение 7

Проведи линию красного цвета от центра квадрата до верхнего правого угла и затем к нижнему правому углу. Какую цифру ты написал? Какие цифры ты еще знаешь?

Аналогично проводится выполнение заданий для написания других цифр.

Так пишутся цифры на конвертах, когда мы обозначаем индекс.

Мы научились писать цифры, а теперь будем рисовать в квадратиках-клеточках предметы окружающего мира. При выполнении этих заданий можно дорисовывать недостающие части предметов как в квадратике, так и вне его.

Упражнение 8

Проведи линию зеленого цвета от середины левой стороны квадрата к середине верхней стороны и к середине правой стороны, затем к середине левой стороны. Проведи линию зеленого цвета от нижнего левого угла к центру, от центра к нижнему правому углу и к нижнему левому углу. Дорисуй ствол и закрась елочку.

Почему елочку называют вечнозеленой? Какие загадки ты знаешь про нее? Назови другие деревья, которые ты знаешь. Какой праздник не обходится без елочки?

Упражнение 9

Проведи синюю линию от середины правой стороны к середине левой стороны, затем к середине верхней стороны и к середине нижней стороны, потом к середине правой стороны.

Дорисуй бабочке голову, туловище, усики и раскрась ее. Где ты видел бабочек? Каких бабочек ты знаешь?

Аналогично выполняются задания по рисованию других предметов.

Теперь мы научимся делить клеточку-квадратик на 2, 4 равные и неравные части.

Упражнение 10

В тетради обведи ручкой 4 отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию от середины левой стороны к середине правой. Во второй проведи линию от середины верхней стороны к середине нижней стороны. В третьей клеточке проведи линию от верхнего левого угла к нижнему правому углу. В четвертой клеточке проведи линию от верхнего правого угла к нижнему левому углу.

Каждую из этих клеточек мы разделили на 2 равные части?

Упражнение 11

В тетради обведи ручкой 2 отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию от середины левой стороны к середине правой стороны и линию от середины верхней стороны к середине нижней. Во второй клеточке проведи линию от верхнего левого угла к нижнему правому углу и от верхнего правого угла к нижнему левому углу.

Эти клеточки мы разделили на 4 равные части.

Следующее упражнение дети выполняют на листочках бумаги, где уже нарисованы клеточки-квадратики.

Упражнение 12

а ) Раздели квадраты на 2 неравные части различными способами.

б ) Раздели квадраты на 3 неравные части.

в ) Раздели квадраты на 4 неравные части.

Примечание . Все упражнения, описанные выше, можно выполнять коллективно на доске, где будут заготовленны клеточки-квадратики. Например, при рисовании буквы дети поочередно выходят к доске, и, по указанию педагога, в квадратике мелом отмечают опорные точки, а затем проводят заданные линии, соединяя точки. После этого все вместе читают нарисованную букву. Наибольший эффект достигается при сочетании индивидуального и коллективного выполнения заданий.