Точные науки        19.01.2022   

Познание занятие день защитников отечества. Конспект занятия «Наши защитники

Цели : уточнить представления детей о нашей армии; познакомить с родами войск, военными профессиями.

Планируемые результаты
Задачи.



Развивающие: Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание. Развивать нравственно-эстетический вкус и чувство гордости за наших защитников Родины. Совершенствовать физкультурные навыки у детей. Развивать логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное занятие «Защитники отечества»

Цели : уточнить представления детей о нашей армии; познакомить с родами войск, военными профессиями.


Планируемые результаты : дети интересуются играми на военную тематику, жизнью людей, военными профессиями, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Задачи.


Образовательные: Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Формировать понятия военный воздушный, сухопутный и морской транспорт. Дифференцировать профессии по родам войск.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов, любовь к Родине, к родным, воспитывать доброту, умение дружить. Приобщать дошкольников к русской праздничной культуре.
Развивающие: Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание. Развивать нравственно-эстетический вкус и чувство гордости за наших защитников Родины. Совершенствовать физкультурные навыки у детей. Развивать логическое мышление.


Содержание организованной деятельности


В: - Ребята, 23 февраля наш народ будет отмечать праздник День защитника Отчества. А что такое День защитника Отечества?
Предположения детей.
Воспитатель.
- Ребята, мы с вами живем в большой стране, которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Наши папы и дедушки служили в армии и защищали нас и нашу страну!
В армии есть различные рода войск - такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
Наша армия родная
Стережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны!
Воспитатель: Посмотрите дети на карту. Если нам придется защищать родину с моря, что нам нужно будет для этого?
Дети: Корабли и катера
А если враг нападет с воздуха? Что нам нужно что бы взлететь в небо и защититься?
Дети: Военные самолеты и вертолеты!
А почему вы решили их называть военными?
Дети: Потому что они будут воевать и участвовать в военных действиях!
А что бы защититься на суше, что нам нужно иметь?
Дети: Военные машины, танки, пушки!
Воспитатель: Посмотрите ребята на настоящую военную технику
Воспитатель показывает на экране фотографии, изображающие различные рода войск.
В: - Кого вы здесь видите?
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает и разъясняет.
Д: - Корабли, самолеты, танки.
В: - Вы правильно всех назвали - это различные рода войск. А зачем нужно столько много родов войск?
Предположения детей.
В: - Правильно! Лётчики защищают небо; пехотинцы – сушу; моряки и подводники – море. Наши мальчики скоро вырастут и пойдут служить в армию. Давайте представим себе, что мы оказались в армии. Вы знаете, что в армии есть различные рода войск.
Если дети не знают, дать возможность им подумать, а затем воспитатель сам рассказывает, и показывает, используя мультимедийную установку.
Сухопутные войска
В: - Кто служит на танке?
Д: - Танкист.
В: - Кто служит на границе?
Д: - Пограничник.
В: - Кто такой ракетчик?
Д: - Кто, служит в ракетных войсках.
Военно-морской флот
Кто плавает на кораблях и катерах?
Д: Моряки и капитаны
В: - Кто плавает на подводных лодках
Д: - Моряки-подводники!
Воздушный флот
В: - Кто летает на самолетах и вертолетах?
Д: - Летчики.
В: - Как называется человек, прыгающий с парашютом?
Д: - Парашютист.
Проводится физкультминутка «Самолёты».
Самолёты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели.
(руки в стороны)
На поляну тихо сели,
(присели, руки к коленям)
Да и снова полетели.
(руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)
В: - Молодцы! Солдаты защищают нашу Родину! Родина – значит родная, как мама и папа. Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живём. Родина у каждого человека одна. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине:
Нет земли краше, чем Родина наша!
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Одна у человека мать – одна и Родина!
В: - Все они учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от врагов. Вы, дети, ещё очень малы, но даже сейчас можете многое сделать для того, чтобы наша Родина стала ещё краше. Не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья и не топтать газоны. А самое главное – любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, расти умными, сильными, здоровыми.
Ребята давайте вспомним с вами о чем мы сегодня узнали. Для чего нужна армия? Что защищают военно-морские силы? Что защищают сухопутные войска? Что защищают военно-воздушные силы? Кто служит в Армии?
Д: Ответы детей.
Слушание песни «Бравые солдаты» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
В: А чтобы быть сильными, ловкими здоровыми надо заниматься физкультурой!
Игра: кто быстрее наденет рубашку, тельняшку и фуражку. (участвуют девочки одевая форму медсестер и мальчики одевая пилотку и накидку.)
Проводится подвижная игра «Подводная лодка» (туннель). Дети проползают под стульями, поставленными в ряд, или на двух стульях лежит гимнастическая палка.
В: - Молодцы! Подводниками были, а теперь мы будем пехотинцами. Ребята, вам нужно по извилистой дорожке пробежать и пронести “снежок”. А мы посмотрим, кто самый ловкий, обегая, не уронит ни одну кеглю и кто самый быстрый и внимательный солдат.
Игра “По извилистой дорожке” (описание игры). На линии финиша находится обруч, в котором лежат “снежки”. По сигналу ведущего, первый игрок начинает движение: обегает каждую кеглю, добегает до обруча, берет “снежок”, возвращается в свою команду и кладет “снежок” в обруч.
В: - Молодцы, ребята! Вы замечательно справились со всеми заданиями, показали, что вы сильные, ловкие, умелые, что сможете служить в армии и станете достойными защитниками нашей Родины, которую будите беречь и любить.

Конспект классного часа в 3 классе по теме «День защитников Отечества»

Цель занятия: формировать представление об празднике «День защитника Отечества» в ходе игры-соревнования;

Образовательные задачи:

  1. Формировать представление учащихся об истории праздника «Дня защитника Отечества»
  2. Расширять знания о военных профессиях и военных машинах, прививать к ним интерес

Развивающие задачи:

  1. Развитие память и внимание учащихся
  2. Развивать организованности при работе в группах

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, чувства гордости за страну

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Формирование основ гражданской идентичности: чувство сопричастности к своей Родине и народу.

Метапредметные:

Познавательные учебные действия

  1. Умение подводить под понятие, выведение следствий

Регулятивные учебные действия

  1. Способность принимать и сохранять цели, следовать им
  2. Умение контролировать процесс и результат своей деятельности
  3. Умение адекватно воспринимать оценочные суждения

Коммуникативные действия

1. Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

2. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами

3. Учиться критично относиться к собственному мнению

Предварительная работа: проектная деятельность на тему: «Наши защитники», чтение текста и просмотр фильмов по данной тематике.

Материалы для занятия:

Презентация, музыкальное сопровождение, шарфы, кегли, листы бумаги, бинты.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, а чему оно будет посвящено вы мне скажите сами.

Дети: Сейчас какой месяц и какого времени года?

Учитель: Сейчас февраль – зимний месяц.

Учитель: Февраль, как вы знаете, насыщен на праздники. Какие праздники вы знаете в феврале?

Учитель: Молодцы, все праздники назвали. Вы догадались, что мы будем говорить о празднике. А о каком празднике, вы узнаете из стихотворения.

Зимним днем,
Февральским днем,
Мы по улице идем.
Подпоясан день сегодня
Крепким кожаным ремнем,
И звенят на нем медали,
Ордена горят на нем.
Зимним днем,
Февральским днем,
Мы по площади идем,
К сердцу воина-солдата
На гранит цветы кладем
И защитнику народа
Честь в молчаньи отдаем.
Зимним днем,
Февральским днем,
Всю страну мы обойдем.
Мы взлетим на самолете,
Мы по морю поплывем
И увидим, как зажжется
Небо праздничным огнем.

(В. Степанов)

Учитель: Верно, наше занятие посвящено 23 февраля. А как называется этот праздник?

Дети: День защитника Отечества

  1. Определение цели занятия

Учитель: Целью нашего занятия будет узнать больше о празднике «День защитника Отечества».

Знаете ли вы, почему этот праздник так называется, и когда стали праздновать 23 февраля?

Дети: Хотим узнать.

Учитель: Давным-давно, еще в начале прошлого века, на нашу страну напали германские войска. После революции в России уже не было императора. Новой стране нужна была новая армия, которая бы защищали нашу Родину от германских захватчиков.

И вот, в 1918 году указом правительства была создана Красная Армия. А чтобы поддержать дух воинов, 23 февраля постановили праздновать день рождения Красной Армии.

Шли годы. Менялась жизнь. Наша страна пережила величайшую трагедию – вторую мировую войну. Смело и отважно боролись наши воины, освобождая свою Отчизну. Трудно было. Многие голодали, не было достаточно оружия. На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Но мы выстояли! Победа осталась за нами! И в 1946 году нашу армию переименовали в Советскую. А праздник 23 феврали стали называть "Днем Советской Армии и военно-морского флота".

Прошло еще полвека. Мощное государство под названием СССР перестало существовать. Бывшие республики отделились от России, желая стать независимыми. Но российская армия по-прежнему сильна. По-прежнему на защите нашего государства стоят мужественные воины. И в 1995 году Государственная Дума приняла закон "О днях воинской славы". Теперь праздник 23 февраля мы называем "Днем Защитника Отечества".

Учитель: Теперь вы ближе познакомились с историей этого праздника. Наше занятие будет необычным, поэтому я вас разделила на 3 команды. В конце занятия мы подведём итоги и наградим ту команду, которая была самая умная, ловкая, быстрая. Посовещайтесь и придумайте название команды.

  1. Игра команд

Учитель: Этот праздник выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины от вражеских войск во все времена. Сейчас, вы еще дети, но время летит быстро и через несколько лет наши мальчики тоже станут солдатами.

Мальчики, а кем вы хотите стать? (ответы детей)

Учитель: Мы ребята пока говорили только о мальчиках, но в армии могут служить не только парни, но и девушки.

Первый конкурс называется «Вопрос-ответ». Я буду задавать вопросы, а та команда, которая была самая активная получит балл.

1) Назовите, пожалуйста, женские армейские профессии?

Дети: медсестра, врач, радистка, телефонистка, повар, юридические армейские лица.

2) Ребята, а кто такой военный? (ответы детей)

Военнослу́жащий - лицо(человек)исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы , которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства.

3) Назовите знаменитых богатырей, т.к мы должны помнить своих легендарных героев.

Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор – богатырь.

4) Каким, по-вашему, должен быть должен быть настоящий мужчина? Давайте составим устный портрет.

5) А вот какого в прошлом называли богатырями?

(В средние века богатырями называли - отважных, сильных, смелых воинов, которые носили доспехи, были вооружены мячом и копьем).

В наши дни богатырями называют человека – умеющего держать свое слово, быть вежливым, доброжелательным, заступаться за слабого.

У нас есть такие богатыри в классе?

Очень хорошо!

Учитель: за этот конкурс 5 максимальное число баллов.

2 конкурс. «Богатыри»

Учитель: Вы сказали, что в классе есть богатыри. Сейчас мы это проверим. Но будут наши мальчики богатырями 21 века. От каждой команды нужна пара мальчиков.

  1. Конкурс лоцманов и штурманов.

Выходят 2 мальчика от команды. Одному завязывают глаза, а второй. Должен помогать ему пройти не задевая кегли.

  1. Конкурс радистов

На команду даётся пословица и поговорка, задача участников за определённое время собрать фразу. «Смелость города берет» и «Жить - Родине служить!»

  1. Конкурс врачей

Конкурс врачей

Учитель: Посмотрите, что сделал сильный ветер с нашими бинтами. А ну-ка, врачи, приведите их в порядок. Задача: скрутить бинт. Кто быстрее и аккуратнее? Следующее задание - забинтовать руку «больному».

Учитель: Ребята, молодцы, садитесь на места. За этот конкурс максимальный балл – 3.

3 конкурс. «Загадки»

Учитель: Давайте вспомним, какие же войска существуют в современной российской армии. Но вспомним мы при помощи загадок. Участвует вся команда.

В самолете он летает,
Страну нашу охраняет.
Выполняет он приказ:
Защищая с неба нас.
(Летчик)

Бескозырка и тельняшка,
Вьются ленты за спиной.
По полгода ходит в море,
Вы узнали кто такой?
(Моряк)

Начинал простым курсантом,
Потом стал он лейтенантом.
Он обучен воевать,
Как, скажи, его назвать?
(Офицер)

На границе он стоит,
Враг не лезет к нам, дрожит.
В поле, иль на берегу,
Преграждает путь врагу.
(Пограничник)

Дружит с рацией не зря,
Слух отличнейший, друзья!
(Радист)

Гусеницы, башня, пушка,
Люк открытый на верхушке.
Та машина в поле чистом
Управляется…
(Танкистом)

Защитит он нас умело,
С парашютом между делом
Прыгнет вниз и без прикрас,
Выполнит любой приказ.
(Десантник)

Учитель: А теперь вспомним машины, которыми управляют солдаты.

Машина непростая,
Машина боевая.
Как будто трактор с «хоботком»,
Всем прикурить дает кругом!
(Танк)

Затаилась в глубине,
Чтоб спокойно жить стране.
Бороздит пучины смело,
Выполняя свое дело.
(Подводная лодка)

Она вовсе не стреляет,
Только камни вдаль пуляет.
(Катапульта)

Имя девичье носила
Ну а как врага косила!
Замыслы врага порушит
Легендарная…
(Катюша)

Учитель: за этот конкурс команда может набрать 5 баллов.

4 конкурс: «На память»

У солдата должна быть очень хорошая память. Каждому подразделению необходимо запомнить как можно больше слов из тех, которые передадут вам связистки. Я буду зачитывать слова 1 раз, вы запоминаетет. А после записываете слова на листок. Листы передаются в штаб (жюри), а команды, по очереди, совместно вспоминают и называют слова, которые были прочитаны. Жюри отмечает, все ли слова назвали?

1 - танк, море, нарушитель, залп, окружение, медаль, капитан, пистолет, мина, победа.

2 - корабль, овраг, защитник, выстрел, атака, награда, командир, автомат, бомба, салют.

5 конкурс «Собери»

Учитель: Наша армия всегда славилась своими воинами. Столько войн выпало на долю России! В разное время защитники Отчества выглядели по-разному, менялась форма воинов, менялось оружие. Но всегда главным оружием наших воинов были смелость, отвага и любовь к Родине.

Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача собрать из букв слова, которые относятся к нашей теме занятия.

ТОЛДАС - СОЛДАТ

ЕЛГРАНЕ – ГЕНЕРАЛ

ШАРЛАМ – МАРШАЛ

ПОДАБЕ - ПОБЕДА

  1. Подведение итогов игры:

(Подчитываются баллы)

Учитель: Ребята, вы сегодня все молодцы, все постарались. По баллам выиграла команда …, но я хочу, мальчики, вас всех поздравить с этим праздником и вручить подарки.

  1. Рефлексия

Учитель: Мы целый урок посвятили разговорам о 23 феврале. Я уверенна, вы узнали много нового.

  • Что сегодня для вас было новым?
  • Поделитесь, что вам понравилось больше всего? Какой момент в занятии запомнился?

Закончит наше занятие хочу обращением к вам, дорогие мальчики.

Хоть вы не носите мундира,

Но знаем мы, что в трудный час

Вы так же, как и все солдаты,

Спасете Родину и нас.

Да, есть в Отечестве мужчины

И дух отважный не угас!

Мы это вескою причиной

Считаем, чтоб поздравить вас.

Желаем вам во всем удачи,

Пусть разрешаются добром

Все повседневные задачи,

Счастливым будет пусть ваш дом.

Мы поздравляем вас тепло

С Днем армии и флота,

Пусть будет радость от того,

Что чтит и любит кто-то.

Мужчина - дар божий для слабого пола,

Мужчина - защитник, мужчина - опора!

И есть еще всяких немало причин,

Чтоб женщины славили нынче мужчин!

Девочки дарят мальчикам подарки и воздушные шары.


МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ЛАБИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН ИМЕНИ Д. ШЕРВАШИДЗЕ

по теме «На страже Отечества»

Составитель: Ладатко Валентина Савовна

педагог дополнительного образования

Центра творчества г. Лабинска имени Д.Шервашидзе


г. Лабинск, 2016 год

План-конспект занятия ко Дню защитника Отечаства

Тема: композиция «На страже Отечества»

Цель: сформировать представление учащихся о самой высокой миссии вооруженных сил России – защите Отечества.

Задачи:

Образовательные: научить составлять композиции по военной тематике.

Научить изображать русских богатырей.

Развивающие: развивать знания и умения в изображении военной техники.

Развивать знания о защитниках древней Руси.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине и ее защитникам.

Оборудование, наглядные и дидактические материалы: зрительный материал П. Корин триптих «Александр Невский», компьютер, проектор, раздаточный материал, художественные материалы: бумага, шаблоны с изображением русских богатырей, акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши.

Литературный ряд: стихи о защитниках Отечества.

План занятия:

1.Организационная часть

2. Основная часть

Беседа.

Литературные чтения.

Просмотр зрительного материала.

3. Постановка художественной задачи.

4. Практическая деятельность

5. Заключительная часть

Просмотр

Ход занятия

    Организационная часть

Приветствие обучающихся;

Проверка посещаемости;

Проверка подготовки необходимых материалов и инструментов.

2. Основная часть

Вводная беседа о значимости вооруженных сил России в защите российского народа от военной агрессии (приложение № 1).

Литературные чтения: Стихи О. Высотская (приложение № 2)

«Мой брат уехал на границу», « Слава армии Российской»

Беседа с просмотром зрительного материала: презентация «На страже отечества» и книга «За землю Русскую» П. Д. Корин (приложение № 3).

Постановка художественной задачи:

Нарисовать русских богатырей.

Физкультминутка «Будем мир мы защищать» (приложение № 4)

Практическая деятельность: Выполнить рисунки с использованием просмотренного материала.

3. Заключительная часть: просмотр детских работ.

Обсуждение.

Рефлексия

Понравился урок – кричим ПОБЕДА

Не понравился – молчат

Не очень понравился – поднимают одну руку

Уборка кабинета.

Приложение № 1

Водная беседа.

Ребята, кто знает, какой праздник скоро будет отмечать наша страна?

День защитника Отечества.

Когда будет проходить этот праздник?

Официальной датой основания Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) считается день 23 февраля 1918 года.

Сейчас этот праздник называется День защитника Отечества, но по прежнему мы празднуем его 23 февраля.

Скажите, какие войска вы знаете?

Пехота, танкисты, моряки, летчики, пограничники.

У нас в группе есть дети, которые подготовили стихи об армии.

(выходят дети и рассказывают стихи, группа приветствует выступающих короткими аплодисментами).

Как вы думаете, когда еще не было армии, кто-то защищал нашу Родину, охранял ее границы?

Да, наверно, незнаем.

Слайд № 2 презентации

На защите рубежей нашей Родины стаяли княжеские войска, которые состояли из . В них имелась чёткая классификация людей по уровню опытности и профессионализма. Дружина разделялась на старшую и младшую.

Но, помимо профессиональной дружины, в войнах могли принимать участие и свободные общинники из простого народа и городское население. В летописях они упоминаются как вои . Численность такого ополчения могла составлять несколько тысяч человек. При этом в некоторых походах женщины принимали участие наравне с мужчинами. Люди, жившие на границе, совмещали занятия ремеслом и сельским хозяйством с функциями пограничных войск. С XII века активно развивается конница, которая разделяется на тяжёлую и лёгкую. Русские не уступали никому из европейских народов в ратном деле.

Приложение № 2

Стихи об армии О. Высотская

Слава армии Российской

Наша армия родная

И отважна и сильна.

Никому не угрожая,

Охраняет нас она.

Оттого мы любим с детства

Этот праздник в феврале.

Слава армии Российской –

Самой мирной на земле!

Мой брат уехал на границу

Мой брат уехал на границу. Он пограничник. Он солдат.

Когда нам дома крепко спится,

В ночной дозор идет мой брат.

Идет он в темноту ночную

И автомат с собой берет.

Он бережет страну родную,

Семью родную бережет.

Он слышит самый тихий шорох,

Он замечает каждый след.

В глухих лесах, в степных просторах –

Нигде врагам дороги нет!

Мой брат не скоро возвратится,

Не скоро он обнимет нас,

Но знаю, где-то на границе

О нас он думает сейчас.

Приложение № 3

Беседа с просмотром зрительного материала

Вводная часть «За землю русскую»

Сегодня мы познакомимся со знаменитым полководцем, защитником Руси, Александром Невским. Вы узнаете, почему князя стали называть Невским и научитесь рисовать русских богатырей.

А поможет нам в этом художник Павел Дмитриевич Корин (1892-1967).

Слайд № 3

Его картин «Александр Невский». Это не просто картина, а триптих – то есть три картины составляющие единое целое. Павел Дмитриевич Корин изобразил в картине любимого нашим народом полководца Древней Руси – Александра Невского, жившего в 13веке. С большой любовью художник запечатлел и людей того времени, и русскую природу вокруг древнего города Новгорода, где княжил Александр Ярославович. Эту землю защищали воины от чужеземных захватчиков.

Когда художник приступил к созданию триптиха, шла суровая военная зима 1942 года.

Слайд № 4

Художник Корин был убежден, что искусство может укрепить веру людей в грядущую победу.

Пусть будет жива в народе память о двух прославленных победах новгодского князя Александра Невского - над шведами на Неве и над немецкими рыцарями на Чудском озере.

Русский народ в 13столетии боролся против татаро – монгольского ига. Этим воспользовались шведы. Они напали на Русь с севера, приплыв на кораблях по реке Неве. Высадились на берег и расположились лагерем. Однако внезапно на лагерь устремилась дружина вольного города Новгорода. Впереди дружины - князь Александр Ярославович. Началась битва. Шведские воины не отступали. И в это время Александр подскакал на своем коне к шведскому предводителю рыцарю Биргеру и ранил его ударом копья. Шведы в панике побежали к своим кораблям.

В честь победы на реке Неве князя Александра Ярославовича стали называть Александром Невским.

В апреле 1242 года на Чудском озере произошло сражение – Ледовое побоище. В этой битве Александр Невский был и отважным воином и мудрым полководцем.

Так была одержана вторая победа Александра Невского и его дружины.

Павел Дмитриевич Корин верил, что память о героической истории народа, о подвигах воинов – защитников Родины поможет народу выстоять и одолеть врага. Так оно и было.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Когда входишь в зал нового здания Третьяковской галереи, где выставлен триптих «Александр Невский», он сразу приковывает взгляд. Высота картины около 3метров, ширина почти шесть с половиной метров. Уже сам размер говорит о том, что художник стремился в этом полотне передать величие героического прошлого своей Родины. Суровым, мужественным воином предстает на картине Александр Невский. Корин использует все средства живописи, чтобы передать его внутреннюю силу и стойкость.

Прежде всего, художник выстроил композицию всей картины – то есть определил центральную ее часть и две боковые, левую и правую. Они должны разъяснять, дополнять главный образ - легендарный образ Александра Невского.

Изображение полководца занимает всю центральную часть триптиха. Он дан выше человеческого роста – стоит прямо, ноги чуть раздвинуты, чтобы прочнее опираться на землю.

Линию горизонта художник расположил низко. От этого полководец кажется более высоким, величественным. Руки крепко сжимают рукоять меча. Они точно железные. Да и вся фигура Александра Невского словно выкована из железа. Она грозно выделяется на фоне неспокойного неба.

Воинское одеяние князя сверкает холодным отблеском металла.

Так художник размером фигуры, позой, цветом передал образ полководца.

Но не только стальным серебристо - серым цветом пишет картину художник. Победное настроение придает ей красный цвет, которым написан плащ, развевающийся за спиной Александра Невского. И сочетанием красок, колоритом - художник усиливает выразительность картины.

Всмотритесь в лицо князя. Оно озабочено – брови нахмурены, глубокие морщины – следы тяжких забот и ратных дел. Взгляд сосредоточенный, проницательный.

В те далекие времена люди верили в бога. Вот почему, следуя исторической правде, художник поместил за плечами Александра Невского боевое знамя с изображением божественного лика.

Обращаясь к воинам князь сказал: «Не в силе бог, а в правде». Полководец и его воины не полагались на помощь бога, а стремились сами защитить правое дело – и в этом была их сила и вера.

Художник Корин изобразил Александра Невского на берегу реки Волхов, а на другом берегу сияет прекрасный Софийский собор – строение древнего Новгорода. Художник не случайно нарисовал его на картине – он показал, что русские люди, сражаясь против захватчиков, защищали не только свою землю, но и свое искусство, культуру.

Слайд №5 Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу. На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд. Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд. Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.



«День Защитника Отечества»

Программные задачи:

Образовательные задачи: Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.).

Развивающие задачи: Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; с тимулировать речевую активность детей.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Используемый материал: Иллюстрации и картинки с изображением различных родов войск, иллюстрации, показывающие будни армии - тренировки солдат в спортивном зале, на полосе препятствий, на полигоне и т.д., картинки к игре «Что лишнее и почему?»

Словарная работа: долг, защитник, служба, Отечество, армия, граница, летчики, моряки, артиллеристы, пехотинцы, ракетчики, подводники, военная техника.

Ход занятия

Беседа об армии

Воспитатель: Ребята, 23 февраля очень важный праздник для нашей страны - День Защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? (Предположения детей.) Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Посмотрите на эти картинки. (Выставляются иллюстрации, изображающие различные рода войск.) Кого вы здесь видите? (Ответы детей).
Верно, это танкисты, моряки, артиллеристы, летчики, пограничники и т.д..
Вы правильно всех назвали — это различные рода войск.

Как вы думаете, зачем нужно столько много родов войск? (Предположения детей.) Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

Лётчики защищают небо; пехотинцы - сушу; моряки - море.

Игра «Кто, где служит?»

Воспитатель: Давайте представим себе, что мы оказались в армии. Вы уже знаете, что в армии есть различные рода войск. Кто служит на танке? (Дети: танкисты). Кто служит на границе? (Дети: пограничники). Кто летает на вертолете? (Дети: вертолетчики). Кто служит в ракетных войсках? (Дети: ракетчики). Кто служит на подводных лодках? (Дети: подводники). Кто служит в военной авиации? (Дети: военные летчики). Как называется солдат, у которого нет военной техники? (Дети: пехотинец).

Загадывание загадок:
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою... (страну)

Брат сказал: "Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником -
Станешь... (пограничником)

Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном... (корабле)

Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный... (летчик)

Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется... (танкистом)

Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота -
Ждет тебя, солдат, ... (пехота)

Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было... (войны)

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

(На фланелеграфе расположены изображения солдат различных родов войск, воспитатель загадывает одного из них. Дети задают вопросы воспитателю, пытаясь отгадать, кого тот загадал. Воспитатель может отвечать только «да -нет». Потом эту игру можно повторить с ведущим, выбранным из детей.)

Физкультминутка:
Руки сделали в разлет - получился самолет
Мах крылом туда - сюда,
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держи.
И на друга посмотри.
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись.

Проводится игра «Что лишнее и почему?»

Ракетчик, вертолетчик, футболист.

Самолет, танк, парашютист.

Автомат, пистолет, танкист

Подводник, артиллерист, корабль.

Воспитатель: Сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужна армия в мирное время? (Предположения детей). Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.

Что же делают солдаты в армии в мирное время? (Предположения детей)
Правильно, солдаты тренируются. Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы победить врага, солдаты и офицеры должны быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими. А чтобы стать такими, конечно, нужно тренироваться. Сейчас мы с вами рассмотрим фотографии о том, как живут и тренируются солдаты.

Рассматривание иллюстраций, рассказывающих о буднях армии.

Вопросы: Что делают солдаты на этой картинке?
(Занимаются в спортивном зале, поднимают штангу, подтягиваются на турнике).
Зачем это нужно? (Чтобы быть сильными). А что делают солдаты здесь?
(Учатся стрелять). Зачем это нужно? (Чтобы быть меткими во время боя).
А вот на этой картинке вы видите полосу препятствий. Что здесь делают солдаты? (Бегут по бревну, перелезают через высокую стену с окнами, стреляют, перепрыгивают через глубокую яму, проходят через огонь).
Как вы думаете, зачем они тренируются на полосе препятствий?
(Чтобы быть выносливыми во время боя и легко преодолевать различные препятствия).

Обсуждение пословиц.

Воспитатель: С давних времен люди гордились своими защитниками Отечества и придумывали о них пословицы.

Первое в жизни - честно служить Отчизне.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Умелый боец везде молодец.

От военной науки крепнут разум и руки.

Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте еще раз вспомним, какой скоро будет праздник? (Дети: 23 февраля, День Защитника Отечества). Кому посвящен этот праздник? (Дети: военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам …) Что нужно делать, чтобы стать похожими на них? (Дети: служить в армии, много тренироваться, быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими, бесстрашными).

Ради мирной жизни на родной земле достойно несут свою нелёгкую службу российские воины. Наши мальчики, став взрослыми, тоже пойдут служить в армию и станут настоящими защитниками Отечества.


  1. Поддерживать и развивать интерес детей к миру взрослых.
  2. Уточнить знания детей о разнообразной деятельности пограничника.
  3. Вызывать желание следовать тому, что достойно подражанию и объективно оценивать недостойное в поведении, деятельности.
  4. Развивать мировоззренческие представления детей средствами воспитательного (сократического) диалога.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Воспитатель: Я предлагаю провести игру “Знакомство”. Встанем рядом, подадим, друг другу руку и расскажем, как меня зовут. Я – Наталья Михайловна, я – Саша, я – Коля…. Вот какая дружная команда у нас! Сегодня мы с вами будем вместе заниматься. Думаю, что будет интересно. Надеюсь, вы мне расскажете, что знаете, а я поделюсь своим опытом с вами.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, сюда. Что это? (Это карта.)

– Как вы думаете, нужна нам карта? (Да, нет.)
– Хорошо. Давайте вместе убедимся, кто прав.
– Посмотрим, что на ней изображено? (Земля, разные государства.)
– А в какой стране мы с вами живём? (В России, это наша с вами Родина.)
– Нашу Родину часто называют ласково Родина – мать, Родина – Матушка. Как вы это понимаете? (Она нас кормит и поит, согревает, как мама.)

Её ещё называют гордо наше Отечество? Почему? (На ней жили наши отцы и деды и защищали её.)

– Можете показать Россию на карте? (Дети показывают, если не могут, то показываю я.)
– Почему она такая разноцветная? (Синяя – это вода, моря, реки, озёра, океаны; зелёная – это трава, деревья, кусты; красная – это горы.…)
– Что обозначают вот эти маленькие кружочки? (Это наши города.) Давайте найдём столицу нашей Родины? (Москва) . Наш город – Новый Уренгой (находим и ставим звёздочку) .
– Кто знает, что это за линия: широкая, красная? (Это граница.)
– Для чего она нужна? (Она отделяет одну страну от другой; показывает, где наше государство, это наша земля.)
– Давайте ещё раз покажем на карте, нашу Россию. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг.

Воспитатель : читаю стихотворение.

Давайте ответим на наш спорный вопрос: нужна ли нам карта?

Вывод: Правильно, нужна. Оказывается, давным-давно между государствами заключён договор и обозначены границы. Они нанесены на карту. Их надо соблюдать и на чужую территорию без разрешения заходить нельзя. Кто нарушит это правило – это нарушитель, враг. Люди общаются, ездят друг к другу в гости через пропускные пункты.

– Вы знаете, что каждый народ охраняет свои границы. Мы тоже.
– А кто это делает? (Военные, моряки, солдаты, пограничники….) Недавно был праздник – День защитника Отечества.
– Как вы думаете, легко ли охранять границу? Или как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого?
– Посмотрите на эти иллюстрации. Кто здесь изображён? (Пограничники.)
– Что вам подсказало, что это пограничники?

Предположения детей:

– по одежде (у них зелёна форма, а зимой – белая – это позволяет им маскироваться) . Сейчас мы постараемся с вами убедиться – какие они – наши защитники! У пограничников есть очень много помощников, которые принимают участие в охране нашей территории. Вот теперь постарайтесь их найти. Бинокль, сумка (в ней аптечка и карта этой местности – планшет) , рация…
– рядом собака (это верный друг и помощник, она помогает … почувствовать врага, его преследовать, захватить и даже охранять его);
– пограничный столб (он раскрашен красными и зелёными полосами, а наверху – герб страны. Такие столбы тянутся вдоль всей границы, расположены на некотором расстоянии друг от друга);
– контрольно – следовая полоса (КП);
Какая эта полоса? (Широкая, свежая, без следов…) Кто на ней может оставить след? Животные могут оставить следы? Надо эти следы проверять пограничнику или нет?

Вывод: Пограничник, выходя в дозор, проходит вдоль неё и внимательно осматривает, чтобы не пропустить оставленных нарушителем следов.

Игра на внимание “Чей след?” (предлагаю детям назвать чьи следы изображены на карточках.)

– Скажите, какому зверю принадлежит этот след (показываю) . Мы не знаем, а пограничник должен знать и уметь их различать.

Вышка (это такое сооружение, которое помогает просматривать территорию на дальнее расстояние).

Люди(это жители пограничной территории) . Они очень хорошо знают друг друга и сразу могут определить чужого человека. Они хорошо знают свою территорию и заметят любые изменения на ней. Здесь живут очень смелые люди

Животные, особенно птицы (они при приближении человека выражают беспокойство и начинают громко щебетать).

Тайники – сигнальные кнопки(это тоже важные и нужные помощники нашим пограничникам. Они скрыты от других: на дереве, под камнем, в кустах. В трудную минуту пограничник незаметным движением подаёт сигнал на заставу и объявляет тревогу, или вызывает помощь).

Вот сколько интересного рассказали о службе пограничника и его помощниках. Вот сколько надо знать и уметь пограничнику.

Физкультминутка. Упражнение: “На посту”.

(Передвижение вдоль контрольно-следовой полосы в дождь, зной, холод…)

Обыгрывание действий.

Воспитатель: Вышли с вами мы в дозор.
Раннее утро, прохладно. Поёжились от холода, но надо идти. Солнце встало, разогрело, нас разморило, нам жарко, но надо идти.
Вдруг пошёл дождь. Сначала мелкий, потом всё крупнее, нам сыро, неприятно, но надо идти.
Сапоги трут ногу, плохо навернут портянку. Переобулся, но надо идти.
Дует сильный ветер, отворачиваешься в сторону, смотришь внимательно по сторонам, но надо идти.
Друг оступился и провалился в овраг. Надо ему помочь дальше идти.
Хочется кушать, вспомнил как мама пекла пирожки, вкусные, румяные. Но надо идти…
Вдруг впереди показался враг. Я притаился. Струсил что ли? Нет, просто выследил его. Преследую. В борьбе одержал победу.

– Но ведь наши пограничники обыкновенные люди и им присущи разные качества: они уставали, грустили, “душа уходила в пятки”, злились, улыбались, выручали друг друга…
– Теперь мы, наверное, сможем ответить на наш вопрос: легко ли охранять границу?
Трудно. Для этого надо быть сильным, смелым… многое знать и уметь. Хорошо ориентироваться на местности. Вы хотели бы быть пограничниками? Защищать нас? (Да.)
– Сейчас мы в этом убедимся. Посмотрите, я принесла красивую коробку. Что там? (Предположения детей.) Чтобы убедиться, надо – посмотреть, открыть, спросить у меня. Что выбираете? (Открыть.)
– Открываем.

Воспитатель: Предлагаю организовать напольную игру “На заставе”.

Это будет наша земля. Нужно изучить карту (вот опять мы убедились, что карта нам очень нужна), чтобы правильно расположить все предметы. Вышку поставим так, чтобы просматривалась вся территория. Это будет контрольно – следовая полоса. Значит, вдоль неё поставим пограничные столбы. Где расположим наших пограничников (всё выбирают дети, подчёркивая при этом человеческие качества пограничника) . Какие народы живут по ту сторону границы. Пусть будут китайцы. Какие они? У них свои дома, военные, звери, люди… (дети создают картину пограничной заставы).

Звучит музыка о пограничниках.