Юриспруденция        27.11.2021   

Обучение грамоте в детском саду журова л. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе


Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.


Учебно-методическое пособие «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет» содержит сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко". Книга является 1-й частью авторской программы "От звука к букве" по подготовке детей 3-7 лет к обучению грамоте. Основное назначение книги - оказать практическую помощь педагогам при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте на первом этапе обучения. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях. Может быть использована родителями, гувернерами.


В предлагаемой книге читатель найдет подробное описание 30 психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к обучению в школе. В книге обобщены и структурированы различные подходы к психическому развитию ребенка дошкольного возраста; раскрыты основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе.


Название: Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма.
Автор: Климентьева О.В.
Издательство"Детство - пресс"
Год: 2010
Формат: pdf
Задачей данного пособия является не систематизация занятий, а построение системы игр и демонстрация приемов, которые могут быть использованы для занятий по преодолению ОНР, ФФНР и подготовке детей к обучению грамоте. В книге представлены перспективное понедельное планирование, система игр и заданий по обучению фонематическому анализу и синтезу, которые могут быть использованы для автоматизации звуков (уточнения произношения гласных звуков, автоматизации согласных звуков), обучения фонематическому и слоговому анализу и синтезу слова на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Кроме этого, пособие содержит примеры комплексных занятий по преодолению ОНР и профилактике нарушений письма (работа над гласными и согласными звуками, дифференциация гласных/согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких), авторские дидактические игры и примеры выпускных занятий, демонстрирующих школьную зрелость детей. Данное пособие будет полезно логопедам дошкольных учреждений, воспитателям и школьным логопедам.


Электронный вариант книги "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте " 1-год обучения старшая группа.
Конспекты, дидактический материал.
О.М. Ельцова
В данном материале представлены практический мате­риал по подготовке детей 5-ти лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Конспекты занятий в старшей группе, литературный и дидактический ма­териал, помогут определить цели, содержание и объем работы.
Предназначено воспитателям старших групп ДОУ, может быть полезно родителям для самостоятель­ных занятий с детьми.


В пособии серии «Дошкольник» представлены планы занятий по обучению грамоте детей подготовительной группы детского сада. В разработанной программе обучения грамоте в подготовительной группе детского сада предполагается: развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием фона; обучение детей первоначальному чтению, введение понятия "слог", затем предложения как целого; подготовка базы для успешного овладения навыками написания приписных букв; обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми детьми в процессе наблюдения и экскурсий, и на этой основе расширение и уточнение представлений детей о жизни; обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.
Пособие предназначено воспитателям детских садов и учителям начальной школы, может быть полезно родителям.


Пособие разработано по заказу Министерства образования РФ.
В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены программы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по развитию элементарных математических представлений. Программы построены на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования, прошли многолетнюю апробацию.

СПЕЦКУРС

«Обучение дошкольников грамоте»

Подготовительная к школе группа

ЗАНЯТИЕ 1

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

1. Воспитатель говорит детям, что в старшей группе они узнали, что слова состоят из звуков. Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград. Спрашивают, как называются такие звуки /гласные/, какие гласные они знают /а, о, у, ы, и, э/, какими фишками обозначаются /красными/.

Воспитатель предлагает вспомнить, как называются звуки, которые во рту встречают преграды /согласные/, сказать, какие бывают согласные /твердые и мягкие/, какими фишками обозначаются /твердые согласные - синими, мягкие согласные – зелеными фишками/ и назвать несколько согласных звуков. Если ребенок называет твердый согласный, воспитатель предлагает ему назвать его мягкую пару /например, "п"-"пь","л -"ль"/. Если ребенок называет мягкий согласный звук, воспитатель предлагает назвать его твердую пару /например, кь-к, сь-с/.

2. Звуковой анализ слова "Книга".

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети.

Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно /к, нь, и, г, а/, характеризует их / гласный, твердый или мягкий согласный/ и обозначает соответствующей фишкой. Затем произносит слово с ударением /книга/ и обозначает ударный гласный черной фишкой, которую ставит за красную фишку. В работе ребенка это выглядит так:

Книга – 1-ый звук «к» твердый согласный /ставит синюю фишку в первую клеточку схемы/.

кНига – 2-ой звук «нь», мягкий согласный /ставит зеленую фишку во вторую клеточку схемы/.

кнИга – 3-ий звук «и», гласный /ставит красную фишку/.

книГа – 4-ый звук «г», твердый согласный /ставит синюю фишку/.

книгА – 5-ый звук «а», гласный /ставит красную фишку/.

кнИИИга – ударный гласный звук «и» /ставит чернуюфишку/.

При проведении звукового анализа слова необходимо следить за тем, чтобы каждый звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой по схеме, а затем соответственно обозначен фишкой.

Вопросы и задания детям:

Какие гласные в слове "Книга"? /и, а/.

Какой ударный гласный звук? /и/.

Произнесите слово с ударением /книиига/.

Переставьте ударение /черную фишку/ на звук «а», как теперь будет звучать слово? /книгааа/. Снова поставьте ударение верно.

Какой мягкий согласный звук в слове? /нь/

Какой 2-о1 твердый согласный? /г/

Какой твердый согласный звук? /к/

Игра с заданиями:

1. Вызвать 4 детей, предложить им взять с доски фишки, обозначающие звуки, в последующей последовательности: нь, г, а, и, к и построить слово «книга».

2. Подозвать /в сторону/: 1-ый гласный, 2-ой гласный, мягкий согласный, 2-ой твердый согласный, 1-ый твердый согласный и построить слово «книга».

3. Задание звукам дают дети.

Приведем примерные задания: назвать слово со своим звуком /звук может быть в начале, середине или конце слова/, назвать пару своего звука, найти игрушку, в названии которой есть заданный звук, назови слово, в котором твой звук – ударный.

4. Работа с предложением.

Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что ее зовут Нина. Дети рассматривают куклу и говорят, какая она /красивая большая, нарядная, любимая, хорошая и т.д./ Воспитатель подзывает к себе двоих детей и говорит, что один будет словом «Нина» /дает ему куклу/, другой слово – «нарядная». Предлагает им встать рядом, обращается по очереди к детям и спрашивает, какие они обозначают слова /»Нина», «нарядная»/. Детям группы предлагается сказать, что получится, если произнести эти слова друг за другом /»Нина нарядная»/. Воспитатель объясняет, что получилось предложение «Нина Нарядная». Дети-слова меняются местами, получается новое предложение «Нарядная Нина», называют 1-ое, 2-ое слово. Вызывается ребенок, который обозначает слово «милая», а слово «нарядная» садится на место и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /Милая Нина/ и называют 1-ое, 2-ое слово.

Задание детям-словам: выйдет слово «Нина», слово «милая» подойдет к слову «Нина», чтобы получилось предложение «Нина милая». Слово «Нина» похлопает в ладоши. Слово «милая» назовет 1-звук этого слова /мь/.

ЗАНЯТИЕ 2

Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепит умение определять место ударного гласного звука в слове. Учить составлять предложение из двух слов, называть слова по порядку. Продолжать учить называть слова с заданными звуками.

Материал демонстрационный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, мишка, мяч, фишки или мелкие игрушки.

Материал раздаточный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки на подносике, указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Звуковой анализ слова «газета». Воспитатель предупреждает детей, что у доски это слово будет выкладывать тот, кто первым разберет его за столом. Вызванный ребенок интонационно выделяет, называет, характеризует звуки и обозначает их фишками, читает слово с ударением

Игра с заданиями:

1) На игру вызывается ребенок, который отгадает «загадку» воспитателя. Какой 2-й твердый согласный? /т/. Какой 1-й твердый согласный? /г/. Какой мягкий согласный? /зь/. Какой 3-ий гласный? /а/. Какой 1-й гласный? /а/. Какой второй гласный? /е/. Дети выстраивают слово «газета».

2) Назвать: 3-й звук слова, 6-й звук, 4-й звук, 2-й звук, 5-й звук.

3) Задания звукам дают дети.

2. Игра «Назови пару». Воспитатель называет твердый согласный звук /например, «р»/. Тот ребенок, которому бросит мяч, должен назвать мягкий согласный – пару загаданного звука /рь/ и перебросить мяч воспитателю. После того, как в игре примет участие половина детей, воспитатель меняет задание: называет мягкие согласные звуки а дети – их твердые пары.

В игре должны принять участие все дети. Игра проводится в быстром темпе. Во время игры дети находятся за столами.

3. Работа над предложением. Воспитатель показывает детям мишку, предлагает рассмотреть его и сказать, какой он. Дети подбирают различные определения /например, хороший, плюшевый, маленький, любимый, косолапый, и т.д./ К доске выходят двое детей. Один обозначает слово «мишка» /воспитатель дает ему мишку/, другой – слово «пушистый». Воспитатель предлагает построить предложение «Мишка пушистый» /дети проверяют выполнение задания/.

Назвать 1-е, 2-е слово, затем дети-слова меняютсяместами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /»Пушистый мишка»/. Вызывается ребенок, который означает слово «косолапый», а слово «пушистый» садится на место. 2-3 детей произносят предложение, которое получилось после замены слов /«Косолапый мишка»/., затем называется 1-е, 2-е слово.

4. Игра «Назовите слова». Воспитатель предлагает назвать слова со звуком «н» /например, носки, санки, карандаш, сон/, затем слова со звуком «нь» /например, небо, коньки, конь/. За каждое слово ребенок получает фишку или мелкую игрушку. В конце игры определяется победитель, т.е. ребенок который назвал больше всего слов.

ЗАНЯТИЕ 3.

Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Познакомит с гласными буквами «а», «А». Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./, фишки-игрушки, мяч, зайка.

Материал раздаточный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./.

Ход занятия.

1. Игра в кругу с мячом: «Назови ударный гласный звук». Воспитатель произносит слово с ударением и бросает ребенку мяч. Тот, поймав мяч, называет ударный гласный звук и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

2. Звуковой анализ слова «кран» /у доски слово разбирают по очереди 4 детей и выкладывают фишки на доске без схемы, за столами дети разбирают слова без схем/.

Вопросы к детям после анализа слова:

Какие согласные звуки в слове «кран» ? /к, р, н/. Какой гласный звук в слове? /а/.

Воспитатель обращает внимание детей, что звук «а» стоит после твердого согласного звука «р» и объясняет, что звук «а» обозначается буквой «а». Дети рассматривают его и заменяют красную фишку на букву. Затем воспитатель напоминает, что если в слове один гласный звук, то он ударный.

3. Звуковой анализ слова «Алена». У доски слово разбирают 5 детей и обозначают все звуки фишками.

Вопросы к детям после анализа слова: Какие гласные звуки в слове «Алена»? /а, о, а/. Что обозначает это слово? /имя девочки/. Воспитатель объясняет, что имена пишутся с заглавной буквы и знакомит детей с буквой «А», после чего первая красная фишка заменяется буквой «А». Воспитатель предлагает детям сказать, после какого согласного звука слышится третий гласный звук /после тв.согл.звука «н»/ и заменить красную фишку звук «а». После замены фишек буквами дети читают слово, определяют ударный гласный звук.

4. Работа над предложением: Воспитатель берет зайца, выполняет с ним разные движения /заяц пляшет, прыгает, грызет, умывается, спит/, а дети называют, что делает заяц /пляшет, прыгает, грызет, умывается, спит/. Затем к доске выходят двое детей. Один обозначает слово «заяц», другой – слово «пляшет», а все дети называют 1-е, 2-е слово. Играющие меняются местами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось. /»Пляшет заяц»/. Затем вызывается другой ребенок, который обозначает другое действие, а дети определяют, какое предложение получилось.

5. Игра «Назовите слова». Воспитатель выставляет на доске зеленую, красную, синюю фишки и предлагает детям называть слова по этой модели /лиса, пила, река, мясо и т.п./ Если ребенок назвал слово неверно, воспитатель читает его слово по модели и указывает ему на ошибку. В конце игры определяется победитель.

ЗАНЯТИЕ 4.

Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударный гласный звук. Познакомить с гласными буквами «я», «Я» и правилами написания «Я» после мягких согласных звуков. Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка, фишки-игрушки, лиса.

Материал раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка.

Ход занятия.

1. Работа над предложением.

Воспитатель берет игрушечную лису и выполняет с ней различные упражнения. Дети составляют предложения из 2-х слов о действиях лисы /лиса бегает, лиса танцует и т.д./ Затем к доске вызываются двое детей. Один означает слово «лиса», другой – слово «бегает». Им предлагается построить предложение «Бегает лиса», а дети группы называют 1-е и 2-е слова. Играющие меняются местами и 1-2 детей говорят, какое предложение получилось /»Лиса бегает»/. Предложения составляются о 3-4 действиях лисы.

2. Звуковой анализ слов.

Каждому ребенку, в зависимости от степени его подготовленности, дается индивидуальное задание выложить слово за столом. Предлагаемые слова: мак, шар, луна, рыба, шапка, санки, липа, банка, шалаш, книга, работа, машина. Звук «а» дети обозначают буквой «а», а все остальные – соответствующими фишками. После того, как воспитатель проверит правильность выполнения задания, дети слова не убирают.

Светлана Агафонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Обучение грамоте в подготовительной группе

Программное содержание :

Учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие,звонкие и глухие согласные звуки; закреплять умение определять место ударения в словах; составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово.

Организационный момент

Повтори чистоговорку

Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока,

Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко.

Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке.

Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку.

Угадай слово, которое заканчивается звуком [к]:

уро., дру., сту., сапо., то., кри., суро.,

вени., шнуро., поро., като., замо.,

брело., зна., кло., трес. .

Игра «Подбери рифму»

Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждет.

«Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдет?»

Расскажи, охотник, толком;

Как же справился ты с волком?

Я поймал его.

Забежал он в тот овраг,

Где растет трава-дурман,

Скок – и прямо в мой …. (капкан)

По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет.

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки …. (коса)

В :-Капкан,коса,кот,кролик,капуста-что это?

Д :- Это слова.

В :-Да,это слова. Я хочу напомнить вам, что слова состоят из звуков; есть звуки,которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград.

Как называются такие звуки?

Д :-Гласные.

В :-Какие гласные звуки вы знаете?

Д :-[а],[о],[у],[ы],[и],[э].

В :-Какими фишками эти звуки обозначаются?

Д :-Красными.

В :-Как называются звуки, которые во рту встречают преграды?

Д :-Согласные.

В :-Какие бывают согласные?

Д :-Твердые и мягкие, звонкие и глухие.

В :-Какими фишками обозначаются твердые согласные?

Д :-Синими

В :-Какими фишками обозначаются мягкие согласные?

Д :-Зелеными.

В :-Назовите,какие согласные звуки вы знаете?

В :-Назови его мягкую пару

Д :-Пь

(если ребенок называет мягкий согласный звук, прошу назвать его твердую пару)[л],[ль],[к],[кь]и т. д.

В :-Ребята,а кто помнит,что такое звуковой анализ слова?

Д :-Это поочередное выделение звуков в слове.

Отгадайте загадку

Не куст а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

В :-Что это?

Д :-Книга

В :-Давайте выделим первый звук в слове книга.

Итак, какой первый звук в слове кккнига?

Д :- [К]

В :-Какой это звук,твердый или мягкий?

Д :-Твердый согласный

В :-Какой фишкой обозначается твердый согласный звук?

Д :-Синей фишкой

В :-Какой второй звук в слове кнннига?

Д :-[нь]

В :-Какой это звук, твердый или мягкий?

Д :-мягкий

В :-Какой фишкой обозначим?

Д :-Зеленой

В :-Какой третий звук в слове книиига?

Д :-[и]

В :-Какой это звук?

Д :-Гласный.

В :-Какой фишкой обозначаем гласные звуки?

Д :-Красной фишкой.

В :-Какой четвертый звук в слове книггга?

Д :-[г]

В :-Какой это звук?

Д :-Твердый

В :-Какой фишкой обозначим?

Д :-Синей.

В :-Какой пятый звук в слове книгааа?

Д :-[а]

В :-какой это звук?

Д :-гласный

В :-Какой фишкой обозначаем?

Д :-Красной.

В :-Какие гласные звуки в слове книга?

Д :-[и],[а].

В :-А теперь давайте попробуем найти ударный гласный звук в этом слове.

Давайте поставим ударение на [а] и произнесем это слово книга.

В :- Вы слышали от кого-нибудь такое слово?

Д :-Нет.

В :-Давайте попробуем поставить ударение на [и] и произнесем слово книга.

В :-Так говорят?

Д :-да,говорят.

В :-Какой мягкий согласный звук в слове?

Д :-[нь]

В :-Какие еще согласные звуки в этом слове?

Д :-[к]и [г].

Физминутка

Кустик гнётся на ветру

И роняет он листву.

Ветерок его качает,

Ветки до земли сгибает.

Лишь затихнет ветерок

Кустик ветками взмахнёт.

Игра «Живая модель слова»

(к доске вызываются 4 детей)

Возьмите с доски фишки, обозначающие звуки в такой последовательности [н],[г],[а],[и],[к].

Нам надо построиться так, чтобы получилось слово книга.

Работа с предложениями

(появляется кукла)

В :- Сегодня к нам пришла в гости кукла Нина.

Какая она?

Д :- Красивая,хорошая,нарядная,милая.

(вызываются к доске2-е детей)

В :-Один ребенок будет куклой Ниной, другой- словом нарядная.

Какие слова обозначают играющие?

Д :- Они обозначают слова Нина и нарядная.

В :-Что у нас получилось?

Д :-Предложение.

В :-А теперь слова поменяются местами.

Какое теперь получилось предложение?

Д :-Нарядная Нина.

В :-А теперь слово нарядная поменяем на слово милая.

В :-Какое первое и какое второе слово?

Какой первый звук в слове милая?

Д :-[мь]

Упражнение на закрепление (индивидуально)

Звуковой анализ слова (лента, ветка, мишка, чашка)

Подведение итогов занятия

Список использованной литературы :

1. Обучение дошкольников грамоте по методикам Д . Б. Эльконина,Л. Е Журовой,Н. В. Дуровой :Программа . Методические рекомендации. Игры-занятия . Умк. «Обучение дошкольников грамоте » _М.:Школьная Пресса,2011.-192с.

2. Занимательное азбуковедение :материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. /авт. сост. Г. П. Попова,В. И. Усачева. -Волгоград :Учитель,2007.-252с.

3.http://www.moi-detki.ru/detyam/skorogovorki/chistogovorki/1046-chistogovorki_dlya_detey_5_7_let.html

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи» ЦЕЛИ:закрепить и систематизировать знания о звуках; закрепить умение определять место нахождения звука в слове, количество слогов в слове,.

Конспект занятия-викторины по обучению грамоте в подготовительной группе «Буквоцирк» КОНСПЕКТ занятия-викторины в подготовительной группе по обучению грамоте (комплексное). тема:" БУКВОЦИРК". ЦЕЛЬ. -продолжать знакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе МАДОУ «ЦРР – Д/сад№21» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Составила: воспитатель подготовительной группы Старикова.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц, ц» МБДОУ ЦРР детский сад №60 «Ягодка» Село Кулешовка, Азовский район Ростовской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Незнайка» Цель: Закрепить представления детей о слове, обозначающие предмет действие. Закрепить знание о предложении и составлении из 3-х и более.

Анастасия Верхатурцева
Конспект по обучению грамоте в старшей группе по системе Журовой

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Выполнила : Верхатурцева А. О.

Тема : повторение и закрепление изученного.

Цель : повторить и закрепить пройденный материал.

Задачи :

1. продолжить учить определять наличие заданного звука в слове;

2. закрепить навыки проведения звукового анализа;

3. совершенствовать навыки автоматизации звука [с] в предложении;

4. продолжить развивать внимание, мышление;

5. продолжить работу над формированием навыков учебной деятельности : усидчивости, умение выполнять задания, данные воспитателем.

Демонстрационный материал : картина – схема слова сова; красные, синие и зеленые фишки; указка; фишки от совы – «за правильный ответ» , «подарок от совы» - раскраски и медали, медали – «звуки» , игра «Что везет самолет» .

Раздаточный материал : карточки для звукового анализа слов; красные, синие и зеленые фишки; предметные картинки.

Ход занятия

1. Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга и гостей улыбкой.

Воспитатель : Сегодня у нас девиз -

«Не просто слушаю, а слышу

Не просто смотрю, а вижу

Думаю и отвечаю-

Все вокруг замечаю».

Воспитатель : А для начала давайте сядем за столы по первому звуку своего имени : «А» , «С» и т. д.

2. Воспитатель : У нас есть еще один гость. Его вы узнаете, когда загадку отгадаете.

Вот со странностями птица -

Посудите, впрямь чудна :

Днём спокойно отоспится,

Ночью - бодрствует она.

Солнца яркого боится.

Ночью - хищник эта птица.

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о …

Дети : Сове.

Воспитатель : А на чем к нам прилетела сова? Хотите узнать? Для этого нам предстоит выполнить несколько заданий. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку от совы. Когда мы выполним все задания, я покажу вам, на чем она прилетела. А еще мы узнаем, кто был сегодня самым внимательным и старательным . Кто готов, сядет прямо, руки на столе. Молодцы!

3. Воспитатель : Кто догадался, с каким словом мы сегодня будем играть?

Дети : Сова.

Воспитатель : Сколько звуков в этом слове?

Дети : В слове «сова» четыре звука.

Воспитатель : Как вы узнали?

Дети : Под картинкой четыре клеточки.

Воспитатель : Я сейчас прочитаю наше слово, а вы слушайте внимательно (воспитатель читает, синхронно ведя указкой под клеточками) .

Воспитатель : Есения, выйди, прочитай нам еще раз.

Воспитатель : Разберем слово по звукам и поселим их в свои домики. Какие бывают звуки?

Дети : Гласные и согласные.

Воспитатель : А какие согласные звуки бывают?

Дети : Согласные твёрдые и согласные мягкие.

(Звуковой анализ проводят у доски по очереди четыре ребенка) .

Дети :

1. Ссава – первый звук [с] – согласный, твердый

2. Саава – второй звук [а] – гласный

3. Савва – третий звук [в] - согласный, твердый

4. Саваа – четвертый звук [а] – гласный

Воспитатель : Сколько звуков в слове?

Дети : В слове «сова» четыре звука.

Воспитатель : Сколько гласных звуков?

Дети : Два.

Воспитатель : Сколько слогов?

Дети : Два.

Воспитатель : Назовите первый гласный звук.

Дети : [а].

Воспитатель : Назовите первый слог.

Дети : [са].

Воспитатель : Назовите второй гласный звук.

Дети : [а].

Воспитатель : Назовите второй слог.

Дети : [ва].

Воспитатель : Сколько согласных в слове?

Дети : Два.

Воспитатель : Назовите первый согласный звук.

Дети : [с].

Воспитатель : Назовите второй согласный звук.

Дети : [в].

4. Физминутка.

В лесу темно, все спят давно.

(Дети изображают спящих.)

Все птицы спят.

Одна сова не спит, летит.

(Дети делают взмахи руками.)

Совушка - сова, большая голова.

(Изобразить большой круг руками.)

На суку сидит, головой вертит.

(Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит, да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

5. Воспитатель : А сейчас поиграем в игру «Живые звуки» , а помощниками будут (вызываются 4 ребенка, одеваются медали – «звуки» ).

Воспитатель : Слушайте внимательно команды, а остальные будут следить, чтобы вы их правильно выполняли.

Вызвать «звуки» : 1-й гласный звук, 2-й гласный звук, 1-й согласный звук, 2-й согласный звук.

Подозвать : [с], 1-й гласный звук, [в], 4-й звук

Задания от детей, сидящих на своих местах.

Попросить поставить фишки : [с], [в]. Какие это звуки? Какие остались звуки?

Попросить поставить фишки : 4-й звук, 2-й звук.

Воспитатель : Я буду называть звук, а вы убирать фишку со схем (четыре ребенка по очереди называют звук и убирают на доске нужную фишку): первый гласный звук, второй гласный звук, звук [с], звук [в].

6. Воспитатель : Со всеми заданиями вы справились на отлично. (Показ картинки – самолет) . На чем прилетела к нам сова?

Дети : На самолете.

Воспитатель : Давайте поиграем в игру «Что везет самолет» . Я вам раздам карточки, нужно положить картинку рядом с самолетом и сказать, кого или что везёт самолёт, каждый называет свою картинку. Например : Самолёт везёт сахар.

Воспитатель : Молодцы!

7. Воспитатель : Кому понравилось сегодня играть похлопайте в ладошки! Кому не понравилось сегодня играть потопайте ногами?

Воспитатель : А сейчас подсчитаем фишки и узнаем, кто сегодня был самый внимательный и старательный .

Подсчет фишек. Все дети получают раскраски. Победитель – раскраску и медаль.

Воспитатель : На этом наша игра на сегодня заканчивается. Скажем нашим гостям до свидания!

Дети : До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Утиная история» Образовательная область: «Коммуникация». Интеграция с образовательными областями: «Социализация». «Познание». «Здоровье». Программные.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое) Цель. Закрепление пройденного материала. Задачи. 1. Закрепить у детей понятие о слове; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком.

Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П» Задачи: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, ПЬ; Развивать фонематический слух;.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук с и С’» Тема:Звук С,СЬ Цели: уточнить и закрепить правильное произношение звуков с,сь, давать характеристику, учить дифференциации звуков с сь,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар. Формировать умение выделять отдельные звуки в.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Обучение дошкольников грамоте с помощью фишек» (по системе Л.Е. Журовой) Старший воспитатель МБДОУ № 137 Макарова Е.В.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Аналитико-синтетический метод обучения грамоте развивающий, то есть обучение не сводится к тренировке навыков чтения, а содействует умственному развитию ребенка в целом. Суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово. Метод письма-чтения по результатам анализа, по существу, должен содержать своеобразную подсказку того, как из отдельных звуков получается целое слово.

4 слайд

Описание слайда:

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. При анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжжук, жууук, жуК. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать в ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Модель слова, получающаяся в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

5 слайд

Описание слайда:

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов (мак, кит, дом, дым, лес, лук), их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Дети находят такие звуки в ранее проанализированных словах: мак-[а], лук-[у], дом-[о], лес-[э],кит-[и],дым-[ы]. Дети "проверяют" все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Гласные звуки обозначаем красной фишкой. Знакомство с гласными звуками

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

ТРЁХ И ЧЕТЫРЁХ ЗВУКОВЫЕ СЛОВА РОЗА СЛОН САНИ [р][о][з][а] [с][л][о][н] [с][а][нь][и]

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

ЛУНА ЛИСА ГУСИ [л][у][н][а] [ль][и][с][а] [г][у][сь][и]

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

ЗНАКОМСТВО С УДАРНЫМ ГЛАСНЫМ ЗВУКОМ: После того как дети научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударение на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

12 слайд

Описание слайда:

В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи: учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способом чтения.

13 слайд

Описание слайда:

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы «а», «о», «у», «ы», «э» - пишутся после твердых согласных, а буквы «я», «е», «ё», «ю», «и» - после мягких согласных звуков. По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что зву­ки «ч», «щ», «й» - мягкие согласные, они не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» - твердые согласные, не имеют мягкой пары. Ознакомление с правилами написания йотированных гласных букв Я, Ю, Ё, Е в начале слова, а также в словах типа «маяк», «армия» проводится по ходу звукового анализа специально подобранных слов. Дети узнают, что буквы Я, Ё, Ю, Е в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: ИА, ИО, ИУ, ИЭ.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

В течение года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов). При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой согласной буквы. Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые мы вводим. Например, буква м обозначает в слове мимо звук «мь», т.е. мягкий согласный, и звук «м», т.е. твердый согласный звук; буква н в слове Нина обозначает звуки «нь» и «н» и т.п.

18 слайд

Описание слайда:

В работе с детьми этот принцип реализуется так: например, воспи­татель предлагает детям выложить слово Нина. Гласные, уже знакомые детям, они должны обозначать соответствующими буквами, а звуки «нь» и «н» - соответственно фишками (зеленой и синей). Затем детям предлагается назвать звуки, обозначенные фишками («нь» и «н»). И здесь воспитатель говорит, что эти звуки обозначаются одной согласной буквой - «нэ». Дети называют букву, произнося ее название с призвуком «э», т.е. «нэ». (Это требование распространяется и на произнесение названий других согласных букв: «мэ», «рэ», «лэ» и т.д.).

19 слайд

Описание слайда:

После того как дети уже знают несколько согласных букв (м, н, р, л, г, к, з, с, д, т, ж, ш), их знакомят с буквой ь (мягкий знак). С этой целью предлагается выложить два слова, отличающиеся друг от друга одним согласным звуком, например слова мел и мель, которые отличаются звуками «ль» и «л». Дети разбирают. После этого воспитатель «вводит» правило, что кроме букв я, е, ю, ё, и, которыми обозначается мягкость согласных звуков, есть еще буква - мягкий знак (ь), которая не обозначает никакого звука, а ставится для того, чтобы показать, что предшествующий согласный звук мягкий.

20 слайд

Описание слайда:

Разделительная функция твердого знака раскрывается на сравнении двух слов, например сел и съел. Дети узнают правило о твердом знаке, который не обозначает звука и ставится для того, чтобы отделить твердый согласный звук от букв е, ё, я, ю, написание которых в другом случае свидетельствует, что предшествующий согласный читается мягко.

21 слайд

Описание слайда:

ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТРИ ЗАДАЧИ: ОБУЧЕНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЮ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОСЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ СЛИТНОГО ЧТЕНИЯ. Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. Ребенок должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать. При чтение слогов ребенок должен перестроить свой навык чтения: здесь движение полоски с гласными буквами (пособие «Окошечки») уже не заставляет его смотреть сначала на гласную букву, он сам должен руководить своим чтением. Перейти от слогового к слитному чтению помогает ударение.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ:

24 слайд

Описание слайда:

УПРАЖДЕНИЯ ДЕТЯМ ТРЁХ ЛЕТ: «ВЕСЁЛЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ» Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, звенят большие колокольчики, когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики. Воспитатель показывает то большие, то маленькие кружки.

25 слайд

Описание слайда:

«СЛОНЫ И ОСЛИКИ» Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов. Они встают друг против друга. Воспитатель. Ослик (показывает картинку) кричит: «Ииии- иии», а слон (показывает картинку) кричит «Ыыыы- ыыы» (дети повторяют звукосочетания). По команде «Идут слоники» первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки. По команде: «Идут слоны» указанные выше действия выполняет вторая группа. Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями и игра повторяется вновь.

26 слайд

Описание слайда:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЧЕТЫРЁХ ЛЕТ: «ПОЕЗД» И «ПТИЧКА» Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Воспитатель. Послушайте, что однажды произошло. Ехал поезд через лес, и его колеса стучали сердито: «Т-т-т-т». Услыхала его песенку птица и захотела спеть так же, но у нее получилась ласковая песенка: «Ть-ть-ть» (дети повторяют звукосочетания по два раза). Итак, мальчики будут поездом, а девочки- птичками. Идет поезд, колеса стучат… Поет птичка… (Дети произносят нужные звукосочетания). Упражнение повторяется по 3 раза, затем дети меняются местами.

27 слайд

Описание слайда:

«Пчелы и мухи» Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое внимание детей. Воспитатель. Вспомните, как гудят пчелы («З-з-з-з»). А мухи гудят: «Зь-зь-зь-зь» (дети повторяют). Полетели пчелы и загудели… сели на цветы и собирают нектар- сладкий сок из цветов, потом будет из него мед (дети присаживаются) Полетели мухи и загудели… сели на травку… Дети меняются ролями и игра повторяется.

28 слайд

Описание слайда:

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ: «СКАЖИ, КАК Я»: Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат. Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат. Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии которых есть звук [л] и [ль]. На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки. Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук [л] – большой братец или звук [ль]- маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук [л] (проверяет); теперь со звуком [ль ] (проверяет). Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком [л], другой- со звуком [ль].