Науки        06.09.2021   

«Начало новой космической эры»: что нужно знать о SpaceX Илона Маска, зачем Tesla отправили в Солнечную систему и как мир оценил запуск Falcon Heavy. Революция или смерть

Сегодня каждый второй школьник знает имя Илона Маска, соучредителя PayPal, отца электрокаров Tesla и частного ракетного производителя SpaceX. И, пожалуй, самого яркого мечтателя среди известных предпринимателей. Более чем 50 лет назад человечество могло не верить в то, что освоение космоса возможно. Более чем 10 лет назад люди не поверили бы, что осваивать космос, уже как сферу, будет частная компания.

Можно относиться к амбициям SpaceX со скепсисом. Можно ставить фото Илона Маска на рабочий стол и следить за каждым запуском Dragon в прямом включении. Но нельзя быть равнодушным или не знать, что делает эта компания в частном космосе. Для тех, кто не относится к «каждому второму школьнику» - небольшая история компании SpaceX.

Семена на Марсе

В начале 2002 года Илон Маск, уже будучи мультимиллионером в свои 30 лет, переключается на новую миссию - вернуть интерес общественности к отправке человека на Марс. На протяжении всей жизни Маск, бизнесмен и физик по образованию, мечтает о том, чтобы установить на поверхности красной планеты небольшой парник с семенами земного растения, чтобы вдохновить человечество на колонизацию Марса.

Проблема осуществления этой скромной мечты скрывалась не в существующих космических кораблях, а в дороговизне их запуска. Не желая платить то, что требовали американские ракетные компании, Маск совершил три поездки в Россию, рассматривая покупку отремонтированной ракеты «Днепр», стоившей около $20 млн. Раздумывая над ценообразованием и финансовыми рисками, он решил, что проще, в конце концов, делать свои ракеты, чем торговаться с американцами или заключать сделки с русскими.

Так была задумана одна из немногих и самая передовая в «частном космосе» компания SpaceX. Получается, цель ее создания заключалась в том, чтобы упростить «транспортные расходы» будущим колонистам Марса.

Сокол и Дракон

Уже к 2006 году SpaceX разработала первую ракету-носитель - Falcon 1, запуск которой состоялся 24 марта 2006 года, но завершился аварией в двигателе первой ступени. Только после трех неудачных попыток 28 сентября 2008 года Falcon 1 удается выйти на низкую орбиту и доставить единицу полезного груза на высоту 500-700 км. Это событие стало первым успешным запуском на орбиту частной ракеты.

Еще через год ракета-носитель при пятом запуске доставляет на орбиту 5-й коммерческий спутник RazakSAT, принадлежащий Малайзии.

К 2010 года Space X разрабатывает вторую, более тяжелую ракету-носитель, сравнимую по характеристикам с российским «Союз-2», - Falcon 9. И, похоже, что уроки, полученные от неудач с первыми запусками, позволили Falcon 9 стартовать 4 июня 2010 года удачно стартовать и стать первым частным космическим кораблем, вышедшим на орбиту.

Интересный факт. На момент старта на борту корабля находился некий груз, засекреченный лично Илоном Максом. После совершения операции стало известно, что грузом оказалась головка сыра . Позже в Space X пояснили, что это отсылка к известному скетчу в сырном магазине комик-труппы «Монти-Пайтон». Головка сыра находилась в специальном контейнере, прикрученному к полу челнока. На контейнере была шутливая надпись: «Совершенно секретно».

Еще одна яркая веха в истории SpaceX и частного космоса - запуск и успешное приводнение первого грузового корабля Dragon, неправительственного, но разработанного по заказу NASA. «Дракон» - единственный в мире действующий «грузовик», способный возвращаться на Землю. В августе 2011 года NASA дает согласие на запуск и состыковку с МКС корабля Dragon. 25 мая 2013 года миссия стартовала с успешным выходом на орбиту и последующей состыковкой с МКС.

NASA и Space X заключают контракт на 12 экспедиций космического корабля на Международную космическую станцию до 2016 года. Общая стоимость соглашения составляет 1,6 миллиарда долларов. На сегодняшний день совершено 5 полетов. Буквально накануне, 10 февраля 2015 года, космический корабль Dragon приводнился у берегов Калифорнии с 1700 кг груза, доставленного с МКС.

В этот же день был запланирован запуск исследовательского спутника DSCOVR, который пришлось перенести из-за погодных условий. Тем не менее, сегодня, 12 февраля, аппарат был запущен в открытый космос. DSCOVR (Deep Space Climate Observatory - «Климатическая обсерватория глубокого космоса») должнa будет наблюдать за солнечными бурями и сильными электромагнитными выбросами, которые могут повлиять на работу орбитальных спутников.

Планы SpaceX

Сегодня амбиции Илона Маска, если и вызывают некий скепсис у специалистов, - то многочисленных поклонников Space X, восторженных идеей частного космоса и колонизации Марса, прессу, а главное - инвесторов, деятельность компании продолжает держать в напряжении.

Основные цели Space X сейчас очень амбициозны: многоразовые ракеты, сверхтяжелая ракета РН Falcon Heavy, частный космодром и, конечно, колонизация Марса, которой, по крайней мере, должна предшествовать экспедиция с экипажем на борту корабля.

Ракета с ногами

Повторное использование первой ступени - самой дорогостоящей части ракеты - сможет уменьшить стоимость космических запусков на 70 %.

В 2012 году появился первый концепт идеи reusable Falcon 9, то есть ракеты-носителя, способной возвращаться на Землю и взлетать снова. В 2013 году появляется более продвинутая модель - Falcon 9R.

Она представляет собой этакую ракету «с ногами», или первой ракетной ступенью, которая после выполнения основной задачи должна маневрировать и принимать в воздухе вертикальное положение, необходимое для мягкой посадки. Первые испытания терпят неудачу, но инженерам удается выявить основную ошибку. Наконец, в апреле 2014 года, запуск и возврат ракеты с ногами после многочисленных переносов все же состоялся: первая ступень приняла вертикальное положение и на минимальной скорости приводнилась, но, к сожалению, была потеряна в океане. Тем не менее это можно назвать скорее успехом, чем неудачей.

Последний тест запуска многоразовой Falcon 9 выглядел вот так, хотя он тоже помог получить результаты.

Частный космодром

В августе этого года SpaceX объявила еще об одной грандиозной цели - строительстве первого в мире частного космодрома .

Проект будет осуществляться при поддержке штата Техас, где планируется его расположение в г. Браунсвилль. Строительство частного космодрома создаст около 300 рабочих мест и должно принести экономике Техаса около $85 млн в виде капиталовложений.

Колонизация

В 2012 году Илон Маск заявил , что трудится над тем, чтобы к 2029 году полёт на Марс для семьи стоил $500000.

В мае 2014 года SpaceX представила космические корабли нового поколения под названием Dragon V2. По словам Маска, они способны садиться «где угодно на Земле», вмещать на борт до 7 человек и повторно использоваться. Планируется начать транспортировать астронавтов с поверхности Земли до МКС и обратно к 2017-2018 году.

И, несмотря на то что цена полета все же выглядит космической - в масштабах космоса как сферы (и вообще), она и правда ничтожно мала. Можно не верить в амбиции Маска и относиться со скепсисом к планам SpaceX, но нельзя отрицать, что само существование частной компании, пошатнувшей государственную монополию, ускоряет развитие всей сферы, и как следствие, - освоение космоса.

Илон Маск - выскочка. Илон Маск - гений. Илон Маск - просто талантливый менеджер. У кого-то он вызывает зависть, другие хотят походить на него. Все как обычно, когда речь идет об известном и успешном человеке. Мало кто помнит, где истоки, в чем правда, а в чем ложь: существующая информация, которая касается конца 1990-х - начала 2000-х, окутана каким-то странным туманом. Именно тогда, как принято считать, «все и началось».

Знакомым с биографией Маска известно, что родился он в 1971 году в ЮАР, однако родную страну покинул еще в молодости. Его мать - из Канады - была на тот момент моделью и профессиональным диетологом, отец - инженером-электронщиком. Может, именно он и повлиял на будущее сына, так как после развода родителей в 1979 году Илон и его младший брат Кимбал решили остаться с папой.

В 2015 году Эррол Маск, отец Илона, дал интервью журналу Fortune. В нем Маск-старший уверял, что сына интересовали в первую очередь книги, а не отвлеченные беседы о спорте или подобные темы. «Он был интровертом-мыслителем», - рассказал Эррол. Родители нередко идеализируют своих детей, тем более когда те действительно смогли добиться многого.

Изгой

По словам старосты школы, в которой учился Илон, будущий миллиардер состоял в компьютерном клубе учебного заведения. Вероятно. Оказалось, что в юности Маск был весьма неприметным, особой активности в общих мероприятиях не проявлял, а друзей среди других школьников у него было, мягко говоря, мало - один раз мальчик даже попал со сломанным носом в больницу, после того как его избили местные хулиганы-заводилы. Когда читаешь о детстве Илона, может сложиться образ заучки, которого никто не замечает, а если видит - норовит дать подзатыльник. Как оно было на самом деле, никто уже не признается.

В возрасте примерно 9-10 лет Маск получил в свое распоряжение только вышедший на рынок компьютер Commodore VIC-20 с обучающим курсом, рассчитанным на полгода. Пытливый ум помог разобраться в основах программирования за три дня. В 12 лет Илон написал игру, которую умудрился продать компьютерному журналу за $500 (сегодня это чуть более $1,2 тыс. с учетом инфляции). Blastar скорее ужасна, тем не менее упоминание о ней появилось на страницах издания PC and Office Technology. «Банальная, но все равно лучше, чем Flappy Bird», - заявил Маск, уже став миллиардером.

Путь в Кремниевую долину

Когда Илону стукнуло 17 лет, он иммигрировал в Канаду - ведь ЮАР не та страна, где можно получить хороший старт для технологической карьеры. «Кремниевая долина была для Маска как Земля обетованная», - пишет один из биографов. А другой источник называет совершенно банальную причину - ни Илон, ни его младший брат Кимбал не желали отбывать обязательную воинскую повинность в стране, где родились. Тем более там царил апартеид. Согласно другой версии в Канаду юный Маск отправился на собственно заработанные деньги и без согласия на то родителей, но также из-за нежелания служить. Наконец, наиболее романтичный вариант - Илон поехал покорять мир.

Илон Маск во время учебы в Канаде

Здесь будущий бизнесмен не задержался надолго и через пару лет перевелся из канадского вуза в Университет Пенсильвании в США. Затем была предпринята попытка поступить в Стэнфорд. Она оказалась безуспешной, поскольку очень хотелось работать.

Еще будучи студентом, Маск задумался о том, кем и чем он хочет стать. Отправной точкой для него оказался вопрос: «Что окажет наибольшее влияние на будущее человечества?» Ответ состоял из списка, в котором перечислялись: интернет; устойчивая энергетика; исследование космоса и, в частности, возможность создания постоянных колоний вне Земли; искусственный интеллект; перепрограммирование ДНК. Об этом Илон рассказал в одном из радиоинтервью StarTalk несколько лет назад. Слова, впрочем, воспринимаются с долей недоверия - с трудом можно представить, как полтора-два десятка лет назад Маск составляет столь продвинутый список. Впрочем, не все ограничены потребностями типа «новая машина, дом и много денег»...

Начать Илон решил с энергетики, что и привело молодого человека в Стэнфорд, где он попытался заняться изучением суперконденсаторов. Параллельно Маск занимался написанием ПО, ориентированного на интернет, да составлял бизнес-планы. В 1995 году Netscape был на коне, недавно начал свою работу Amazon, а приятель Илона Адео Ресси запустил в 1994 году городской сайт Total New York и нарадоваться не мог своему детищу (которое позже было продано корпорации AOL). Вокруг как грибы появлялись новые компании и предприятия, которые сегодня называют не иначе как стартапы. Билл Гейтс по телевизору в шоу Дэвида Леттермана вещал о будущем интернета. Сам Маск, «будучи в тренде», использовал телефонный справочник, купленный на CD, для создания сайта-каталога предприятий и организаций, но чего-то ему не хватало.


Амбициозный юарец эмоционально заболел - на него начал наваливаться «синдром упущенной выгоды». А ведь еще не заработал Google. Кроме того, Илон якобы серьезно задолжал по студенческому кредиту. Надо было что-то делать!

PayPal

Однако чем ближе к общему признанию, тем больше противоречий появляется в биографии Маска. Но вот «звездный мальчик» родился - одновременно с компанией Zip2, примитивным по нынешним меркам «городским гидом» в сети, современной заменой тех самых «Желтых страниц». Идея была не нова и, вероятно, позаимствована у Адео Ресси с его уже существующим проектом.

После двух дней в Стэнфорде Илон покидает университет и отдает все силы Zip2, основанной совместно с братом. Говорят, Маск жил прямо в офисе, не упуская ни минуты рабочего времени. Проект успешно развивался, пока в 1999 году его не купила Compaq за $307 млн, что принесло 27-летнему Илону $22 млн.

Здесь все оказалось не слишком гладко. Дело в том, что в 1998-м Zip2 намеревалась объединиться с конкурентом в лице CitySearch и сумма сделки оценивалась в те же $300 млн. Платформа Маска должна была раствориться в новом предприятии, что, видимо, не устроило IT-бизнесмена. По неофициальным данным, соглашение в последний момент в одностороннем порядке разорвал именно будущий основатель SpaceX.

В любом случае, как только Илон избавился от Zip2, он оказался вовлечен в новый стартап - X.com, ставший впоследствии частью одной из крупнейших электронных платежных систем. Проект планировался как финансовая платформа, что-то вроде продвинутого онлайн-банка. А необычное имя? Звучит красиво, ни к чему конкретно не обязывает. Хотя кому-то буква «X» навевала мысли о порноиндустрии.

На запуск стартапа пошли деньги, вырученные от продажи Zip2, а также сторонние инвестиции. В том же здании, где находился офис новой компании, разместилась еще одна фирма со сходным родом деятельности - Confinity. И если вначале они уживались мирно, то позже стало очевидно - это прямые конкуренты. Рынок был огромен, и сегодня, вероятно, проекты смогли бы поделить сферы влияния. Однако X.com и Confinity решили слиться. В первой работало больше сотрудников, клиентская база была объемнее, темпы роста фиксировались высокие. Для основателей Confinity, которая опережала компанию Маска разве что по количеству пользователей eBay, это стало решающими факторами.

В марте 2000 года X.com приобрела Confinity. Сделка произошла после конфликта Илона с тогдашним президентом основанной им компании Биллом Харрисом, не разделявшим оптимизм Маска в отношении слияния. Стоит отметить, что Харрис уже тогда имел весьма продолжительный опыт работы в IT-сфере и поддерживал Илона со времен Zip2. В то же время один из бывших сотрудников X.com и PayPal как-то написал, что Харрис был хорошим финансистом (помог привлечь $100 млн инвестиций), однако не слишком выдающимся CEO. В итоге он покинул новообразованную компанию.

Свято место пусто не бывает, и во втором квартале 2000 года место Харриса занял Маск. Однако пробыл он на посту топ-менеджера лишь до осени того же года. Из-за разногласий с членами правления Илон лишился звания CEO. Одной из причин ухода якобы стал конфликт на почве выбора серверной платформы - Маск был против бесплатной Unix и требовал перейти на решение от Microsoft.

Кстати, Илон в чем-то походит на Стива Джобса, уволенного в свое время из Apple, - Маск переживал подобное и в Zip2, и в PayPal. Из последней его уволили, когда бизнесмен летел к месту отдыха: по его словам, это должен был быть первый отпуск за долгие годы.

В 2001 году объединенное предприятие назвали PayPal - по имени одного из продуктов Confinity. Теперь всем руководил Питер Тиль, сооснователь последней.

Ну а на момент приобретения PayPal компанией eBay в 2002-м за $1,5 млрд, у Илона имелся 11-процентный пакет акций финансовой платформы. Профит!

Мечта о космосе перестает быть мечтой. Рождение SpaceX и Tesla

Деньги есть, идеи тоже. Причем идеи давние, а не придуманные на ходу. Первым «долгоиграющим» проектом Маска стала не Tesla, как могут предположить многие, а SpaceX. Марсом и космосом Илон грезил давно (корабли SpaceX не случайно получили название Falcon - в честь «Тысячелетнего сокола» из «Звездных войн»), поэтому и приступил к реализации мечты, основав Space Exploration Technologies Corporation. Зачем? Чтобы построить свой космический корабль для полета к Красной планете, отправить туда «парник» и устроить «марсианский оазис».

Маска не останавливали слова друзей и коллег, которые отговаривали его от начатого дела. До успеха, который и сейчас выглядит несколько шатким с финансовой точки зрения, пройдет очень много времени. Ведь о SpaceX всерьез заговорили лишь в 2008 году: тогда Falcon 1 стала первой частной ракетой на жидком топливе, добравшейся до орбиты Земли и доставившей туда полезный груз. До того момента к проекту Илона относились с недоверием. А вот между 2002 и 2008 годами в истории компании образовалась дыра. В 2003-м, например, о молодом бизнесмене осторожно и с долей иронии писала газета The Los Angeles Times. Автор материала не мог определиться: технологический ли гений Маск или очередной Дон Кихот.

На звезды тогда смотрел не только Илон. В 2004 году Virgin Galactic и некоторые другие компании весьма оптимистично видели будущее космического туризма, собираясь года через 3-4 наладить регулярные коммерческие запуски «простых смертных» туда, где не летают самолеты. Как известно, реальность внесла серьезные коррективы.

Основанная Маском SpaceX активно вела разработку технологии, рассказывая как о достижениях, так и о провалах. Компоненты ракеты-носителя развалились во время испытаний из-за просчетов? На сайте проекта появляется новость: «Топливный бак деформировался из-за неисправности клапана». Вторая подряд проблема? Снова «фейл»? Пятый перенос сроков? Под сообщениями о неудачах Илон подписывается своим именем. Пошла «белая полоса»? Об этом все узнают в то же мгновение из первых уст.

Возникает чувство, что все придумал и реализовал один-единственный человек - сам Маск. Очевидно, что это не так. Простой пример: разработкой двигателей серии Merlin занимался Том Мюллер, работодателем которого до определенного момента выступала компания TRW. Здесь главный инженер входил в команду, создававшую мощнейший TR-106. Однако не всем был доволен Мюллер, который считал, что его не ценят, а идеи не используют. Как итог - разработка крупнейшего в мире ракетного двигателя на жидком топливе в частном гараже. Гараже, Карл! Что сделал Илон? Позвал Мюллера в 2002 году на работу. Сейчас инженер занимает пост технического директора в SpaceX. Маск избрал интересный подход к поиску топов, поэтому и люди в компании появлялись не случайные и по-своему интересные. Увлеченные специалисты, которым позволяют реализовать себя, ищут таких же, и все вместе они делают так, чтобы их детище - компания и ее проекты - развивались.

Когда с момента основания SpaceX прошло совсем немного времени, Илон приступил к реализации очередной своей идеи фикс. Либо просто загорелся чем-то новым. В 2004 году он, уже будучи в совете директоров Tesla, стал инвестором этого стартапа Мартина Эберхарда и Марка Тарпеннинга, основанного годом ранее. Бизнесмен увидел перспективность проекта и вложил в него деньги. При том что главной целью основателей Tesla было не создание полностью электрического средства передвижения, а лишь поиск эффективных технологий, которые позволят сократить потребление нефти. Говоря проще - сделать «зеленый» автомобиль.

История линейна, когда она стала фактом, а до того момента все может пойти в любом направлении. Это к вопросу о том, продолжила бы Tesla существование без денег Маска или нет. Может, к 2017 году о ней бы уже все забыли? Или, наоборот, компания захватила бы автомобильный рынок, как Apple или Samsung - мобильный? Сегодня в Tesla Motors Илона официально считают сооснователем - на то, судя по всему, есть причины, и стороннее мнение вряд ли кого-то волнует. Как итог, Tesla пошла по стопам Chrysler, которая в 1925 году стала «последним успешным автостартапом в США», а те, кто выходил на рынок с электрокарами, вообще не добились серьезного успеха.

Свою роль в создании Roadster - коммерческого первенца Tesla - сыграл автомобиль AC Propulsion tzero. Якобы именно его силовой блок использовался в прототипе автомобиля Маска. Внешний вид «подарил» Lotus, так как Илон был одержим британскими спорткарами. Уже в 2006 году был представлен Tesla Roadster, выпуск же массовой версии длился с 2008 по 2012 год. Именно Маск стал человеком, который смог привлечь все необходимые для реализации проекта инвестиции. Так было в 2004 году, в 2005-м, 2007-м, 2009-м - десятки миллионов долларов появились благодаря Илону. В 2007 году компанию покинул один из ее основателей - Мартин Эберхард. Предприятие ненадолго возглавил израильский бизнесмен, сокративший штат на 10% и добившийся прибыльности Tesla. В 2008-м его заменил Маск.

Где-то в этот период Tesla и SpaceX уже создают впечатление крепнущих компаний - у них появляются коммерческие продукты и доказательства того, что время было потрачено не зря. Свои коррективы внес финансовый кризис, который не затронул разве что лемуров Мадагаскара. Илон, сравнивший происходящее с периодом Великой депрессии, уволил еще четверть сотрудников компании, а также анонсировал перенос выпуска первой Model S. «Есть и положительный момент: у нас появилось время сделать ее еще лучше», - сказал бизнесмен.

Почти крах и миллиардные контракты

В 2008 году компании грозило банкротство, однако Маск смог избежать этого, а спустя пару месяцев, весной 2009-го, в штаб-квартире SpaceX был выставлен прототип Model S. Прошедший же год Илон описывал как худший в своей жизни: Tesla теряла деньги, а SpaceX не могла запустить Falcon 1…

На этот период пришелся переломный момент в новейшей истории SpaceX и Tesla: несмотря на всю критику и преграды, в том числе финансовые, проекты выстояли. А тут еще подоспел контракт с NASA на $1,6 млрд. Кроме того, народ активно оформлял предзаказы на Model S, в проект уверовала Daimler AG, прикупившая за смешные теперь $50 млн 10% Tesla (сегодня доля оценивается в миллиарды долларов). Прибыльность, к слову, по крайней мере у Tesla, до сих пор остается под большим вопросом - однако это не останавливает Маска.

Илон (Элон) Рив Маск (англ. Elon Reeve Musk) — канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель, инвестор. Илон Маск — основатель компаний Paypal, SpaceX, Tesla, а также член совета директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями.

Ранние годы и детство Илона Маска

Мать — Мей Маск , была моделью и известным диетологом. Отец — Эррол Маск , — пилот, моряк и инженер. Зарабатывал консультациями.

В семье было трое детей: Илон, Кимбал и дочь Тоска. Мей и Эррол развелись, когда дети были маленькими. Но они остались с отцом, и Эррол Маск смог воспитать успешных детей.

В детстве Илон был необычным ребенком, много читал. Как вспоминал его отец, как-то Илон, когда ему было три или четыре года, спросил у него: «Где заканчивается и начинается мир?».

На фото слева: в возрасте 12 лет с рыбой, которую поймал на семейной рыбалке в Южной Африке. На фото справа: с братом и сестрой (Фото: eastbaytimes.com)

Илон и Кимбал учились в Pretoria Boys High School. Илон окончил школу с отличными отметками по физике и информатике. При этом в школе Маску приходилось нелегко в отношениях с другими детьми, после одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос, говорится в биографии Илона Маска в Википедии.

С детства Илон много читал, любил фантастику, от Жюля Верна до Азимова , Хайнлайна и Толкина . Роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог ему справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет, а книги «Академия» и «Луна — суровая хозяйка» пробудили в Илоне интерес к космосу, говорится в биографии Маска на сайте «Мир фантастики».

Когда Илону Маску было 10 лет, он получил в подарок первый компьютер Commodore VIC-20, который использовал для программирования, уже в 12 лет он продал за 500 долларов свою первую программу, игру Blastar, в которой можно было стрелять по инопланетянам из лазерной пушки.

На фото слева: Илон Маск с мамой, братом и сестрой. На фото справа: отец Илона Маска (Фото: notjustrich.com)

Чтобы избежать призыва в армию в ЮАР, мальчики уехали в Канаду к матери. Отмечается, что деньги на поездку Маск добыл сам, с помощью продажи акций фармацевтической компании.

В 19 лет Илон поступил в Королевский университет в Кингстоне, Онтарио. В 1992 году Маск переехал в США и поступил в Пенсильванский университет, где получил степень бакалавра наук по физике колледжа искусств и наук, а также степень бакалавра по экономике Уортон школы бизнеса. Со временем перешел в Стэнфорд, но обучение не закончил.

Карьера Илона Маска

Zip2 — первая компания, которую организовали совместно братья Маск в 1996 году. Они занимались производством программного обеспечения. Их проектом был цифровой аналог «Жёлтых страниц», с помощью которого в любом районе Сан-Франциско можно было найти ближайшую пиццерию. Стартап развивался не так быстро, как хотелось Илону, но трудолюбие позволило вывести его на такой уровень, что им заинтересовались инвесторы. Вскоре фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, 22 миллиона достались лично Илону Маску и он в 27 лет стал миллионером.

В марте 1999 года Илон Маск стал одним из основателей X.com (вложив 12 млн собственных сбережений), намереваясь сделать революцию в сфере банковских платежей. Уже в 2000 году произошло слияние компаний X.com и Confinity, тем самым объединились системы X.com и PayPal. Маск требовал для нового образования бренд X.com вместо PayPal. Это вызвало разногласия внутри организации, и Илон по решению Совета директоров ушел в отставку. Но стратегически и экономически Маск снова сделал верный ход. В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов, а Илон за свои 11,7% акций получил 175 млн долларов.

На фото (слева направо): Питер Тиль и Илон Маск (Фото: strumpeople.com)

Илон Маск и SpaceX

В июне 2002 года Маск основал свою третью компанию — SpaceX. Эта компания Илона связана с космическими разработками, целью ее создания было сокращение расходов на полеты в космос, способствование его освоению и в частности, будущая колонизация Марса.

Илон Маск стал главным инженером и СЕО SpaceX. 24 марта 2006 года состоялся первый для компании запуск ракеты-носителя Falcon 1, но он завершился аварией. Однако в том же году компания SpaceX стала одним из победителей в конкурсе НАСА Commercial Orbital Transportation Services (COTS), получив суммарное финансирование в размере 396 млн долларов, для разработки и демонстрации ракеты-носителя Falcon 9 и корабля Dragon.

На фото: SpaceX Falcon 1 с воздуха вскоре после запуска, когда он поднимается над островом Омелек, на Маршалловых островах. 2006 год (Фото: wikipedia.org)

28 сентября 2008 года состоялся первый успешный запуск ракеты-носителя Falcon 1 и вывод полезной нагрузки на орбиту. Благодаря энергичным действиям Илона Маска, в компании разработаны два типа потенциально многократных ракет-носителей: Falcon 1 и Falcon 9, а также многоразовый космический корабль Dragon.

На фото: Элон Маск, генеральный директор и технический директор SpaceX, представляет космический корабль SpaceX Dragon V2 в штаб-квартире SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, 2014 год (Фото: AP Photo/TASS)

В декабре 2008 года NASA подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд. долларов на 12 запусков носителя Falcon 9, а затем и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

Дальнейшими достижениями SpaceX стали: запуск корабля Dragon, который был выведен на орбиту и возвращен на Землю 8 декабря 2010 года, первая в истории посадка первой ступени на землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (22 декабря 2015 года), первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на морскую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship (8 апреля 2016 года) и первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 (31 марта 2017 года).

На фото: основатель SpaceX Илон Маск во время выступления на 67-м Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре, Мексика. Маск подробно остановился на своих планах по колонизации Марса, 2016 год (Фото: AP Photo/Refugio Ruiz/TASS)

Одной из фантазий Маска было освоение Марса. По мнению Илона, исследования Марса позволят установить цену на транспортные полеты на планету на уровне $ 500 тыс., что «вполне приемлемо» для жителей развитых стран, а также положить начало освоению других планет.

«Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем, что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там будет его будущее» — утверждал предприниматель.

Илон Маск неоднократно высказывался за колонизацию Марса, в том числе он предлагал сбросить на полюса Марса термоядерные бомбы, чтобы нагреть поверхность планеты и сделать ее пригодной для жизни.

В апреле 2016 года вышла новость, что корабль Red Dragon («Красный дракон») компании SpaceX не позднее 2018 года полетит на Марс. Есть версия, что Илон Маск, глава SpaceX, именно таким образом отреагировал на сообщение о начале реализации в «железе» перспективного российского космического корабля «Федерация».

SpaceX планирует миссию в 2018 году на Марс (Фото: SpaceX/ZUMAPRESS.com/Global Look Press)

Во время экспедиции на Марс будут отработаны технологии доставки на поверхность планеты больших грузов, передает Twitter компании. В случае успеха миссии SpaceX станет первой частной компанией, отправившей корабль на Марс.

В мае 2017 года СМИ сообщили о том, что американская компания Elysium Space продает места на космическом корабле для праха умерших. На орбиту Elysium Space выведет ракета-носитель Falcon 9 компании Илона Маска Space X.

Сообщается, что за 2,5 тысячи долларов родственники могут отправить останки своих родных в космос, где «звездный катафалк» будет кружить по орбите Земли два года, после чего войдет в атмосферу и сгорит.

В сентябре 2017 года глава компании SpaceX Илон Маск сообщил о возможности использования многоцелевой ракеты для полетов в любую точку Земли за полчаса.

«Долетите до большинства мест на Земле менее чем за 30 минут и куда угодно менее чем за 60. Стоимость билета должна быть примерно такой же, как за полноценный билет на самолет экономического класса», — написал Маск в Instagram.

Для новой ракеты под рабочим названием BFR будут использованы предыдущие достижения компании, как сообщали РИА «Новости». Ракета может заменить Falcon 9 и Dragon, она же может быть использована для полетов на Луну и Марс. Отмечается, что ракета BFR будет дозаправляться после выхода на околоземную орбиту, а потом лететь к пункту назначения, технология позволит летать на Луну и обратно.

Tesla Илона Маска

В 2003 году Илон организовал компанию, которую назвал в честь Николы Теслы «Tesla Motors». Сферой деятельности этой компании является создание экологически чистых электромобилей.

В 2008 году Tesla Motors выпустила первый электромобиль «Tesla Roadster». Автомобиль раскритиковали, но Илон Маск и его компания работали над усовершенствованием машины и уже в 2011 году была представлена модель Tesla Model S.

Tesla Roadster (Фото: CarrrsMag.com)

27 сентября 2012 была запущена революционная сеть супер-заправок для путешествия на дальние дистанции. Были апробированы два электроавтомобиля Tesla Model S, которые с 28 января по 2 февраля 2014 года совершили путешествие с западного побережья до восточного. Для подзарядки использовались только «суперчарджеры» (электро-заправочные станции). Поездка из Лос-Анджелеса заняла 76 с половиной часов, и стоила $ 0, установив тем самым рекорд Гиннеса.

Tesla Model S (Фото: tesla.com)

В конце 2014 года, Tesla Motors представила Tesla Model X — новый электромобиль-кроссовер. В 2016 году была представлена новая бюджетная модель — Tesla Model 3. На 2016 год цена акции компании достигает отметки в $ 231,55, рыночная капитализация составляет $ 29 млрд. Tesla Model 3 построена на новом шасси. Базовая версия электрокара сможет ускоряться с места до 96 километров в час менее чем за шесть секунд, а топовая — за 4 секунды. Запаса батарей хватит на 350−400 километров пробега. Стоимость Model 3 будет начинаться от 35.000 долларов.

Tesla Model X (Фото: tesla.com)

В 2016 году «Тесла» получила не менее 373 тысяч заявок на покупку своей самой доступной модели — Model 3. Маск заявил, что в связи с очень большим количеством заказов на автомобиль компания постарается «увеличить объемы производства настолько быстро, насколько это возможно». Тогда же Илон Маск выпустил перспективный план развития деятельности Tesla, пообещав, что уже в 2017 году будут презентованы новые модели транспорта, которые работают на электрической энергии: тяжелые грузовые автомобили и городской пассажирский транспорт.

Илон Маск также заявил, что Tesla Motors вполне может создать летающий автомобиль, для того чтобы он просто был, но гораздо сложнее сделать его тихим и безопасным. «Вряд ли люди будут рады ревущей над их головами машине», — цитировали СМИ слова Маска.

В марте 2017 года в новостях сообщали , что компания Tesla намерена открыть свои представительства, шоу-румы и сервисные центры в Москве и Санкт-Петербурге.

Hyperloop Илона Маска

В 2012 году Маск, кроме объявления о своих планах по покорению космоса, анонсировал еще один проект — высокоскоростной трубопроводный пассажирский транспорт Hyperloop («гиперпетля»). В 2012 году Маск заявил в интервью, что новое транспортное средство станет в 2 раза быстрее самолета и в 3−4 раза — скоростного поезда, будет безопасным и работать на солнечной энергии, при этом Hyperloop станет намного дешевле проекта California High-Speed Rail*. В январе 2015 года Илон Маск также сообщил о желании построить пробную трассу Hyperloop длиной 5 миль в Техасе.

Проект высокоскоростного трубопроводного пассажирского транспорта Hyperloop (Фото: hyperloop.com)

Сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар выражал надежду на сотрудничество с российскими властями, в частности, говорил о перспективе использования таких поездов для перевозки китайских товаров в Европу через территорию РФ, в новостях писали о возможном использовании технологии на маршруте Москва — Лондон.

Летом 2017 года власти США выдали Илону Маску разрешение на начало работ по строительству тоннеля между Нью-Йорком и Вашингтоном для реализации проекта Hyperloop. Бизнесмен обещает, что его проект поможет жителям этих двух городов преодолевать расстояние в 250 км между ними менее чем за полчаса.

Общественная деятельность Илона Маска

Еще один из перспективных проектов Илона Маска — это SolarCity. Компания занимается производством солнечных панелей для выработки электроэнергии. SolarCity — один из ведущих поставщиков таких панелей во всем мире.

Solarcity, одного из крупнейших в мире установщиков солнечных систем (Фото: solarcity.com/TASS)

Миллиардер Илон Маск не забывает о благотворительности. Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation. В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для Института будущего человечества — на исследования контроля над искусственным интеллектом.

Слова президента России Владимира Путина о создании искусственного интеллекта Илон Маск прокомментировал весьма оригинально:

«Я думаю, что гонка за лидерством в сфере искусственного интеллекта скорее всего приведет к Третьей мировой войне», —

«Илон Маск услышал определенные вещи об ее поведении, которые его категорически не устроили. Эмбер может быть очень эгоистична и часто манипулирует другими», — сообщал источник из близкого окружения пары.

Доходы Илона Маска

В августе 2017 года Forbes сообщил, что состояние Илона Маска, чуть не обанкротившегося после запуска Tesla Motors и ракетной компании SpaceX, впервые превысило $ 20 млрд. В ежегодном списке богатейших технологических миллиардеров. Маск занял 12-е место с $ 20,7 млрд, опередив соучредителя корпорации Microsoft Пола Аллена ($ 20,5 млрд) и председателя совета директоров компании Alphabet Эрика Шмидта ($ 12,4 млрд). Сообщается, что с марта 2017 года, по версии Forbes, Илон Маск разбогател почти на $ 7 млрд.

Эти данные издание пояснило ростом капитализации SpaceX, стоимость которой была оценена в $ 21 млрд. Маску принадлежит более половины SpaceX.

В то же время в биографии Маска в Википедии говорится, что в июле 2017 года он занял 80-е место в списке самых богатых людей мира с 16,1 млрд долл.

В декабре 2016 года Илон Маск занял 21 место в списке самых влиятельных людей мира, составленном Forbes.

Илон Маск в кино

Илон Маск очень популярен в США. По словам Джона Фавро , режиссёра фильма «Железный человек» (2008), Илон Маск послужил прообразом Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший . В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя (по сюжету Илон — приятель Тони Старка).

Кадр из фильма «Железный человек-2»

Илон Маск озвучил камео в 12 эпизоде 26 сезона мультсериала «Симпсоны», вышедшеем 25 января 2015 года. В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория большого взрыва» Маск также сыграл камео. В 2017 году снялся в комедии «Почему он?» в роли самого себя.

Маск умеет водить самолет. Илон владел самолетом Aero L-39 Albatros чехословацкого производства, реактивным самолетом Dassault Falcon 900. В октябре 2013 года Маск выкупил на аукционе за 997 тысяч долларов автомобиль-субмарину Wet Nelliе из фильма 1977 года о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил».

* High-speed rail — Калифорнийская высокоскоростная железнодорожная магистраль, находящаяся в настоящее время в процессе строительства, которая соединит Лос-Анджелес с Сан-Франциско. Заявленная скорость поездов составляет до 220 миль (350 км/ч) в час, обеспечивая поездку в один конец за 2 часа 40 минут. Строительство началось в 2015 году, а его завершение ожидается в 2029-м.

Interplanetary Transport System (ITS) - система межпланетного транспорта, которая будет использована для доставки первых колонистов на Красную планету.

В закладки

Согласно проморолику ITS, ракета с космическим кораблём сначала выводится на орбиту, а затем отделяется от корабля и возвращается на Землю. На орбите происходит дозаправка корабля, а затем он раскрывает солнечные панели, генерирующие мощность в 200 киловатт, и начинает движение к Марсу.

Согласно предыдущим утверждениям, в планах Элона Маска отправить людей на Марс до 2024 года. По уточнённому графику, первые экспедиции начнутся ещё в конце 2022 года.

Первые миссии к Красной планете начнут реализовываться уже с 2018 года - например, сброс припасов и других принадлежностей для выживания первых колонистов. Каждый корабль Dragon сможет «отвозить» 2-3 тонны полезного груза.

На конференции Маск объяснил причину лететь на Марс двумя вещами: развитием человеческого рода как межпланетных путешественников, а также отдалённой вероятностью исчезновения всего живого на Земле. Другая ближайшая к Земле планета - Венера - обладает слишком недружелюбной атмосферой, подобной «кислотной бане»: «Венера - она совсем не как [одноимённая] богиня», - пояснил выбор глава SpaceX.

Поскольку Марс находится дальше от Солнца, чем Земля, он несколько холоднее - однако планету можно «подогреть» при помощи геотермальных изменений и сформировать на ней достаточно дружелюбную атмосферу для выращивания растений. В прошлом Маск уже , что Марс можно нагреть, например, при помощи термоядерных бомб.

По оценке Маска, сейчас стоимость путешествия на Марс в расчёте на одного человека составляет 10 миллиардов долларов. В случае, если её удастся сократить до цены одного дома в США, многие смогут начать переселение на Красную планету. Для этого потребуется использовать полностью возобновляемые средства, правильное (эффективное) топливо, которое можно производить прямо на Марсе, а также заправлять корабли на орбите (а не тратить деньги на доставку топлива на орбиту каждый раз при отправке нового корабля).

Например, керосин на Марсе производить нельзя из-за отсутствия нефти на планете. Однако жидкий метан - возможно, и почти по всем параметрам он подходит для эффективного сокращения затрат, считает глава SpaceX.

По словам Маска, видео симуляции ITS - результат работы не художников, а инженеров: в нём отражено точно то, чего пытается достичь SpaceX, и практически будущие корабли будут идентичными тому, что изображено в ролике.

Наибольшее количество повторных использований SpaceX закладывает в ракету-носитель для вывода корабля на орбиту - 1000 раз. Танкер для дозаправки планируется использовать около 100 раз, а сам корабль - 12-15 раз. На нём колонисты будут отправлять груз с Марса на Землю или улетать сами.

Согласно расчётам, в один корабль помещается примерно 100 человек. Ракета-носитель, которая будет использоваться для вывода корабля на орбиту, будет иметь в 3,5 раза большую массу, чем самая грузоподъёмная ракета в мире - « », с помощью которой была произведена первая высадка человека на Луну.

На планетах со слабым гравитационным притяжением - например, Луне или Марсе - ракета-носитель не нужна для выхода на орбиту: с этой задачей может справиться сам корабль. В ракету встроено 42 двигателя (часть из них она может потерять и всё равно продолжить движение), а в корабль - девять.

Одно путешествие до Марса в зависимости от года, в который будут проходить полёты, будет занимать от 90 до 150 дней. По мнению Маска, в процессе полёта команда корабля должна получать удовольствие - в отсеке можно будет наслаждаться нулевой гравитацией, смотреть фильмы, проводить лекции или отдыхать в ресторане.

Если человек будет брать с собой меньше тонны полезного груза, его полёт обойдётся меньше чем в 200 тысяч долларов, считает Маск.

Точную структуру доходов, которые будут использоваться для финансирования программы, Маск не назвал. По его мнению, для этого может использоваться как прибыль SpaceX от запуска спутников и доставки грузов на МКС, так и добровольные пожертвования проекту через Kickstarter.

По оценке Маска, для создания полностью автономной цивилизации на Марсе потребуется не менее 40 лет.

Маск отметил, что технологии не развиваются сами по себе, а только тогда, когда к конкретной задаче применяется ум инженеров для её решения. В истории человечества уже были примеры, когда технологии развивались до определённого уровня, а затем откатывались назад, и последний из таких примеров - ситуация с лунной программой.

Помимо марсианской программы, новые корабли могут использоваться и для перемещения по Земле - по оценке Маска, с ними можно будет перемещаться в любую точку планеты в течение 45 минут. Кроме того, Маск планирует устанавливать «заправки» для космических кораблей на других планетах - это позволит совершать путешествия в любые точки Солнечной системы.

По словам Маска, сам он тоже когда-нибудь полетит на Марс - когда сможет решить вопрос, что случится с компанией в том случае, если он по каким-либо причинам погибнет и инвесторы SpaceX останутся один на один с проблемой максимизации прибыли: «Первый полёт будет иметь очень высокую вероятность смертельного исхода, а я ещё хочу увидеть, как вырастут мои дети».

Первый корабль, который отправится к Марсу, Маск планирует назвать Heart of Gold - по аналогии с космическим кораблём из романа «Автостопом по галактике»: «Я думаю, наш первый полёт тоже будет бесконечной невероятности».

Ещё до выступления на сцене Маск раскрыл некоторые детали ITS у себя в микроблоге. Диаметр ракеты-носителя

Неизвестно, получится ли у компании то, что она наметила на 2017 год. Но, если планы Илона Маска будут реализованы, нас всех ждёт революция в космонавтике, а если нет - то начало конца SpaceX. Впрочем, одно из этих событий явно выглядит вероятнее другого.

Возрождение после взрыва

За последние два года у ракетного детища Илона Маска дважды взрывалась ракета с полезной нагрузкой. Оба раза причина была одна и та же: проблемы с гелиевым баком. Новый запуск последовал после месяцев работы над избавлением от этой проблемы. И, кажется, кое-что у упорных ребят из SpaceX получилось:

Огромный прогресс в этом пуске даже не в том, что после него первая ступень села обратно на Землю. Это случилось уже в третий раз, и вряд ли кого удивило, хотя до SpaceX так никто и никогда не делал. Более важно другое: ступень спускалась через довольно плотные облака, в которых поддержание стабильности высокого, большого и очень лёгкого объекта (почти пустой легкосплавной ступени) - дело трудное. Взгляните на напряжённую работу решётчатых рулей внизу ступени на видео выше или на общую картину посадки:

Легко заметить и то, что ещё год назад и не снилось самим разработчикам - предельно точную посадку в центр нужного пятна на площадке. SpaceX начала летать в космос пять лет назад, но учится чрезвычайно быстро. Ступень садится почти идеально, в плотной и облачной атмосфере при земном тяготении. А вот посадочный аппарат "Скиапарелли", сделанный Европейским космическим агентством (в космосе уже полвека), совсем недавно разбился при посадке на Марс, где нужно было компенсировать куда меньшую гравитацию, а облака и приличная турбулентность вообще отсутствовали.

Как отметила в пятницу 17 февраля Гвин Шотвелл (Gwynne Shotwell), один из руководителей SpaceX, из-за проблем с гелиевой ёмкостью последние два года были для компании "болезненными", поскольку поставщику ракетных пусков трудно зарабатывать деньги, если он не летает. В нашей стране журналисты и эксперты подсчитали убытки и прибыли компании за этот период и уже успели породить остроумные, хотя и излишне сложные теории о том, что теперь Маску придётся идти за деньгами к американскому государству. Другие наблюдатели видят ситуацию проще: возобновление полётов автоматически улучшит финансовую ситуацию компании.

Переломный год

На 2017 год Илон Маск наметил столько, сколько не удавалось ни одному государственному космическому агентству со времён падения СССР. В марте он планирует впервые в истории повторно использовать первую ступень ракеты для вывода груза в космос. Причём такой запуск должен стать дешевле обычного, в котором используется новая ступень. Начиная с апреля 2017 года открывается окно для первого в истории полёта многоразового грузового космического корабля, запускаемого на ракете-носителе. С его помощью будет доставлен груз на МКС.

В середине года SpaceX намерена запустить самую тяжёлую из существующих ракет-носителей Falcon Heavy, построенную на совершенно нетипичной архитектуре. Блоки её первой ступени тоже планируются многоразовыми, и поэтому цены вывода полезной нагрузки обещают быть ниже , чем у одноразовой "Ангары". Если вспомнить, что более дорогой Falcon 9 серьёзно потеснил "Протон", то понять, как "Ангара" будет конкурировать по ценам с "Тяжёлым соколом", довольно непросто. Такая ракета требуется Маску для участия в глобальном проекте средневысотных спутников, раздающих интернет. Иными словами рынок, на который Россия может не попасть из-за новой ракеты Маска, довольно крупный.

В ноябре 2017 года должен полететь Dragon 2 - первый в истории космический корабль частной разработки, а заодно и первый многоразовый. В общем, слишком много "первых в истории", даже для года, кончающегося на 17. Справиться со всем этим сразу довольно небольшой организации поможет разве что чудо. Тем не менее достижение даже части из этих целей будет означать большой рывок вперёд. В случае многоразовой ступени или тяжёлого Falcon Heavy, не только для SpaceX, но и для всей мировой космонавтики.

А у нас пока что....

Напомним факты: наша страна за весь постсоветский период пока запустила ноль принципиально новых космических кораблей (не говоря уже о многоразовых), одну новую тяжёлую ракету-носитель, ноль многоразовых первых ступеней. И это не потому, что у нас какие-то проблемы с инженерами. Как мы уже , РКК "Энергия" и иные российские разработчики делают уже третий проект отечественного космического корабля, поскольку "Союз" объективно стал мал для нашей космонавтики. Ракетчики из Миасса пытаются убедить руководство построить многоразовую первую ступень с 2007 года - когда об этом и Маск ещё не заговаривал на публике.

Новые тяжёлые ракеты у нас теоретически есть (с 2014 года), хотя их полезная нагрузка в два с лишним раза меньше, чем у Falcon Heavy. Однако в этой теории пока маловато практики. Ни в 2015-м, ни в 2016-м, ни в 2017 году тяжёлая "Ангара" не полетела и не полетит. И это несмотря на то, что в августе 2015 года директор ГКНПЦ имени Хруничева Андрей Калиновский подтвердил её запуск в 2016 году - уже с коммерческим спутником. Тогда же он произнёс о своём предприятии знаменитые слова: "Земля в Москве - наш единственный ликвидный актив на сегодняшний день". После чего закономерно производственные мощности было решено отправить за Урал, где, опять же, и платить работникам можно меньше. Неприятные разговоры о том, что этот перенос отправит второй пуск ракеты в 2020-е годы, пока трудно опровергнуть - а так хотелось бы.

Ракету, способную, как Falcon Heavy, выводить в космос 50–70 тонн, ещё в марте того же года решил не делать чуть ли не до 2030-х годов. С формулировкой "не надо". В другое время с ней поспорили бы, но сейчас это сделать трудно. Если мы начнём запускать новые тяжёлые ракеты в 20-х, то сверхтяж раньше 30-х действительно не должен нас интересовать. Всё это ведёт нас к довольно интересной ситуации, когда пять лет назад полетевшая в космос частная компания может уже в 2017-м получить технологические возможности большие, чем у страны, когда-то выведшей человека в космос. Кошмар? Нет.

Если честно, то сами по себе новые ракеты и корабли в космосе не нужны. Они служат выполнению совершенно конкретных задач. У нас не запустили миассовскую "Россиянку", планировавшиеся с 90-х космические корабли и тяжёлую "Ангару" не потому, что мы не можем этого сделать, а потому что не знаем, зачем это делать. Наше отставание - если SpaceX выполнит свой план - станет очевидным. И находится оно не в космической индустрии как таковой, а в головах тех, кто расставляет для неё цели. И это не в первый раз.