Литература        04.02.2022   

Краткие страдательные причастия буквой н. Правописание суффиксов кратких страдательных причастий

Часто вызывает затруднение правописание Н и НН в суффиксе кратких прилагательных и кратких страдательных причастий. Необходимо уметь их различать, так как в суффиксе кратких причастий всегда пишется одна буква Н, а в суффиксе кратких прилагательных Н или НН, в зависимости от того, сколько писалось в полной форме прилагательного.

Краткие причастия

Краткие отглагольные прилагательные

пишется Н

пишется НН

Краткие страдательные причастия всегда можно заменить глаголом в форме прошедшего времени:

деньги были изысканы к сроку (= изыскали),

семена рассеяны (= рассеяли),

ягоды подавлены (= подавили)

Краткие отглагольные прилагательные нельзя заменить глаголом, их можно только заменить полной формой прилагательного:

она была изысканна (изысканная), девочка рассеянна и невнимательна (рассеянная), люди подавленны (подавленные).

5. Н и нн в суффиксах кратких имен прилагательных, образованных от существительных

В кратких именах прилагательных, образованных от имен существительных, пишете столько Н, сколько было в полной форме: даль туманна (от туманный), щеки румяны (от румяный).

6. Н и нн в суффиксах имен существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных

В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько Н, сколько их было в производящей основе:

воспитанник (от воспитанный), избранник (от избранный), священник (от священный), вареник (от вареный), копчености (от копченый), мороженое (от мороженый), организованно входить (от организованный), ветрено поступить (от ветреный), бешено ревновать (от бешеный), путано отвечать (от путаный), удивленно смотреть (от удивленный).

Задание 15 Запятая при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении Знаки препинания при однородных членах предложения.

Ставится запятая

Не ставится запятая

1. при отсутствии союзов

Все вдруг заговорили шумно , радостно.

2. При соединении одиночным противительным союзом (НО, А, ДА = НО, ЗАТО = НО)

Мал золотник , да (=но) дорог .

3. при соединении повторяющимися союзами

и,и,и

(могут повторяться союзы И, ДА, ИЛИ, ТО, НЕ ТО, НИ)

Простим горячке юных лет И юный жа р юный бред.

4. при отсутствии первого из повторяющихся союзов

, и, и …

Люблю я бешеную младост ь , И тесноту , И блеск , И радость.

5. при парном соединении союзами

Волна И камень , лед И пламень не столь различны меж собой.

6. при соединении двойными союзами:

КАК… ТАК И; ХОТЯ И… НО;

НЕ ТОЛЬКО… НО И; НЕ СТОЛЬКО… СКОЛЬКО;

У Сибири есть много особенностей КАК в природе, ТАК И в людских нравах. Успехи мои ХОТЯ И медленны, НО благонадёжны .

1. в устойчивых выражениях (равных слову)

Издали И так И сяк , а вблизи НИ то НИ сё.

(= словам КАК-ТО, НИКАК)

И днем И ночью кот ученый все ходит

по цепи кругом. (= слову ВСЕГДА)

2. при соединении одиночным соединительным или разделительным союзом: И; ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО

Прочитайте. Какие причастия чаще других переходят в прилагательные? Есть ли разница в написании н в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных, образованных путём перехода причастий в прилагательные?

Причастия могут переходить в прилагательные.

В предложении Зрители любовались сдержанными, мягкими движениями актрисы слово сдержанный употребляется в значении «спокойный, нерезкий, мягкий». Слово, приобретя значение постоянного признака качества, стало качественным прилагательным. От него теперь образуются степени сравнения: сдержанный - сдержаннее, более сдержанный, самый сдержанный .

Применяя данное правило, рассуждайте так: сочинение написа(н, нн)о: написа(н, нн)о - краткое причастие, поэтому в суффиксе надо писать одну букву н : написано; дети рассея(н,нн)ы : слово рассеянный утратило значение времени и приобрело значение постоянного признака: рассеянный, невнимательный .

Рассеянный - полное прилагательное; краткое прилагательное, образованное от полного с двумя н , пишется тоже с двумя н : кр. прил.: рассеянн ы.

141. Образуйте и запишите краткие страдательные причастия прошедшего времени во множественном числе. Составьте два предложения с однородными членами, употребите в них причастия в краткой форме.

Отрезать, дать, потерять, увидеть, рассмотреть, найти.

142. Спишите. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните страдательные причастия как члены предложения.

1. Волосы у Веры гла..ко причёса(н, нн)ы. 2. Гла..ко причёса(н, нн)ые волосы пр..дают лицу Веры строгость. 3. Вспом..наю лицо дяд.. с вечно нахмуре(н, нн)ыми бровями. 4. У дяди брови чаще всего нахмуре(н, нн)ы. 5. Интересно бесед..вать с ребятами, увлечё(н, нн)ыми своим делом. 6. Моя сестра всегда увлече(н, нн)а какой(либо) новой идеей. 7. Тучи рассея(н, нн)ы ветром. 8. Люди взволнова(н, нн)ы активностью солнца. 9. Море взволнова(н, нн)о.

143. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы (см. образец в рамке).

Выразить, под..лить, доставить, ос..ждать, ост..влять, испортить, поправить, приобретать, присваивать, про..влять, разрешить, схв..тить, утратить, защ..мить, сохр..нить, сэкономить.

144. При списывании вставьте пропущенные запятые и замените глаголы неопределённой формы полными или краткими страдательными причастиями. Устно объясните употребление н и нн в суффиксах.

Есть немало ребят, которые сч..тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк.. или шапк.. с (ра..пустить) болта..щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не)хватает, ботинки не(чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(?)ся и такие, которые сч..тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и тро(л, лл)ейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

(А. Дорохов)

145. Опираясь на текст предыдущего упражнения, продумайте и запишите выступление в публицистическом стиле: используйте обращения, объясните, как нужно вести себя в общественных местах, призовите ребят к порядку. Произнесите подготовленный текст.

146. Проанализируйте слова. Спишите, распределяя их по видам орфограмм на месте скобок. Обозначьте условия выбора н или нн . Составьте два сложных предложения, используя записанные слова и подчёркивая их как члены предложения.

Неизме(н, нн)ый, жела(н, нн)а, нарисова(н, нн)ые, забрызга(н, нн)ый, соверше(н, нн)а, непрекло(н, нн)а, родстве(н, нн)ые, пересыпа(н, нн)ое, выраще(н, нн)а, выглаже(н, нн)а, запачка(н, нн)ые, песча(н, нн)ый, измуче(н, нн)ый (взгляд), измуче(н, нн)ый (дорогой путник), испечё(н, нн)ый (картофель), печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), истопле(н, нн)ая (печь), измуче(н, нн)ы, законче(н, нн)а.

147. Ниже приведён план работы школьного туристского кружка. Спишите, заменяя выделенные глаголы краткими страдательными причастиями. У вас получится отчёт ребят о подготовке к походу.

  1. Составить м..ршрут с указанием на карт., мест остановок для ночлега.
  2. Проверить исправность туристского сн..ряжения.
  3. Получить согласие родителей на участие в походе.
  4. Проверить у всех умения ставить палатку и разж..гать костёр.

148. Замените прилагательные, образованные от глаголов, однокоренными причастиями. Составьте предложения с любыми из однокоренных прилагательных и причастий.

Вязаная кофта, плетёная корзина, мощёная улица, гружёная баржа, крашеное полотно, мороженое мясо, пилёный сахар, кипячёное молоко, мочёные яблоки.

149. Прочитайте текст. Спишите, устно объясните правописание н и нн в суффиксах; вставьте пропущенные запятые. Назовите причастия, их виды.

Мамина родня жила в деревне. К ним я приезжал на каникулы. Бабушка держала корову. Из хлева, который был соединё(н, нн) с домом, слышалось, как корова вздыхала перетирала сено дышала.

Сам дом был стар но очень прочен(н, нн), хотя и срубле(н, нн) лет ещё пятьдесят назад. В доме всегда топилась печь а в ней томилась крынка топлё(н, нн)ого молока запечё(н, нн)ого до коричневой корочки. На столе духовитой горкой - пирожки. До чего вкус(н, нн)ы, аппетит(н, нн)ы, румя(н, нн)ы! Бабушка строгим голосом выговаривала мне, что я тощ, некормле(н, нн), непое(н, нн), вид у меня болезне(н, нн), но за нарочитым ворчанием угадывалась такая любовь, что я уплетал этих пирожков раза в два больше, чтобы только её порадовать.

(А. Лыков)

150. Конечно, у вас дома есть фотографии родных, друзей, знакомых. Выберите ту фотографию, где запечатлен человек, который вам нравится. Кто это? Давно ли у вас эта фотография? О чём вам говорит лицо этого человека, его поза, одежда? Составьте текст - подпись к фотографии. Используйте в случае необходимости синонимы (см. рамку). Подчеркните в сочинении причастия, если вы их употребили.

представить
вообразить
увидеть

151. Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. Подчеркните в своём изложении причастия.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

Здорово, браток!

Здравствуй.- Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

Беда мне с этим пассажиром!

Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

Правописание причастий включает несколько типов правил:

1) правописание окончаний причастий;
2) правописание гласных в суффиксах причастий;
3) правописание нн и н в причастиях (и в отглагольных прилагательных).

Поскольку правописание нн и н в отглагольных прилагательных аналогично правописанию нн и н в причастиях, эти правила рассматриваются в одном параграфе. По этой же причине в данном параграфе рассматриваются также правила правописания нн и н в существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных.

1. Правописание окончаний причастий:

Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.

Ср.: в [какое ?] бушующее море ; в [каком ?] бушующем море ; с [каким ?] бушующим морем.

2. Правописание гласных в суффиксах причастий:

а) настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

    в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) - I спряжение; -ащ-(-ящ-) - II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;

    Ср.: решаю т (I спр.) - решаю щий ; строя т (II спр.) - строя щий .

    Обратите внимание!

    В слове будущ ий (по происхождению - причастии) суффикс -ющ- добавляется к основе буд -, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласную ю (!).

    в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) - I спряжение; -им- - II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.

    Ср.: решае т (I спр.) - решае мый ; строи т (II спр.) - строи мый .

б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:

  • в действительных причастиях ;
  • Клеи ть - клеи вший, тая ть - тая вший.

    в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:

    • гласные а, я, е , если основа глагола оканчивается на а, я, е ;

      Увеша ть - увеша нный; засея ть - засея нный, увиде ть - увиде нный.

      гласные е, ё , если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.

      Ср.: повеси ть - повеше нный; построи ть - построе нный, подмести - подметё нный, застрели ть - застреле нный.

3. Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных:

а) Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

    если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида;

    Красить [что делать?] - крашен ый пол; косить [что делать?] - кошен ый луг, писать [что делать?] - писан ый портрет .

  • во фразеологизмах: ;
  • в субстантивированном отглагольном прилагательном: приданое (невесты).

б) НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

  • если есть приставка (кроме не- ).

    С косить - с кошенн ый луг, на писать - на писанн ый портрет.

    Приставка не- на написание н и нн не влияет;

    Ср.: не кошен ый луг - не скошенн ый клевер; не крашен ый пол - не покрашенн ый пол.

  • если есть зависимое слово;

    Кошенн ый [когда?] в прошлую пятницу луг; крашенн ый [когда?] в прошлую пятницу пол; писанн ый [чем?] масляными красками портрет.

  • если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова);

    Ср.: решить [что сделать?] - решённ ая задача; бросить [что сделать?] - брошенн ая шахта.

    если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный , причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса.

    Ср.: балова ть - балованн ый, арестова ть - арестованн ый, корчева ть - корчёванн ый.

    Исключения: кованый, жёваный (-ов- является частью корня: ков-, жёв- );

    в исключениях (в некоторых бесприставочных отглагольных прилагательных или прилагательных с приставкой не- ): данный, деланный, медленный, священный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, пеклеванный, отчаянный, окаянный, невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, недрёманный .

Обратите внимание!

1) При образовании причастия (отглагольного прилагательного) от двувидового глагола ранить без приставки и зависимого слова по общему правилу пишется одна буква н ; при наличии приставки или зависимого слова - нн .

Ср.: ранен ый солдат - израненн ый солдат, раненн ый в руку солдат.

2) В сложных словах, где вторая часть отглагольное прилагательное, действуют общие правила. Наличие первого корня значения не имеет: если нет приставки перед вторым корнем, то пишется одна буква н , если приставка перед вторым корнем есть, - то пишется нн .

Ср.: морозить - свежеморожен ая рыба; заморозить - свежезамороженн ая рыба.

3) Слова кованый и жёваный подчиняются общим правилам написания н и нн : без приставки, зависимого слова пишется одна н , с приставкой или зависимыми словами - нн .

Ср.: кован ый сундук, подкованн ая лошадь, кованн ая на все четыре ноги лошадь.

4) Не путайте главное для причастия (отглагольного прилагательного) слово и зависимые от причастия (прилагательного) слова! Главным для причастия (прилагательного) является то слово, от которого к данному причастию задаётся вопрос: лошадь [какая?] кованая; лошадь [какая?] подкованная . Наличие или отсутствие главного слова на написание н и нн не влияет! Для зависимого слова уже причастие является главным и именно от причастия задаётся вопрос: лошадь, подкованн ая [кем?] кузнецом . Наличие или отсутствие зависимого у причастия слова влияет на написание н и нн !

5) Одна буква н пишется в сочетаниях посажёный отец, названый брат только в том случае, если они являются фразеологизмами. Вне таких сочетаний причастия с приставками посаженный , названный пишутся с двумя буквами н .

Ср.: Он был посажён ым отцом на моей свадьбе. - Отец, посаженн ый слева от жениха, был угрюм; Будешь мне братом назван ым. - Сергей, названн ый в честь деда, был горд этим.

6) Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в отличие от прилагательных, образованных от существительных, не зависит от гласной перед н , ср.:

    прилагательные, образованные от существительных: серебрян ый - торжественн ый;

    отглагольные прилагательные и причастия: писан ый - напиcанн ый, ранен ый - израненн ый .

7) Для запоминания слов, в которых пишется одна буква н , можно использовать такое предложение:

В ветреный день на масленицу в уютной гостиной посажёный отец познакомил названого брата со смышлёной девушкой, труженицей, писаной красавицей с большим приданым.

4. Правописание н и нн в кратких причастиях и прилагательных:

а) в кратких причастиях всегда пишется одна буква н ;

Ср.: завязанн ый узел - узел завязан ; уложенн ые волосы - волосы уложен ы.

б) в кратких прилагательных пишется столько же букв н , сколько и в полных формах.

Ср.: ценн ая вещь - вещь ценн а; зелён ые посевы - посевы зелен ы.

Обратите внимание!

Для того чтобы разграничить краткое причастие и прилагательное, необходимо учитывать следующее:

1) Если краткая форма образована не от глагола, то это, безусловно, краткое прилагательное (н в нём будет писаться столько, сколько в полной форме):

знойный - зноен; достойный - достоин; ценная - ценна.

2) Краткая отглагольная форма может быть как кратким причастием, так и кратким прилагательным.

а) Краткая отглагольная форма будет причастием (и в ней будет писаться одна буква н ), если:

  • эта форма имеет при себе зависимое слово в творительном падеже:

    дом построен рабочими ; гастроли организованы известной фирмой ; ребёнок избалован родителями ;

  • эта форма имеет при себе зависимый инфинитив, зависимое обстоятельство (кроме обстоятельства меры и степени):

    она намерена поступать в университет; она воспитана [где?] в монастыре;

  • сочетание с причастием можно перефразировать с использованием глагола.

    Ср.: ребёнок испуган - ребёнка испугали ; она воспитана в монастыре - её воспитали в монастыре;

б) краткая отглагольная форма будет прилагательным (и в ней будет писаться столько же букв н , сколько и в полной форме), если она имеет качественное значение, даёт постоянную (качественную) характеристику лица или неодушевлённого объекта.

Ср.: дети капризны и избалованны (это их постоянное качество); девушка скромна и воспитанна (это её постоянное качество).

5. Правописание н и нн в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных:

а) в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько букв н , сколько их пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных, ср.:

ОДНА буква Н : путан ый → путан ик, путан о; варён ый → варен ик; копчён ый → копчён ости; морожен ый → морожен ое; мучен ый → мучен ик; учён ый → учен ик, учен ица;

ДВЕ буквы Н : данн ый → данн ик; приданн ый → бесприданн ица; избранн ый → избранн ик, избранн ица; утопленн ый → утопленн ик; священн ый → священн ик; деланн ый → деланн о;

б) следует запомнить правописание существительных: тружен ик, придан ое - бесприданн ица, ставленн ик.

Причастия и в полной, и в краткой форме нередко встречаются в нашей речи, особенно письменной. А это значит, что необходимо правильно их писать. Тема эта обширная, поэтому в статье мы рассмотрим только правописание суффиксов кратких страдательных причастий.

Как образуются краткие страдательные причастия

Краткие страдательные причастия образуются от полных. Если окончание полного причастия состоит из двух, а то и трех букв, то окончание краткого причастия состоит из одной буквы или вообще нулевое (в мужском роде единственном числе). Краткое прилагательное, как и краткое причастие, отвечает на вопросы Каков? какова? Каково? Каковы? Оно не изменяется по падежам, а всегда стоит в именительном падеже и потому является обычно именной частью составного именного сказуемого.

В редких случаях краткое причастие может являться определением при подлежащем: Утомлен долгой дорогой, он уснул.

Краткая форма образуется только от страдательных причастий настоящего или прошедшего времени. Напомним, что любые страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Краткие страдательные причастия настоящего времени

Причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -ом-, -ем-, -им-. Те же суффиксы сохраняются и в краткой форме.

  • Ведомый - ведом.
  • Гонимый - гоним.
  • Угнетаемый - угнетаем.

Выбор суффикса -ем- (-ом-) или -им- зависит от спряжения глагола. В причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения, употребляется суффикс -ем- (-ом-), а в тех, что образованы от глагола 2 спряжения, – суффикс -им-.

Краткие страдательные причастия прошедшего времени

Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -н- (-нн-), -ен- (-енн-), -т-.

Краткие страдательные причастия отличаются от них тем, что в них никогда не бывает два Н.

В кратких страдательных причастиях всегда пишется одна буква Н.

  • Исписанный - исписан.
  • Назначенный - назначен.
  • Проколотый - проколот.

Н или НН?

Казалось бы, все ясно: в кратких страдательных причастиях всегда пишется одно Н. В чем же подвох? А в том, что причастия часто переходят в прилагательные, в кратких же прилагательных бывает и одно Н, и два - столько, сколько было в полной форме. А суффикс Н в кратких страдательных причастиях очень легко спутать с суффиксом -енн- краткого прилагательного.

Отличить причастие от прилагательного, образованного путем перехода из одной части речи в другую, порой непросто. Можно воспользоваться такими подсказками:

  • в переносном значении употребляются прилагательные, а не причастия (лицо испуганно - прилагательное, ведь лицо не может пугаться);
  • дополнения в творительном падеже сопровождают причастие, а не прилагательное (фигура образована тремя пересекающимися прямыми - причастие, чем? - прямыми);
  • прилагательное обозначает постоянный признак, а причастие - временный (дама прекрасно образованна - прилагательное, ведь это постоянный признак).

Приведем пример:

  • Тучи рассеяны ветром (чем? - причастие).
  • Дети очень рассеянны (переносное значение, ведь детей никто не рассеивал, - прилагательное).

Гласная перед Н

Страдательные причастия образуются от основы инфинитива, а следовательно, их правописание зависит от гласной перед -ть в инфинитиве:

  • А и Я, стоявшие перед -ть, сохраняются и в причастии: рассеять - рассеян, запаять - запаян ;
  • во всех остальных случаях перед Н пишется Е: построить - построен, увидеть - увиден .

Чтобы не ошибиться в омофоничных (одинаково звучащих) причастиях, надо определить, от какого глагола они образованы.

Приведем примеры:

  • Вода выкачана - выкачать.
  • Бочка выкачена - выкатить.

4.7 . Всего получено оценок: 64.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с орфограммой “Одна буква Н в суффиксах кратких страдательных причастий”;
  • закрепить навык правописания суффиксов кратких и полных причастий;
  • развивать мышление, память, речь учащихся;
  • прививать интерес к изучению родного языка.

Оборудование:

1) интерактивная доска;
2) презентация к уроку;
3) листы с заданием для закрепления нового материала;
4) учебник “Русский язык. 6 класс”; авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Запишите в рабочей тетради число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

Сейчас вы должны будете ответить на несколько вопросов, и тогда вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке, помимо важного разговора на лингвистическую тему.

Слайд “Кроссворд”

1. Какие причастия имеют краткую форму?
(Страдательные.)

2. Какой суффикс будут иметь страдательные причастия прошедшего времени, образованные от основ глаголов не на -а, -я?
(-енн-)

3. Определите падеж причастия в словосочетании развивающегося города .
(Родительный)

4. С какой частью речи мы работаем на последних уроках?
(Причастие)

5. Назовите вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже.
(Управление.)

6. Образуйте действительное причастие настоящего времени от глагола холодеть .
(Холодеющий.)

7. Каким членом предложения чаще всего являются полные причастия?
(Определение.)

8. Глагольными признаками причастия являются вид, время. Назовите третий признак.
(Возвратность.)

ТРАДАТЕЛЬНЫЕ
Е НН
Р ОДИТЕЛЬНЫЙ
П РИЧАСТИЕ
У ПРАВЛЕНИЕ
Х ОЛОДЕЮЩИЙ
О ПРЕДЕЛЕНИЕ
В ОЗВРАТНОСТЬ
  • Прочитайте слово по первым буквам.
    (Серпухов.)

III. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке русского языка мы поговорим о нашем родном городе и познакомимся с новой орфограммой.

Слайд “Мой любимый город”

IV. Открытие новых знаний и формулирование темы урока

Прочитайте текст.

Слайд “Текст о гербе Серпухова”

Наш город основан в XIV веке. Немало удивительных страниц вписано в его историю. Необычен и герб Серпухова. На нем изображена диковинная птица – павлин. История создания герба связана с визитом Екатерины Дашковой в один их монастырей города. Княгиня была очень удивлена, когда ей навстречу из монастырских ворот вышли два павлина.

Слайд “Мой любимый город”

V. Закрепление нового материала.

1. Подберите определения, характеризующие наш город.
2. Я подобрала такие определения.

Отреставрированный, покрашенный, украшенный, построенный, освещенный, высаженный, позолоченный, ухоженный.

(Причастия на листе на доске.)

  • Это слова какой части речи?
    (Причастия.)
  • Какие это причастия?
    (Страдательные причастия прошедшего времени.)

3. Опишите, как выглядит наш город. Составьте предложения, образуя краткие причастия от данных. Вам помогут слова для справок и фотографии с видами Серпухова.

(Слова для справок на листе на доске.)

Слайд “Виды города”

Слова для справок: деревья, дома, площади, купола церквей, здания, улицы, фасады домов, жилые кварталы, клумбы, парк.

(Здания отреставрированы.
Фасады домов покрашены.
Площади города украшены к празднику.
Жилые кварталы недавно построены.
Улицы ярко освещены.
Деревья высажены вдоль тротуаров.
Купола церквей позолочены.
Газоны и цветочные клумбы ухожены.)

  • 1–3 предложения – устно.
  • 4–6 предложения – “по цепочке” у доски.
  • 7, 8 предложения – 2 ученика за доской.

VI. Развитие орфографических умений.

Слайд “Деформированный текст”

  • Перед вами деформированный текст, нарушена последовательность предложений в тексте. Прочитайте его про себя.

В 1982 году наш город награжде(н,нн) орденом Великой Отечестве(н,нн)ой войны I степени. Спустя четыре столетия, осенью 1941 года, путь устремившемуся к столице врагу вновь был прегражде(н,нн). Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы. Фашисты были вынужде(н,нн)ы отступить. В середине XVI века для защиты от войска крымского хана была построе(н,нн)а белокаме(н,нн)ая крепость. За мужество и героизм, проявле(н,нн)ые в годы войны, тысячи серпуховичей отмече(н,нн)ы высокими правительстве(н,нн)ыми наградами.

  • Восстановите деформированный текст, то есть поставьте предложения в нужном порядке.

Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы. В середине XVI века для защиты от войска крымского хана была построе(н,нн)а белокаме(н,нн)ая крепость. Спустя четыре столетия, осенью 1941 года, путь устремившемуся к столице врагу вновь был прегражде(н,нн). Фашисты были вынужде(н,нн)ы отступить. За мужество и героизм, проявле(н,нн)ые в годы войны, тысячи серпуховичей отмече(н,нн)ы высокими правительстве(н,нн)ыми наградами. В 1982 году наш город награжде(н,нн) орденом Великой Отечестве(н,нн)ой войны I степени.

Слайд “Восстановленный текст”

  • Найдите предложение, в котором отражена тема текста.

(Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы.)

  • Какова основная мысль текста?

(Мужество и героизм города и его жителей, стоящих на защите южных рубежей столицы.)

  • Запишите текст, решая орфографические задачи. Графически обозначьте орфограммы.

Слайд “Проверка текста”

Во все времена Серпухов стоял на страже южных рубежей Москвы. В середине XVI века для защиты от войска крымского хана была построен а белокаменн ая крепость. Спустя четыре столетия, осенью 1941 года, путь устремившемуся к столице врагу вновь был прегражден . Фашисты были вынужден ы отступить. За мужество и героизм, проявленн ые в годы войны, тысячи серпуховичей отмечен ы высокими правительственн ыми наградами. В 1982 году наш город награжден орденом Великой Отечественн ой войны I степени.

  • Объясните правописание слов с удвоенной Н.

(Белокаменная, проявленные, правительственными, Отечественной.)

  • Почему в остальных словах пишется одна буква Н?

(В суффиксах кратких причастий всегда пишется одна буква Н.)

  • Каким членом предложения являются краткие причастия в предложении?

(Входят в состав составного именного сказуемого.)

  • Подчеркните краткие причастия как член предложения.

(На интерактивной доске.)

  • Найдите в тексте причастный оборот. Выделите его графически.

(За мужество и героизм, проявленные в годы войны ,…

устремившемуся к столице врагу…)

  • Объясните постановку знаков препинания при причастном обороте.

(Причастный оборот обособляется, если стоит после определяемого слова;
причастный оборот не обособляется, если стоит перед определяемым словом, выраженным существительным.)

(На интерактивной доске.)

Слайд пустой

VII. Контроль знаний.

Вам предстоит выполнить 6 тестовых заданий. Обращаю ваше внимание на то, что в каждом задании только 1 правильный ответ. Вы должны записать номер задания и вариант ответа. Время ограничено.

Слайд “Тест. Задание № 1, 2”

1. Чем в предложении чаще всего бывают причастия?

А) Сказуемым и обстоятельством.
Б) Определением и дополнением.
В) Сказуемым и определением.
Г) Определением и обстоятельством.

2. Причастие увиденный – это…

А) Действительное причастие настоящего времени.
Б) Действительное причастие прошедшего времени.
В) Страдательное причастие настоящего времени.
Г) Страдательное причастие прошедшего времени.

Слайд “Тест. Задание № 3, 4”

3. В причастии из словосочетания построенные здания пишется две буквы Н, потому что…

А) Это краткое причастие.
Б) Причастие имеет зависимые слова.
В) Причастие имеет приставку.
Г) Причастие имеет суффикс -ова- (-ева-).

4. В кратких причастиях пишется…

А) Одна буква Н, если причастие образовано от глагола совершенного вида.
Б) Всегда одна буква Н.
В) Всегда две буквы Н.
Г)
Две буквы Н, если у причастия есть зависимые слова.

Слайд “Тест. Задание № 5, 6”

5. Выберите ряд, в котором все слова являются краткими причастиями.

А) составлена, привезен, подготовлен
Б) исследован, румян, сделанный
В) обозначен, современна, укреплен
Г) окружена, искусственны, построен

6. Выберите ряд, в котором во всех причастиях пишется одна буква Н.

А) выполне..ые мастером, невида..ый успех
Б) вымоще..ый улицы, привезе..ый издалека
В) сорва..ые цветы, туристыобрадова..ы
Г) тайны разгада..ы, смышле..ый ученик

  • Проверьте себя.

Слайд “Ключи к тесту”

Ключи к тексту.

1. В.
2. Г.
3. В.
4. Б.
5. А.
6. Г.

  • Поставьте себе оценки.

Слайд “Нормы оценок”

“5” – нет ошибок.
“4” – 1 ошибки.
“3” – 2–3 ошибки.
“2” – более 3 ошибок.

  • Кто выполнил работу на оценку “5”?

Слайд пустой

VIII. Итог урока.

С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?

Слайд “Название орфограммы”

Назовите ключевые слова урока.

  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Краткие причастия.
  • Суффиксы причастий.

Слайд “Ключевые слова”

IX. Домашнее задание.

Учебник § 76, № 642 стр. 270.