История        04.10.2021   

Флаг тест личностный опросник. Тест FPI на исследование личности

Вводные замечания. Личностный опросник создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРIи др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения.

Оснащение. Опросник с инструкцией и бланк ответного листа в количестве, соответствующем числу одновременно исследуемых лиц.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале

могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала Х (экстраверсия – интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм – феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или “сырых”, оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются “окна” в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с “окнами” шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия.

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1–3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.

Многофакторный личностный опросник FPI

(модифицированная форма В)

Инструкция испытуемому. На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ “Да”, в противном случае – ответ “Нет”. Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

  1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
  2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
  3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  4. У меня часто болит голова.
  5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
  6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
  7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
  8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
  9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
  10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
  11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.
  12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.
  13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.
  14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.
  15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
  16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
  17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
  18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
  19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
  20. Я легко смущаюсь.
  21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
  22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.
  23. Бываю неловким в общении с другими людьми.
  24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.
  25. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
  26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
  27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.
  28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
  29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
  30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.
  31. Часто у меня нет аппетита.
  32. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.
  33. Обычно я решителен и действую быстро.
  34. Я не всегда говорю правду.
  35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.
  36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
  37. То, что прошло, меня мало волнует.
  38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.
  39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.
  40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.
  41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
  42. Нередко у меня возникают боли “под ложечкой” и различные неприятные ощущения в животе.
  43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
  44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
  45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.
  46. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.
  47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
  48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.
  49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.
  50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
  51. Иногда могу похвастаться.
  52. Активно участвую в организации общественных мероприятий.
  53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.
  54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
  55. Я почти всегда подвижен и активен.
  56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
  57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
  58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
  59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
  60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.
  61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.
  62. Я люблю не всех своих знакомых.
  63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
  64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.
  65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
  66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
  67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.
  68. В компании я веду себя не так, как дома.
  69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
  70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
  71. Хороших знакомых у меня очень немного.
  72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.
  73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.
  74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.
  75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
  76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.
  77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
  78. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
  79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.
  80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.
  81. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.
  82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.
  83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
  84. У меня довольно часто меняется настроение.
  85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
  86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
  87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.
  88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.
  89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.
  90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.
  91. Я уверен в своем будущем.
  92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
  93. Я не прочь посмеяться над другими.
  94. Я отношусь к людям, которые “за словом в карман не лезут”.
  95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.
  96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
  97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.
  98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.
  99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.
  100. Я нередко бываю рассеянным.
  101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
  102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.
  103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.
  104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.
  105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.
  106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.
  107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.
  108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.
  109. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.
  110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента,
  111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.
  112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.
  113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.
  114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом. Прошу вас проверить, на все ли вопросы даны ответы.

Ответный лист

Фамилия, имя, отчество________________________________________________

Дата____________________________________Возраст_________________

_____


Номер шкалы

Название шкалы и количество вопросов

Ответы по номерам вопросов

Невротичность 17

4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105

Спонтанная агрессивность 13

32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114

Депрессивность 14

16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100

Раздражительность 11

6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110

Общительность 15

2, 19,46,52,55,94, 106

3, 8,23,53, 67,71,79.113

Уравновешенность 10

14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111

Реактивная агрессивность 10

13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98

Застенчивость 10

9, 11,20,47,60,70,81, 83,109

Открытость 13

7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101

Экстраверсия–интроверсия 12

2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110

Эмоциональная лабильность 14

24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113

Маскулинизм–феминизм 15

18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Фамилия, имя, отчество________________________________________

________

Дата____________________________________Возраст______________________

Профиль личности

Номер шкалы

Первичная оценка

Стандартная оценка, баллы

Перевод первичных оценок в стандартные

Первичная оценка

Стандартная оценка по шкалам

Вводные замечания. Личностный опросник создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРIи др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения.

Оснащение. Опросник с инструкцией и бланк ответного листа в количестве, соответствующем числу одновременно исследуемых лиц.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала Х (экстраверсия – интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм – феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или “сырых”, оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются “окна” в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с “окнами” шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия.

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1–3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.

Многофакторный личностный опросник FPI

(модифицированная форма В)

Инструкция испытуемому . На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ “Да”, в противном случае – ответ “Нет”. Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

Вопросы

  1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
  2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
  3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  4. У меня часто болит голова.
  5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
  6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
  7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
  8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
  9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
  10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
  11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.
  12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.
  13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.
  14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.
  15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
  16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
  17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
  18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
  19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
  20. Я легко смущаюсь.
  21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
  22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.
  23. Бываю неловким в общении с другими людьми.
  24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.
  25. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
  26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
  27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.
  28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
  29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
  30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.
  31. Часто у меня нет аппетита.
  32. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.
  33. Обычно я решителен и действую быстро.
  34. Я не всегда говорю правду.
  35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.
  36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
  37. То, что прошло, меня мало волнует.
  38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.
  39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.
  40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.
  41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
  42. Нередко у меня возникают боли “под ложечкой” и различные неприятные ощущения в животе.
  43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
  44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
  45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.
  46. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.
  47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
  48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.
  49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.
  50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
  51. Иногда могу похвастаться.
  52. Активно участвую в организации общественных мероприятий.
  53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.
  54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
  55. Я почти всегда подвижен и активен.
  56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
  57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
  58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
  59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
  60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.
  61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.
  62. Я люблю не всех своих знакомых.
  63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
  64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.
  65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
  66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
  67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.
  68. В компании я веду себя не так, как дома.
  69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
  70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
  71. Хороших знакомых у меня очень немного.
  72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.
  73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.
  74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.
  75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
  76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.
  77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
  78. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
  79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.
  80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.
  81. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.
  82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.
  83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
  84. У меня довольно часто меняется настроение.
  85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
  86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
  87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.
  88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.
  89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.
  90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.
  91. Я уверен в своем будущем.
  92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
  93. Я не прочь посмеяться над другими.
  94. Я отношусь к людям, которые “за словом в карман не лезут”.
  95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.
  96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
  97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.
  98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.
  99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.
  100. Я нередко бываю рассеянным.
  101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
  102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.
  103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.
  104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.
  105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.
  106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.
  107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.
  108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.
  109. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.
  110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента,
  111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.
  112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.
  113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.
  114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом. Прошу вас проверить, на все ли вопросы даны ответы.

Ответный лист

Фамилия, имя, отчество________________________________________________

Дата____________________________________Возраст_________________ _____

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет
1 20 39 58 77 96
2 21 40 59 78 97
3 22 41 60 79 98
4 23 42 61 80 99
5 24 43 62 81 100
6 25 44 63 82 101
7 26 45 64 83 102
8 27 46 65 84 103
9 28 47 66 85 104
10 29 48 67 86 105
11 30 49 68 87 106
12 31 50 69 88 107
13 32 51 70 89 108
14 33 52 71 90 109
15 34 53 72 91 110
16 35 54 73 92 111
17 36 55 74 93 112
18 37 56 75 94 113
19 38 57 76 95 114

Ключ

Номер шкалы Название шкалы и количество вопросов Ответы по номерам вопросов
да нет
I Невротичность 17 4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105 49
II Спонтанная агрессивность 13 32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114 99
III Депрессивность 14 16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100
IV Раздражительность 11 6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110
V Общительность 15 2, 19,46,52,55,94, 106 3, 8,23,53, 67,71,79.113
VI Уравновешенность 10 14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111
VII Реактивная агрессивность 10 13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98
VIII Застенчивость 10 9, 11,20,47,60,70,81, 83,109 33
IX Открытость 13 7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101
X Экстраверсия–интроверсия 12 2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110 20,87
XI Эмоциональная лабильность 14 24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113 59
XII Маскулинизм–феминизм 15 18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104 16,20,31,47, 84

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Фамилия, имя, отчество________________________________________ ________

Дата____________________________________Возраст______________________

Профиль личности

Номер шкалы Первичная оценка Стандартная оценка, баллы
9 8 7 6 5 4 3 2 1
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII

Перевод первичных оценок в стандартные

Первичная оценка Стандартная оценка по шкалам
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 3 3 1 1 3 3 1 1 2 1
2 4 3 4 4 1 2 4 5 1 1 3 1
3 4 4 4 5 1 3 5 6 2 2 4 1
4 5 5 5 6 2 4 6 6 3 3 4 1
5 5 5 6 7 2 5 7 7 3 4 5 2
6 6 7 6 7 3 6 8 7 4 4 6 3
7 7 8 7 8 4 8 9 9 5 6 7 5
8 7 8 7 8 4 8 9 9 5 6 7 5
9 8 8 8 9 5 9 9 9 6 7 8 6
10 8 9 8 9 5 9 9 9 8 8 8 8
11 8 9 8 9 6 8 9 8 8
12 8 9 9 7 9 9 9 9
13 9 9 9 8 9 9 9
14 9 9 9

Ключевые моменты

Опросник когнитивного стиля включает пять характерных признаков.

В нем содержится прогноз вашего поведения в разнообразных ситуациях.

Некоторые аспекты личности не могут быть количественно определены с помощью данной анкеты.

Чтобы составить точное представление о личности, необходимо заполнить несколько анкет (опросников).

ТЕСТ "ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК"

Во всех личностных тестах вам необходимо ответить, согласны вы или нет с различными утверждениями. Помните, что не существует правильных или неправильных ответов. Ответ, который вы даете, отражает ваши собственные представления и чувства. Часто трудно точно решить, согласны вы или нет с тем или иным утверждением, в таком случае выбирайте тот ответ, который вам кажется более правильным.

При выполнении личностных тестов постарайтесь не думать ни о какой работе, совсем не думайте о профессии. Думайте только о себе и своем отношении к различным жизненным ситуациям. Ответ, который кажется вам правильным, обведите кружком. И хотя на некоторые вопросы трудно дать точный ответ, не тратьте слишком много времени на его обдумывание. Быстро дать ответ ничем не хуже, чем долго перебирать возможные варианты.

Не оставляйте ни одного вопроса без ответа. Ниже мы при­водим образец.

Пример: Когда я сплю, я очень редко вижу сны | И | ДА НЕТ Г

Если вы обведете кружком НЕТ, это будет означать, что в действительности вы видите сны.

Не обращайте внимания на буквы, помещенные по бокам от ДА и НЕТ: их значение будет объяснено позже. Теперь вы можете приступить к части опросника.

Личностный опросник

Часть 1

1 . Как правило, я люблю работать один И ДА НЕТ Г

(одна) и по-своему

2. Я быстро знакомлюсь с новыми людь- А ДА НЕТ П

3. Я иногда волнуюсь из-за незначитель- С ДА НЕТ Ф
ных ошибок, которые я допустил(а)
4. Я часто действую не думая Л ДА НЕТ К
5. Я нелегко забываю о своих пробле- С ДА НЕТ Ф
мах
6. Мне нетрудно приниматься за слож- К ДА НЕТ л
ную работу
7. Даже если все не согласны со мной, я Ф ДА НЕТ п
говорю то, что думаю
8. Я предпочитаю, чтобы лидером был П ДА НЕТ А
кто-нибудь другой
9. Я люблю делать то же, что и мои дру- зья 10. Я очень стараюсь не задевать чувств Г ДА НЕТ И
С ДА НЕТ Ф
других людей
11. Я люблю делать свою работу тща- К ДА НЕТ Л
тельно, чтобы быть уверенным, что
она выполнена правильно, даже если
это означает отказ от других дел
12. Многие вещи, о которых я читаю в С ДА НЕТ Ф
книгах и газетах, печальны
13. Мне часто трудно признаться, что я Ф ДА НЕТ С
могу ошибаться
14. Я обычно воспринимаю жизнь такой, П ДА НЕТ Л
какова она есть
15. Д считаю, что я лучше работаю в Г ДА НЕТ И
коллективе
16. Я предпочитаю оставаться дома, а не П ДА НЕТ А
ходить на вечеринки
17. Я всегда интересуюсь новинками Л ДА НЕТ К
моды
18. В этом мире слишком много боли и С ДА НЕТ Ф
несчастий
19. Я ненавижу слишком долго сидеть на Л ДА НЕТ К
одном месте
20. Я всегда готов(а) испытать что-то Л ДА НЕТ К
новое и увлекательное

21. В большинстве случаев я чувствую < Ф ДА НЕТ С
себя уверенно
22. Я не так легко расстраиваюсь, как Ф ДА НЕТ С
другие люди 23. Я в любых обстоятельствах поддер- Г ДА НЕТ И
живаю своих друзей НЕТ А
24. Меня иногда волнует, что обо мне П ДА
думают другие НЕТ П
25. Мне почти всегда есть что сказать по А ДА
обсуждаемой проблеме
26. Я часто не могу уснуть из-за того, что С ДА НЕТ Ф
вспоминаю о всяких мелких неудачах
27. Я не против рассказать другим о сво- Г ДА НЕТ И
их личных переживаниях
28. Я не знаю, что бы я делал (а) без сво- Г ДА НЕТ И
их друзей 29. Я часто делаю что-нибудь, не сооб И ДА НЕТ г
щая об этом другим
30. Я люблю убеждать людей в правиль- А ДА НЕТ П
ности моей точки зрения
31. Когда я делаю что-нибудь, я часто Л ДА НЕТ К
отвлекаюсь
32. После того как я принял(а) решение, Л ДА НЕТ К
я могу изменить его
33. Я люблю помогать людям лучше уз- А ДА НЕТ П
нать друг друга
34. Если у меня есть секрет, главное удо- Г ДА НЕТ И
вольствие - это возможность расска-
зать о нем
35. Мне сложно принимать решение, ко- С ДА НЕТ Ф
торое может кого-нибудь расстроить
36. Я предпочитаю больше слушать и П ДА НЕТ А
меньше говорить
37. Я быстро забываю о ссорах А ДА НЕТ П
38. Я более или менее доволен (доволь- К ДА НЕТ Л
на) собой, каков (какая) я есть



В части 2 опросника вы должны представить себе, что о вас могут сказать люди. При этом не старайтесь быть ни чересчур скромным, ни слишком самоуверенным: ваши ответы должны отражать ваше действительное представление о том, как, по-вашему, к вам относятся. (Если вы прямо зададите эти вопросы своим друзьям или близким, убедитесь, что получаете правдивый, а не дипломатичный ответ, и спросите себя, насколько необъективны могут быть эти люди.)

Часть 2 состоит из списка слов или фраз, которые люди могут использовать, чтобы описать вас. Вы должны спросить себя, будут ли люди вообще использовать то или иное слово или фразу, чтобы описать вас. Вам нужно обвести кружком один из ответов - ДА или НЕТ, - как вы уже делали в части 1. Так же, как и ранее, на этой стадии не обращайте внимания на буквы; их значение будет объяснено позже. Теперь заполняйте часть 2 личностного опросника.

Люди обычно описывают меня так:


12. Недовольный И ДА НЕТ Г
13. Один из многих Г ДА НЕТ И
14. Чувствительный С ДА НЕТ Ф
15. Склонный принимать советы других Г ДА НЕТ И
16. Экспансивный А ДА НЕТ П
17. Робкий П ДА НЕТ А
18. Находящийся под влиянием друзей Г ДА НЕТ И
19. Прагматичный Ф ДА НЕТ С
20. Легко возбудимый Л ДА НЕТ К
21. Бесчувственный Ф ДА НЕТ С
22. Чересчур скромный П ДА НЕТ А
23. Импульсивный Л ДА НЕТ К
24. Отзывчивый С ДА НЕТ Ф
25. Шокирующий Л ДА НЕТ К
26. Поступающий по-своему И ДА НЕТ Г
27. Уравновешенный К ДА НЕТ Л
28. Непонятливый Ф ДА НЕТ С
29. Мечтательный С ДА НЕТ Ф
30. Сдержанный К ДА НЕТ Л
31. Самостоятельный И ДА НЕТ Г
32.Конкретный, придающий большое Ф ДА НЕТ С
значение фактам
33. Застенчивый П ДА НЕТ А
34. Гостеприимный, хлебосольный А ДА НЕТ П
35. Тихий К ДА НЕТ Л
36. Тонкокожий С ДА НЕТ Ф
37. Спокойный К ДА НЕТ Л
38. Беспристрастный Ф ДА НЕТ С
39. Боязливый П ДА НЕТ А
40. Замкнутый И ДА НЕТ Г

Как оценивать личностный тесг (ФЛАГ-тест) 1

Буквы, стоящие рядом со словами "да" и "нет", расположены без особого порядка и встречаются в обеих колонках; это было сделано намеренно, чтобы труднее было понять истинные цели вопросов. Конечно, если вы захотите, вы можете быстро пройистать тест, потому что трудно не догадаться, что буквы как-то связаны с ответами. В то же время беспорядочное распо- ! ложение вопросов скорее всего заставит вас задуматься, внимательнее отнестись к своим ответам и поэтому даст более правдивую оценку вашей личности, а это как раз то, чего мы добиваемся.

1 "Тест назван по первым буквам основных личностных качеств: Ф (factual) - конкретный, ориентированный на факты; Л (lively) – живой, жизнерадостный; A (aggressive) - агрессивный; Г (group member) -ориентированный на членство в группе, коллективе. Противоположные личностные качества обозначаются так: С (sensitive) - интуитив­ный, чувствительный; К (calm) - спокойный; П (passive) - пассивный; И (independent) - независимый.

Оценку своих результатов начните с части 1 и подсчитайте, сколько раз вы отметили ответы "да" или "нет", рядом с кото- I рыми стоит буква Ф. Это даст вам значение для показателя Ф. Подставьте его в приводимую ниже формулу. То же проделайте для букв Л, А и Г.

Повторите эту операцию в части 2. Затем сложите значения, полученные для каждой буквы в обеих частях теста, и вы узнаете, какое количество баллов вы набрали из 20 максимально возможных,

Чтобы проверить, правильно ли вы все подсчитали, по очереди возьмите числа, полученные для каждой буквы, и сложите их с числом раз, когда вы выбирали ответ, рядом с которым стоит парная буква. Вы можете видеть, что в паре с Ф стоит С, в паре с Л - К, в паре с А - П и в паре с Г - И. В каждой части теста для каждой пары букв в сумме должно получиться 10. Максимальное количество баллов и в части 1, и в части 2 равно 10.

Каждая из полученных вами оценок характеризует одну из сторон вашей личности. Эти оценки можно рассматривать в совокупности, это так и следует делать, потому что ваша личность едина во всех своих проявлениях. Однако для понимания ваших индивидуальных особенностей сначала будет полезно рассмотреть каждый из четырех показателей отдельно.

Как скажется на вашей карьере, конкретны вы или интуитивны?

Вы можете быть конкретны, ориентированы на факты, или интуитивны ориентированы на чувства; вам может нравиться работать с фактической информацией, но чувства у вас ведь тоже есть! Поэтому важно понять, что означают в данном конкретном тесте полученные вами результаты.

Конкретность (Ф)

Шкала Ф дает представление о том, насколько для вас важны чувства и захотите ли вы иметь с ними дело в рабочей обстановке. Многие люди считают, что обраодать внимание на чувства, а это часто предполагает понимание и уважение чужого мнения, - значит мешать успешному выполнению работы. Если вы придерживаетесь такой точки зрения, чувства вам будут только помехой, и вы захотите, чтобы в работе возможные споры были сведены до минимума.

Чем выше по шкале Ф ваш результат, тем больше вероятность, что вы обладаете трезвым, практичным, деловым отпошением к жизни. Вы, вероятно, любите иметь дело с конкретными проблемами, требующими логического подхода, и твердо стоите на земле. Вы хотите видеть четкие и определенные результаты своих действий. Вы любите порядок и систему, и, вероятно, вам не понравится непредсказуемость и незавершенность в работе.

Положительной стороной конкретной личности является способность четко определять суть любой проблемы. Ваша объективность помогает вам действовать и добиваться успеха. Вы практичны и можете достичь определенных результатов. Независимость и беспристрастность позволяют логично анализировать ситуацию и предвидеть ее развитие.

Недостатком конкретной личности является то, что могут возникнуть проблемы эмоционального плана, меньше поддающиеся упорядочению. В результате вы скорее предпочтете такую сферу деятельности, где эмоции не "загрязняют" проблем, с которыми вы имеете дело. Строгость и логичность вашего мышления позволяют вам легко ориентироваться в интеллектуальной сфере, но за счет проигрыша в эмоциональной. Вы прекрасно видите стоящие перед вами проблемы, понимаете их умом, гораздо сложнее вам почувствовать, как в дей­ствительности обстоят дела, потому что это не может быть объективно, продемонстрировано.

Если у вас высокие результаты по шкале Ф, вероятно, вас привлекут профессии, в которых вы сможете работать с фактами, информацией, конкретными объектами или оборудованием. Вам может также понравиться работать с людьми, но глав­ным для вас будет оставаться конечный продукт или сам про­цесс работы.

Интуитивность (С)

Если вы получили низкие результаты по шкале Ф, это значит, что вы более интуитивны, ориентированы на чувства. Вам очень важно, что говорят вам и о вас, и вы обращаете очень большое внимание на то, как это говорится. Конкретные пред­меты привлекают вас гораздо меньше, чем люди. Проявление чувств вам ближе, чем логика и порядок.

Если ваши показатели по шкале Ф невысоки, вы можете обладать способностью взглянуть на проблему с разных сторон и понимаете важность ее эмоциональных аспектов. Для вас наиболее значимы не объективные или законные причины принятия решений, а эмоциональные.

Недостатком интуитивной личности является то, что иногда в вас слишком громко может говорить ваше чувство справедливости. Вы принимаете вещи слишком близко к сердцу? Если да, то вы даже можете мешать работать другим людям, которые не понимают, что вас беспокоит. Вероятно, вы мечтательны и непрактичны.

Если ваш результат лежит в "интуитивной части" шкалы Ф, вы легко можете разочароваться в своей работе, когда она не дает вам возможности использовать свою интуицию. Как натура артистическая, вы иногда испытываете волнение или вас обуревают чувства, и это возбуждение может найти конкретное художественное воплощение. Такие проявления характер­ны для искусства и творческой среды вообще. Или же вы можете обнаружить, что ваша интуитивность - это то, что вам дает понимание проблем других людей.

Чтобы приблизительно сориентироваться, посмотрите, для каких из приводимых ниже групп профессий ваш результат по шкале Ф подходит больше. Однако помните, что в этих примерах учитывается только один личностный аспект, так что вы не сможете полностью определиться ни с одним из этих занятий. Тем не менее вы можете подумать о том, обладаете ли вы особенностями, необходимыми для перечисленных ниже профессий. Свой результат пометьте крестиком па шкале.

Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (или утверждений). Опросники предназначены для получения объективных и (или) субъективных данных со слов обследуемого. Они относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов. Личностные опросники являются разновидностью опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического метода и направленных на измерение различных особенностей личности.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI)

MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях. Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал:

  1. Шкала ипохондрии - определяет "близость" обследуемого к астеноневрологическому типу личности;
  2. Шкала депрессии - предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);
  3. Шкала истерии - разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);
  4. Шкала психопатии - направлена на диагностику социопатического типа личности;
  5. Шкала мужественности-женственности - предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;
  6. Шкала паранойи - позволяет судить о наличии "сверхценных" идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);
  7. Шкала психастении - устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности);
  8. Шкала шизофрении - направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;
  9. Шкала гипомании - определяется степнь "близости" обследуемого гипертимному типу личности;
  10. Шкала социальной интроверсии - диагностика степени соответствия интровертированному типу личности.

Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал:

  1. Шкала "?" - регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к "верным", ни к "неверным";
  2. Шкала "лжи" - предназначена для оценки искренности обследуемого;
  3. Шкала достоверности - создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции;
  4. Шкала коррекции - введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.

Помимо основных и оценочных шкал на основе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 400).

Использование MMPI требует специальной подготовки и соответствующего опыта, много времени уходит на обработку и интерпретацию результатов. Поэтому большую помощь психологу могут оказать компьютерные варианты теста. Автоматизированный способ обработки данных исключает зависимость получаемых результатов от личностных особенностей и опыта экспериментатора. Здесь представлены две программы - лучшие из тех с которыми приходилось сталкиваться.

Психологический диагностический комплекс Psytest v2.18.

Это лучшая из всех компьютерных психодиагностических программ, с которыми приходилось работать. Прекрасный, интуитивно понятный интерфейс, возможности настройки программы, научная обоснованность используемого диагностического материала.

Психологический диагностический комплекс содержит два теста, помогающих в диагностике личностных особенностей и психологического состояния человека: СМИЛ (вариант MMPI) и МЦВ (вариант восьмицветового теста Люшера). При подготовке программы использовались разработки (ключи тестовых методик, текстовые материалы) Л.Н.Собчик. Обработка результатов по СМИЛ осуществляется также по 117 дополнительным шкалам. Имеется возможность создания своих дополнительных шкал. Прекрасная интерпретация результатов, великолепная помощь по работе с программой и тестами в целом. Примеры профилей.

В принципе - это образец того, какими должны быть компьютерные психодиагностические программы!

Шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Кэттелла (16 PF)

Данный опросник предназначен для измерения выраженности 16-ти личностных черт, предложенных Кэттеллом в качестве модели структуры личности. Опросник содержит перечень следующих биполярных показателей:

A. сизотимия (сдержанный) - аффектотимия (общительный);

B. высокий интеллект - низкий интеллект ;

C. сила "Я" (эмоционально устойчивый) - слабость "Я" (эмоционально неустойчивый);

E. доминантность (самостоятельность, настойчивость) - конформность (зависимый от группы);

F. сургенсия (беспечность) - десургенсия (серьезность);

G. сила "Сверх-Я" (высокаясовестливость) - слабость "Сверх-Я" (недоборосовестность);

H. пармия (смелость)- тректия (робость);

I. премсия (мягкость) - харрия (жесткость);

L. протенсия (подозрительность) - алаксия (доверчивость);

M. аутия (мечтательность) - пркасерния (практичность);

N. искусственность (гибкость, проницательность) - безыскусственность (прямолинейность, простота);

O. гипотимия (склонность к чувству вины) - гипертимия (самоуверенность);

Q1. радикализм (склонность к новаторству) - консерватизм (ригидность);

Q2. самодостаточность (напористость) - социабельность (уступчивость);

Q3. контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) - импульсивность (спонтанный);

Q4. фрустрированность (напряженность) - нефрустрированность (спокойность).

Состоит из 187 вопросов (формы А и В) или 105 вопросов (формы C и D).

Несмотря на уязвимость подхода Кэттелла к исследованию личности, данный опросник широко используется в психодиагностической практике. При его использовании, да и при использовании любого личностного опросника, необходимо всегда помнить о том, что результаты, полученные с их помощью содержат дополнительную, относительно условную психодиагностическую информацию.

Программа для перевода сырых баллов в значения стенов для опросника Кэттелла

Опросник Кэттелла очень часто используется в бланковом варианте для проведения различных исследований. И при проведении массовых исследований с помощью бланкового метода весьма сложным моментом бывает перевод сырых баллов в значения стенов и еще более нудный процесс - перевод баллов в значения факторов второго порядка (на мой взгляд только из-за этого их редко используют). Чтобы упростить эту процедуру мы создали эту простенькую программу, которая легко переводит сырые баллы в значения стенов и значения факторов второго порядка. При этом учитывается форма опросника (А или В).

Пользуйтесь! Если будут какие-либо пожелания и предложения по ее совершенствованию - пишите - [email protected] .

Психодиагностический тест (ПДТ)

Довольно известный опросник, авторами которого являются Мельников В.М. и Ямпольский Л.Т. (но почему-то чаще его называют тестом Ямпольского). Авторами предпринята попытка устранить недостатки присущие тестам MMPI и 16 PF, оригинально объединив оба теста в один, опираясь на разработанную авторами структурно-иерархическую модель индивидуальности.

Обработка результатов осуществляется по шкалам нижнего уровня: невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, эстетическая впечатлительность, женственность и др. (в различных вариантах теста используют различное количество шкал - это в принципе одна из особенностей ПДТ, в котором авторы предусмотрели возможность конструирования целой серии психодиагностических тестов) и по шкалам верхнего уровня: психическая неуравновешенность, асоциальность, интроверсия, сензитивность.

Личностный опросник Айзенка (EPI)

Тестовая методика предложенная известным английским психологом Гансом Юргеном Айзенком, который внес заметный вклад в развитие психодиагностики. Личностный опросник Айзенка является реализацией типологического подхода к изучению личности и опирается на оригинальную авторскую разработку модели личности. Опросник направлен на измерение таких свойств личности как "интроверсия-экстроверсия" и "нейротизм-эмоциональная стабильность", рассматриваемых Г.Айзенком как два основных базисных параметра индивидуальности.

Опросник интерперсональных отношений Т.Лири

Методика Т.Лири представляет собой перечень свойств, существенных для процесса взаимодействия с окружающими и соответствующих восьми типам межличностного поведения согласно представлениям автора. В зависимости от целей исследования межличностный перечень может применяться для получения от испытуемого субъективной самооценки и оценки других лиц, а также характеристики образа идеального "Я" и идеальных партнеров по общению.

Методика позволяет выявить ведущий стиль межличностного поведения испытуемого, оценить уровень самоудовлетворенности, проанализировать структуру образа "Я", раскрыть имеющийся внутриличностный конфликт, изучить систему межличностных отношений испытуемого и уровень его притязаний.

Компьютерная версия теста создана на основе авторского опыта использования опросника в клинике Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева и учитывает особенности применения тестов как измерительных инструментов в отечественной популяции.

Опросник Русалова

Методика Русалова В.М. предназначена для исследования многообразных свойств темперамента человека, особенностей его нервной системы. Ответы на данный тест-опросник позволяют охарактеризовать темперамент как систему формальных поведенческих изменений, отражающих 4 блоковую структуру функциональной системы человека:

  • блок афферентного синтеза, которому соответствует эргичность;
  • блок программирования, который представлен пластичностью;
  • блок исполнений, которому соответствует темп;
  • блок обратной связи, которому соответствует эмоциональная чувствительность.

В каждой шкале темперамента выделены две подшкалы: предметно-ориентированная и субъективно-ориентированная (или коммуникативная). Они отражают две сферы взаимосвязи человека со средой: предметный мир и общество, то есть деятельность и общение.

Очень простенькая программа, позволяющая проводить тестирование по методике Русалова (других лично я не встречал). После окончания тестирования сразу выводятся значения шкал без интерпретации показателей. В этом, конечно существенный недостаток программы.