Точные науки        09.12.2021   

Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие

РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

АБИЛИТАЦИЯ - первоначальное формирование способности к чему-либо (habilis - быть способным к чему-либо). Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие oт реабилитации - восстановления способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др.

АВТОМАТИЗМ - выполнение действий без регуляции их сознанием. Физиологической основой А. являются условные (динамический стереотип) и безусловные рефлексы. А. действий лежит в основе образования привычек, навыков.

АГНОЗИЯ - расстройство функции гнозиса или предметного восприятия. Различают А.:

1) зрительную, выражающуюся в нарушении процесса узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения;

2) тактильную, проявляющуюся в виде расстройств опознания предметов на ощупь (астериогнозия), нарушений узнавания собственного тела или представлений о строении тела (соматоагнозия);

3) слуховую, выражающуюся в нарушении фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи , что приводит к ее расстройству, или в нарушении способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).

АГРАММАТИЗМ - общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически правильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, «телеграфный стиль» и пр.

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ - слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует.

АКУСТИЧЕСКИЙ - слуховой.

АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленные поражением или недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга вследствие родовых травм, мозговых заболеваний или травм, перенесенных ребенком в доречевой период. Выделяют А. моторную (нарушение экспрессивной стороны речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).

АМБИДЕКСТРИЯ - умение одинаково владеть правой и левой рукой.

АМИМИЯ - отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры вследствие парезов, параличей и расстройств координации движений лицевой мускулатуры при различных заболеваниях центральной нервной системы, а также при парезах лицевого нерва.

АМНЕЗИЯ - нарушение памяти, при котором человек не может воспроизвести сформированные в прошлом представления и понятия. Различают две основные формы А.:

1) ретроградная А. проявляется в виде нарушений памяти на события, предшествующие заболеванию (травме), когда забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания;

2) антероградная А. - нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания; может охватывать различные по длительности события и периоды.

АНАМНЕЗ - сообщение больного (родных, сотрудников и др.) о его жизни, истории развития болезни; используется для установления диагноза и выбора необходимого лечения.

АНАРТРИЯ - тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.

АНОМАЛИЯ - патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей.

АНТИЦИПАЦИЯ - замена предшествующих звуков последующими.

АПРАКСИЯ - нарушение целенаправленных движений и действий из-за поражений коры головного мозга. Больной с явлениями А . способен двигать рукой, но не может выполнять целенаправленные действия (не может по заданию поднять руку, застегнуть пуговицы и т.п.). Выделяют следующие основные формы апраксии:

1) кинестетическая - распад нужного набора движений ввиду нарушения кинестетического анализа и синтеза;

2) пространственная (конструктивная) - нарушение зрительно-пространственной организации двигательного акта;

3) кинетическая (динамическая) - затруднения в выполнении серии последовательных актов, лежащих в основе различных двигательных навыков, появление двигательных персевераций;

4) «лобная» регуляторная - нарушение подчинения заданной программе.

ческой, морфологической и синтаксической структур речи, понимании речи при сохранности движений речевого аппарата.

АФФЕРЕНТНЫЙ - приносящий, несущий к центру.

АФОНИЯ - отсутствие звучного голоса при сохранной шепотной речи. Наблюдается при острых и хронических заболеваниях гортани, воспалительных процессах, параличах гортанных мышц, опухолях, рубцовых изменениях голосовых связок (истинная или гортанная афония), а также при истерике и других неврозах (функциональная или истерическая А.). Непосредственная причина А. - несмыкание или неполное смыкание истинных голосовых связок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха.

АФФРИКАТ - согласный звук, представляющий собой слитное сочетание смычного согласного с щелевым того же места образования.

БАТТАРИЗМ - патологически ускоренный темп речи, одна из разновидностей тахилалии. При Б. речевое дыхание нарушено, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, нечетко, не договариваются, «с захлебыванием», речь неразборчива. Нередко фонематическим недостаткам речи при Б. сопутствует нарушение ее синтаксиса, последовательности выражения мысли. Б. - одно из проявлений общей повышенной возбудимости и чаще всего встречается у детей-невропатов.

БИЛИНГВИЗМ - см. двуязычие.

БРАДИКИНЕЗИЯ - общая замедленность движений.

БРАДИЛАЛИЯ - патологически замедленный темп речи с растягиванием гласных звуков , вялой, нечеткой артикуляцией. Синоним - брадифразия. Б. представляет собой частное проявление замедленных нервных процессов, общей вялости, заторможенности.

БРОКА ЦЕНТР - центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария. При поражении Б.ц. человек не может произносить слова (моторная алалия и афазия). В осуществлении моторной функции речи кроме этой области принимают участие другие зоны коры мозга (премоторная и др.).

БУКВА - графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков (фонем) и их разновидностей. Одна и та же Б. может обозначать разные звуки. С другой стороны, один и тот же звук может передаваться разными буквами. Одна Б. может передавать не один звук, а два, например, буквы я, е, ю. В русском алфавите есть буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.

БУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ - клиническое проявление заболевания продолговатого мозга. Отмечается поражение расположенных в продолговатом мозгу ядер двигательных черепно-мозговых нервов - языко-глоточного, блуждающего, подъязычного. Нередко поражаются также лицевой и тройничный нервы. Б.п. характеризуется периферическим параличом мышц языка, губ, неба, глотки, голосовых связок, надгортанника и проявляется нарушением глотания - дисфагией.

ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК - задненебный звук (например, г, к, х) .

ВЕРБАЛЬНЫЙ - словесный или глагольный.

ВЕРНИКЕ ЦЕНТР - участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария, является центром восприятия речи. При поражении этой области человек воспринимает звуки речи, но утрачивает способность восприятия смысла слов (сенсорная алалия и афазия).

ВЗРЫВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ - смычные согласные, при произношении которых смычка разрывается. Синонимы: мгновенные, экспозивные, смычно-взрывные согласные.

ВИБРАНТ - дрожащий согласный.

ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ - речь в собственном смысле, т.е. облеченная в звуке, имеющая звуковое выражение.

ВНИМАНИЕ - направленность психической деятельности на одни предметы и явления при одновременном отвлечении от других. Физиологическая основа В. - наличие доминирующих очагов возбуждения при более или менее значительном торможении остальных участков коры (закон отрицательной индукции нервных процессов). В. бывает произвольным и непроизвольным. Простейшей и начальной формой внимания, возникающего без специального намерения человека, является ориентировочный рефлекс. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель - обращать внимание на определенные объекты путем волевых усилий.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - скрытая, незвучная речь, различные виды использования языка (языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа В.р.:

1) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации;

2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;

3) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах смысла (типа, программы) речевого высказывания и его содержательных частей.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - один из процессов памяти. Имеет место оживление в сознании прошлых воспоминаний, чувств, словесного материала, стремлений, действий, происходящих в результате активизации ранее образовавшихся систем временных связей, которые возникают в мозгу человека при отражении им действительности.

ВЫСОТА ТОНА - качество звука, зависящее от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени: чем больше

колебаний, тем выше звук, чем меньше колебаний, тем ниже звук.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе выработки и торможения временных связей.

ГЕМИПЛЕГИЯ - паралич мышц одной половины тела. Неполная степень Г. носит название гемипареза.

ГЕНЕЗИС - происхождение.

ГИМНАСТИКА РЕЧИ - система упражнений для речевых органов по инструкции логопеда.

ГИПЕРАКУЗИЯ - повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих. Наблюдается при сенсорных нарушениях.

ГИПЕРКИНЕЗ - чрезмерные непроизвольные движения, обширная группа двигательных расстройств, возникающих при органических и функциональных нарушениях коры, подкорковых образований головного мозга.

ГИПОАКУЗИЯ - понижение остроты слуха.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - звуки, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) почти при полном отсутствии шума. В основу классификации гласных по их артикуляции положены следующие признаки: степень подъема языка, место его подъема, участие или неучастие губ. Г.з. могут быть сильными (под ударением) и слабыми в безударном слоге).

ГЛУХОНЕМОТА - отсутствие или глубокое нарушение слуха и связанное с этим отсутствие речи.

ГНУСАВОСТЬ - неприятный носовой оттенок звуков речи и голоса.

ГОЛОС - совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. Г. является одним из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга.

ГУБНО-ЗУБНЫЕ СОГЛАСНЫЕ - согласные, образуемые сближением нижней губы с верхней.

ГРАФЕМА - основная структурная единица, входящая в систему письменного варианта данного языка; обозначение фонемы на письме буквой.

ДВУЯЗЫЧИЕ - одинаково совершенное владение двумя языками.

ДЕФЕКТ - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи.

ДЕПРИВАЦИЯ - недостаточное удовлетворение основных потребностей.

ДЕКОМПЕНСАЦИЯ - расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений).

ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Отмечается расстройство артикуляции, затруднение

в произношении согласных звуков речи из-за пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, участвующих в моторной функции речи. Речь становится неясной, смазанной, невнятной или растянутой, замедленной, прерывистой. В зависимости от локализации выделяют дизартрию: бульбарную, псевдобуль-барную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую.

ДИСГРАФИЯ - частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо осуществляется со стойкими, грубыми и своеобразными ошибками, не связанными со знанием грамматических правил. Выделяют следующие виды Д.: артикулярно-акустическую, на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическую и оптическую. Д. обычно сопровождают расстройства устной речи (алалии, афазии, дизартрии, дислалии), наблюдается при тугоухости, олигофрении, но может возникать и самостоятельно.

ДИСЛАЛИЯ - расстройство звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По причинам возникновения различают Д. функциональную и механическую (органическую).

ДИСЛЕКСИЯ - частичное специфическое нарушение процесса чтения. При Д. наблюдаются замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких, а также замены графически сходных букв, искажения звуко-сло-говой структуры слов, аграмматизм, нарушения понимания прочитанного. Выделяют следующие виды дислексии: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную. В основе Д. чаще всего лежат отклонения в устной речи , выражающиеся в ограниченном словаре, нарушениях грамматического строя речи, а также в дефектах фонематического восприятия и недостатках произношения звуков.

ДИКЦИЯ - четкое, внятное, выразительное произношение слов.

ЗАИКАНИЕ - расстройство коммуникативной функции речи, при котором плавность ее течения прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями, растягиванием отдельных слогов, слов. Обусловлено речевыми судорогами (клоническими, тоническими, смешанными).

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - нарушение нормального темпа психического развития детей.

ЗВУК РЕЧИ - элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук - часть слова, кратчайшая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию.

ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО - расстройство письменной речи, при котором написание букв и слов подобно отраженному в зеркале.

ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ - инструменты из нержавеющего металла, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - восприятие, понимание речи. Устная И. р. нормально выражается в слуховом восприятии произносимого, письменная И.р. - в зрительном восприятии текста (чтении).

ИНВЕРСИЯ - обратный порядок слов.

ИННЕРВАЦИЯ - снабжение органов и тканей нервами.

ИНСПИРАЦИЯ - вдыхание.

ИТЕРАЦИЯ - повторение, запинки, повторы в речи.

КАТАМНЕЗ - сведения о больном после выздоровления.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ - ощущения положения и движения органов и частей собственного тела.

КОММУНИКАТИВНЫЙ - относящийся к общению как передаче интеллектуального содержания, в отличие от эмоционального, т.е. выражения печали, радости и других чувств, составляющих содержание некоммуникативных высказываний.

КОМПЕНСАЦИЯ - возмещение нарушенной функции, функциональная перестройка.

КОНВЕРГЕНЦИЯ - изменение, выражающееся в сходстве или даже в совпадении разных звуков языка.

КОНТАМИНАЦИЯ - ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов (белок и желток - «белток»). Возникновению К. способствует смысловая и фонетическая близость слов. К. отмечается при алалии и афазии, но может встречаться и у здоровых людей в виде оговорок .

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА - (специальная педагогика, дефектология) относится к педагогическим наукам и изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ - исправление недостатков произношения звуков.

ЛАРИНГОСПАЗМ - судорожное сокращение мышц гортани, голосовых складок.

ЛАТЕРАЛЬНЫЙ - боковой звук.

ЛЕПЕТ - голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера. Появляется Л. обычно после гуления, в 5-6 месячном возрасте, состоит из различных сочетаний гласных и согласных звуков, как имеющихся в родном языке ребенка, так и отсутствующих в нем.

ЛОГОНЕВРОЗ - невроз, проявляющийся в форме расстройства речи - заикания.

ЛОГОПАТ - человек с дефектной речью.

ЛОГОПЕД - учитель, занимающийся устранением дефектов речи у детей и взрослых.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ - специальное учреждение, в котором под руководством учителя-логопеда проводятся занятия по устранению недостатков устной и письменной речи.

ЛОГОПЕДИЯ - наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, раздел коррекционной педагогики.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ - место развития каких-либо явлений, процессов.

МАКРОГЛОССИЯ - разрастание мышц языка, редкая врожденная аномалия.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГЙЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения.

МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯТОРНАЯ РЕЧЬ - вынужденная форма общения глухонемых людей, не владеющих словесной речью, самостоятельная, хотя и примитивная форма общения и мышления. Основой ее является система жестов, каждый из которых имеет свое значение . Используется также мимика, которая не только выражает чувства, состояния, но и изменяет значение жеста.

МИОКЛОНИЯ - гиперкинез; быстрые и короткие подергивания отдельных мышц или мышечных групп.

МОДУЛЯЦИЯ ГОЛОСА - изменение высоты голоса, связанное, в частности, с интонацией. М.г. страдает при тугоухости и особенно при глухоте, речь становится монотонной. При обучении используется звукоусиливающая аппаратура, специальные упражнения.

МОНОПЛЕГИЯ - паралич одной конечности.

МОТОРИКА - система двигательных реакций человека и животного.

МУТИЗМ - нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. М. носит временный характер, но иногда может продолжаться годами. В его основе лежит торможение речедвигательного анализатора как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверхсильный для них раздражитель (непосильное требование, конфликт, обида и т.д.). Возникает у застенчивых, робких, неуверенных в себе детей. Иногда М. составляет часть общей картины психогенной травмы, например, при остром психическом шоке.

НАВЫКИ - автоматизированные действия.

НАЗАЛИЗАЦИЯ - приобретение звуками, в основном согласными, носового оттенка вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звуко-произношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории Н.р. - это нарушения вербальной коммуникации. Синонимы: расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология.

НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА - резкое затруднение в овладении графической формой речи, чаще всего связанное с общим недоразвитием речи у детей. Однако нередко встречаются отклонения в усвоении чтения и письма при нарушении только произносительной стороны речи. Основная задача в преодолении нарушений чтения и письма заключается в формировании у ребенка четких представлений о звуковом составе слов при одновременной коррекции произношения, в развитии навыков анализа и синтеза при восприятии и воспроизведении речевых звуков. Эта работа проводится на логопедических пунктах при массовых школах или в школах-интернатах для детей с нарушениями речи.

НЕВРОПАТИЯ - конституциональная нервность (повышенная возбудимость нервной системы).

ОНТОГЕНЕЗ - индивидуальное развитие животного или растительного организма от момента его зарождения до конца жизни. В О. каждый организм проходит через последовательные периоды развития. Различают перинатальный, постна-тальный периоды развития индивидуума. Постнатальный период делится на период новорожденности и грудного возраста, детство и младший школьный возраст, пубертатный период, зрелость, старость.

ОПТИКО-ГНОСТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ - неумение видеть в предметах целое, несмотря на способность улавливать отдельные признаки и свойства.

ОРГАНЫ РЕЧИ - различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). О. р. активные, подвижные проводят основную работу, необходимую для образования звука, - язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник. О. р. пассивные, неподвижные не способны к самостоятельной работе, при образовании звуков служат точкой опоры для активных органов - зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань.

ПАРАЛИНГВИСТЙЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - мимика, жесты.

ПАРЕЗ - неполная степень паралича или паралич в стадии обратного развития.

ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ - слова понятные, знакомые, но не употребляемые в обычном речевом обращении.

ПАТОГЕНЕЗ - раздел патологии, изучающий внутренние механизмы возникновения и развития патологических процессов, лежащих в основе болезни. Изучение П. имеет большое значение для практической медицины, разработки рациональных мер лечения.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ - болезненный, ненормальный.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - навязчивое, многократное повторение одних и тех же слов - образов памяти. П. нередко встречается в речи, при чтении вслух и письме при некоторых формах афазии.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА - первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих, у детей с нарушениями речи. Характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением разнообразных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное первичное произносительное умение.

СИМПТОМОКОМПЛЕКС - группа симптомов, характерных для какого-либо заболевания. Синоним - синдром.

СИМУЛЬТАННЫЙ - процесс анализа и синтеза, имеющий определенный целостный (одновременный) характер.

СИНКИНЕЗИЯ - дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным. Существуют нормальные и патологические случаи синкинезий.

СИТУАТИВНЫЙ - обусловленный данной ситуацией.

СИНТАГМА - синтаксическая интонационно-смысловая единица.

СКАНДИРОВАННАЯ РЕЧЬ - чтение стихов с подчеркиванием их метра, искусственным выделением ударного слога в стопе. Ср. как особый прием используется в отдельных случаях на логопедических занятиях с заикающимися в случаях тахилалии. Нередко Ср. является стойким нарушением нормальной речи, обусловленным либо неправильным обучением (например, у глухих, слабослышащих), либо мозговым заболеванием.

СЛОВАРЬ РЕБЕНКА - запас слов, непрерывно импрессив-но увеличивающийся. Различают словарь, доступный только пониманию ребенка (пассивный), и словарь, который он употребляет в собственной речи (активный).

СЛОЖНЫЙ (КОМБИНИРОВАННЫЙ) ДЕФЕКТ - дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например, речевая и зрительная недостаточность и другие сочетания.

СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ - недостаток речи, выражающийся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (например, вместо «шапка» произносит «сапка», вместо «санки» - «шанки»). С.з. - признак нарушения процессов овладения системой фонем. В норме этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 годам. К этому времени все звуки речи правильно произносятся и различаются детьми на слух. Под влиянием обучения грамоте С. з. преодолевается более чем в 60% случаев без специальной логопедической помощи. Однако, если это не происходит, С. з. может повлечь за собой биографию.

СОПРЯЖЕННАЯ РЕЧЬ - одновременное совместное произношение двумя и более лицами слов или фраз. Используется как разновидность репродуктивной речи при исправлении некоторых речевых нарушений. В силу своей доступности Ср. используется на первых этапах логопедической работы, особенно в традиционной методике преодоления заикания.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм, правил и ценностей.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ - включение ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

СУДОРОГИ КЛОНЙЧЕСКИЕ - быстро следующие одни за другими кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

СУДОРОГИ ТОНИЧЕСКИЕ - продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

СУКЦЕССИВНЫЙ - процесс анализа и синтеза, реализуемый по частям (последовательный), а не целостно.

СУРДОМУТИЗМ - глухонемота психогенного характера. Функциональное нарушение слуха и речи. С. носит временный, преходящий характер.

ТАКТИЛЬНЫЙ - осязательный.

ТАХИЛАЛИЯ - нарушение речи, которое выражается в чрезмерной быстроте ее темпа. В отличие от баттаризма, Т. представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении остальных компонентов фонематического оформления, а также лексики и грамматического строя. Т. преодолевается путем логопедических занятий с использованием скандирования.

ТИК - непроизвольные, быстрые клонические сокращения мышц, повторяющиеся стереотипно, отличающиеся насильственным характером. При речевом тике больные иногда произносят бессмысленные слова или фразы. Течение тика хроническое, возможны ремиссии, иногда самопроизвольное прекращение тика.

ТРЕМОР - непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка.

ТОРМОЖЕНИЕ - один из основных нервных процессов, противоположный возбуждению, активно задерживающий деятельность нервных центров или рабочих органов (мышц, желез). Т. имеет исключительное значение: оно участвует в регуляции жизненных функций организма, в частности в охранительной функции. При широком распространении Т. по коре полушарий головного мозга возникает сонливость, затем сон, когда Т. захватывает подкорковые образования.

ТУГОУХОСТЬ - стойкое понижение слуха, затрудняющее восприятие речи. Т. может быть выражена в различной степени: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Выделяют три степени Т.: легкую, среднюю и тяжелую. Дети, страдающие Т., обычно имеют отклонения в речевом развитии и воспитываются в специальных школах для слабослышащих.

УЗДЕЧКА КОРОТКАЯ - врожденный дефект, заключающийся в укорочении языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. У. к. обычно служит причиной механической дислалии. Для растягивания уздечки языка с успехом применяются специальные логопедические упражнения - гимнастика языка. В таких случаях необходимость хирургического вмешательства отпадает.

УРАНОПЛАСТИКА - оперативное закрытие щели твердого и мягкого неба.

ФАКТОР РИСКА - различные условия внешней или внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний.

ФОБИЯ РЕЧИ - навязчивый страх речи, нередко встречающийся при заикании.

ФОНАСТЕНИЯ - нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются быстрая утомляемость и прерывание (осечка) голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение). У младших школьников встречается иногда так называемая псевдофонастения - прерывание голоса от волнения, чаще всего при ответах на уроке.

ФОНЕМА - звук речи. В каждом языке имеется определенное количество фонем, противопоставляемых друг другу по своим акустическим признакам и используемых для различения слов. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

ЭКЗОГЕННЫЙ - возникающий по причинам, лежащим вне организма.

ЭКСПИРАЦИЯ - выдох, придыхание.

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - внешняя форма речи, активное устное или письменное высказывание.

ЭКСТИРПАЦИЯ - радикальное удаление.

ЭМБОЛОФРАЗИЯ - искажение синтаксической конструкции фразы вследствие вставления добавочных звуков, слогов и слов, чаще всего: а, и, да, ну, вот, это, значит и т.п. Э. обычно наблюдается при таких сложных нарушениях речи, как заикание и афазия. Синонимы - эмболалия, речевой эмбол.

ЭНДОГЕННЫЙ - возникающий по причинам, лежащим во внутренней среде организма.

ЭТИОЛОГИЯ - учение о причинах возникновения болезни, каких-либо нарушений, иногда трактуется шире, включая предрасполагающие условия.

ЭФФЕРЕНТНЫЙ - уносящий, направляющийся от центра.

ЭХОЛАЛИЯ - патологическая склонность к повторению слов, звуков, вопросов, одна из форм эхопраксии; наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга. Э. встречается иногда и у нормально развивающихся детей, составляя один из ранних этапов становления их речи.

ЯЗЫК - 1) система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связанным в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Он образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует.

2) разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками.
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач.

Не предусмотрен


РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение

Слово «способный» означает годный к чему-либо, к какой-либо деятельности. Один из видных исследователей способностей в отечественной психологии Б.М. Теплов выделил три признака способностей .

Во-первых, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способности только те особенности, которые имеют отношение к деятельности. В-третьих, способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются в упражнениях, хотя и обуславливают быстроту их приобретения. Отсюда вытекает и определение способностей.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью. (Что может личность).

Природные особенности (рост, длина пальцев, и т.п.) не относятся к способностям, так как не являются психическими свойствами, хотя и могут способствовать их формированию.

Показателями способностей могут быть:

1) темп продвижения в овладении деятельностью;

2) широта переноса формирующихся психических качеств;

3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.

Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов выделял три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную.

Отсюда можно заключить, что для реализации этих функций необходимы коммуникативные, регуляторные и познавательные способности. Способности обеспечивают более быстрое и качественное приобретение навыков и умений в какой-то одной деятельности или в нескольких деятельностях. Наличие способностей позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми, обучаться и эффективно адаптироваться в новых и сложных условиях жизни, творчески осваивать все новые и новые виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию всех его психических процессов и свойств личности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Биологической основой способностей являются задатки .

Задатки способностей - врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, анализаторов, развития первой и второй сигнальных систем.

Однако задатки не гарантируют развития способностей. То, на сколько они проявятся и оформятся в способности, зависит от условий индивидуального развития и соответствующей деятельности.

По наличию способностей нельзя сказать, каковы были задатки. Задатки многозначны и могут реализовываться в разных типах способностей (например, слух - в музыкальных, акустических, экстрасенсорных и пр.).

Сложные способности имеют несколько задатков (например, задатками коммуникативных способностей являются: высокая лабильность нервной системы, хороший слух и преобладание первой сигнальной функции).Лабильность нервной системы - изменчивость, адаптивность, неустойчивость.

Границы задатков шире, чем могут развиться на их основе способности (рис. 3.3.2.).

Рис. 3.3.2. Границы задатков (по Лангмейеру).

Первое экспериментальное исследование способностей было выполнено Ф. Гальтоном (выдающийся английский ученый). В 1883 г. вышел его труд «Исследование человеческих способностей». Гальтон был убежден, что представители социальной элиты и биологически, и интеллектуально превосходят представителей социальных низов, а женщины гораздо менее талантливы и умны, чем мужчины.

Однако экспериментальные данные, выполненные на выборке в 10 тыс. человек, показали ошибочность его теоретических взглядов. Дальнейшие исследования Гальтона привели к попытке решить основные задачи психологии способностей.

1. Развитие способностей и их детерминации. Основным звеном детерминации Гальтон считал соотношение наследственности и среды.

Этот вопрос до сих пор окончательно не разрешен. Одни ученые считают, что способности наследуются, и убедительно это доказывают, другие отдают предпочтение среде и также убедительно это доказывают.

Более разумным на данном этапе является третье мнение о коэволюции природного и социального в происхождении и развитии способностей. Выдвигается положение, что генотип содержит в себе в свернутом виде информацию об историческом прошлом человека и программу его индивидуального развития, адаптированную к специальным социальным условиям жизни. Любая характеристика индивида является продуктом генофонда и прошлого опыта.

2. Взаимосвязь специальных и общих способностей. Гальтон полагал, что, измеряя параметры простейших психических процессов, можно определить уровень творческой одаренности человека.

3. Создание методов измерения способностей. Он считал, что тесты сенсорного различения могут служить для измерения интеллекта.

4. Способности и деятельность.

В отечественной психологии проблема способностей исследовалась довольно широко (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.К. Платонов и др.). Б.М. Теплов показал, что помимо успеха в деятельности, способности детерминируют скорость и легкость овладения той или иной деятельностью . Эта мысль фиксируется в формулах:

Другой взгляд на понятие способностей представлен в работах В.Д. Шадрикова. Он считает, что способности являются общими для разных деятельностей, и выделяет мыслительные, восприятия, памяти и т. д., и не существует «педагогических», «кулинарных», «музыкальных» и прочих способностей. Но большинство отечественных ученых склонны выделять общие и специальные способности вслед за Тепловым.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ

Классификацию видов иногда называют структурой способностей . Способности человека весьма разнообразны.

1. По числу и характеру деятельностей, для которых необходимы, способности делятся на:

а) общие, необходимые для любой деятельности (умственные, учебные, коммуникативные и пр.);

б) специальные, необходимые для выполнения одной конкретной деятельности (математические, музыкальные и др.).

Общие и специальные способности всегда взаимосвязаны. Специальные способности не достигают высокого уровня без определенного уровня развития общих способностей (например, не обладая учебными способностями, нельзя стать способным математиком).

2. По составу, строению:

а) элементарные (ощущения, глазомер, музыкальный слух),

б) сложные (учебные, трудовые, общения и др.).

3. По значимости деятельности:

а) ведущая, занимающая главное значение в деятельности,

б) вспомогательные, подчиненные.

4. По уровню развития:

а) репродуктивные (способность действовать по образцу),

б) творческие (способность создавать новое).

Репродуктивные и творческие способности взаимосвязаны. Творческие способности не достигают высокого уровня без определенного уровня репродуктивных, а в репродуктивных способностях всегда есть элемент творчества. Среди творческих способностей выделяют два уровня:

1) талант,

2) гений (гениальность).

С уровнем развития способностей связано особое понятие - одаренность.

Способности коммуникативные - способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.

Способности репродуктивные - способность копировать деятельность, осваивать ее по образцу, инструкции.

Способности специальные - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности (музыкальной, художественной, литературной и т.д.)

Способности творческие (креативные) - креативность (лат. creatio - созидание) - общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Талант - высокий уровень развития способностей, чаще специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Талант достигает высоких результатов общего значения но в пределах уже известных идей и направлений (М.В. Суворов, Л.С. Выготский).

Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, делающая ее выдающейся в соответствующей области или сфере деятельности. Гений создает новые оригинальные пути в разных областях знания и с высоким уровнем предвидения (Леонардо Да Винчи, Циалковский, А.С. Пушкин). Гениальность является общественной оценкой достижений личности.

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровней и своеобразие его деятельности. Одаренность включает внутренние предпосылки (задатки) и индивидуальные свойства личности (характер, склонности и др.). Она дает возможность способностям развиваться в разных направлениях.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Способности обладают свойством компенсации, то есть при недостаточном развитии одной способности (например, памяти) цели достигаются благодаря развитию другой (например, мышления).

Для развития способностей важно иметь склонность заниматься данной деятельностью. Особенно важно учитывать склонности личности в профориентационной работе.

Известный отечественный специалист в области психологии труда Е.А. Климов выделил пять видов склонностей :

Природа,

Техника,

Человек,

Художественные образы.

Сейчас при решении задач профориентации прежде определяют склонности индивида по специальному тесту. Склонность - предрасположенность к чему-либо.

РАЗВИТИЕ

К факторам, влияющим на развитие способностей , относят:

Характер деятельности,

Внешнюю среду,

Внутреннюю среду,

Возможность компенсации.

Способности развиваются более всего в той деятельности, для которой они предназначены. Они могут развиваться и в сходных видах деятельности, а также в деятельности, которая требует разнообразных способностей (например, игра). Более всего значима ведущая деятельность в каждом возрастном периоде . Но развитие способностей происходит не само по себе, поэтому деятельность ребенка необходимо организовать.

Исследования психологов показали, что у каждой способности есть свой «золотой» возраст - сензитивный период, в котором ребенок наиболее чувствителен к освоению той или иной деятельности (например, артистический период - 5 лет, к овладению чтением дети более чувствительны в 5-7 лет и т.д.). Валено, чтобы взрослые знали эти периоды и не пропустили их для выявления и развития способностей.

Успех в деятельности определяют также и свойства личности, такие как трудолюбие, настойчивость, самокритичность, которые следует развивать.

Для развития способностей важна и внешняя среда – материальные условия, общение, образ жизни, система воспитания.

Слабость одной способности может компенсироваться развитием другой (например, мнемическая и умственная способности).

Деятельность ведущая - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

В онтогенезе выделяют виды ведущей деятельности :

1) непосредственное общение младенца со взрослыми;

2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

3) сюжетно-ролевая игра у дошкольников;

4) учебная деятельность младших школьников;

5) общественно полезная деятельность подростков;

6) профессионально-учебная деятельность в ранней юности;

7) трудовая деятельность в период взрослости (зрелости).

Сензитивные периоды развития (лат. sensus - чувство, ощущение) - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивные периоды - это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики - процессов и свойств. Сензитивные периоды не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.

НАРУШЕНИЯ

Что касается общих способностей (познавательных, учебных, общения), то нарушения заключаются в их низком или крайне низком уровне развития. А относительно специальных способностей можно утверждать, что нарушение - это их отсутствие.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Типологические особенности человека оказывают влияние на развитие способностей человека. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей.

Преобладание первой или второй сигнальных систем позволяет выделить три типа личностей:

Художественный тип (с преобладанием первой сигнальной системы),

Мыслительный (с преобладанием - второй),

Смешанный (с примерным равенством развития этих систем).

Отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художественного» характерно целостное восприятие, а для «мыслительного» - дробление ее на отдельные части, в сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характернее абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Эти различия влекут за собой и склонности к разным видам деятельности и развитие разных способностей.

Индивидуальные различия выражаются также в уровне развития тех или иных способностей, времени возникновения (в раннем детстве или позже), личностных особенностях и пр.


Определение

Система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физи­ческих и (или) психических нарушений

Возмещение в той или иной мере нера:шитых, нарушенных или утраченных функций и состоянии м счет перестройки или усиленного использования сохранных функции

Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами

Восстановление нарушенных функций организма и трудо­способности, достигаемое применением комплекса меди­цинских, педагогических и социальных мероприятий Первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития) Двусторонний процесс, предполагающий формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы со­циальных связей индивидом


Понятие коррекции является центральным в дефектологиче­ской науке. Вся история специальной (коррекционной) педагогики может быть представлена как история развития теории и практики коррекцпонной работы. Широко известны коррекционные систе­мы и концепции Эдуарда Сегепа (1812-1880), Марии Монтессори (1870 1!)Г)2), ОнпдаДекроли (1871-1933), Л.С. Выготского (1896-1934), Л.II. Граборова (1885-1949) и др.

Коррекция может носить как непосредственный, так и опосредо­ванный характер. В этой связи принято различать прямую коррек­цию (непосредственное использование специальных дидактических материалов и приемов воздействия) и косвенную (весь процесс обу­чения имеет корригирующее значение, основными путями являют­ся уточнение и исправление имеющегося опыта и формирование нового).

Реализация корригирующего воздействия требует использо­вания разнообразных средств. Все средства коррекции условно можно разделить па традиционные (игра, учеба, труд, внекласс­ная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия) и нетрадиционные (альтерна­тивные: сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (лего -игры конструктивного содержания), ароматераиия, иппотерапия (от греч. «иппо» - лошадь), арттерапия, музыкотерапия и др.).

Большинство традиционных средств имеет широкое значение и предполагает коррекцию личности в целом. Альтернативные сред­ства, как правило, направлены на развитие и коррекцию отдельных функций и применяются в комплексе с другими мероприятиями (Т.В. Варснова). Выбор средств коррекции предполагает опору на социально значимое содержание материала.

По мнению В.П. Кащенко, основу педагогической коррекции слагают следующие положения:

Организация своеобразной детской среды, предполагающей
учет «маленького мира, в котором живет ребенок»;

Действенность педагогических средств, которыми владеет пе­
дагог;

Постоянное непрерывное изучение ребенка;

Совместная работа различных специалистов (врачи, педагоги,
психологи).

Мнения авторов единодушны в понимании значимости ранней коррекции в формировании и развитии личности ребенка с осо­бенностями психофизического развития: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти


двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Раннее начало коррекционной работы позволяет более эффективно компенсиро­вать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. Своевременная по­мощь и коррекция дают исключительную возможное!]) «сгладить» недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную жизнь ребенка.

Как отмечает В.Г. Петрова, раннее выявление детей с особен­ностями психофизического развития прежде всего должно прово­диться в семьях с «повышенным» риском, к числу которых можно отнести семьи, где уже есть:

Ребенок с нарушениями развития;

Члены семьи (бабушки, дедушки, дяди, тети) с нарушениями

развития любого вида;

Дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовую асфик­
сию, травму, нейроинфекцию и т.д.;

Родители, которые подвергались радиационному облучению,
жили в неблагоприятной экологической обстановке, работали в
опасных для здоровья условиях химической промышленности;

Матери, во время беременности перенесшие острое инфекци­
онное заболевание, тяжелый токсикоз, травму;

Один из родителей - наркоман или страдает алкоголизмом.
Ранняя коррекционная помощь предполагает:

Максимально раннее выявление и диагностику нарушения в

развитии;

Сокращение разрыва между моментом обнаружения наруше­
ния в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекцион­
ной помощи;

Обязательное включение родителей в коррекционный процесс;

Коррекционное воздействие на все сферы развития ребенка и
создание необходимых условий для развития его личности.

Одной из форм ранней коррекции является система педагоги­ческого патронажа детей раннего возраста (от рождения до 3 лет), получившая широкое распространение во многих странах мира (США, 1970). По определению Л.И. Аксеновой, патронаж: - это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановитель!ним лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Квалифицированный педагог один раз в неделю посещает семью, составляет программу педагогической деятельности родителей на


семь предстоящих дней, обучает их всем основным действиям (по­казывает как организовывать наблюдения, фиксировать результаты в специальных печатных формах), контролирует выполнение ранее предложенного плана работы, обеспечивает дидактическими посо­биями и развивающими игрушками из игротеки, организованной по принципу работы библиотек.

Медико-социально-педагогический патронаж (МСП-патронаж) становится ведущей формой организации ранней коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития и в нашей стране. МСП-натронаж реализуется как широкий спектр долгосрочных мер реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с ОПФР. Эта помощь осуществляется в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.

МСП-патронаж включает: диагностику, помощь в выборе об­разовательной траектории, проектирование индивидуальных кор-рекционных и реабилитационных программ, первичную помощь в реализации планов.

Таким образом, коррекцию можно рассматривать как особым образом организованное психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое но отношению к группам повышенного риска и на­правленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как пси­хологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отноше­ний ребенка со средой.

Сущность процесса компенсации (от лат. compensatio - возмеще­ние, уравновешивание) заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков (своеобразные сигналы SOS), в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействует патологическому процессу (Т.В. Варенова). Когда оптимальный результат достигнут, мобили­зация защитных механизмов прекращается.

Нарушение оказывает на развитие ребенка двойственное влия­ние: с одной стороны, оно затрудняет нормальное протекание дея­тельности организма, с другой - служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Это обстоятельство подчеркивал Л.С. Выготский, говоря: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации».

Компенсаторные механизмы зависят от характера нарушения, времени и степени повреждения функции, ряда психологических


факторов (осознание нарушения, установка на компенсацию и др.), а также своевременности оказания квалифицированной помощи. Без способности высшей нервной деятельности (ВНД) к мобили­зации своих резервных возможностей эффективная педагогическая работа затруднена и чем эффективнее коррекционно-развивающая; деятельность, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в центральной нервной системе (ЦНС).

Компенсация, как указывает Л.С. Выготский, может быть биоло­гической и социальной.

Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудшения со­стояния организма, резкое прекращение учебно-тренировочных за­нятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается i декомпенсация, т.е. рецидив (повторение, возврат) функциональ--■" ных нарушений. Этот феномен психики необходимо учитывать в * педагогическом взаимодействии. При явлениях декомпенсации отмечаются серьезные нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям.

От явлений компенсации следует отличать феномен псевдоком­пенсации, т.е. мнимые, ложные приспособления, вредные образова­ния, возникающие в результате реакции человека на тс или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей (вызывающее поведение ребенка при невозможности привлечь к себе внимание другими способами).

Коррекция и компенсация тесно связаны с реабилитацией (вос­становление), которая включает меры по обеспечению и (или) вос­становлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. В документах ООН термин «реабилитация» означает «процесс, имеющий целью помочь инва­лидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддер­живать его, предоставив тем самым средства для изменения их жиз­ни и расширения рамок независимости».

Основным принципом работы всех специальных образователь­ных учреждений является коррекционная направленность обуче­ния.

Помимо рассмотренных понятий, составляющих основу катего­риального аппарата научного поля дефектологии, закон «Об обра­зовании лиц с особенностями психофизического развития (специ-

альном образовании)» определяет ряд терминов, которые исполь­зуются в обозначении различных явлений. Среди них:

специальное образование - процесс обучения и воспитания лиц
с особенностями психофизического развития, включающий спе­
циальные условия для получения соответствующего образования,
оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и инте­
грацию указанных лиц в общество;

лицо с особенностями психофизического развития - лицо, име­
ющее физическое и (или) психическое нарушения, препятствую­
щие получению образования без создания для этого специальных
условий;

ребенок с особенностями психофизического развития - лицо с
особенностями психофизического развития в возрасте до восемнад­
цати лет;

физическое и (или) психическое нарушения - отклонения от
нормы, ограничивающие социальную деятельность и подтвержден­
ные в порядке, установленном законодательством;

множественные физические и (или) психические нарушения -
два и более физических и (или) психических нарушений, подтверж­
денных в порядке, установленном законодательством;

тяжелые физические и (или) психические нарушения - физиче­
ские и (или) психические нарушения, подтвержденные в порядке,
установленном законодательством, выраженные в такой степени,
что получение образования в соответствии с образовательными
стандартами (в том числе специальными) является недоступным и
возможности обучения ограничиваются получением основ знаний
об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания,
получением элементарных трудовых навыков и элементарной про­
фессиональной подготовки;

ранняя комплексная помощь - система мер, включающая вы­
явление, обследование, коррекцию физических и (или) психиче­
ских нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с осо­
бенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с
психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях се­
мьи, учреждений образования и организаций здравоохранения;

психолого-медико-педагогическое обследование - изучение с ис­
пользованием специальных методов и методик индивидуальных
особенностей личности ребенка, развития его познавательной и
эмоционально-волевой сфер, потенциальных возможностей и со­
стояния здоровья в целях определения специальных условий для
получения образования;



специальные условия для получения образования - условия обу­
чения и воспитания, в том числе специальные учебные программы
и методики обучения, индивидуальные технические средства обу­
чения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная
среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские,
социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или за­
труднено освоение соответствующих учебных программ лицами с
особенностями психофизического развития;

учреждение образования общего типа - учреждение образова­
ния, созданное для обучения и воспитания лиц, не имеющих физи­
ческих и (или) психических нарушений, препятствующих получе­
нию образования без создания специальных условий;

специальное учреждение образования - учреждение образова­
ния, созданное для обучения и воспитания лиц с особенностями
психофизического развития;

обучение на дому - организация специального образования,
при которой освоение соответствующих учебных программ лицом с
особенностями психофизического разиития, по состоянию здоровья
временно или постоянно не посещающим учреждение образования,
осуществляется на дому.

Таким образом, становится очемидпым, что дефектология имеет специфический категориальный аппарат, отражающий основные процессы и явления научного ноля.

Вопросы и задания для самопроверки

1.4см вызвана дискуссия по поводу нецелесообразности использования понятия «дефектология >>?

2. Назовите основные предметные области дефектологии и их содержание.

3. Каковы цели и задачи дефектологической пауки?

4. Назовите основные социокультурные концепции дефектологии и рас­
кройте их сущность. Какие факторы обусловливают пересмотр этих концеп­
ций?

5. Перечислите основные категории дефектологии и раскройте сущность
каждой из них.

6. Проведите сравнение процессов коррекции и компенсации, сформулиро­
вав предварительно сравнительные параметры.

7. В чем принципиальное различие процессов псевдокомпенсации и деком­
пенсации?

8. По каким признакам семья может быть отнесена к группе «повышенного
риска» в рождении ребенка с особенностями психофизического развития?



©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий Ирина Константинова

Коррекция нарушений функций третьего функционального блока мозга

Третий блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Он обеспечивает организацию активной, сознательной психической деятельности – это регуляция поведения, составление плана и программы действий и контроль за их выполнением. С ребенком, не способным произвольно регулировать свое поведение, невозможно заниматься, сидя долгое время за столом и ожидая, что он будет выполнять задания, которые не обязательно его заинтересуют – он не будет сидеть, слушать педагога, делать то, что не хочется. Поэтому основным средством для детей с тяжелыми нарушениями развития (по крайней мере, на первых этапах работы) является доступная им игра.

Непроизвольная концентрация и удержание внимания. На первом этапе занятий у ребенка, как правило, отмечаются выраженные нарушения произвольной регуляции деятельности, часто – полевое поведение. Он еще не способен ни к индивидуальным, ни, тем более, к групповым занятиям, где требуется концентрация внимания в течение определенного времени, выполнение инструкций, стремление к достижению результата.

На этом этапе важно найти ту деятельность, к которой ребенок способен и которая ему нравится – это может быть простая манипулятивная игра, некоторые дети могут сосредоточиться на сенсорных ощущениях или определенное время внимательно слушать музыку. Педагог присоединяется к этой деятельности и создает условия, в которых ребенок внимателен и сосредоточен (сначала в течение нескольких секунд, постепенно время активного внимания увеличивается). Для ребенка не представляет трудности внимательно наблюдать за педагогом или выполнять определенные операции, поскольку эта деятельность выбрана именно с учетом его предпочтений. Если занятия проводятся регулярно и это приятное переживание постоянно повторяется, ребенок запоминает комфортную ситуацию, стремится повторить это ощущение, ждет, когда снова наступит время занятия.

На других занятиях специалисты также наблюдают за поведением ребенка и определяют, какие игрушки, картинки, песни, спортивные снаряды ему нравятся, на чем он может сосредоточиться на некоторое время. Результаты этих наблюдений необходимо учитывать при составлении программы занятий данного ребенка и группы, которую он посещает.

Введение простой программы, контролируемой педагогом. Постепенно ребенок начинает замечать и другие ощущения и переживания, связанные с уже привычной деятельностью – у педагога появляется больше средств привлечь и удержать его внимание. Кроме того появляется возможность выбора: можно катать машину, слушая звук колес по полу или по ковру, можно прятать и искать эту же машину в комнате, можно нагружать ее разными игрушками, горохом, песком и т.д. – ребенок произвольно выбирает из освоенного репертуара игр определенную, наиболее привлекательную в данный момент.

Игра, доступная ребенку, постепенно усложняется – в ней появляются новые детали, она занимает большее время, чем в начале занятий. Знакомые операции объединяются в простую последовательность, которая постепенно усваивается ребенком. Появляется программа действий, выполнение которой сначала контролирует педагог.

Составление программы действий совместно с ребенком. В определенный момент у ребенка снова появляется выбор: совершать усвоенные операции можно в разном порядке. Например, можно сначала провезти машину по полу, прислушиваясь к шуму колес, а потом высыпать кубики из кузова и послушать этот звук; а можно сделать по-другому: из кубиков построить дорогу (по ней машина поедет с другим звуком), а возить в этой машине песок (его также можно нагружать и высыпать). Сложные операции, недоступные пока ребенку, почти полностью осуществляет педагог, но у ребенка есть возможность помочь ему, подключившись к работе. Выбор же игры (а вместе с ним и составление программы действий) теперь переходит к ребенку – это требует от него активного планирования, но одновременно делает игру интересной именно ему (раньше педагог решал, что будет ребенку приятно, и не всегда его предположение оказывалось верным).

Усложнение программы. Когда ребенок может удержать и выполнить простую программу, педагог предлагает ему изменить игру, добавив еще несколько привлекательных деталей. Это возможно, если ребенок доверяет взрослому и знает, что тот предлагает интересные вещи, а не скучные задания. Игра при этом также получается интересной, ребенок согласен в ней участвовать, но для этого ему надо удержать и последовательно выполнить несколько определенных действий: построить дорогу (иначе машина завязнет в болоте), нагрузить ее (выбрав, что именно она повезет), посадить в кабину шофера, провезти машину по дороге и выгрузить игрушки. На следующем этапе количество деталей снова увеличится: машина будет по дороге заезжать на заправку, останавливаться у светофора и т.д. Часть деталей будет предлагать педагог, другие – придумывать сам ребенок, придерживаясь выбранного сюжета. Важно, чтобы требования педагога подчинялись контексту выбранной игры, чтобы он мог объяснить ребенку, почему нужно одеть куклу именно в такую одежду (потому что на улице дождик, без плаща она промокнет) и т.д., чтобы ребенок принял эти требования.

Действия, которые включены в игру, также усложняются: на дороге появляются развилки, так что надо решить, куда повернуть (или выполнить инструкцию педагога); сама дорога состоит из кубиков разного цвета (чтобы построить правильную дорогу, надо чередовать цвета); в кабине могут ехать только «живые» пассажиры (куклы или животные), остальные игрушки являются грузом и кладутся в кузов и т.д. Ребенок выполняет эти указания педагога, зная, что после этого будет играть в знакомую интересную игру.

Выбор заданий всегда зависит от интересов ребенка и на этом этапе тесно связан с сюжетом игры. Ребенок еще не готов выполнять задания, как это делает школьник на уроке, но может прислушаться к совету взрослого, который подсказывает, как интереснее играть. При этом условии ребенок способен сосредоточиться и выполнить действия, которые раньше не пытался осуществить.

Переход от игры к выполнению дидактических заданий за столом. По мере развития произвольной регуляции собственного поведения и способности к самоорганизации ребенок может выполнять все больше предложений и инструкций педагога. Сначала все они подчинены общей игре, ребенок выполняет их, потому что игра от этого становится интереснее. Постепенно задания «удаляются» от игры, но их содержание все еще связано с сюжетом: ребенку предлагается нарисовать машину, в которую он так любит играть, вспомнить, что еще может ездить по дороге и т. д.

Постепенно у ребенка появляются любимые задания, которые он выполняет с особенным удовольствием. Это уже не игры, в которых участников интересует процесс, а задания, направленные на достижение результата (собранная или нарисованная картинка, бусы, придуманная история). Важно показать ребенку, что педагог доволен этим результатом, вовремя похвалить ребенка, а если возникли сложности – оказать необходимую помощь.

Из книги Психика и её лечение: Психоаналитический подход автора Вейкко Тэхкэ

Неудача проработки потери функционального объекта Как уже подчеркивалось, попытки разрешить проблему потери функциональных элементов объекта посредством структурообразующих идентификаций затруднены или не допускаются прежде всего вследствие сепарационной тревоги,

Из книги Как избавиться от бессонницы автора Людмила Васильевна Бережкова

Коррекция нарушений сна при перелетах на большие расстояния Каким образом следует приспособиться к разнице во времени при перелетах из одного часового пояса в другой? Для жителей нашей страны это актуальная проблема, потому что Россия, простираясь с востока на запад,

Из книги Управление телом по методу Пилатеса автора Гордон Томсон

Коррекция распространенных нарушений осанки Возможно, некоторые из перечисленных ниже признаков нарушения осанки вы обнаружите и у себя. В таком случае вам следует обратиться за консультацией к опытному инструктору пилатеса. Возможно, ваш врач диагностировал у вас

Из книги Нервные болезни автора М. В. Дроздова

9. Функции головного мозга и возможные нарушения этих функций К высшим мозговым функциям относятся речь, гно-зис и праксис.Речевая функция тесно связана с функциями письма и чтения. В их осуществлении принимает участие несколько анализаторов, таких как зрительный,

Из книги Нервные болезни: конспект лекций автора А. А. Дроздов

ЛЕКЦИЯ № 9. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Синдромы нарушений васкуляризации в сосудистых бассейнах головного и спинного мозга Кровоснабжение головного мозга осуществляется позвоночными и внутренними сонными артериями. От последней в полости черепа

Из книги Стресс и стрессустойчивость человека автора Василий Яковлевич Апчел

2.2. Регуляторы и уровни функционального состояния Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих уровень и особенности функционального состояния. Н. Н. Данилова (1985) выделяет 5 групп явлений, регулирующих функциональные

Из книги Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий автора Ирина Константинова

Коррекция нарушений функций первого функционального блока мозга Первый – энергетический – функциональный блок мозга обеспечивает оптимальный уровень тонуса нервной системы, поддержание необходимого состояния бодрствования. Только при его полноценной работе

Из книги Энциклопедия лечебных движений при различных заболеваниях автора Олег Игоревич Асташенко

Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга Второй функциональный блок мозга является блоком приема, переработки и хранения информации. Работа соответствующих анализаторных систем позволяет нам видеть, слышать, а также запоминать и

Из книги Капремонт для позвоночника автора Олег Игоревич Асташенко

Лечебные движения для восстановления двигательных функций и при болях в спине Восстановление двигательных функций Упражнений для восстановления позвоночника очень много. Их можно либо придумать самому, либо найти в самых разных видах гимнастики. Однако и простые

Из книги Правильное лечение простуды и гриппа как профилактика неизлечимых заболеваний автора Александр Иванович Суханов

Лечебные движения для восстановления двигательных функций и при болях в спине двигательных функций Восстановление двигательных функций Упражнений для восстановления позвоночника очень много. Их можно либо придумать самому, либо найти в самых разных видах гимнастики.

Из книги Основы интенсивной реабилитации. ДЦП автора Владимир Александрович Качесов

Глава 5 Эффективная коррекция острых нарушений физического

Из книги Диетология: Руководство автора Коллектив авторов

Глава 8. О ДИСТРОФИЧЕСКИХ и ДИСПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ ПРИ ДЦП. «СИНДРОМ КОРОТКИХ МЫШЦ». КОРРЕКЦИЯ ДИСПЛАСТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 8.1. ДОПОЛНЕНИЕ К ПАТОГЕНЕЗУ ДИСТРОФИЧЕСКИХ И ДИСПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРИ

Из книги Нормальная физиология автора Николай Александрович Агаджанян

Глава 6 Роль витаминов в питании и коррекция нарушений витаминного обмена Витамины – низкомолекулярные органические соединения различного строения, необходимые для поддержания жизненных функций организма. Человек и животные не синтезируют их или синтезируют в

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора П. Вяткина

Фармакологическая коррекция нарушений гемопоэза и гемостаза Средства, влияющие на гемопоэз При лейкопениях, вызванных рентгено- и радиотерапией, химиотерапией злокачественных новообразований, а также при лейкопениях, сопровождающих различные заболевания, применяют

Из книги автора

Фармакологическая коррекция нарушений некоторых физиологических показателей системы кровообращения Средства, влияющие на возбудимость, проводимость сердечной мышцы и ритм сердечных сокращений Сердечный ритм зависит от автоматии, возбудимости и проводимости

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность - индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей - это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности - понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.

По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Виды способностей

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

Репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

Творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Уровни развития способностей

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

Способность;

Одаренность;

Гениальность.

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность - второй уровень развития способности

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

Художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

Общая - интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

Творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

Социальная, обеспечивающая высокий выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

Практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант - высокий уровень развития творческих способностей

Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.

Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.

Гениальность - самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность - высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

- «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

- «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

- «Вербальная фантазия» - определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

- «Запомни и расставь точки» - диагностика объема внимания.

- «Компасы» - изучение особенностей

- «Анаграммы» - определение комбинаторных способностей.

- «Аналитические математические способности» - выявление аналогичных склонностей.

- «Способности» - выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

- «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

- «Ваш творческий потенциал» - диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата - это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.