Разное        30.10.2021   

Погиб помпей. Еще одна ложь официальных хисториков или не последний день помпеи

Помпеи - один из древнейших городов Италии, расположенный у подножия Везувия в Кампании - плодородной области Апеннинского полуострова с рыхлой вулканической почвой и мягким климатом.

Античная Кампания (из книги Мау)

Точно неизвестно, когда Помпеи были основаны, но мы знаем, что фрагменты храма Аполлона - одного из старейших сооружений города - археология датирует концом VII в. до н.э. Другая древняя постройка Помпей - дорический храм - относится к началу VI в. до н.э. и, вероятно, выполняла роль культурного центра греческого эмпория. Но подлинными основателями города можно считать осков (древнейшие надписи Помпей сделаны на оскском языке). Почтенный возраст Помпей потверждают и результаты раскопок Амедео Майюри и Стефано де Каро: ранние городские стены и найденные остатки ворот в VI районе археологи относят к середине VI века до н.э. - основным строительным материалом этого времени был туф.

В VI в. до н. э. Помпеи были одним из городов образованного в Кампании союза этрусских городов во главе с Капуей. Однако источники, повествующие об этом периоде, ничего конкретного о городке не говорят - Помпеи ничем не выделяются на фоне остальных кампанских городов. Этрусский период заканчивается в середине V в. до н.э. - первенство в регионе переходит к самнитам. Историю смены народов в Кампании приводит Страбон в своей "Географии" (V.4.8.) : "К Неаполю непосредственно примыкает Гераклова крепость, лежащая на мысе, выдающемся в море, и настолько открытая дуновению юго-западного ветра, что это делает поселение удивительно здоровым. Этим городом и следующим за ним, Помпеей, мимо которого протекает река Сарн, когда-то владели оски, затем тирренцы и пеласги, а потом самниты. Однако и последние были вытеснены из этой области".

В результате Самнитских войн конца IV-начала III вв. до н. э. процветающие кампанские города превращаются в римских союзников и лишаются права на самостоятельную внешнюю политику, что, правда, мало отражается на их экономике. К этому времени относится первое письменное упоминание города - Тит Ливий в своей "Истории Рима от основания города" (IX, 38, 2) под 311 г. до н.э. рассказывает о "десанте" римских моряков: "В то же время Публий Корнелий, которому сенат поручил прибрежные области, привел римский флот в Кампанию, и корабельщики, высадясь у Помпеи, отправились разорять Нуцерийские владения". Начинается романизация Помпей, но до ее окончательного завершения должно пройти еще два с лишним столетия. Летописание этих веков не сохранило упоминаний о городе, и следующий раз Помпеи появляются в римской истории в I в. до н.э.

В 89 г. до н.э., во время Союзнической войны, Луций Корнелий Сулла вел осаду Помпей, но вынужден был отступить - город сумел удержаться. В это неспокойное время городская стена была дополнительно укреплена 12 башнями. Правда, Помпеи это не спасло, позднее Сулле удалось сломить сопротивление жителей, а затем разместить в городе около 2 тысяч отслуживших ветеранов своей армии в качестве колонистов. Помпеи получили статус римской колонии с новым названием Coloniae Corneliae Veneriae Pompeianorum.



Следы стенобитных орудий Суллы на участке городской стены Помпей

Господствующее положение Рима на Средиземном море способствует развитию морской торговли и появлению новых рынков сбыта на Востоке. Изобретение дешевого, изготовляемого на месте бетона и широкое использование рабского труда приводит к бурному развитию строительства. Особое внимание в империи уделяется гражданской архитектуре: строятся водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многоэтажные жилые дома. Создание прекрасных дорог по всей Италии способствует развитию сухопутной торговли и межобластных связей. Города усиленно застраиваются лавками, рынками и прочими помещениями для обмена и торговли.

В I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне.

5 февраля 62 г. н.э. прозвучал первый звонок грядущей катастрофы - в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен, сильно пострадали также Нуцерия, Геркуланум и другие близлежащие городки. Естественно, для такой сейсмоактивной зоны, как Кампания, землетрясения - не редкость, что отмечает Сенека в трактате "Naturales Quaestiones" (VI, I, 2) : "... правда, Кампания никогда не была свободна от угрозы подобных бедствий, но они столько раз случались, не принося никакого вреда, что страх перед ними прошел..." Однако на этот раз мощь стихии превзошла известные поколению масштабы - его последствия помпейцы запечатлели даже в искусстве: ларарий в доме помпейского банкира Луция Цецилия Юкунда изображает целый ряд зданий города во время землетрясения.



Барельеф из дома Юкунда

Последующие 15 лет Помпей были заполнены лихорадочной строительной деятельностью - жители города восстанавливают разрушенное землетрясением и даже закладывают новые здания. Одну из самых крупных построек Помпей после землетрясения - Центральные термы - так и не успели завершить к 79 г. н.э. Во многих домах археологи обнаружили следы реконструкций, косметического ремонта, обновления росписей и мозаик. Всё указывало на то, что жители Помпей, несмотря на жестокий удар природы, Везувий в дальнейших планах на жизнь в расчет не брали.

Несильные подземные толчки 70-х гг. н.э. горожане восприняли весьма деловито - трещины в стенах послужили поводом к очередному обновлению интерьеров домов и прочим восстановительным работам в городе. Найдено немало указаний на очередной строительный бум: ценные вещи в богатых домах сложены в запертых подсобных помещениях, в готовых к отделке комнатах разложены инструменты, амфоры с известью, горшочки с красками. Все указывает на то, что предшествующее извержению землетрясение не вызвало у помпейцев панических настроений, и они приготовились к привычному восстановлению поврежденного стихией.

Но 24 августа история города внезапно прерывается - дремавший доселе Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.



Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833 г.

Извержение Везувия длилось весь день. Помпеи накрыл многометровый слой пепла и лапилли. Такая же участь постигла и близлежащие городки Стабию и Октавианум. Находившейся же на другой стороне вулкана Геркуланум погиб чуть позже - днем следующего числа его разрушила мощная пирокластическая волна, а начавшийся после извержения дождь смыл со склонов Везувия пепел, и разрушенный город затопило грязевыми потоками - селями и лахарами.

Пыль и пепел черной пеленой висели в небе три дня. Прибывшая к Везувию следственная комиссия установила, что городки безвозвратно погибли. Еще какое-то время по развалинам бродили оставшиеся в живых люди, пытаясь отыскать свое имущество, но вскоре и они покинули мертвый город.


Про Помпеи забыли до XVI века, пока в 1592-1600 годах при рытье подземных тоннелей для отвода воды реки Сарно к вилле графа Туттавиллы под руководством итальянского архитектора Доменико Фонтаны не было найдено несколько надписей, а также фрагментов цветных настенных росписей, которые, однако, никому не пришло в голову связать с Помпеями, хотя одна из надписей содержала два прекрасно сохранившихся слова "decurio pompeis" (что истолковали как имя владельца "найденной виллы" - Помпей, на самом же деле это было упоминание одной из городских должностей).



Тоннель Фонтаны для отвода воды от реки Сарно

Предположение о тождественности Чивиты и античных Помпей прозвучало впервые от посетившего городок в 1637 году немецкого антиквара Гольштениуса, но общественностью было воспринято негативно. Найденная в 1689 году очередная надпись с именем города вызвала дискуссии в научном мире. Архитектор Пичетти вновь предположил, что место каким-то образом связано с Помпеем, в то же время историк Бьянчини заявил, что надпись прямо указывает на местонахождение древнего города Помпеи.



Одна из помпейских надписей на оскском языке

В 1748 году руководитель раскопок в Геркулануме Хоакин де Алькубьерре как военный инженер, контролировавший работу и обслуживание всех военных королевских объектов, получил сообщение о находке каких-то старинных предметов в местечке Ла Чивита у города Торре Аннунциата, где размещались королевские пороховые фабрики. Предположив, что там находились также засыпанные Везувием Стабии, Алькубьерре перевел несколько рабочих из Геркуланума в Чивиту. В техническом плане работать здесь оказалось проще - слой вулканического материала меньше раза в три и не такой твердый, как в Геркулануме.

Однако три месяца работы в Помпеях не удовлетворили Алькубьерре количеством найденных вещей, и раскопки на время были свернуты, а рабочие вернулись в Геркуланум. От "Стабий" в документах тех лет, подготовленных самим Алькубьерре, сохранился план секции амфитеатра.

Вновь к Помпеям вернулись в 1750 году. Свеженазначенный помощник Алькубьерре Карл Вебер взялся исследовать уже известную с 1748 года городскую виллу Юлии Феликс. За последующие 7 лет (в 1757 году владение Юлии после изъятия подходящих королю вещей было засыпано) Вебер сумел составить детальный план всего комплекса с указанием точных мест всех находок, связав этот план с инвентарными списками. Еще позже - вероятно, в 1759 или 1760 - он подготовил и аксонометрическую документацию по вилле Юлии Феликс. Все это время Помпеи условно считались Стабиями (несмотря на работы в реальных Стабиях и Граньяно).

Лишь 15 лет спустя после начала регулярных раскопок - 18 августа 1763 года - был обнаружен пограничный столб Помпей (подробнее в главе о раскопках 1748-1798 гг.), что и позволило установить точно объект интереса археологов.


Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпеи являются самым сохранившимся античным городом. Поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы, Помпеи стали важным и ценным источником сведений о жизни, быте, городском устройстве, культуре и искусстве Римской империи I в. н. э.

К настоящему времени открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами прекрасной сохранности, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое. Реализуется проект освещения Помпей.



Фрагмент объемной карты руин Помпей. Национальный Археологический музей Неаполя

(с) Юлли Улетова

Сейчас делаются обоснованные попытки отодвинуть дату извержения на 2 месяца вперед - на октябрь 79 года н.э.

Сама дата в письмах Плиния, указанная как nonum kal. Septembres, переводилась как 24 августа, однако теперь традиция перевода может быть пересмотрена в пользу non(as) Novembr(es) или nonum kal (endas) Decembres, что переносит дату извержения на конец октября, начало ноября или вовсе на конец декабря.

В пользу "осенней версии" археологи приводят такие доводы, как:
- созревшие фрукты, в том числе виноград, найденные во время раскопок;
- теплая одежда на некоторых жертвах и жаровни в помещениях;
- полные вина кувшины на сельской вилле в Боскореале;
- серебряная монета из Дома Золотого Браслета (где отчеканен титул Тита с указанием "imperator XV", что могло произойти не раньше начала сентября).

24 августа 79 года произошло одно из самых катастрофических извержений вулкана Везувий. Римские города Помпеи, Геркуланум и Стабии, располагавшиеся у подножия вулкана, были уничтожены. Везувий породил гигантское раскалённое облако из камней, пепла и дыма высотой до 33 км, выделив при этом тепловую энергию, многократно превосходящую ту, которая выделилась при взрыве атомной бомбы над Хиросимой.
Систематические раскопки в Помпеях начались в 1860 году, тогда же исследователями были найдены 40 погребённых под пеплом тел жителей города. Историки обнаружили, что окрестности Везувия были уничтожены пирокластическими потоками.
Меня всегда удивляла история Помпеи и Геркуланума — тысячи лет пролежать под неглубоким слоем пепла в одной из самый густонаселенных областей мира — подножие Везувия! Рядом находится крупнейший и старейший город Италии Неаполь и ни кто не догадался взять лопату и пойти покопаться… а вдруг чего полезного осталось!?


В последнее время появилось огромное множество фотографий пострадавших городов, сделанных туристами. Поражает чудесная сохранность. Удивительным оказался факт того, что в конце 19 века на фото видны торчащие крыши засыпанных домов — то есть люди знали и помнили, что здесь были городки, жили люди и имели имущество… но ни кто даже и не копался!!! Берегли старину естественно!
Но меня особенно всегда поражало то что дата гибели Помпей известна до дня — 24 августа 79 года! Тысячи лет люди помнили об этой ужасной катастрофе.
Я решил покопаться а сколько еще было потом извержений которые отложились в памяти народной.
Начну с последнего — 1944 года, есть множество видео и фото документов.










Все то же самое — пепел, лава и человеческие жертвы.

Следующее в глубь времен было извержение 1906 года…от сюда https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post415512041/







Это фотография засыпанной вулканологической обсерватории основанной в 1841 — 1842 годах.



Вот что пишут историки про историю извержений Везувия…
«Предположительно вулкан Везувий появился 25000 лет назад в результате столкновения двух тектонических плит. Следы наиболее древнего из известных извержений датированы 6940 ± 100 годом до н. э.

Извержение, происшедшее 3800 лет назад, покрыло пирокластическими потоками территорию, охватывающую Неаполь.
Сильное (5 баллов по шкале извержений) извержение 79 года уничтожило несколько городов - Помпеи и Стабии были засыпаны вулканическим пеплом, местами толщиной до 8 м, а Геркуланум - грязевыми потоками из-за дождя, сопровождавшего извержение. Также существует версия о большом пирокластическом потоке, который разрушил Геркуланум и Помпеи. Пирокластический поток был настолько насыщен газами, что они плотно запечатали здания городов, оставив их без кислорода, вследствие чего останки жертв извержения не разложились, а застыли в вулканическом пепле.
Сильные извержения также были в 1631, 1794, 1822, 1872 и 1906 гг. Извержение 1631 года было в 10 раз слабее извержения 79 года, однако более высокая плотность населения прилегающих районов обусловило большое количество жертв, порядка 4000 человек. Во время извержения вулкан извергался в нескольких фазах. В результате извержения вулкан стал ниже на 168 м. В 1805 году извержение Везувия было относительно слабым, однако большая часть города Неаполь была разрушена почти полностью, а жертвами катастрофы стало около 26 тысяч человек.

Извержение 1872 года есть так же на фото — https://humus.livejournal.com/3408653.html
Оно было с разрушениями и жертвами но как бы не очень!
По историографии получается что следующие извержения в глубь веков это 1822 года, 1794 года и 1631 года и все полторы тысячи лет Везувий либо молчал либо особых бед не делал со дня гибели Помпеи… не логично как то… но ладно, давайте разбираться с последними тремя! Потому что именно в это время начинается страшная путаница в показаниях свидетелей:::-)))
В то время не было фотографов но в избытке были художники!
Картину последний день Помпеи написанную Карлом Брюлловым знают все, создал он её в 1830 — 1833 году.
Вот что пишут историки…
«В 1830 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом - «Последний день Помпеи» (1830-1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел картины был связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло извержение Везувия . Для более точной и полной передачи трагедии Брюллов тщательно изучил многочисленные литературные источники, в которых рассказывалось о древней катастрофе, и побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме и сделал на месте ряд эскизов пейзажа, руин, окаменелых фигур.»
То есть тут показания свидетелей расходятся с официальными датами извержения Везувия — Брюллов наблюдал извержение в 1828 году лично! Остыла лава и пепел и как любой любопытный человек поехал посмотреть что же там получилось на местах трагедии… участвовал в раскопках… ну а что вполне по человечески помогал откапывать городок.

Хотя картина датирована 1817 годом но вот по официальной биографии не много не так все было…
«В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом городе, и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы.» Ну это мелочи…

Вот еще один свидетель…»«Извержение Везувия» - повторяющаяся тема в четырёх картинах и минимум одном наброске английского художника Джозефа Райта, путешествовавшего по Италии в 1773-1775 годы. Одна из них, «Везувий из Портичи», находится в библиотеке Хантингтона в Калифорнии; вторая, «Извержение Везувия, с видом над островами в заливе Неаполя» - в лондонской галерее Тейт; третью, «Везувий с Посиллиппо», можно увидеть в Йольском центре британского искусства; четвёртая, известная под тем же названием, находится в частной коллекции.
В 1774 году Райт во время путешествия сделал набросок гуашью, который ныне хранится в Музее и художественной галерее Дерби.

Но самый интересный это Пьер-Жак Волер, прозванный шевалье Волер (Pierre-Jacques Volaire; 1729 – 1799) – французский живописец-пейзажст.
Родился в Тулоне в семье официального городского художника (его дед был художником-декоратором в арсенале). Учился у Клода Жозефа Верне, с которым работал в течение восьми лет с 1754 по 1762 годы. Творчество Верне оказало решающее влияние на формирование стиля Волера.
В 1762 году Волер переехал в Рим, где стал членом Академии Святого Луки и получил почетное звание рыцаря. Но конкуренция на рынке искусства вынудила художника переехать в Неаполь в 1767 году. В Неаполе он прожил до самой своей смерти.









Судя по его картинам и датировкам Везувий извергался несколько лет…

Художников изобразивших извержение везувия огромное количество и в основном все картины приходятся на 20 — 30 е годы 19 века, вторая масса картин это конец 18 века, время в котором как бы и не было извержений запоминающихся…. однако судя по картинам это были грандиозные события!

Здесь куча фотографий Неаполя и Помпей и прочих окрестностей Везувия https://humus.livejournal.com/3997368.html

Так что я думаю что Кард Брюллов реально помогал откапывать свеже погребенные Помпеи!
Что самое интересно Помпеи засыпало только один раз и то не до конца…. крыши многих зданий торчали. На одной из фото есть вид Неаполя из Помпей, то есть городок то находится в реальной прямой видимости из Неаполя! На большинстве картин с изображенияви извержения Везувия в начале 19 века вид как раз из Неаполя а вся лава и камни летят на Помпеи… одна неувязочка — датировка! Но это как говорится вопрос к историкам!

Помпеи сегодня.

При каждом последующем взрыве наружу вырывались смертельные раскаленные газы, пепел и настоящий дождь из обломков породы, а за этим всем следовали пирокластические потоки, более смертельные, чем лава, из-за их высокой температуры и скорости. Когда все было кончено, Помпеи и его жители оказались похоронены под 6 метрами вулканического мусора и пепла.


Погибший во сне горожанин.

После погребения в окаменевшем пепле в течение более 1900 лет, жертв Помпеи сумели раскопать с помощью современных технологий. Так ученые наконец смогли увидеть цивилизацию, погибшую почти 2 тысячелетия назад, и буквально «застывшую во времени».


Горожане сгорели заживо.

До недавнего времени основной причиной смерти жителей Помпей считалось удушье, вызванное смертоносными вулканическими газами и пеплом. Но недавнее исследование, проведенное вулканологом Джузеппе Мастролоренцо и его коллегами, показало, что сотни смертельных случаев произошли во время четвертого пирокластического взрыва, который первым достиг Помпей. Ученые определили, что в смертельном потоке было гораздо меньше золы, чем считалось ранее - около 3 сантиметров. Тем не менее, температура составляла не менее 300 градусов по Цельсию, поэтому люди погибали мгновенно.


3/4-ти горожан застыли в позах, в которых находились в момент смерти.

Позы людей показывают, как они погибли: одни оказались в ловушке внутри зданий, а другие пытались прикрыть собой членов семьи. Когда этих несчастных жертв раскопали современные ученые, они использовали технологию гипсового литья (в одном случае - литья из смолы) для сохранения окаменевших фигур людей. Мягкие ткани жертв давно разложились, внутри каждой такой окаменевшей фигуры находится скелет. Поэтому это не статуи или реплики, а настоящие трупы, которые были залиты гипсом, чтобы предотвратить их разрушение.

Из примерно 2000 найденных мертвых тел было сделано всего 86 таких гипсовых слепков фигур людей. Условия для создания подобной фигуры редки, что объясняет, почему их не сделали из всех найденных останков. Раскопки все еще проводятся в Помпеях и сегодня. Но гипс повреждает хрупкие останки трупов, поэтому археологи больше не производят новые «скульптуры со скелетами внутри». Более того, что сохранились не только позы жертв на момент смерти, но и выражение их лиц, которое показывает агонию.


Застывшие в агонии.

Одна из жертв подняла руки над головой в защитном жесте - отчаянной рефлексивной попытке предотвратить надвигающуюся гибель. Лицо застыло в бесконечном крике, показывая прекрасно сохранившиеся зубы во рту. Протянув руки, мать и ее ребенок встречают смерть. Один человек сидит, закрыв лицо руками, как бы смирившись с тем, что вот-вот должно произойти. Другие пытаются уползти, в тщетной попытке спастись от неизбежной участи. Ряд окаменевших останков был найден свернувшимися в позе эмбриона или обнимающими своих близких.

Никто не знает, как он проведет последние минуты, столкнувшись с такой страшной перспективой. Однако в случае одного человека у археологов возник ряд вопросов. Его окаменевшие останки лежат на спине, с раздвинутыми ногами, причем человек прижал руки к низу живота. Таким образом, хотя большинство из раскопанных жертв явно демонстрируют ужас и ожидание последних моментов жизни, одна жертва, возможно, решила поступить совсем по-другому.


Сад беглецов - место, где нашли самую большую группу жертв.

Из примерно 2000 жителей Помпей, которые, как считается, погибли в результате бедствия, археологи обнаружили только около 1150 тел. Это означает, что большинство из 20-тысячного населения города сумело бежать, когда началась вулканическая активность. Больше всего жертв, погибших в одном месте, нашли в «Саде беглецов». Там искало убежища и погибло тринадцать человек. В Доме Мистерий нашли останки девяти человек (считается, что крыша здания рухнула и завалила этих людей). В термальных ваннах и на рыбном рынке нашли еще по две жертвы, а на Олиториуме (рынок) обнаружилось еще несколько.


Останки домашнего пса, найденные на рынке Олиториум.

В Помпеях были найдены останки нескольких животных. Поскольку это был процветающий город, у многих жителей были домашние животные, в основном собаки. У большинства состоятельных жителей также были лошади и сельскохозяйственные животные. К тому же, в окрестностях города бродили дикие животные, которые также не смогли убежать и были обречены.


Останки свиньи на рынке Олиториум.

На рынке Олиториум были обнаружены останки свиньи, а также маленькой собаки (предположительно, чьего-то домашнего животного), которая лежала на спине, а ее лапы были так скрючены, будто в последние мгновения животное испытывало страшную боль. Предполагается, что владельцы привязали бедную собаку в атриуме, и она сумела пережить первую фазу извержения, взобравшись по золе и пемзе, пока те засыпали дом... но цепь не пустила ее дальше, и четвертое извержение убило пса.


Останки лошади на улице Помпей.

Владельцы, возможно, оставили собаку охранять их ценности, в надежде вернуться, когда извержение закончится. Но этим они обрекли ее на страшную смерть. Недавно археологи обнаружили несколько лошадей в конюшне одной из вилл Помпей. Похоже, что погибло по меньшей мере три лошади, двое из которых были запряжены и, возможно, подготовлены к спешной эвакуации. Однако, этого сделать не успели.


Хлеб сохранил свою форму и текстуру.

Под толстым слоем пыли и золы был обнаружен полностью сохранившийся древний хлеб. Хотя в нем нет на самом деле ничего экзотического, рассказать о нем стоит. Это была прекрасно сохранившаяся круглая буханка, разделенная на восемь частей, и отмеченная штампом пекаря (хлебопекарни в ту эпоху обычно ставили штампы на хлебе своего производства, чтобы можно было сразу найти, кто произвел любую буханку). Данный хлеб сохранил свою форму и текстуру в течение 2 тысячелетий под 9-метровым слоем пепла и земли.

После этой находки ученые из Университета Цинциннати провели исследование, пролившее свет на то, чем питались и что пили жители древних Помпей. Исследователи проанализировали остатки органики из кухонь и туалетов (да-да, все верно, древние окаменевшие фекалии).


Общественный туалет.

Они смогли определить, что рацион помпейцев состоял в основном из зерна, чечевицы, оливок, яиц, орехов, рыбы и мяса. В рацион более высокопоставленных граждан входили также импортные продукты, такие как экзотические специи, моллюски, морские ежи, фламинго и даже жирафы.

Соавтор исследования Стивен Эллис, профессор Университета Цинциннати, сказал: «Это считается единственной костью жирафа, когда-либо обнаруженной в результате археологических раскопок в римской Италии». Наконец, помпейцы увлекались гарумом, ферментированным рыбным соусом, который делали из внутренностей рыбы (соленую рыбу оставляли ферментироваться (или гнить) на два месяца на солнце). Некоторые современники сравнивают гарум с тайским рыбным соусом. Но в древних Помпеях это считалось чем-то вроде кетчупа.


У жителей Помпей были здоровые зубы.

Недавнее сканирование показало, что у жителей Помпей были на удивление здоровые жемчужно-белые зубы. Хотя в 79 г. н. э. не было надлежащей стоматологической помощи, у жителей Помпей состояние зубов было намного лучше, чем у среднестатистического европейца. Исследователи указывают, что зубы помпейцев были во многих отношениях даже лучше, чем у людей сегодня. Это связано с тем, что рацион местных жителей был здоровым, с обилием фруктов и овощей, а также с низким содержанием сахаров. Кроме того, в воздухе и питьевой воде города было высокое содержание фтора из-за близости к вулкану.


«Две девы» на самом деле оказались мужчины.

Ранее считалось, что эта знаковая пара окаменевших останков из Помпей - две женщины, которые обнялись перед лицом надвигающейся смерти. Когда археологи нашли их, то назвали «Две девы». Однако в начале 2017 года исследователи обнаружили, что обнимающиеся индивидуумы были мужчинами, и вполне возможно, что любовниками.

Компьютерная томография и результаты ДНК костей и зубов подтвердили, что они определенно мужчины, а также не родственники. Одному было 18-20 лет, а другому - более 20. Один положил голову на грудь другого, как бы ища утешения или убежища. Конечно, уже нельзя утверждать, что они были геями, но результаты ДНК и поза, в которой они были найдены, заставили ученых предположить, что между ними могла существовать эмоциональная связь.


Ох, уже эти желания.

Сексуальные привычки жителей Помпей заставили бы покраснеть и современных людей, ведь древний Рим и Помпеи считались гедонистскими культурами без комплексов. Помпеи впервые были открыты в конце XVI века рабочими, которые рыли канал, чтобы изменить курс реки Сарно. Они сообщили о своем открытии итальянскому архитектору Доменико Фонтана, который был настолько поражен откровенными фресками и другими предметами сексуального характера, что приказал закопать все заново.


Слишком скандальные сцены.

Найденные предметы считались слишком скандальными и оскорбительными для той эпохи. В итоге артефакты остались погребенными до XVIII века. И даже после того, как начали повторные целенаправленные раскопки, большинство «сокровищ Помпей» скрывали. В 1819 году Франциск I, будущий правитель Королевства обеих Сицилий, был настолько потрясен явно эротическим характером предметов, привезенных ему из Помпеи, что приказал запереть их в секретном кабинете. Доступ к артефактам ограничивался только самыми зрелыми господами с отсутствием избыточной морали.


Ну очень откровенные сцены.

Большинство этих артефактов не были доступны для публики до 2000 года. Помпейцы украшали фаллическими символами мебель, масляные лампы и даже музыкальные подвески. Эротические сцены были изображены на мозаиках и фресках на стенах домов. Эротика была повсюду. Самым известным объектом является подробная скульптура бога Пана, занимающегося прелюбодеянием с козой. Эта вещь принадлежала Люциусу Понтифику, тестю Юлия Цезаря.


бордели - самые популярные заведения в Помпеях.

Также в древних Помпеях были очень популярны бордели, которых на момент извержения в городе было 35 штук. Цены на услуги были написаны на стенах заведения. А какие услуги можно получить внутри, было также нарисовано на стенах борделей, причем во всех подробностях. Но вопреки изображениям на стенах, работники секс-индустрии, по-видимому, вели мрачную жизнь. В комнатах были каменные кровати и отсутствовали окна, а также любые удобства.


Тюрьма для рабов.

Несмотря на многочисленные раскопки Помпей, мрачная история рабства в этом месте до конца не изучена. Все, что известно, ученые узнали из картин, фресок и мозаик, найденных при раскопках. Однако ясно, что рабство было обычным явлением в Помпеях. Будь то слуги, наложницы или работницы секс-бизнеса, рабы были в обществе Помпей повсюду. Как и в других обществах, рабы были собственностью, а владельцы могли делать с ними что угодно, по своему усмотрению.

У рабов были различные обязанности, одной из наиболее любопытных среди которых был сбор и использование мочи в качестве чистящего средства. Они замачивали грязную одежду своих хозяев в ваннах, наполненные собранной мочой и водой, после чего забирались в ванну и топтали одежду ногами, подобно тому, как давят виноград. А самая грустная картина рабства, найденная во время раскопок, - это рабская тюрьма. Когда Везувий уничтожил Помпеи, прикованный раб не смог сбежать. Его нашли лежащим лицом вниз, а кандалы все еще сковывали его лодыжки.


Самый невезучий парень в Помпеях.

Стоит только представить себе хаос падающего огня, пепла и густой дым. Земля дрожит и трескается под ногами. Здания вокруг рушатся. Горячая лава лавиной мчится навстречу, пожирая все на своем пути. А теперь стоит представить, что удалось выбраться из этого ужаса, и в голове только одна мысль: «Да! Я смог спастись». И затем внезапно падающий камень сносит голову.

Да... явно это был неудачный день для «самого невезучего парня в Помпеях». Никто не знает его имени. Известно лишь то, что его скелетные останки были найдены под огромным валуном через 2000 лет после его кончины. Археологи смогли предположить, что он бежал из города, но не смог увернуться от огромного валуна. Голову бедняги так и не нашли.


Артефакты Помпей.

Слово «Помпеи» известно даже тем, кто ни разу в жизни не бывал в Италии. Оно давно стало символом беспомощности человека перед стихийной мощью природы. Гибель богатого и многолюдного римского города, погребенного под пеплом вулкана Везувий - одна из самых впечатляющих катастроф в истории человечества. Благодаря знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» она представляется ярким трагическим действом из классического театра, где люди подобны статуям, а стихия неотвратима, как рок. Побывав в Помпеях, можно прикоснуться к другому измерению этой истории - более земному и конкретному.

Помпеи ведут свое начало с VI века до н.э. Легенда утверждает, что их основателем был сам Геракл. В V веке разросшийся портовый город на берегу Неаполитанского залива стал частью Римской империи. Он был любим римской знатью, построившей здесь множество вилл для отдыха, процветал и богател. Географическое расположение города казалось на редкость удачным: дорога Виа Аппиа, проходившая через Помпеи, соединяла Рим с южной частью страны. Но рядом был и Везувий. 24 августа 79 года н.э. вулкан пробудился. Чудовищное извержение за двое суток уничтожило Помпеи и два близлежащих города - Геркуланум и Стабии. Под дождем из лавы и пепла только в Помпеях погибло более двух тысяч жителей.

Катастрофа сослужила Помпеям странную службу, уничтожив процветающий город и одновременно сохранив его для вечности. 8-метровый слой пепла «законсервировал» Помпеи на долгие века, чтобы в какой-то момент явить город в том самом виде, в каком он встретил свою гибель. В процессе археологических раскопок, начавшихся в XVIII веке, из небытия воскресали улицы и дома, бытовые артефакты и предметы искусства. Складывался рассказ и об ужасе древней трагедии, и о повседневной жизни, которая бурлила здесь когда-то. Судьба Помпей потрясла воображение европейцев: в мертвый город устраивались настоящие паломничества ученых, художников, поэтов.

Это не удивительно: поездка в Помпеи - настоящее путешествие во времени. Здесь можно увидеть все атрибуты эталонного римского города: булыжные мостовые, улицы с водостоками, остатки форума, портики с колоннами, Большой и Малый театры, три здания муниципалитета, многочисленные термы и, конечно, храмы, посвященные разным богам - от Юпитера до Исиды. Но, возможно, самое сильное впечатление производят жилые дома с «говорящими» названиями: Дом хирурга с найденными в нем медицинскими инструментами, Дом парфюмера, Дом трагического поэта, Дом Фавна, Вилла Мистерий. Их будто вчера покинули хозяева. Впрочем, люди и животные не исчезли бесследно: слепки с их тел, сделанные учеными, можно увидеть в тех местах, где несчастных настигла смерть. Есть здесь и археологический музей, в котором размещены предметы, найденные в результате раскопок.

Сегодня Помпеи посещает ежегодно более 2,5 миллионов туристов. Здесь, как нигде, можно ощутить соседство вечности и тлена, красоты и распада. Нежная утонченность фресок в стенах домов (их сравнивают с картинами Боттичелли) соседствует с искаженными позами застывших тел. И над всем царит тишина вечности, не нарушаемая даже голосами приезжих. А силуэт Везувия все так же возвышается над городом, словно напоминая о хрупкости этой тишины.

За всю историю своего существования человечество пережило много катаклизмов. Но самой трагичной из них считается гибель Помпеи. До нашего времени дошли некоторые сведения об этой катастрофе, происшедшей в Италии в 79 году. Тогда, в середине страны из жерла вулкана Везувия устремилась на город огромная масса лавы. В страхе бежали горожане, раньше верившие в непоколебимость своей державы. Лава погрела под собой цветущие Помпеи.

Особенности Помпеи

Это был красивый древний город. Благодаря ему наши современники могут точнее определить быт римлян в давние времена. На месте города при раскопках находят любопытные артефакты. Они утверждают, каким огромным и богатым был город. Строения, фрески, амфоры, мебель, предметы быта, засыпанные пеплом, сохранились до нашего времени. Археологи стремятся побывать на раскопке древнего города. Вы тоже можете посетить развалины города с Турагентством «Веселый Турист» .

Город образовался в 4 веке до нашего времени. Тогда около Неаполя, поселились первые его жители. Впоследствии пять маленьких поселений слились воедино, образовав один административный центр. Хозяевами были этруски – древнее племя, культуру которых позаимствовали римляне.

История Помпеи

В конце пятого столетия до нашего времени городом завладели самниты. Через сто лет Помпеи заключил союз с Римской республикой, хотя это было лишь формально. Жители Помпеи призывались на службу в армию, но ни какие материальные блага им не полагалась. Протесты жителей Помпеи были римлянами усмирены в 89 году до нашего времени войсками. Величественный город объявили колонией Рима, хотя быт жителей не изменился. Они также беспечно и свободно продолжали жить на плодородной почве, вблизи от моря и с тёплым климатом. Помпеи быстро развивались до извержения Вулкана.

Пригороды Помпеи

Рядом с Помпеями располагался город Геркуланум. Там жили легионеры, вышедшие в отставку и бывшие рабы, выкупившиеся на свободу. Поблизости был и город Стабия. Там жили богатые жители Рима. Они возвели в городе виллы, роскошно обставляли их, рядом высаживали множество растений. Рядом в домах поменьше жили бедные граждане, которые служили обеспеченным нуворишам.

Во время извержения вулкана под пеплом остались погребены Помпеи, Геркуланум и Стабия. Остались в живых лишь те, кто, оставив свои вещи, покинул город в начале извержения.

Инфраструктура города

В Помпеях активно велось строительство, было построено много зданий.

1. Там возвели большой амфитеатр, где могли поместиться 20 тысяч зрителей.

2. Построили Большой и Малый театры, где помещалось пять тысяч и полторы тысячи зрителей соответственно.

3. В городе для верующих было выстроено много храмов, посвящённых разным богам.

4. Огромная площадь украшала центральную часть города. Вокруг площади стояли общественные здания, где торговали, встречались политики.

5. В банях люди не только мылись, но и вели разговоры о коммерции и обсуждали новости.

Городские улицы пересекались под прямым углом. В городе был выстроен акведук, снабжавших жителей водой из горных рек. Из акведука влага стекала в огромный резервуар и по трубам протекала в дома зажиточных жителей. Бедные жители брали воду из фонтана. В городе выпекали хлеб и производили ткани.

Последний день Помпеи

И раньше происходили извержения вулкана. Но до катастрофы в 79 году вулкан не вызывал опасений в течение 1500 лет. За сутки до извержения город ощущал несколько толчков земной коры, вызвавшие повышение температуры в Неаполитанском заливе, вплоть до кипения. Пересохли все водоёмы. Из глубины земли доносились звуки, похожие на стоны.

Историю последнего дня города можно выяснить по записям Плиния Младшего. Извержение началось в 2 часа 24 августа. Над вулканом поднялось белое облако с серыми пятнами. Облако быстро расширялось.

Колыхания почвы доносилось даже до Мизено, находившийся в 30 км, где проживал Плиний Младший. Из кратера стали вырываться струи газа и большое количество обломков пемзы, поднимавшие на высоту около 20 км. Так продолжалось 11 часов.

Гибель людей

По статистике в городе погибло около 20 тысяч жителей, то есть примерно каждого десятого жителя засыпало пеплом. Это выяснили специалисты из источников Плиния. Это горожане не только Помпеи, но и Геркуланума и Стабии.

Горожане действовали так.

1. Люди в панике спешили в гавань. Они хотели покинуть опасный город по морю. Это стало известно, когда археологи раскопали много человеческих останков на берегу залива. Но корабли не смогли спасти всех жителей, прибежавших на берег.

2. Некоторые жители спрятались в закрытых домах и погребах. Потом они хотели вылезти наружу, но опоздали.

3. Между взрывами в кратере вулкана были промежутки времени. Поэтому многие граждане смогли убежать на безопасное расстояние, оставив в городе рабов для охраны вещей.

4. Не вышли из города некоторые жители, у которых не было рабов для охраны хозяйства.

Ночью из кратера исторгалось языки пламени. На следующее утро из кратера полилась горячая лава. Она вызвала гибель людей, оставшихся в городе. В 6 часов с неба посыпался пепел, шарики пемзы. Они покрыли толстым слоем Помпеи и Стабию. Продолжался такой кошмар в течение 3 часов.

5. Жители, оставшиеся в городе, метались по городу. В надежде найти спасение, они скоро слабели и падали, прикрывая голову руками.

На город потекла вода, подогретая до 700 градусов. Она смешивалась с пеплом и обволакивала всё, что попадалось у неё на пути, в том числе павших от бессилия и задыхающихся от пепла людей. Раскопки свидетельствуют, как перед гибелью люди сжимали руки, от ужаса широко открывали рот и глаза.