Науки        06.09.2021   

Реутов. Почти растворившийся город

Город Реутов находится на территории государства (страны) Россия , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .

К какому федеральному округу относится город Реутов?

г.Реутов входит в федеральный округ: Центральный.

Федеральный округ - укрупнённая территория, состоящая из нескольких субъектов Российской Федерации.

В каком регионе находится город Реутов?

Город Реутов является частью региона Московская область.

Характеристикой региона или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона.

Регион Московская область является административной единицей государства Россия.

Численность населения города Реутов.

Численность населения в городе Реутов составляет 99 989 человек.

Год основания г.Реутов.

Год основания города Реутов: XV век год.

В какому часовом поясе расположен город Реутов?

Город Реутов расположен в административном часовом поясе: UTC+4. Таким образом, можно определить разницу во времени в городе Реутов, относительно часового пояса в вашем городе.

Телефонный код города Реутов

Телефонный код города Реутов: +7 495 +7 498. Для того, что позвонить в город Реутов с мобильного телефона, необходимо набирать код: +7 495 +7 498 и затем непосредственно номер абонента.

Официальный сайт города Реутов.

Сайт города Реутов, официальный сайт города Реутов или как его ещё называют "Официальный сайт администрации города Реутов": http://www.reutov.net/ .

Вы когда-нибудь видели, как исчезают города? Я сейчас даже не о городах-призраках, где покинутые дома зияют чёрными глазницами, а улицы зарастают травой. Реутов в Ближайшем Подмосковье - город крупный (99 тыс. жителей), не бедный, быстро строящийся... но только как самостоятельный город он существует по сути дела только на бумаге, а фактически почти переварен то ли соседней полумиллионной Балашихой, то ли Москвой.

Ну а приехал я сюда потому, что в 4 Королёве, в Реутове делают ракеты и даже космические корабли. Здешним НПО Машиностроения (не путать с ЦНИИ Машиностроения) руководил Владимир Челомей, амбициозный конструктор с именем понизовского гетмана, представлявший в космонавтике своеобразный альтернативный путь.
За прогулку по Реутову спасибо Игорю mmnt .

Доехать в Реутов можно и на метро - конечная станция "Новокосино" жёлтой линии расположена за МКАДом буквально в паре кварталов от станции Реутово, куда ходят электрички с Курского вокзала. С моего Выхино, впрочем, в Реутов и вовсе проще доехать маршруткой, поэтому последовательность поста отличается от нашей реальной прогулки. От станции метро до станции электрички - самый "омосковленный" Южный Реутов. Собственно, в Москву он переходит незаметно, а в центр Реутова отсюда можно доехать только через МКАД. В парке у железной дороги - Казанская церковь (1996-99), а сама станция не видна за огромными торговыми комплексами.

2.

Хотя Нижегородская железная дорога строилась ещё в 1858-61 годах, одной из первых в России, её ближайший к Москве участок изначально проходил иначе, а нынешний ход с Курского вокзала был проложен лишь в 1896-97 годах. Из тех времён, видимо, был деревянный вокзальчик станции Реутово, снесённый в 2006 года.

2а. с форума города Реутова .

История Реутова хоть и давняя, но чрезвычайно простая: деревня в Реутовой пустоши изестна то ли с 1395, то ли с 1492, то ли - уж совсем достоверно, из Писцовых книг, с 1573 года. На рубеже 18-19 веков сельцо попробовало себя в роли усадьбы, а в 19 веке сделалось фабричным посёлком при огромной Реутовской мануфактуре. В 1928 году Реутово стало ПГТ, в 1940, заодно потеряв сельскую "о" в конце названия - городом, а в 1960-61 годах Реутов успел побыть районом Москвы - не де-факто, как сейчас, а де-юре. Но промышленная специализация текстильного городка радикально поменялась в 1955 году - из столицы сюда переехало ОКБ-52 Владимира Челомея (ныне НПО Машиностроения), вскоре ставшее предприятием №2 советского космоса после ОКБ-1 (ныне "Энергия") в будущем Королёве. Его внушительная общага и встречает у станции - тут живут в основном студенты Бауманки, а прямо на территории предприятия находится аэрокосмический факультет.

3.

По соседству - больница, основанная ещё в 1843 году при мануфактуре:

4.

Её старый корпус построен в 1928 году:

5.

А вот конструктивистским домам по соседству повезло куда как меньше - они есть ещё на фотографиях zabyg17 2006 года, а я застал на их месте лишь очередные "свечки" новостроек.

5а.

Сталинки на улице Ленина пока стоят:

6.

Но высокие башни, выглядывающие на заднем плане чего бы то ни было - это самая характерная черта реутовского пейзажа:

7.

Старейшую из этих башен mmnt показал мне в одном из дворов улицы Ленина - её воздвигли ещё в начале 1990-х, и народ из 2-5-этажного города сходу прозвал её Пик Коммунизма. Теперь она упрятана во двор, закрыта более новыми башнями, и лишь одно осталось неизменно: сюда старожилы "селили" бандитов, а в нынешние новостройки "селят" отпрысков провинциальных коррупционеров, на честно наворорованное прикупивших себе здесь квартирку.

8.

Вообще, Ближайшее Подмосковье строится едва ли не активнее самой Москвы, причём если в столице немалая часть строек - это офисные здания, то здесь - сплошь жильё да торговые центры. "Тех, кому чуть-чуть не хватило на квартиру в Москве", в том числе и самих москвичей - действительно много. Трагедия Ближнего Подмосковья в том, что оно всегда за спиной: взгляды местных всегда обращены на Москву, а москвичи предпочитают проскочить эти города побыстрее по дороге куда-нибудь вдаль. Здесь и архитектурное наследие наиболее беззащитное - натиск застройщиков бешеный, а такого сильного градозащитного движения, как по ту сторону МКАДа, в этих городах-спальниках нет. Реутов - самый наглядный пример всех этих свойств Ближнего Подмосковья.

9.

От станции к центру параллельно улице Ленина проходит Ашхабадская улица, выводящая прямиком на остатки Реутовской мануфактуры. Её основал в 1824 году купец Андрей Похвистнев, а в 1843 купил и радикально расширил его коллега из Первой гильдии Сергей Мазурин. С 1853 года его дело продолжил сын Митрофан Мазурин, в 1860 году пригласивший акционеров и организовавший одно из первых в Российской империи "Товарищество Реутовской мануфактуры". При Митрофане и первом поколении его наследников производство здесь процветало, строились новые корпуса и казармы, закупались первоклассные английские машины, и даже государство высочайше дозволило Мазуриным изображать на реутовской продукции российский герб - это был своеобразный знак качества. Но в начале ХХ века что-то не вписалось в рынок, и тот кризис, что вызвал революцию 1905 года, обвалил производство на Реутовской мануфактуре вдвое, после чего её прибрал к рукам знакомый нам по прошлой части немец Рабенек, владевший мануфактурами в черте нынешнего Королёва.

10.

Самое же интересное на Реутовской мануфактуре происходило в 1924-30-х годах - улица у фабрики не случайно называется Ашхабадской! Реутовская мануфактура была официально сдана в аренду Туркменской ССР, и пока свой текстильный комбинат строился в Ашхабаде, его будущие рабочие из туркменской молодёжи стажировались здесь. С его запуском Реутовскую мануфактуру вернули в подчинение наркомата лёгкой промышленности, однако вплоть до 1991 года сюда и хлопок поставлялся из оазисов каракумской республики, и делегации дружбы ездили в обе стороны регулярно.

10а.

Центральный корпус 1840-х годов. Мануфактура формально действует, но фактически занимают её всякие склады, мастерские и студии:

11.

Рядом - странное здание с острой крышей. К концу 18 века Реутовской пустошью владел род Долгоруковых, у которых в 1797 году выкупил имение князь Николай Маслов, чей род начался с перебежчиков из Литвы ещё даже не в Москву, а в независимую Рязань. Реутовскую усадьбу Маслов изначально задумывал как место отдыха для старостоличной знати, а дальше в духе времени "давал три бала ежегодно и промотался наконец" - поэтому и продал в 1824 году имение фабрикантам. От усадьбы и сохранился флигель неясного возраста, который в Реутове традиционно называют "моленной Масловых". По виду постройка явно не старше начала ХХ века, а по сведениям сайта temples.ru, моленная в ней действовала в 1918-20 годах, причём без пояснения - старообрядческая или каких-нибудь обновленцев. Что же тут было на самом деле - видимо, можно узнать лишь в каких-нибудь пыльных архивах, а это, извините, не моё.

12.

Этот домик в Реутове уважают как память - ведь когда-то рядом стоял особняк конца 18 века, который здесь называли Ковчег. Очень суровый и очень провинциальный классицизм, в котором кто-то усматривал даже китайские мотивы, он был снесён одним из первых в начале 2000-х годов. Не уцелела и труба за усадьбой, разобранная уже в 2010-е годы - а была она сама по себе непроста, сочетая изрядную высоту (60 метров) и солидный возраст (1866), то есть вполне возможно была высочайшей в России на момент постройки.

12а. с форума города Реутова .

Напротив "моленной" - контора фабрики (1850-61), отделавшаяся лишь надстройкой мансарды, причём я бы сказал - вполне симпатичной:

13.

Рядом - внушительных размеров Троицкий храм (2008-12), местным более всего известный своим дьяконом Михаилом, громогласным и подтянутым, словно военный:

14.

И, прямо в глубине двора - Ильич Призывающий (1925), практически официальное название этого памятника эпохи конструктивизма, на который скинулись тогда местные работяги. В окрестном пейзаже с той поры изменилось тотально ВСЁ, так что и неясно, откуда и куда кажет Ленин.

15.

Картина на детском саду по соседству:

16.

17.

Ведущая к Вечному огню и небольшой Георгиевской часовне (2001):

18.

Здесь проходит улица Победы, образующая с Ашхабадской и Ленина П-образную фигуру, внутри которой и находилась большая часть Старого Реутова. Напротив часовни и Аллеи Героев - фабричная (1888), а ныне спортивная школа:

19.

И сверкающий новизной даже сквозь метель и хмарь Молодёжный центр. Считается, что это уделанный до неузнаваемости Народный дом (1907), но как я убедился на фотографиях разных эпох с pastvu , тот Народный дом, с 1928 года Клуб имени Седьмой годовщины Октября (да, я в курсе, что она была не в 1928-м!) был деревянным, а в 1966 году на его месте построили ДК "Дружба" в традициях развитого социализма. У ныншнего здания архитектура аляповатая, но зато внутри всё по первому классу - как и большая часть Ближнего Подмосковья, Реутов довольно богат.

20.

Улица Победы в сотне метров отсюда пересекается с уже знакомой нам улицей Ленина. На ней всё ж уцелел один образец конструктивизма - бывший исполком Реутовского района (1930), существовавшего в 1929-41 годах. Ныне это проходная небольшой (буквально один двор) фабрики с довольно необычной специализацией - здесь делают средства протезирования. Причём - с 1944 года, когда потребность в протезах была пожалуй наибольшей за всю историю России:

21.

Протезный завод стоит прямо на краю площади у нынешней администрации города... ёлка пусть не удивляет, по Реутову я гулял в январе:

22.

А непосредственно на перекрёстке Ленина и Победы - памятник основанию города (2005). "Реут" - это главный колокол на колокольне, и местным краеведам вполне можно было придумать легенду, что на Реутовой пустоши брали глину для обжига колоколов, как находчивый Бориска из "Андрея Рублёва" Тарковского. Но здесь считается, что реутами назывались ещё и сигнальные колокола, и обслуживание такого колокола было главной повинностью жителей хуторов на древней пустоши.

23.

За колоколом внутри перекрёстка начинаются казармы Реутовской мануфактуры, которые фактически и были историческим центром города. По их цепочке вернёмся к бывшей фабрике на Ашхабадской улицу. Три сохранившихся казармы хорошо видны на улице Победы от Молодёжного центра:

24.

Напротив "Реута" - самая мощная и молодая Пятая казарма (1907), при Советах - Общежитие имени Сысоева. В ней была 181 коморка площадью по 8 квадратных метров, которые оказалось сподручнее приспособить под кабинеты и камеры - ныне здась обитает УВД.

25.

Пятая казарма строилась при Рабенеках. Остальные фабричные постройки - эпохи Мазуриных, как например Четвёртая казарма (1888), пощже Общежитие имени Большакова на 158 комнат.

26.

Третья казарма (1881), или Общежитие имени Топорова о 198 комнатах:

27.

Но две старейшие казармы - утрачены, хотя ещё в 2011 их запечатлел nordprod . Вторая казарма (1847-50), или Общежитие имени Богданова, в принципе ещё существует, но усайдингована до неузнаваемости - она была на заднем плане фото №17, которое с Аллеей Героев.

28а.

А Первую казарму (1844, она же Общежитие имени Савельева), построенную Мазуриным при реконструкции свежекупленной фабрики Похвистнева, пару лет назад снесли под застройку:

28б.

Особняком от прочих стояла Шестая казарма (1924-28), также известная как Туркменский дом , а официально называвшаяся Домом Дружбы имени Кайгысыза Атабаева , туркменского большевика, сына кочевничьего вождя и внука (по матери) афганского визиря. Как вы уже, наверное, догадались - общежитие туркмен-стажёров будущего Ашхабадского текстильного комбината. Были здесь уже не коморки, а 42 трёхкомнатых квартиры, но атмосфера конструктивистской коммуны, говорят, не выветрилась даже в 1990-х, и зайдя во двор Атабаевки, можно было подумать, что хитрец Челомей припрятал тут машину времени. Местные называли ещё это здание Звёздочкой - с земли действительно можно было подумать, что оно имело форму 5-лучевой звезды:

28в.

На самом же деле текстильщики из Средней Азии в Реутове жили в гигантской коробочке хлопка (тут см. , правда из Узбекистана, а не запретной Туркмении). Пожалуй самое интересное здание Реутова и уничтожено было одним из перых - в 2005 году. Все остальные местные утраты успели задокументировать люди с цифровиками, и Реутов в этом смысле редкий пример города, потерявшего культурное наследие именно в эпоху повального увлечения фототуризмом. Те же Первая и Вторая казармы или Ковчег ещё долго будут жить в интернетах, а незадачливый краевед-любитель, приходя по их адресам - находить лишь аляповатые башни-человейники. В целом же по тотальности постсоветских утрат Реутов можно сравнить разве что с - ещё один привет Средней Азии...

28г.

Теперь обойдём мануфактуру. По ту её сторону раскинулся Фабричный пруд, зародившийся при усадьбе ещё даже не Масловых, а Долгоруковых. Увеселительная и производственная функция в его истории сменяли друг друга не раз:

29.

Вокруг Фабричного пруда остался парк, так что это любимое у жителей Реутова место для прогулок хоть летом, хоть зимой:

30.

Но в конце Парковой улицы, ведущей из центра, встречает грозного вида памятник:

31.

Крылатая ракете "Метеорит ", внешне похожая на беспилотный вариант Ту-144 и способная разгоняться до 3 скоростей звука, разрабатывалась в 1980-е годы, но из-за распада СССР так и не была принята на вооружение:

32.

В отличие от П-70 "Аметист ", противокорабельной ракеты, стоявшей на вооружении в 1968-92 годах:

33.

"Метеорит" стоит на общедоступной территории, "Аметист" - за забором у проходной, а реутовцы гуляют у пруда не где-нибудь, а между бывшей текстильной мануфактурой и действующим ракетно-космическим заводом Военно-промышленой корпорации "Научно-произвосдтвенное объединение Машиностроения ", и с территории его порой доносится тяжёлый свист от прожига топлива в ракетных двигателях. НПОмаш вырос из конструкторского бюро авиазавода №51 (ныне головной завод "Сухого") в Москве, с 1944 года занимавшегося изучением трофейного немецкого оружия. Если осваивал баллистические ракеты, то ОКБ-51 достались самолёты-снаряды, беспилотные камикадзе Третьего Рейха, первые образцы крылатых ракет. Главный инженер КБ Владимир Челомей , несмотря на "гетманскую" фамилию, был сын обрусевших поляков из Седльце. В 1937 году он окончил Киевский авиационный институт, где вскоре создал свою модель пульсирующего воздушно-реактивного двигателя . Сама эта концепция была известна с 1860-х годов, но первым массовым изделием с ПуВРД оказалась немецкая крылатая ракета "Фау-1 ", к разработке советского аналога которой и привлекли Челомея, как Сергея Королёва - к освоению баллистической ракеты "Фау-2". Уже в 1945 году была создана "Челомеевская Фау-1" 10Х , но её качествами военные остались недовольны, да настолько, что на этом ракетная карьера Челомея чуть не закончилась. Лично Сталин, рассмотрев документы, заклеймил его "обманщиком"... но дело было в 1953 году, и видимо из-за смерти Вождя скандал подзабылся. За это время Владимир Николаевич сумел создать с нуля перспективный проект противокорабельной крылатой ракеты П-5 , у военных имевший куда как большей успех. Так в 1955 году, на площадке завода по ремонту сельхозтехники в подмосковном Реутове и было создано ОКБ-52, вскоре возглавившее свою отрасль. В лучшее время ему подчинялись НПО Лавочкина , (завод авиационных ракет) и , где делается небезызвестный "Протон". Дальше, как водится, не обошлось без цепочки переименовании: ОКБ-642 (1957-66), Центральное КБ Машиностроения (1966-83) и наконец нынешнее НПО Машиностроения. Внешне корпуса его невзрачны - расцвет предприятия выпал на хрущёвскую эпоху.

34.

Где-то там, на этой площадке есть свой ведомственный музей с отличным демонстрационным залом , в котором представлены такие ракеты, космические корабли и орбитальные станции, которых нигде больше не увидеть даже в макетах, а в кабинете-музее и сам Челомей сидит за столом восковой фигурой. Но попасть туда человеку со стороны почти невозможно: мало того, что для экскурсии нужна куча документов, там ещё и фотографировать запрещено, а по телефону серьёзный человек военной выправки говорил со мной таким тоном, что на вопрос "Представьтесь, пожалуйста!" хотелось ответить "Бонд, Джеймс Бонд" и положить трубку. НПОМаш - предприятие в первую очередь оборонное, и основная его продукция в наши дни - всё те же боевые ракеты, в том числе - гиперзвуковые. В демзале их, конечено, всё равно не покажут, но надо же поддерживать пафос стратегического места? Поэтому вот лишь фотографии приборов из этого музея в павильоне "Космос" на ВДНХ:

35.

35а.

Однако самые интересные страницы истории предприятия пришлись на 1960-е годы, ставшие звёздным часом Владимира Челомея. Дело в том, что в 1958-68 годах в ОКБ-642/ЦКБМ работал Сергей Никитич Хрущёв , сын генсека, крупный учёный в области ракетной техники, в Перестройку уехавший за океан и там переквалифицровавшийся в историка Холодной войны. Дружба с Хрущёвыми возвысила Челомея, и в 1961 году он сплотил собственный Совет Главных конструкторов, ставший альтернативой Королевскому Совету (то есть Королёвскому, конечно), таким же неформальным, но влиятельным органом. В "Совет Челомея" входили такие выдающиеся личности, как двигателист Алексей Исаев , главный по катапультам и скафандрам Гай Северин или электротехник Александр Расплетин . Противостояние Королёва и Челомея - один из самых ярких эпизодов нашего космического эпоса, и хотя с отставкой Хрущёва влияние Челомея снизилось, и Сергей Королёв в итоге победил, в космической технике Челомей показал себя весьма незаурядно, а НПОмаш остался единственным, помимо РКК "Энергия", предприятием России, способным выпускать весь спектр космической техники от тяжёлых ракет до спутников.

36а.

Челомей любил нестандартные и радикальные решения. Так, ещё в 1963-64 годах ОКБ-642 создало "Полёт" (на кадре выше) - первый в мире искусственный спутник, маневрирующий на орбите. Два "Полёта" стали отправной точкой проекта "Истребителя спутников ", который мог бы догонять чужие спутники и уничтожать их направленным осколочным взрывом, но в итоге центром этих разработок . В 1965-68 годах с использованием этого опыта ОКБ-642 запустило четыре "Протона " - самых тяжёлых на тот момент спутника в мировой космонавтике (12-17 тонн каждый) для изучения высоких энергий.

36. музей космонавтики в Калуге.

Спутник "Протон" и ракета "Протон" - тёзки не случайно: Челомей создал целую серию "универсальных ракет ", которые могли выполнять роль как военной МБР, так и космического носителя (производились они, правда, не здесь, а на московском Заводе имени Хруничева). Лёгкая Ур-100 стала основой советских РВСН и прототипом ракет "Рокот" и "Стрела", из средней УР-200 получилась ракета-носитель "Циклон" для челомеевских спутников, а из тяжёлой УР-500 и вырос в итоге "Протон ", до недавнего времени самая популярная в мире тяжёлая ракета, выводящая на околоземную орбиту до 23 тонн полезной нагрузки. Впрочем, изначальная УР-500 с современным "Протоном" даже внешне имела немного общего - вот на кадре ниже слева его конструктивно-подобная модель для испытаний в ЦНИИмаше. Одной из особенностью тяжёлых ракет Челомея стали высокоэффективные, но очень ядовитвые компонненты топлива, в случае с "Протоном" - пресловутый гептил, для казахских националистов давно ставший одним из главных антироссийских фетишей: любой запуск "Протона" на Байконуре чреват экологической катастрофой. Но в сверхтяжёлой ракете УР-700, которую Челомей разрабатывал для лунной программы, конструктор пошёл ещё дальше.

37. ведомственный музей ЦНИИмаш в Королёве. музей космонавтки на ВДНХ.

Ракетное топливо всегда состоит из двух компонентов - собственно горючего (чаще всего это обычный керосин) и окислителя, вызывающего его возгорание. Лучшее ракетное горючее, но очень сложное в получении (ибо -253 градуса не шутки!) - это жидкий водород, на котором улетал к Луне, сверкая похожим на комету хвостом белого пламени, американский "Сатурн-5 " Вернера фон Брауна . Кислородно-водородный двигатель экологически чистый, так как на выходе получается обыкновенная вода. Но ещё более сильную тягу можно получить, используя фтор - самый агрессивный окислитель, который реагирует даже с золотом и инертными газами, а вода в его струе горит фиолетовым пламенем. Фторо-водородное топливо - самое эффективное, но и неимоверно токсичное, и вот один лишь Челомей рискнул работать с этой гадостью - в одной из ступеней своей сверхтяжёлой ракеты. Кроме того, УР-700 могла бы стать и первой в истории модульной ракетой, многочисленные блоки которой сами были УРами полегче. При существенно меньшем размере (длина 79 метров) грузоподъёмностью (155 тонн) УР-700 должна была превзойти "Сатурн-5", и по воспоминаниям современников, Челомей в принципе считал равным себе лишь Вернера фон Брауна - какой уж там Королёв! Владимир Николаевич уже проектировал ракету УР-900 с грузоподъёмностью в немыслимые 225 тонн, и думал о марсианской ракете, двигатель последней ступени которой был бы ядерным, то есть развивал тягу не горючим газами, а потоком заряженных частиц - для космонавтики это было бы примерно как для мореплавания появление каравеллы. Но в 1965 году все программы свернули, отдав предпочтение несуразной, но куда более воплотимой текущими средствами Н1 (см. ) Сергея Королёва, а взлетела в итоге лишь "Энергия " париарха отрасли Валентина Глушко (о нём см. ) на кислороде и водороде, да и то - лишь спустя 20 лет. Н1 так и осталась памятником неудаче, для УР-700 успели создать мощнейший в отечественном ракетостроении гептиловый двигатель РД-270, а УР-900 так и осталась мечтой. И при взгляде на их макеты и рисунки так хочется верить, что кабы ни дрязги амбициозных конструкторов, УР с большими номерами полетели бы, и красный флаг развевался бы над пыльными просторами Луны.

38. .

Ну а высшей точкой "альтернативной космонавтики" Челомея стала программа "Алмаз ", более известная как "Салют ". Создав тяжлую ракету, ЦКБМ занялось разработкой военной орбитальной станции, которая в мирное время должна была заниматься разведкой и геофизическим мониторингом, а в случаи ЧЕГО служить чем-то вроде космического командного пункта. Но роспуск Челомеевского Совета привел к тому, что ЦКБМ осталось без систем жизнеобеспечения, и тут-то первый в мире инженер-космонавт Константин Феоктистов из КБ Королёва предложил объединить усилия, чтобы создать орбитальную станцию раньше американцев, вовсю готовивших свой "Скайлэб". Сам Челомей на такую идею смотрел скептически, но по опыту Лунной программы все тогда уже поняли, что чрезмерное соперничество советских конструкторов заканчивается победой американцев, и идею поддержал министр обороны СССР Дмитрий Устинов . Челомей всё это обозвал "пиратским набегом на свой остров", но перечить не стал и взял работы над орбитальными станциями под своё крыло. Первая в мире орбитальная станция "Салют" стартовала на "Протоне" 19 апреля 1971 года и провисела на орбите до октября, причём обитаемой была всего лишь 3 недели. Американский "Скайлэб " (надо заметить, куда более крупный и автономный) появился на 2 года позже и провисел до 1979-го, а "Салюты" тем временем запускались раз за разом, сменяя друг друга, и срок их жизни становился всё большим, пока в 1985 году "Салют-8" со множеством стыковочных шлюзов не разросся в знаменитую станцию "Мир".

39.

Но из всей этой серии заметно иначе были устроены станции №2, 3 и 5 - фактически, "Салютами" их называли для прессы, на картинках изображали как "Салют-1", а на самом деле были это те самые военные пилотируемые станции "Алмаз", которые Челомей воплощал параллельно с гражданским "Салютами". "Салют-2" практически сразу на орбите разгерметезировался, а вот третий и пятый провели на орбите по несколько месяцев, и часть этого срока были обитаемы. На них стояли фотоаппараты "Агат-1" (на кадре ниже), оснащённые таким ультразумом, что могли фотографировать с орбиты мелкие предметы на Земле. В беспилотном варианте, как спутники радиолокационной разведки, в конце 1980-х были запущены "Космос-1870" и "Алмаз-1", и в некоторых источниках я встречал сведения, что последний оснащался автопушкой, а на "Алмаз-2" планировалось повесить ракеты класса "космос - космос" для защиты от американских военных спутников и "Шаттлов": НПОмаш фактически создал ещё и первые в истории боевые космические корабли.

39а.

Но самой пожалуй интересной частью проекта "Алмаз" стали ТКСы - "транспортные корабли снабжения" , хорошо заметные на макетах с позапрошлого кадра "головки" орбитальных станций. Гораздо более мощные и вместительные, чем "Союзы" (те весили 7 тонн, а эти - 21 тонну), они кажется были единственными советскими пилотируемыми космическими кораблями не из КБ Королёва, и самыми крупными после "Буранов".

40.

Выходили они ещё и существенно дороже "Союзов", и Челомей в очередной раз воплотил нестандартное решение: вперые запущенные в 1975 году ТКСы стали первыми в истории многоразовыми космическими кораблями (не считая повторного использования американского "Джемини-2 " в 1962 и 1966 годах). Не целиком, а лишь в бытовом блоке, но на Землю он мог возвращаться до 10 раз - за счёт управляемого полёта, позволяющего снизить тепловые нагрузки, и стабильного положения при спуске, благодаря которому этим нагрузкам подвергается небольшой и легко восстанавливаемый участок теплозащиты.

41.

С ТКСами было проведено несколько испытательных пусков в беспилотном варианте, и пристыковывались они в том числе к "Салютам", привозя на них тонны грузов за раз. Главным препятствием к пилотируемому запуску оставался "Протон" - слишком аварийная ракета с ядовитым гептиловым топливом. Последний раз ТКСы, всё такие же беспилотные, летали в 1987 году - на станцию "Мир" и на "Полюс ", экспериментальный прототип орбитальной лазерной пушки, которую вывела на орбиту первая "Энергия". Экземпляр "Алмаза" с этих фотографий летал трижды, и это одна из ценнейших реликвий в музее космонавтики на ВДНХ. Внутри реконструирован облик кабины для так и не состоявшегося пилотируемого полёта:

41а.

Челомей умер в 1984 году, и с его смертью НПОмаш начал постепенно сворачивать космические разработки, вернувшись к своей изначальной специальности - боевым ракетам. Отсюда - нашумевший "Циркон", а может быть и какие-то из "путинских новинок". Но мне легко представить, как при взгляде на площадку завода сжимается сердце ушлого застройщика с бандитской хваткой и хипстерской внешностью. И застройщик молча клянётся, что когда-нибудь он найдёт себе ТАКОГО покровителя в Минобороны, что Реутов как отдельный город окончательно перестанет существовать...

42.

42а.

Старый Реутов с ошмётками исторического центра сменяют ровные кварталы и номерные микрорайоны Северного Реутова. Они тянутся к Горьковскому шоссе, а за ним постепенно начинается Лосиный остров, по ту сторону которого - Королёв. В сумерках я вышел по улице Победы ко Дворцу культуры "Мир" (1979).

43.

Перед ним - памятник Владимиру Челомею (2014), и в руках он держит не "Буран", а, - обратите внимание на иную форму крыльев, - лёгкий космический самолёт , в 1964-65 годах доведённый до натурного макета. Ещё один несостоявшийся проект альтернативной космонавтики...

44.

Здесь я поймал маршрутку да укатил обратно на Выхино, стряхивая с себя опостылевший снег. Но Реутову метель пожалуй что к лицу, Реутов - город расплывчатых перспектив...

В следующей части ненадолго покинем тесное Ближнее Подмосковье и отправимся в тихий Пересвет, "где учат летать ракеты".

БЛИЖНИЙ КОСМОС МОСКВЫ-2018
. Оглавление.
(Москва и Питер).
. Общее.
. Космические предприятия и их музеи.
. Подлипки и Юбилейный.
. Костино, Болшево, Первомайка.
Реутов. На параллельной орбите.
Пересвет. Где учат ракеты летать.
Химки. Город.
Химки. НПО Лавочкина и Энергомаш.
Люберцы. Город.
Люберцы (Томилино). Завод "Звезда" и его музей.
Дзержинский и Николо-Угрешский монастырь.
Москва. Останкино.
Москва. Разное.
Москва. Институты и предприятия.
Москва. Центр Хруничева и Тушинский авиазавод.
Москва. ИКИ и ИМБП.

Реутов (произношение (инф.) ) - город (с 1940 г.) в Московской области Российской Федерации, наукоград. Является единственным населённым пунктом в одноимённом городском округе.

Топонимика

Существует несколько легенд и версий происхождения названия Реутово. Одна из них связана с Владимирским трактом, где якобы останавливались провожающие ссыльных и ревели, отправляя их в Сибирь. Другая связана с рекой Реут, находящейся в Молдавии. Якобы из этих мест приехали и проживали здесь торговцы-молдаване. Третья опирается на слухи о большом количестве медведей-ревунов, обитавших в здешних местах.

Считается наиболее вероятной и самой распространённой версия, по которой здесь когда-то проходила сигнальная линия, входившая в систему обороны Москвы и состоявшая из сторожевых башен с колоколами (реутами), передающих сигнал о приближении врага к Москве.

Одна из таких башен находилась в районе пересечения нынешних улиц Ленина, Победы и Гагарина, на самой высокой точке данной местности - 166 метров над уровнем моря. На этой башне висел колокол-реу́т (старославянское название колокола). Это утверждает и В. И. Даль, у которого в Словаре читаем: древне-библейское выражение: «вечер и утро благовест в реут»; иначе говоря - утром и вечером, приглашая прихожан на службу, в церквях били в «реут» (то есть в колокол).

К сторожевой башне был приставлен дьяк (государственный служащий), отвечавший за службу дозорных. От колокола (реута) дьяк получил прозвище Реут, а хутор - название Ре́утово. Однако по невыясненной причине многие жители делают ударение на второй слог.

В память об этой башне на площади, образованной пересечением этих улиц, установлен памятник-колокол. Такой же колокол изображён на гербе города.

История

Точная дата основания неизвестна. Большинство историков считает, что деревня Реутово была основана в 1492 - 1495 годах.

Впервые Реутово упоминается в Писцовой книге XVI века, в ней было сказано, что:

За Посником за Нероновым, дано ему из достальных из порожних земель княж. Дмитроевское поместье Елецкого: пуст. Реутово: пашни пер. 33 чети в поле, а в дву потомуж худ. земли, сена 20 коп., лесу пашенного 3 дес.

С XVII по XVIII века деревня принадлежала династиям князей Турениных и Долгоруковых. В начале XVIII века Реутово стало селом. Переписная книга 1709 года говорит о сельце Реутове, принадлежащем князю Василию Михайловичу Долгорукову.

В 1787 году сельцо приобрёл московский дворянин Николай Иванович Маслов, при котором оно стало загородной усадьбой. В начале XIX века Маслов разорился, а сельцо Реутово приобрёл подполковник Андрей Михайлович Похвистнев.

В 1831 году А. М. Похвистнев продал сельцо. Хозяйкой в те годы стала помещица, коллежская ассесорша Е. И. Дубровина. С 1833 года Реутово принадлежало помещице из дворян, майорской дочери А. С. Мастининой. С 1840 года сельцом Реутово владел титулярный советник М. Е. Романов.

В 1843 году земли Реутова приобрёл московский купец 1-й гильдии Сергей Алексеевич Мазурин. Он построил бумагопрядильную фабрику, кирпичный завод и возвёл спальные корпуса (казармы). Так сформировался фабричный посёлок Реутово.

В 1913 году через Реутово проложена железнодорожная линия до Балашихи. Строится станция Реутово, которая сохранила название до наших дней.

В 1928 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР фабричный посёлок был преобразован в рабочий посёлок Реутово в составе Разинской волости (ныне Балашихинский район) Московского уезда.

В 1929 году, в соответствии с постановлением ВЦИК РСФСР от 12 июля, Реутово стало районным центром. В Реутовский район входило 37 населённых пунктов (в том числе Ивановское, Гольяново и Измайлово). В посёлке находились районный и поселковый советы депутатов трудящихся.

Фонтан в городе Реутове

7 октября 1940 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Реутово был отнесён к разряду городов и ему присвоено наименование Реутов . В мае 1941 года районный центр был перенесён в город Балашиху.

В 1955 году в городе создаётся авиационно-ракетное предприятие ОКБ-52 (впоследствии ЦКБМ, а сейчас АО «Военно-промышленная корпорация „НПО машиностроения“»). Его генеральным конструктором был назначен выдающийся учёный, дважды Герой Социалистического труда академик Владимир Николаевич Челомей. На предприятии до середины 1990-х годов работало около 10 000 человек.

В 1960 году Реутов в числе территорий лесопаркового защитного пояса Москвы (ЛПЗП) был передан в административное подчинение Москве, но в 1961 году ЛПЗП и, собственно, город Реутов был возвращён в состав Московской области.

30 декабря 1970 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Реутов Балашихинского района Московской области отнесён к категории городов областного подчинения.

Географическая характеристика

Расположение

Реутов является городским округом Московской области и прилегает к восточной границе Москвы. С севера он граничит с Шоссе Энтузиастов, с востока - с Балашихой, с юга - с московским районом Новокосино (разделены Носовихинским шоссе), с запада - с районами Новогиреево и Ивановское (разделены МКАД).

Город состоит из двух частей: северной и южной, разделённых Горьковским направлением Московской железной дороги. Кратчайший путь на автомобиле между двумя частями города проходит по МКАД, которая де-юре принадлежит другому субъекту федерации - городу федерального подчинения Москве.

Реутов расположен в центре Московской области, на западе и на юге граничит с ее столицей, а на востоке - с Балашихой. Является наукоградом и частью Московской агломерации. Разделен на северную и южную часть Горьковской железной дорогой. Площадь города - 8,89 км².

Точный год образования деревни Реутово. Большинство ученых считает, что это 1492-95-е годы. Первое упоминание о ней сделано в 16 веке. В начале 18 столетия Реутово стало селом, принадлежащим Долгоруковым до конца века. Впоследствии село несколько раз меняло владельцев, до тех пор, пока купец Сергей Алексеевич Мазурин не приобрел его в 1843 году и не основал несколько промышленных предприятий. Из-за этого село стало фабричным поселком. В 1913 году Реутово пересекла железная дорога до Балашихи.

В 1928 году фабричный поселок приобрел статус рабочего, а в следующем году стал райцентром. Спустя одиннадцать лет Реутово стало городом Реутовым, но при этом его лишили статуса районного центра.

В 1955 году было основано авиационно-ракетное предприятие ОКБ-52 (затем ЦКБМ, в настоящее время - ОАО «Военно-промышленная корпорация „НПО машиностроения“»). Его главой являлся академик Владимир Николаевич Челомей. В 1960-61 город входил в состав Москвы вместе с лесопарковым защитным поясом Москвы (ЛПЗП).

В 2003 году город на срок в 24 года стал наукоградом.

Численность населения Реутова на 2018 и 2019 год. Количество жителей Реутова

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Реутова. В таблице указано распределение количества жителей Реутова по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Реутова:

Численность населения в 2015 году составила около 94,1 тысяч человек. Плотность населения - 10297 чел./км².

В городе живут представители таких национальностей как русские, украинцы, армяне и других.

Этнохороним: реутовчане, реутовцы, реутовчанин, реутовец, реутовчанка, реутовка.

Реутов фото города. Фотография Реутова


Информация о городе Реутов в Википедии.

Расположенный в Мещёрской низменности, в 15 километрах к востоку от Москвы. Площадь населенного пункта составляет 8,9 квадратных километров.

Общие данные и исторические факты

По историческим данным первая деревня на месте современного города была основана в конце 15 века.

В начале 17 века поселение получило статус села и название Реутово.

В середине 19 века в селе были построены бумагопрядильная фабрика, кирпичный завод и казармы для рабочих.

В 1913 году через село Реутово была построена железнодорожная ветка до Балашихи.

В 1928 году по указу властей страны населенный пункт получил статус рабочего поселка. Через год Реутово стал административным центром новообразованного Реутовского района.

В октябре 1940 года рабочий поселок был преобразован в город и получил название Реутов.

В 1955 году в Реутове было открыто оборонное авиационно-ракетное предприятие ОКБ-52, на котором до развала СССР трудилось почти 10 тысяч человек.

В 1970 году по указу властей страны Реутов получил статус города областного подчинения.

В конце 2003 года городу Реутову до конца 2027 года присвоили звание наукограда.

Телефонный код г Реутова - 498, 495. Почтовый индекс - 143960.

Время

Климат и погода

В Реутове преобладает умеренно континентальный климат. Зимы умеренно холодные и длительные. Средняя температура Февраля составляет -7 градусов.

Лето теплое и непродолжительное. Средняя температура Июля составляет +19,4 градусов.

Общая численность населения Реутова на 2018-2019 год

Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 10 лет.

Общая численность жителей на 2018 год составляет 103,8 тысяч человек.

Данные с графика показывают уверенный рост численности населения с 81600 человек в 2008 году до 103779 человек в 2018 году.

На январь 2018 по числу жителей Реутов занимал 165 место из 1113 городов РФ.

Достопримечательности

1.Монумент ракете "Метеорит" - современный памятник в виде мощной крылатой ракеты был установлен в сквере у управления "НПО машиностроения" в ноябре 2017 года.

2.Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери - православный храм был открыт в 1999 году в городе Реутове.

3.Стадион "Старт" - этот спортивный объект на 2 тысячи зрителей был открыт в 1964 году. В 2006 году на стадионе провели встречу футбольные юношеские сборные России и Турции.

Транспорт

В Реутове расположена железнодорожная станция, которая соединяет город с Москвой , Электроуглями , Паволовским Посадом , Электросталью , Ногинском .

Общественный транспорт представлен автобусами, троллейбусами и маршрутками.

С автостанции города осуществляются автобусные рейсы в Москву,