Задачи        30.10.2023   

Проектная деятельность в группе продленного дня презентация. Проектно-исследовательская деятельность учащихся в группе продленного дня - документ

1 слайд

2 слайд

В создании, управлении и развитии воспитательной системы ГПД участвуют: воспитатель, учащиеся, родители учащихся и педагоги дополнительного воспитания. Механизм воспитания заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению его здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; в создании условий для жизненного самоопределения. Поэтому мною были выделены 5 приоритетных направлений: Мир знаний, Я - человек, Общение, Здоровье, Досуг

3 слайд

Мир знаний: Позволит закрепить знания, полученные на уроках, разовьет любознательность, познавательные способности, умение увидеть новое в знакомом, расширит кругозор. Я- человек Позволит развить самосознание, повысить самооценку и ощутить себя частью современного общества, Общение: Разовьет коммуникативные способности, научит милосердию, будет способствовать становлению эмоционально-нравственных отношений к окружающей среде. Здоровье: Оградит от дурного влияния, научит правилам гигиены, даст толчок к потребности в здоровом образе жизни. Досуг: Не носит чисто развлекательный характер. Она способствует воспитанию нравственности, культуры поведения, разовьет навыки коммуникативного общения.

4 слайд

Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками классов, которая: - решает воспитательные и образовательные задачи в их единстве; - создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности; - основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса; - содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем; - носит стимулирующий характер; - направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).

5 слайд

Цели и задачи: - формировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время; - обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания; - развивать ученическое самоуправление, способствующее приобретению учащимися социального опыта, развитию их социальной активности; - способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.

6 слайд

Самостоятельность – это самооценка. Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных обязанностей. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности.

7 слайд

Каждое мероприятие выстраивается по определенной структуре. Первый этап – подготовительный, назначение которого вызвать у детей желание участвовать в мероприятии. Задача второго этапа: создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент. Важно оформление класса, в котором проводится мероприятие. Третий этап – содержательный. На нем осуществляется достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, взаимодействуют с миром и проявляет к нему свое отношение. Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(выступление на РМО учителей географии)

Воспитатель ГПД, учитель географии:

Елисеева Л.Н.

2015-2016 учебный год

Проектная деятельность в группе продлённого дня.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования…Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

Главной задачей школы сейчас становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Современная школа требует развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности.

Одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым. Вслед за классиками психологии Л.С. Выготским и С.Л.Рубинштейном, Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования .

ФГОС регламентирует организацию внеучебной деятельности, которая служит некоторым «мостиком» между первой и второй половиной дня, когда дети посещают группу продлённого дня.

В настоящее время существует достаточно много апробированных методик предназначенных для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Все ли они направлены на интеграцию урочной и внеучебной деятельностей? Особое место среди современных педагогических технологий занимает проектная деятельность. Она широко используется учителями начальной школы, учителями – предметниками, но организация проектной деятельности именно в условиях ГПД освещена недостаточно полно. Возможно, именно эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня? Совпадают ли задачи, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект? Формирование каких компетенций они ожидают?

Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому многие дети остаются в школе до самого вечера. . В группе продленного дня дети могут вкусно пообедать, погулять, выполнить домашнее задание под руководством опытных воспитателей и учителей; по мере необходимости - получить консультации по разным предметам, а потом найти занятия по интересам.

В наполнении созидательной деятельностью второй половины дня наших школьников важную роль играет интеграция основного и дополнительного образования. Оно включает в себя взаимосвязанные компоненты:

Образовательная деятельность: выполнение домашних и творческих заданий, индивидуальные консультации учителя, исследовательская и проектная деятельность;

Содержательный и оздоровительный досуг – организация работы с детьми по интересам: беседы, интеллектуальные и развивающие игры, прогулки, кружки. Задача воспитателя - сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи.

Возникает ряд вопросов: проектная деятельность в ГПД направлена только на формирование личностных компетенций? Есть ли отличительные черты между организацией проектной деятельности или реализацией проекта во время учебной и во время внеучебной деятельности? Оказывает ли организация проектной деятельности в ГПД влияние на духовно-нравственное развитие школьника и на формирование интереса к ведению исследовательской, научной работе?

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого, воспитатель и дети не ограничены жесткими временными рамками учебного часа. Появляется возможность:

Использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

Во время прогулок организовать народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

Привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

Сотрудничать с библиотеками, музеями, общественными организациями;

Организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

Тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

На основании вышеизложенного предполагается, что основной целью проектной деятельности в условиях ГПД будет являться: создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. Это стоит на первом месте, затем создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции; формирование мировоззренческих ключевых компетенций. Достичь данные цели возможно через умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, через развитие умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, т.е. формируется метапредметная компетентность.

Предлагаю рассмотреть процесс формирования целей и задач, определения целесообразной структуры воспитательных проектов на примере долгосрочного проекта «Народы Смоленской области. Мы разные, но мы вместе!», реализуемого в группе продленного дня с 5 класса.

В современных реалиях, когда в стране наблюдается сложная социально-политическая обстановка, есть регионы с напряженностью в межнациональных отношениях, зачастую некорректное освещение в СМИ отдельных событий, в обществе формируется предвзятое отношение к людям различных национальностей. Мы не должны закрывать на это глаза, а вместе с учениками изучать и обсуждать эти вопросы. Работая над этим проектом, дети ознакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, религией, фольклором, особенностями быта народов России, проживающих на территории Смоленской области. Тема очень актуальна. В результате дети научатся с уважением относиться к людям разных национальностей.

Целями проекта поставлены: воспитание уважительного отношения к традициям, религии, культуре разных национальностей; развитие у обучающихся гражданско-патриотического сознания; любви к Отечеству, своей земле, дому, своей семье (личностные компетенции).

Проект рассчитан на учащихся 5-6 классов. Как итог проекта ученики создадут презентации, сценарии народных праздников, защитят свои работы на открытых мероприятиях, примут участие в социальных акциях.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Структура проекта представляет собой поэтапное взаимосвязанное привитие мировоззренческих, коммуникативных, информационных компетенций.

Целью 1 этапа проекта было выяснить, представители каких народов проживают в Смоленской области. Какие группы наиболее многочисленные (метапредметные компетенции). В ходе этапа решались задачи:

    подготовить презентацию

Выяснилось, что самая многочисленная национальность – русские. Далее идут украинцы, казахи, татары, армяне, мордва, белорусы, чуваши, азербайджанцы, немцы.

2 этап имел цель изучить культуру и традиции каждого многочисленного народа, проживающего в Смоленской области (предметные компетенции). Решаемые задачи:

    собрать информацию, используя энциклопедии, интернет-ресурсы, беседы с родителями;

    продумать к кому можем обратиться за помощью при подготовке (музей краеведения, музей этнографии, киновидеоцентр, филармония, храм

    организовать экскурсии;

    подготовить презентацию и защиту работы своей группы;

    создать сценарий народного праздника, подготовить костюмы, декорации и провести открытое мероприятие.

Одновременно с прохождением 1 и 2 этапов, готовим краткосрочные проекты, результаты которых будут необходимы для 3 этапа «Мы вместе»:

    «Моя семья в ВОВ» - собрать материал, подготовить презентации, оформить стенгазеты, изготовить открытки, поздравить ветеранов;

    «Герои ВОВ ».

В ходе 1, 2 этапов были осуществлены социальные проекты-акции:

    «Концерт для ветеранов ВОВ и участников трудового фронта»

На 3 этапе достигалась основная цель: осознание школьниками своей принадлежности к многонациональному обществу своей страны. Для достижения данной цели в ходе этапа решались задачи:

    узнать о жизни замечательных людей – наших земляков, различных национальностей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга;

    организовать экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам;

    принять участие в социальных акциях гражданского и историко-патриотического содержания;

    подготовить большое открытое мероприятие для учащихся начальной школы «Народы Саратова. Мы разные, но мы вместе!».

Оценка эффективности результатов проекта показала, что достигнуты основные воспитательные цели:

    учащиеся осознали свою принадлежность к многонациональному обществу своей страны;

    с уважением относятся к традициям, культуре и религии людей разных национальностей;

Кроме этого научились приводить основные концепции традиций, культуры, религий разных народов; поняли исторические корни формирования народа; овладели начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации; научились работать в группе, выполнять самооценку и взаимооценку; использовать современные технологии для работы в проекте.

Все это подтверждается:

Выводами из личного общения (целостность суждений по вопросам многонациональности нашего общества, убежденность в историческом единстве нашего народа, эмоциональные реакции на социальные проблемы);

Переносом, полученных в ходе реализации проекта, знаний и навыков в учебный процесс (использование примеров из опыта проектной деятельности, и т.д.)

Информация из общения с другими педагогами и родителями учеников

Вывод: ставя на первое место воспитательные задачи по формированию личностных компетенций при вовлечении школьников в проектную деятельность, воспитатель ГПД решает задачи по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

Таким образом, метод проектов может применяться и в условиях работы группы продленного дня. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, развивает коммуникативные качества и социальные навыки, опыт деятельности в умении поставить цель и организовать её достижение; закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске, систематизации и использовании информации.

Специфика организации проектной деятельности в условиях ГПД имеет значительные преимущества в положительном эмоциональном настрое, в отсутствие характерной для урочной деятельности системы оценок, в предоставлении выбора деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий. В условиях компетентностного подхода в образовании, проектная деятельность позволяет наиболее полно решать задачи воспитания школьников младших классов.

Кроме того, эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи, тогда как учителя - формирование предметных и метапредметных компетенций.

Несмотря на несовпадение задач, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект, результат можно назвать совпадающим. Просто учитель и воспитатель идут к достижению общей цели с противоположных сторон.

В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированости умений и навыков проектной деятельности. Повышается мотивация к познавательной деятельности.

Проектная деятельность в системе

воспитательной работы.

Педагоги, работающие многие годы в школе, знают какое бесчисленное количество методов и форм приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

Метод проектов является принципиально новым в педагогической практике, его относят к педагогическим технологиям XXI века. Этот метод предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире информационных технологий.

Проектная деятельность в начальной школе широко используется не только в учебной деятельности, но и во внеурочное время в частности, в группе продленного дня. Над формированием научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно если речь идет о целом коллективе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое проект? Мы сами педагоги должны быть увлеченными людьми, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как мы это любим.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

Существование значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая познавательная);

Применение исследовательских, творческих методов при проектировании;

Структурирование этапов выполнения проекта;

Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в начальных классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Это очень сближает детей, педагогов и родителей.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

Возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

Навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

Заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов для начальной школы обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученик на выполнение других более сложных и самостоятельных проектов

Приступая к проектированию в начальной школе, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес

Мой проект называется «Родной город». Это долгосрочный проект. Изначально я не предполагала, что дети так сильно увлекутся данным проектом и будут его расширять, развивать, открывать для себя новое, ранее неизведанное. Ребят очень заинтересовала история возникновения нашего города, достопримечательности города и его окрестностей, красота нашего неповторимого края. Город наш растет развивается, но есть и проблемы в нашем городе: экологическая – острейшая проблема, горы мусора, свалки, загаженные берега рек и озер – это наша боль, наша беда. Мы должны помочь природе, самим не мусорить и призывать к этому других.

Я как воспитатель, и как участник проекта, старалась все делать так, чтобы, чтобы учащиеся думали, что делают и придумывают сами, а я их только направляла, контролировала, советовала. Чтобы ничего не забыть, записывали мысли, находки,делали фотографии, рисунки.

В чем заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

Открывает возможности формирования жизненного опыта;

Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении;

Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир;

Реализует принцип сотрудничества детей, педагогов и родителей;

Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе преобладающей деятельности учащихся:

- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановления экономики России);

- исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

- творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – видеоматериалы, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства;

- информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети интернет);

Мой проект «Моя малая родина. Темников» является информационным , в дальнейшем я планирую разместить его с сети интернет. Главное, я поняла, насколько наши дети любят свой родной город, любят свою школу, любят свою родину.

В течении, всего этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делаем одно дело – учим, и учимся друг у друга.

«Здоровье в начальной школе» - Физкультурная группа учащихся начальной школы. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Негативные тенденции: Факторы, влияющие на здоровье ученика в школе. 1 группа - здоровые дети 2 группа - с минимальными отклонениями в состоянии здоровья 3 группа - хронические заболевания в стадии компенсации 4 группа - инвалиды.

«Воспитатель ГПД» - Документация воспитателя группы продлённого дня. Требования к кабинету группы продленного дня. Работник школы. Требования к календарно-тематическому плану работы воспитателя ГПД. Группа продленного дня в школе. Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении. Календарно-тематический план.

«Начальная школа» - Базисный образовательный план. Внеучебная работа. Задание для проверки сформированности УУД. Организационные умения. Начальная школа сегодня. Тест по литературному чтению и развитию речи. Интеллектуальные умения. Идеология нового образовательного стандарта. Личностные качества. Начальное общее образование.

«Группа продленного дня» - 23 февраля – день Защитника Отечества! Конечно, любят здесь покушать И обожают сказки слушать. Все ребята – мастерилки, Любят клеить и лепить. Артистом быть Любому надо, когда подрос, Чтоб монологи говорить. Мы гуляем, Мы играем, Очень весело живём! Пусть впереди Олимпиада, Но знают все, что значит «фол».

«Модель выпускника начальной школы» - Коммуникативные качества. Портрет выпускника начальной школы. Познавательные качества. Регулятивные качества. Строить рассуждения. Личностные качества. Правильность выполнения действия. Выпускник начальной школы. Мнения. Ориентация на понимание причин успеха. Строить понятные для партнёра высказывания.

«ИКТ в начальных классах» - Также есть развивающие кроссворды для познания мира вокруг. Связь сложения с вычитанием Урок 19. Слог, слово, предложение, текст. Урок 2. Звонкие и глухие согласные звуки. Задачи: Структура предложения. Урок 4. Твёрдые и мягкие согласные. Столько же. Простые задачи разных видов Урок 20. Сложение и вычитание числа 4 Урок 15.