Медицина        30.10.2021   

История создания организация североатлантического договора (нато) — военно-политического союза. Какие страны входят в нато? блок нато: перечень стран В каком году произошло основание нато

сокращенно НАТО) - военный агрессивный блок ряда капиталистических государств под руководством США, созданный в 1949 году и носящий характер, явно враждебный социалистическим странам. В блок вошли США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Канада, Норвегия, Дания, Исландия, Португалия. В 1952 году в НАТО вступили Греция, Турция, а в 1954 году и Западная Германия. Договор (пакт) о Северо-атлантическом союзе заключен сроком на 20 лет. Верховный руководящий орган НАТО - Атлантический совет, состоящий из министров (иностранных дел, финансов, обороны, военных министров) каждой из стран - участниц договора. Создано единое верховное командование вооруженными силами НАТО в Европе. Важные командные посты заняли бывшие гитлеровские генералы из возрожденного бундесвера. На территории стран - участниц пакта США создали много военных, военно-воздушных и военно-морских баз, в том числе оборудованных для ведения ракетной войны с применением ядерного вооружения против СССР и других стран социализма. Создание Северо-атлантического союза привело к усилению гонки вооружений и международной напряженности. К 1960 году участники пакта израсходовали на военные нужды около 550 миллиардов долларов.

Отличное определение

Неполное определение

СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ СОЮЗ

агрессивный империалистический блок во главе с США, направленный на разжигание третьей мировой войны - против Советского Союза и стран народной демократии; договор о С.-а. с. подписан 4. IV 1949. Подготовка к созданию агрессивного антисоветского союза началась еще во время второй мировой войны, когда английские правящие круги выдвинули проект блока западноевропейских держав. Враждебные Советскому Союзу замыслы, содержавшиеся уже в этих первоначальных планах, подчеркивались присоединением к активным сторонникам "западного блока" фашистского диктатора Испании ген. Франко, вступившего в переписку по этому вопросу с Черчиллем. По окончании войны реакционные печать и политические деятели Великобритании, Франции и других западноевропейских стран стали открыто обсуждать проекты "западного блока". Правительство США также приняло участие в создании этого блока. Американские правящие круги выдвинули прямое требование, чтобы предоставление кредитов по "плану Маршалла" было обусловлено созданием антисоветского блока западноевропейских государств. Одним из главных этапов подготовки "западного блока" явилось Лондонское совещание 1948 (см.) по германскому вопросу. Вслед за тем, 4-12. III 1948, в Брюсселе состоялось совещание представителей Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга. Подготовленный на этом совещании т. н. Брюссельский пакт о политическом, экономическом и военном сотрудничестве сроком на 50 лет был подписан 17. III министрами иностранных дел указанных пяти держав. Первые три статьи пакта включают обязательства договаривающихся сторон координировать их экономическую и торговую деятельность. Но истинный смысл пакта заключен в его 4-й статье, посвященной военным обязательствам. Согласно этой статье договаривающиеся стороны обязуются предоставить друг другу "всякую военную и другую помощь и содействие, находящиеся в их распоряжении". Содержащаяся в этой статье ссылка на ст. 51 устава ООН, в соответствии с которой якобы предполагается оказывать помощь, служит лишь для маскировки действительных целей агрессивного военного блока, наносящего удар принципам организации Объединенных наций. Брюссельский пакт отнюдь не направлен против германской агрессии; участники пакта еще до его подписания отказались от той политики в отношении Германии, которая была принята Крымской и Потсдамской конференциями, и, напротив, решили отвести недавнему агрессору - Германии - роль основной экономической и военно-стратегической базы "западного блока". С другой стороны, учредители "западного блока" не только с самого начала исключили возможность участия в нем стран народной демократии и Советского Союза, но и не скрывали в своих выступлениях, что пакт направлен именно против этих стран. "Западный блок" предусматривает также совместные действия его участников против прогрессивных сил в каждой из стран, подписавших Брюссельский пакт. В то же время правительства стран "западного блока" стремятся использовать эту военно-политическую группировку для подавления национально-освободительного движения в их колониях. На основе Брюссельского пакта в 1948 были созданы руководящие органы "западного блока": т. н. Консультативный совет в составе представителей пяти государств в Лондоне, военный комитет и штаб "западного блока" во главе с британским фельдмаршалом Монтгомери в Фонтенебло. США включили во все органы "западного блока" своих наблюдателей. Заключения военного комитета о стратегических планах и военных потребностях должны были представляться на утверждение американскому военному ведомству. Таким образом, уже на этой стадии США фактически примкнули к "западному блоку". Однако англо-американские правящие круги ставили перед собой значительно более широкие цели, чем создание западноевропейской группировки. Эти цели были провозглашены еще в марте 1946 в речи Черчилля на митинге в Фултоне, происходившем под председательством Трумэна. Как указывается в заявлении Министерства иностранных дел СССР, опубликованном 29. I 1949, эти цели "теснейшим образом связаны с планами насильственного установления мирового англо-американского господства под эгидой Соединенных Штатов Америки". Исходя из этих целей, американское правительство добивалось превращения "западного блока" в еще более широкую группировку империалистических держав. 17. III 1948, в день подписания Брюссельского пакта, президент США Трумэн заявил, что США окажут полную поддержку "западному блоку". И. VI 1948 американский конгресс принял т. н. "резолюцию Ванденберга", призывающую правительство стать на путь прямой поддержки западного военного союза. Одновременно государственный департамент США приступил к переговорам со странами "западного блока" о создании С.-а. с. с участием США и Канады. Чтобы помочь реакционным правительствам Италии, Дании, Норвегии и других стран преодолеть сопротивление парламентской оппозиции и прогрессивных общественных организаций, не желающих втягивания этих стран в военные блоки, в январе 1949 было объявлено об, образовании "Европейского совета", не связанного будто бы с "западным блоком" и не имеющего военных целей. На деле "Европейский совет" был призван способствовать дальнейшей ликвидации суверенитета западноевропейских государств, дальнейшему подчинению Западной Европы Соединенным Штатам Америки и облегчить привлечение Западной Германии, а также Италии и других стран к участию в С.-а. с. под флагом "европейского сотрудничества". Англо-американская дипломатия широко использовала разведку и печать для запугивания малых стране целью привлечения их к С.-а. с. Особое внимание при этом уделялось скандинавским странам, из которых две - Норвегия и Швеция - расположены в непосредственной близости к границам СССР. 29. I 1949 Советское правительство обратилось к правительству Норвегии с просьбой разъяснить позицию норвежского правительства в вопросе о С.-а. с, а 5. II-с предложением о заключении пакта ненападения между Норвегией и СССР. Норвежское правительство, однако, отклонило предложение Советского Союза и продолжало вести переговоры о С.-а. с. Договор о С.-а. с. был подписан в Вашингтоне представителями США, Канады, Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Италии, Норвегии, Дании, Исландии и Португалии. Пакт состоит из преамбулы и 14 статей; срок его действия - 20 лет. Статьи пакта предусматривают предоставление военной помощи каждой стране-участнице С.-а. с, в случае если она "подвергнется нападению" какой-либо другой державы. Ст. 4, предусматривающая совместные действия стран, подписавших пакт, в случае угрозы их "политической независимости или безопасности", призвана оправдать вмешательство Соединенных Штатов Америки во внутренние дела тех стран, в которых народ передаст власть в руки демократических партий. С.-а. с. - "орудие прямой, непосредственной подготовки новой империалистической войны" (Г. М. Маленков). В соответствии с условиями пакта о С.-а. с. был создан Совет по осуществлению пакта и Комитет обороны - военный штаб, в задачу которого входит разработка планов агрессии. "Целые государства, особенно из числа расположенных поблизости от границ СССР, приспособлены к тому, чтобы обеспечить более удобные плацдармы для англо-американских военно-воздушных сил и для других возможностей нападения на СССР" (из заявления Министерства иностранных дел СССР о Североатлантическом пакте). Инициаторы С.-а. с. немедленно после его создания начали еще более энергично проводить политику раскола Германии и восстановления ее военно-промышленного потенциала, рассчитывая использовать Западную Германию в качестве плацдарма, арсенала и поставщика пушечного мяса для планируемой ими войны против Советского Союза. Создание С.-а. с. знаменует грубое нарушение США и Англией международных обязательств, взятых ими на себя в ходе второй мировой войны и после ее окончания. Этот агрессивный блок явно противоречит основным принципам устава организации Объединенных наций и открыто демонстрирует стремление агрессивных государств к мировому господству, Он служит орудием правящих кругов США и Великобритании в их политике разжигания новой войны. В качестве вспомогательных военных группировок, призванных наряду с С.-а. с. помочь выполнению экспансионистских планов США, государственный департамент США приступил к созданию и других блоков - Тихоокеанского блока, блока средиземноморских государств и т. д. Еще раньше, в 1947, США сколотили агрессивный союз стран Латинской Америки (см. Рио-де-Жанейро конференция 1947). Агрессивная политика империалистических держав была разоблачена как в заявлении Министерства иностранных дел СССР о Северо-атлантическом пакте, так и в меморандуме правительства СССР, переданном в конце марта - начале апреля 1949 большинству правительств, подписавших пакт. Показав, что США, Великобритания и Франция отказались от политики сотрудничества с Советским Союзом и другими миролюбивыми странами, Советское правительство констатировало, что "так называемое "новое направление" внешней политики правящих кругов этих государств заключается в том, что они вернулись к тому старому антисоветскому курсу внешней политики, строившейся на проведении изоляции СССР, которого они придерживались в годы, предшествовавшие второй мировой войне, и который чуть не довел цивилизацию Европы до катастрофы". Сторонники сохранения мира, составляющие большинство населения во всех странах, резко осудили англо-американских поджигателей войны и создаваемые ими блоки. Воля трудящихся Франции, Италии, Англии и других государств к миру была выражена руководителями коммунистических партий и других демократических организаций этих стран, заявивших, что народы Западной Европы никогда не будут воевать против Советского Союза. В борьбе за мир объединились сотни миллионов трудящихся, которые повели решительную борьбу против С.-а. с, против поджигателей новой мировой войны.

Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) - военно-политический союз европейских государств, США и Канады, созданный 4 апреля 1949 года подписанием в Вашингтоне Североатлантического договора.

Учредителями и первоначальными членами НАТО были 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты Америки и Франция.

В период с 1949 года до начала 1980-х годов к Североатлантическому союзу присоединились четыре страны (Турция и Греция - в 1952 году, Германия - в 1955 году, Испания - в 1982 году).

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств.

Главная цель НАТО - гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

  • - выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
  • - служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
  • - осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств-членов НАТО;
  • - способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;
  • - содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Структура:

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах , которые состоят из членов национальных делегаций. Количество национальных делегаций соответствует числу государств-членов альянса. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Комитет военного планирования (КВП ) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО.

Министры обороны стран НАТО , которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат . Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет (ВК) отвечает за планирование и проведение коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Международный военный штаб (МВШ ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

Североатлантический альянс НАТО возник весной 1949 года. После окончания Второй Мировой войны оборонные силы стран мира были истощены, и возникла угроза новых территориальных конфликтов.

Поэтому пять стран Западной Европы - Великобритания, Бельгия, Люксембург, Франция и Нидерланды - объединились в единый оборонительный союз. В скором времени в молодую организацию вступили также Канада и США, а 4 апреля 1949 года новый военно-политический блок насчитывал уже двенадцать стран-участниц.

История НАТО.

В 1950-х годах североатлантический альянс активно развивался и расширялся. Создавались вооруженные силы НАТО, писался устав, формировались внутренние структуры управления. В 1952 году в альянс вступили Греция и Турция.

В 1954 году заявку на вступление в НАТО подал СССР, однако прошение было отклонено - североатлантический альянс изначально создавался именно в противовес мощному Советскому Союзу. Расценив отклонение своей заявки, как угрозу безопасности, в 1955 году СССР создал собственное объединение в Восточной Европе - ОВД (Организацию Варшавского договора).

Вместе с распадом СССР распалась и ОВД, однако история НАТО продолжилась. В 1982 году к альянсу присоединилась Испания, в 1999 - Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 и 2009 году НАТО снова пополнилось новыми государствами. В настоящий момент в союзе состоят 26 европейских государств и 2 страны Северной Америки.

Цели и задачи НАТО.

Декларируемые цели НАТО касаются исключительно безопасности, свободы и демократии. Эта организация, создававшаяся для оборонных целей, ставит перед собой задачи сохранения стабильности во всем мире, урегулирования геополитических волнений, защиты демократии, прав человека и установленных после Второй Мировой войны границ.

Однако нельзя не отметить, что в последние десятилетия НАТО использует для достижения своих целей весьма сомнительные способы. Так, в 1995 и 1999 году вооруженные силы альянса были применены на территории бывшей Югославии, а в настоящий момент фраза «миротворческие бомбардировки» стала просто крылатым выражением.

Североатлантический альянс проявляет интерес, в том числе и к странам Центральной и Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Традиционными политическими противниками НАТО выступают Россия и Китай.

НАТО - одно из самых влиятельных военно-политических объединений в мире. Существует более 60 лет. Изначально альянс создавался как структура, призванная противодействовать политике СССР и возможному возрождению военных устремлений капитулировавшей Германии. После распада Советского Союза ряды НАТО пополнило большинство восточноевропейских стран бывшего соцлагеря. Ряд аналитиков говорит о перспективах вхождения в блок (пусть и в отдаленном будущем) Грузии и Украины. Интересен тот факт, что попытки войти в НАТО (или объявить совместное военно-политическое сотрудничество по ключевым вопросам глобального характера) делали и СССР, и современная Россия. Сейчас в НАТО входит 28 стран.

Ведущую роль в военном плане в этой организации играют США. Блок курирует программу «Партнерство ради мира», совместно с РФ организует работу Совета «Россия-НАТО». Состоит из двух основных структур - Международного секретариата и Военного комитета. Обладает огромным военным ресурсом (Силы реагирования). Штаб-квартира НАТО находится в бельгийской столице Брюсселе. У альянса два официальных языка - французский и английский. Организацией руководит Бюджет НАТО подразделяется на три вида - гражданский, военный (самый финансово емкий) и в части фондирования программы по обеспечению безопасности. Военные силы альянса участвовали в вооруженных конфликтах в Боснии и Герцеговине (1992-1995 годы), в Югославии (1999-й), в Ливии (2011-й). НАТО возглавляет международный военный контингент по обеспечению безопасности в Косово, участвует в решении военно-политических задач в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Отслеживает взаимодействие между военными структурами в регионе Средиземного моря, выявляя организации, занимающиеся поставками оружия массового уничтожения. Альянс активно участвует в международных диалогах с Россией, Китаем, Индией и другими крупными державами. По мнению ряда исследователей, напряженность между НАТО и Россией как правопреемницей СССР никогда не исчезала, и в данный момент продолжает нарастать.

Создание НАТО

Блок НАТО был образован в 1949 году двенадцатью государствами. Географически ведущие страны создаваемой организации, включая США - наиболее влиятельное в политическом и военном отношении государство, имели выход к Атлантическому океану, что повлияло на название новой международной структуры. НАТО (NATO) - это North Atlantic Treaty Organization, то есть Североатлантическая организация, действующая по договору. Часто она именуется Североатлантическим союзом.

Целью создания блока было противодействие политическим устремлениям Советского Союза и дружественных ему стран в Восточной Европе и других частях мира. Согласно договорам между странами НАТО, обеспечивалась взаимная военная защита в случае агрессии государств коммунистического мира. Вместе с тем этот политический союз способствовал интеграционным трендам в образовавших его странах. В 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1956-м - ФРГ, а в 1982-м - Испания. После распада СССР блок еще более расширил свое влияние в мире.

НАТО после распада СССР

Когда СССР распался, то, казалось бы, необходимость в дальнейшем существовании Североатлантического союза отпала. Но вышло совсем не так. Члены НАТО не только решили сохранить блок, но и начать расширять свое влияние. В 1991 году был создан Совет евроатлантического партнерства, который стал курировать работу со странами, не входящими в блок НАТО. В том же году двусторонние соглашения были подписаны между государствами Североатлантического союза, Россией и Украиной.

В 1995-м была учреждена программа по выстраиванию диалога со странами Ближнего Востока (Израилем и Иорданией), Северной Африки (Египтом, Тунисом) и Средиземноморья. К ней присоединились также Мавритания, Марокко и Алжир. В 2002-м был создан Совет «Россия-НАТО», что позволило странам продолжить выстраивать диалог по ключевым вопросам мировой политики - борьбе с терроризмом, ограничению распространения оружия.

Форма солдат НАТО

Форма НАТО, в которую облачаются солдаты блока, никогда не была унифицированной. Военный камуфляж на национальных стандартах, все, что более или менее похоже - это зеленый цвет и оттенки «хаки». Иногда военнослужащие надевают дополнительные виды одежды (так называемые маскировочные комбинезоны) при проведении спецопераций в особых условиях (пустыня или степь). В некоторых странах форма НАТО содержит различные рисунки и узоры, позволяющие добиться лучшей маскировки солдат.

В США, например, наиболее популярна камуфляжная расцветка в пяти основных стандартах. Во-первых, это woodland - одежда с четырьмя оттенками зеленого цвета. Во-вторых, это desert 3 color - униформа для военных действий в пустыне, содержащая три оттенка. В-третьих, это desert 6-color - другой вариант одежды для боевых действий в условиях пустыни, на этот раз с шестью оттенками. И есть два зимних варианта военной формы - winter (светлый или молочно-белый цвет) и snow winter (абсолютно белоснежный оттенок). Вся эта цветовая гамма - ориентир для дизайнеров многих других армий, что облачают своих солдат в камуфляж НАТО.

Интересна эволюция военной формы армии США. Камуфляж как таковой - изобретение сравнительно недавнее. До начала 70-х американские солдаты носили в основном одежду исключительно зеленого цвета. Но во время операции во Вьетнаме такая расцветка оказалась не отвечающей требованиям ведения боев в условиях джунглей, в результате солдаты переоблачились в камуфляж, позволяющий маскироваться в тропическом лесу. В 70-х такой тип формы стал практически национальным стандартом для армии США. Постепенно появились модификации камуфляжа - те самые пять оттенков.

Вооруженные силы НАТО

Блок НАТО располагает значительными в общей совокупности - крупнейшими в мире, как полагают некоторые военные эксперты. Есть два вида войск Североатлантического союза - объединенные и национальные. Ключевое подразделение армии НАТО первого типа - это силы реагирования. Они готовы практически к немедленному участию в спецоперациях в зонах локальных и стихийных военных конфликтов, в том числе и в странах, не входящих в блок. НАТО располагает также и силами немедленного реагирования. Причем акцент в их задействовании ставится не на практическом применении оружия, а на психологическом эффекте - путем переброски к месту военных действий большого количества различного вооружения и солдат. Расчет идет на то, что воюющие стороны, осознав надвигающуюся мощь НАТО, изменят свою тактику в пользу мирного урегулирования.

Блок обладает мощными Самолеты НАТО - это 22 боевых авиационных эскадрильи (порядка 500 единиц авиационной техники). Также в распоряжении блока - 80 самолетов военно-транспортного назначения. Страны блока НАТО обладают также боеспособным флотом. В его составе - авианосцы, подводные лодки (в том числе и многоцелевые атомные), фрегаты, ракетные катера, а также морская авиация. Боевые корабли НАТО насчитывают 100 с лишним единиц.

Самая большая военная структура НАТО - это главные оборонительные силы. Их задействование возможно только в случае крупномасштабных военных действий в атлантическом регионе. В мирное время они участвуют в боевых операциях в основном частично. В составе главных оборонительных сил НАТО - более 4000 самолетов и 500 с лишним кораблей.

Как расширялось НАТО

Итак, после распада СССР блок НАТО продолжил существовать, более того, активизировал свое влияние в мире. В 1999 году в Североатлантический союз вступили государства, еще недавно входившие в сферу влияния Советского Союза - Венгрия, Польша и Чехия. Через пять лет - другие бывшие соцстраны: Болгария, Румыния, Словения, Словакия, а также прибалтийские государства. В 2009-м появились новые члены НАТО - Албания с Хорватией. На фоне политического кризиса и боевых действий на Украине, как полагают некоторые эксперты, НАТО не будет проявлять устремлений к тому, чтобы далее расширяться. В частности, в ходе переговоров между руководством блока и представителями Украины вопрос о вхождении страны в НАТО, отмечают аналитики, прямо не ставится.

Вместе с тем, по мнению ряда экспертов, многие страны изъявляют желание вступить в блок. Это прежде всего балканские государства - Черногория, Македония, а также Босния и Герцеговина. Говоря о том, какие страны в НАТО стремятся всеми силами, следует отметить Грузию. Правда, по мнению некоторых аналитиков, конфликты в Абхазии и Южной Осетии - факторы, которые снижают привлекательность страны для блока. В среде экспертов бытует мнение, что дальнейшая экспансия НАТО зависит от позиции России. Например, на саммите в Бухаресте, проходившем в 2008 году, блок допустил вероятность присоединения некоторых но конкретных сроков не назвал из-за прозвучавшего на мероприятии мнения Владимира Путина о том, что появление НАТО возле границ России - прямая угроза. Эта позиция РФ остается актуальной и сегодня. Однако некоторые западные аналитики считают опасения России несостоятельными.

Военные учения Североатлантического союза

Поскольку НАТО - военная организация, для нее обычна практика масштабных армейских учений. В них участвуют самые разные виды войск. В конце 2013 года в Восточной Европе были проведены, как посчитали многие крупнейшие учения НАТО под названием Steadfast Jazz. Их принимали Польша и прибалтийские государства - Литва, Эстония и Латвия. НАТО созвало для участия в учениях более шести тысяч военных из разных стран, привлекло три сотни боевых машин, свыше 50 единиц авиации, 13 боевых кораблей. Условным противником блока было вымышленное государство «Ботния», совершившее акт агрессии в отношении Эстонии.

Придуманная военными аналитиками страна испытывала социальный, политический и экономический кризис, вследствие чего испортила отношение с зарубежными партнерами. В итоге противоречия вылились в войну, которая началась с вторжения «Ботнии» в Эстонию. На основании договоров о коллективной обороне военно-политический блок НАТО принял решение немедленно перебросить силы для защиты маленького прибалтийского государства.

За некоторыми этапами учения наблюдали представители вооруженных сил России (в свою очередь, за несколько месяцев до этого за совместными маневрами РФ и Белоруссии наблюдали военные НАТО). Руководство Североатлантического блока высказалось о возможности проведения совместных с Россией военных мероприятий. Эксперты отметили, что взаимная открытость НАТО и РФ при проведении военных учений способствует повышению доверия.

НАТО и США - ведущая военная держава блока - запланировали учения в странах Южной Европы в 2015 году. Предполагается, что в них будут участвовать порядка 40 тысяч солдат.

Оружие Североатлантического союза

Российские военные эксперты называют несколько образцов военной техники блока, аналогов которым в мире нет или очень мало. Это оружие НАТО, говорящее о высокой боеспособности армии Североатлантического союза. России, полагают военные аналитики, нужно особенно опасаться пяти видов вооружения. Во-первых, это танк Challenger 2 британского производства. Он вооружен 120-миллиметровой пушкой и оснащен мощной броней. Танк способен двигаться с хорошей скоростью - порядка 25 миль в час. Во-вторых, это подводная лодка, собираемая по так называемому «Проекту-212» немецкими оборонными предприятиями. Она характеризуется невысокой шумностью, приличной скоростью (20 узлов), отличным вооружением (торпеды WASS 184, DM2A4), а также ракетной системой. В-третьих, армия НАТО обладает боевыми самолетами По своим характеристикам они приближены к истребителям так называемого пятого поколения - американскому F-22 и российскому Т-50. Машина оснащена 27-миллиметровой пушкой и множеством видов ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля». Некоторые эксперты считают, что противостоять Typhoon на равных могут только самые новые образцы российских самолетов, такие как Су-35. Другой примечательный вид вооружений НАТО - вертолет Eurocopter Tiger совместного производства Франции и Германии. По своим характеристикам он приближен к легендарному американскому AH-64 «Апач», однако меньше по габаритам и весу, что может давать машине преимущество в ходе боя. Вертолет вооружен множеством ракет («воздух-воздух», противотанковых). Ракета Spike, которая выпускается оборонными предприятиями Израиля, - еще один образец вооружений НАТО, на который российским военным, по мнению аналитиков, стоит обратить внимание. Spike - эффективное противотанковое оружие. Его особенность заключается в оснащенности боевой частью из двух ступеней: первая пробивает внешний слой брони танка, вторая - внутренний.

Военные базы Североатлантического союза

На территории каждой из стран Североатлантического союза есть хотя бы одна военная база НАТО. Рассмотрим в качестве примера Венгрию как бывшую страну соцлагеря. Первая база НАТО здесь появилась в 1998 году. Правительство США использовало венгерский аэродром "Тасар" при проведении операции с Югославией - отсюда вылетали в основном беспилотники и самолеты F-18. На этой же военно-воздушной базе в 2003 году обучались военные специалисты из числа оппозиционно настроенных групп в Ираке (незадолго до начала армией США боевых действий в этой ближневосточной стране). Говоря о союзниках американцев среди западных стран по вопросам размещения на своей территории военных баз, стоит особо отметить Италию. Сразу по окончании Второй мировой войны это государство стало размещать у себя большие контингенты военно-морских сил США.

Сейчас Пентагон оперирует портами в Неаполе, а также аэродромами в Виченце, Пьяченце, Трапани, Истране и многих других итальянских городах. Самая известная база НАТО в Италии - «Авиано». Она была построена еще в 50-х, но до сих пор многими военными специалистами считается лучшей в регионе. На ней, не считая инфраструктуры для взлета и посадки самолетов, есть ангары, в которых авиационная техника может укрыться в случае бомбардировок. Есть навигационное оборудование, при использовании которого боевые вылеты могут осуществляться ночью и практически при любой погоде. В числе новых баз НАТО в Европе - «Безмер», «Граф Игнатьево» и «Ново село» в Болгарии. Как посчитало правительство этой балканской страны, размещение войск НАТО усилит защищенность государства, а также окажет положительное влияние на уровень подготовки вооруженных сил.

Россия и НАТО

Несмотря на долгий опыт политического противостояния в 20 веке, делают попытки конструктивного взаимодействия на международной арене. Как было сказано выше, в 1991 году был подписан ряд документов о совместном решении некоторых вопросов в мировой политике. В 1994-м РФ присоединилась к инициированной Североатлантическим альянсом программе «Партнерство ради мира». В 1997 году Россия и НАТО подписали акт о сотрудничестве и безопасности, был создан Совместный постоянный совет, ставший вскоре главным ресурсом поиска консенсусов в ходе консультаций между РФ и блоком. События в Косово, как считают аналитики, сильно подорвали взаимное доверие России и альянса. Но, несмотря на это, сотрудничество продолжилось. В частности, работа Совета включает регулярные дипломатические встречи между послами и представителями армий. Главные направления сотрудничества в рамках Совета - борьба с терроризмом, контроль оружия массового уничтожения, противоракетная оборона, а также взаимодействие в условиях чрезвычайных ситуаций. Один из ключевых пунктов сотрудничества - пресечение незаконного оборота наркотиков в Центральной Азии. Взаимоотношения блока и РФ осложнились после войны в Грузии в августе 2008 года, вследствие чего диалог в рамках Совета «Россия-НАТО» был приостановлен. Но уже летом 2009-го, благодаря усилиям министров иностранных дел, Совет возобновил работу по ряду ключевых направлений.

Перспективы Североатлантического альянса

Ряд экспертов считает, что дальнейшее существование НАТО и перспективы расширения влияния блока зависят от состояния экономики стран-участниц. Дело в том, что военное партнерство в рамках этой организации подразумевает определенный процент расходов государственных бюджетов союзников на оборону. Но сейчас положение дел в бюджетной политике многих развитых стран далеко от идеала. Правительства ряда государств-членов НАТО, как полагают аналитики, не имеют финансовых ресурсов для масштабных вложений в вооруженные силы. Более того, показателен пример США - было подсчитано, что военные интервенции последних лет принесли американской экономике убытков на полтора триллиона долларов. По-видимому, никто из союзников не хочет испытывать на себе подобных эффектов от применения военной силы на мировой арене. В 2010-2013 годах бюджетные отчисления большинства европейских стран, входящих в НАТО, на оборону не превышали 2 % от ВВП (больше - только у Великобритании, Греции и Эстонии). В то время как в 90-е годы вполне естественным считался показатель в 3-4 %.

Есть версия, что страны ЕС склоняются к проведению независимой от США Особую активность в этом направлении проявляет Германия. Но это вновь упирается в финансовую составляющую: создание вооруженных сил в Европе, сопоставимых с американскими, может обойтись в сотни миллиардов долларов. Странам ЕС, испытывающим стагнацию в экономике, такие затраты могут оказаться не по силам.

Краткое содержание: НАТО: история возникновения, участники. Североатлантический совет - высшая политическая инстанция НАТО. Расширение НАТО в 1990-2000-е годы. Интервенции НАТО на Балканах. Россия и НАТО: соглашение 1997 года, создание органа «Совет России - НАТО».

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление : об истории возникновения НАТО, участниках блока.

Знать: истинные цели данного политического блока, роль США

Уметь: Оценить выгоду России от нормальных отношений России и НАТО.

История возникновения НАТО

Организация Североатлантического договора, НАТО, Северо-Атлантический Альянс - идентичные названия крупнейшего в мире военно-политического блока, объединяющего большинство стран Европы, США и Канаду. Появился4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО сталиСША, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Одной из декларированных целей НАТО являлось обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении любого государства-члена НАТО или защиту от неё. Провозглашалось так же, чтогла вная цель НАТО -гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН . Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал.

Создание блока Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс. Однако данная инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз был вынужден образовать в 1955 году военный блок из социалистических государств -Организацию Варшавского Договора

Несмотря на «джентльменские» договоренности между руководителями СССР и лидерами Запада о нерасширении альянса, в период с 1952 по 1982 гг. к Североатлантическому союзу присоединились еще четыре европейских государства:Греция, Турция, ФРГ, Исландия и число его членов возросло до 16 государств.

Расширение НАТО на Восток

После распада СССР и Варшавского договора в НАТО12 марта 1999 г . вступили нынешниеВенгрия, Польша, Чешская Республика .

В 2004 году НАТО расширяет свой состав уже и за счет государств, являвшихся бывшими советскими республиками: Латвии, Литвы, Эстонии , а также таких государств какБолгария, Румыния, Словакия и Словения.

В 2009 году в НАТО были приняты Албания и Хорватия, и в настоящее время в этом блоке насчитывается28 государств.

Все эти шаги далеко не альтруистские и безобидные занятия.

В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости» А.И. Солженицын справедливо отмечал: «НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат - на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-Атлантических интересов - в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета».

Организационная структура высших руководящих органов НАТО

Ведущую роль в НАТО играет США, х отя формально каждая страна-член НАТО принимает полноценное участие в процессе принятия решений на равноправной основе независимо от ее размера или политической, военной и экономической мощи.

Высшим политическим органом НАТО являетсяСевероатлантический совет (Совет НАТО) , который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Сейчас эту должность занимаетАндерс Фог Расмуссен. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняетПостоянный совет НАТО , куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года сталКомитет военного планирования , собираемый дважды в год на сессии на уровне министров обороны.

Высшим военным органом НАТО являетсяВоенный комитет , состоящий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики.Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда -американским генералом ). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий:Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском . В период между заседаниями функции Военного комитета выполняетПостоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования , проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО.

НАТО и угрозы национальной безопасности России

Ключевое место в достижении политического и военного превосходства США и НАТО отводится решению задач дальнейшего ослабления России. Вот как об этом говорит бывший госсекретарь США Г.Киссинджер : «Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее в единое, крепкое, централизованное государство».

Однако не слова высокопоставленных политиков, а практические действия США и НАТО обусловливают первоочередную важность задачи обеспечения национальной безопасности нашей страны. В целом, угрозы национальной безопасности России проявляются в сферахэкономики, социально-политической, военной, международной, научной, информационной, пограничной и экологической. При этом руководство США рассматривает НАТО как один из основных инструментов защиты американских интересов в остальном мире.

С этой целью последние годы активно проводится модернизация вооруженных сил НАТО. При этом всё более очевидной становится неадекватность имеющихся сил и средств альянса реальным угрозам безопасности. Накопленный блоком совокупный военный потенциал уже сегодня во много раз превышает потребности для проведения антитеррористических операций или противодействия распространению оружие массового уничтожения (ОМУ).