Шпаргалки        02.01.2022   

Исследование уровня субъективного контроля. Методика исследования уровня субъективного контроля Методики изучения уровня субъективного контроля

Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера адаптирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голыкиной, А.М. Эткиндом.

Цель методики : изучение уровня субъективного контроля.

Инстукция: вам предлагается ряд утверждений. Последовательно прочитайте их и выразите свое отношение к каждому пункту, используя семибальную шкалу от –3 («полностью не согласен») до +3 («полностью согласен»). Баллы занесите в бланк ответов.

Вопросы:

  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
  2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
  3. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, То ничего не поделаешь.
  4. Люди оказываются одинокими из-за того, то сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
  7. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
  10. Мои отметки в школе, в институте часто зависят от случайных обстоятельств (например, настроения преподавателя) больше, чем от моих собственных усилий.
  11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.
  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь все равно не смогут.
  15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  16. Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  18. Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня подготовленности.
  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
  22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.
  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах.
  25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
  26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах.
  27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
  28. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.
  29. То, что со мною случается, - это дело моих собственных рук.
  30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
  31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
  32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.
  33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам.
  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.
  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.
  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
  38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
  40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
  41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
  43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
  44. Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов теста-опросника субъективного контроля (УСК):

Этап 1.

Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам. Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из семи шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «-», изменяют знак Вашего балла на обратный.

1. Шкала Ио

2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34,. 36, 37, 39, 42, 44

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43

2. Шкала Ид

12, 15, 27, 32, 36, 37

1, 5, 6, 14, 26, 43

3. Шкала Ин

2, 4, 20, 31, 42, 44

7, 24, 33, 36, 40, 41

4. Шкала Ис

2, 16, 20, 32, 37

7, 14, 26, 28, 41

5. Шкала Ип

19, 22, 25, 31, 42

-: 1, 9, 10, 24, 30

6. Шкала Им

7. Шкала Из

Этап 2.

Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

Этап 3. Построение «профиля УСК» по семи шкалам. Отложите свои семь результатов (стенов) на семи десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.

Ио __1__________________5,5____________________10__

Ид __1__________________5,5____________________10__

Ин __1__________________5,5____________________10__

Ип __1__________________5,5____________________10__

Ис __1__________________5,5____________________10__

Им __1__________________5,5____________________10__

Из __1__________________5,5____________________10__

Таблица для перевода «сырых» балов в стены

Ио Ид Ин Ип
от до = от до = от до = от до =
-132 -13 1 -36 -10 1 -36 -7 1 -30 -11 1
-13 -2 2 -10 -6 2 -7 -3 2 -11 -7 2
-2 10 3 -6 -2 3 -3 1 3 -7 -4 3
10 22 4 -2 2 4 1 5 4 -4 0 4
22 33 5 2 6 5 5 8 5 0 4 5
33 45 6 6 10 6 8 12 6 4 7 6
45 57 7 10 15 7 12 16 7 7 11 7
57 69 8 15 19 8 16 20 8 11 14 8
69 80 9 19 23 9 20 24 9 14 18 9
80 132 10 23 36 10 24 36 10 18 30 10
Ис Им Из
от до = от до = от до =
-30 -4 1 -12 -6 1 -12 -3 1
-4 0 2 -6 -4 2 -3 -1 2
0 4 3 -4 -2 3 -1 1 3
4 8 4 -2 0 4 1 3 4
8 12 5 0 2 5 3 4 5
12 16 6 2 5 6 4 5 6
16 20 7 5 7 7 5 7 7
20 24 8 7 9 8 7 9 8
24 28 9 9 11 9 9 11 9
28 30 10 11 12 10 11 12 10

Анализ результатов . Проанализируйте количественно и качественно ваши показатели УСК по семи шкалам, сравнивая свои результаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (более 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (менее 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показа­тель по этой шкале соответствует высокому уровню субъектив­ного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответ­ственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями к значимым для них событиям их жиз­ни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действии других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными со­бытиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами доби­лись всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкие показатели по шка­ле Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои ус­пехи и достижения обстоятельствам -- везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интериальности в области неудач (Ин). Высо­кие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в области семейных отноше­ний (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает партне­ров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что чело­век считает свои действия важным фактором организации соб­ственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важ­ное значение внешним обстоятельствам - руководству, товари­щам по работе, везению - невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий, напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели. Показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими показателями Из считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего врачей.

Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с дру­гими характеристиками личности, измеренными при помощи личностного опросника Кэттелла. Человек с низким субъективным контролем (склонный считать свои успехи и неудачи следствием обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор -С), склонен «к неформальному поведению (фактор -G), малообщителен (фактор + Q,), у него плохой самоконтроль (фактор -Q^) и высокая напря­женность (фактор + Q„). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фак­тор + С), упорством, решительностью (+ G), общительностью (фактор -Су, высоким самоконтролем (фактор + Q,) и сдержанностью (фактор -q().

Интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстраверсией-интраверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуатив­ными характеристиками субъективного контроля.

Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор + С), самоконтроля (фактор -Q,), социальной экстраверсией (факторы + А; -Су, чем субъективный контроль над нега­тивными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными (фактор -М), чем люди с сильным кон­тролем в этой области, что нехарактерно для субъективного конт­роля над позитивными событиями.

Бланк к тесту УСК

№_________________________Дата_________________________

Ф.И.О.__________________________________________________

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3
1 23
2 24
3 25
4 26
5 27
6 28
7 29
8 30
9 31
10 32
11 33
12 34
13 35
14 36
15 37
16 38
17 39
18 40
19 41
20 42
21 43
22 44

Литература:

Основы психологии. Практикум./Ред.- сост. Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону, 1999

Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).

Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.

Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности, конформности и агрессивности. Казалось бы, позиция экстерналов удобнее и должна обеспечивать им более благоприятное положение в социальном окружении. Однако многочисленные психологические наблюдения и эксперименты обнаружили устойчивую закономерность: интерналы чаще достигают успеха в творческой и профессиональной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях, и доля психологической зависимости от обстоятельств.

Шкалы: экстернальность, интернальность

Цель тестирования: выявление локуса контроля респондентов.

Инструкция к тесту

Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. На бланке ответов обведите кружком одну из букв - «а» или «б».

Стимульный материал:


Вариант "а" Вариант "б"
1 Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают. В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним.
2 Многие неудачи происходят от невезения. Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок.
3 Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними. Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить.
4 В конце концов к людям приходит заслуженное признание. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными.
5 Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно. Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств.
6 Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств. Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности.
7 Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам. Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими.
8 Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека. Только жизненный опыт определяет характер и поведение.
9 Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть - того не миновать». По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу. !
10 Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений. Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.
11 Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения. Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.
12 Каждый гражданин может оказывать влияние на важные; государственные решения. Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.
13 Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их. Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
14 Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие. В каждом человеке есть что-то хорошее.
15 Осуществление моих желаний не связано с везением. Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.
16 Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств. Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем.
17 Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события. Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире.
18 Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств. На самом деле такая вещь, как везение, не существует.
19 Всегда нужно уметь признавать свои ошибки. Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.
20 Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет. Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других.
21 В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.
Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых.
22 Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить. Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.
23 Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение. Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.
24 Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать. Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.
25 Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.
26 Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим. Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.
27 Характер человека зависит главным образом от его силы воли, Характер человека формируется в основном в коллективе.
28 То, что со мной случается - это дело моих собственных рук. Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.
29 Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

. Экстернальность : 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.
. Интернальность : 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.

Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми.

О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.

Интерпретация результатов теста

В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.

Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.

Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, - как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл и Дж.Роттер.

Для экстерналов обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.

В целом в соответствии с отношением параметров активности и реактивности (и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности-интернальности совпадает с вектором рефлексии.

Тест-опросник, разработанный Е.Ф. Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера

Исследование субъективного контроля

Инструкция испытуемому . «Предлагаемый Вам опросник содержит 44 утверждения. Прочитайте их и ответьте, согласны Вы с данным утверждением или нет. Если согласны, то в бланке для ответов перед соответствующим номером поставьте знак «+», если не согласны – знак «-«. Помните, что в тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел Вам в голову».

Опросник

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь – дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства (родители, благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), а не от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.



13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я часто чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я. часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того,что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще больше были виноваты другие люди, чем я.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема разрешится сама собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов

Цель обработки результатов– получить показатель локуса субъективного контроля, то есть показатель общей интернальности «Ио». Он представляет собой сумму совпадений ответов испытуемого с ответами на вопросы, приведенными в ключе.

Анализ результатов

Локус контроля – это характеристика волевой сферы человека, которая отражает его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям. Приписывание ответственности за результаты своей деятельности внешним силам носит название экстернального, или внешнего, локуса контроля, а приписывание ответственности собственным способностям и усилиям – интернального, внутреннего, локуса контроля.

Таким образом, возможны два полярных типа личностей в зависимости от локализации контроля: экстернальный и интернальный. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

0 _______________¦______________ 44

экстернальный интернальный

Полученный в процессе обработки результатов показатель локуса контроля (Ио) расшифровывается следующим образом:

В целом, чем больше величина интернальности, тем меньше экстернальность.

Локус контроля, характерный для человека, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля проявляется и в случаях неудач и в случаях достижений, причем это наблюдается в разных сферах жизнедеятельности субъекта.

Для определения уровня локуса контроля пользуются нижеследующими границами шкалы интернальности.

При низком уровне интернальности люди мало прослеживают связь между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать развитие таких событий и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей. Поэтому «экстерналы» эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Высокий уровень интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди, имеющие такой локус контроля, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и чувствуют ответственность и за эти события, и за то, как складывается их жизнь в целом. «Интерналы» с высокими показателями субъективного контроля обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.

Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля.

Таким образом, субъективный локус контроля связан с ощущением человека своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Поэтому, составляя рекомендации для самосовершенствования, следует учесть, что:

· конформное, уступчивое поведение в большой степени присуще людям с экстернальным локусом контроля; интерналы менее склонны подчиняться давлению (мнению, эмоции и др.) других людей;

· человек с интернальным локусом контроля лучше работает в одиночестве;

· интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы;

· у интерналов более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью.

Исследования показали, что интерналы более популярны, занимают благоприятную позицию в системе межличностных отношений. Они более благожелательны, увереннее в себе и терпимее.

Лица с интернальным локусом контроля предпочитают недирективные методы воспитания и психокоррекции. А в работе с экстерналами важно позаботиться о снижении часто наблюдающихся тревожности и депрессии.

Методика изучения самооценки личности
Инструкция : Внимательно прочтите слова, характеризующие отдель­ные качества личности (черты характера):

· аккуратность, · беспечность, · вдумчи­вость, · восприимчивость, · гордость, · грубость, · жизнерадостность, · заботливость, · завистливость, · отзывчи­вость, · педантичность, · подвижность, · подозрительность, · принципиальность, · по­этичность, · презрительность, · радушие, · застенчивость, · злопамятность, · искренность, · изысканность, · ка­призность, · легковерие, · медлительность, · мечтательность, · мнительность, · мсти­тельность · развязность, · рассудочность, · решитель­ность, · самозабвение, · сдержанность, · сострадательность · стыдливость, · настойчивость, · нежность, · непринужденность, · нервозность, · нере­шительность, · несдержанность, · обаяние, · обидчивость, · осторожность, · терпели­вость, · трусость, · увлекаемость, · упорство, · уступчивость, · холодность, · энтузиазм.

Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом.
В первый столбец - назовем его «Мой идеал» - поместите слова, которые характеризуют ваш идеал.

Во второй - назовем его «Антиидеал» - слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.

Из первого(«положительного») и второго («отрицательного») рядов выбе­рите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да - нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

Обработка, результатов и выводы

Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоце­ниваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете.

Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице - заниженной, к 0,5 - нормальной.

Когда понадобится: позволяет оценить, как относится оцениваемый к происходящим в его жизни событиям, считает ли он их подконтрольными либо думает, что он не властен над ними.

Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:

3 - полностью согласен
+2 - согласен
+1 - скорее согласен, чем не согласен
–1 - скорее не согласен, чем согласен
–2 - не согласен
–3 - полностью не согласен

Старайтесь использовать весь диапазон оценок.

Бланк для ответов
_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество


п/п

Утверждение

Оценка

Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу
Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим
Осуществление моих желаний часто зависит от везения
Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей
Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность
Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий
Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу
осуществить их
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной
Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье
Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными
То, что со мной случается, - дело моих рук
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу
В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать
самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей
или на судьбу
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания
В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей
Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения

Обработка результатов

Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» - с обратным знаком.

Ключи к шкалам

1. Шкала общей интернальности (Ио)

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид)

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин)

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип)

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из)

В результате подсчета баллов по каждой из шкал получаются так называемые «сырые» баллы, которые необходимо перевести в стандартные оценки (стены). Для этого пользуются специальной таблицей.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

Нажмите на изображение для увеличения

Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:

Итоговая таблица результатов

Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5,5 стенов). Показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5,5 - об экстернальном.

Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.

Пример графика УСК

Пример профиля УСК

Интерпретация полученных результатов

В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Испытуемые с низким уровнем субъективного контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкий показатель по шкале свидетельствует о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель по этой шкале отражает развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкий показатель свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров ответственными за возникающие в его семье ситуации.

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что в организации своей производственной деятельности человек полагается в основном на себя. Он считает, что может влиять на свои отношения с коллегами, управлять ими и нести за них ответственность; думает, что его профессиональная карьера, продвижение по службе зависят в большей степени от него самого, чем от других людей или от внешних сил. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой - начальство, коллеги, везение и др. - определяют все, что с ним происходит в этой области.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель , напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по этой шкале считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего - врачей.

Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия, т. е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Впервые методики диагностики такой характеристики личности были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известная среди них -- шкала локус контроля (locus of control scale ), разработанная Дж. Роттером (J.B. Rotter ). Эта шкала основана на положении о том, что все люди делятся на два типа -- интерналов и экстерналов -- в зависимости от того, как они оценивают, что является причиной различных событий в их жизни и кто несет за них ответственность. Каждого человека можно оценить по шкале «интернальность-экстернальность» . Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы -- внешний. Различия между двумя типами локализации контроля могут оказаться существенными с точки зрения успешности профессиональной деятельности (интернальный локус контроля значимо коррелирует с индексом профессионального успеха).

Люди интернального типа оценивают все происходящие с ними значимые события как результат их собственной деятельности. Они продуктивнее трудятся в одиночестве, более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство.

Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то внешних сил (Бога, других людей, судьбы и т. д.). Поскольку экстерналы не чувствуют себя способными как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, они снимают с себя всякую ответственность за все, происходящее с ними. Вместе с тем, они характеризуются большей конформностью, более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей.

В отечественной практике используется методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) , созданная Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева на основе шкалы Дж. Роттера. Авторы данной методики исходят из того, что направленность субъективного контроля у одного и того же человека может иметь вариации в различных жизненных сферах. Поэтому УСК включает ряд шкал, измеряющих не просто интернальность-экстернальность, но и проявления этой характеристики в таких областях, как отношение к достижениям, неудачам, к здоровью и болезни, а также в сфере семейных, производственных и межличностных отношений.

Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформировавшийся у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Разработана в НИИ им. Бехтерева.

Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что с ними происходит. В отличие от субъективного может существовать так называемый объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека.

Данная методика оценивает, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Испытуемому предлагаются следующие 44 утверждения, ответы на которые свидетельствуют о том, каков уровень субъективного контроля у данного человека. С каждым из этих суждений испытуемый, прочтя его, должен выразить свое согласие или несогласие.

Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала локус контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил -- случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем зкстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.

Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем зкстерналы.

Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психическими заболеваниями.

Интерналы предпочитают недирекгивные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

Все это дает достаточные основания полагать, что выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обоснованно существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению проблем прикладной психологии личности.

Второе вышеизложенное положение, на котором основывается американская традиция исследования локуса, представляется малоприемлемым. Описание личности с помощью обобщенных транссинтуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций. Особенности субъективного контроля, в частности, могут изменяться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д. Поэтому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одномерную характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.

Опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие от шкалы Дж. Роттера в него включены пункты, измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах различающихся форматом ответов испытуемых.

Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале (-3, -2, -1, +1, +2, +3), а которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «--3» -- «совершенно не согласен» с данным пунктом.

Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен -- не согласен».

Применение:

Тест предназначен для индивидуального и группового обследования. Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации и т.д. УСК повышается в процессе психокоррекционного воздействия на личность. Поэтому возможно применение УСК для оценки эффективности методов психологической коррекции.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОПРОСНИК УСК (уровень субъективного контроля). МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ДЖ. РОТТЕРА, АДАПТАЦИЯ БАЖИНА Е. Ф., ГОЛЫНКИНОЙ С.А., ЭТКИНДА А. М.

В основу определения УСК личности положены 2 предпосылки:

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, друг людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.

Другими словами, поставьте против каждого утверждения один из 6-ти предложенных баллов с соответствующим знаком "+" (согласие) или "-" (несогласие).

тест уровень субъективный контроль

Тестовый материал. Вам предлагается ряд высказываний. Если Вы согласны с тем, что в них говорится, то в бланке для ответов поставьте балл со знаком “+”, если нет, то “-”.

Утверждение

полностью согласен

согласен

скорее согласен, чем не согласен

скорее не согласен, чем согласен

не согласен

не согласен полностью

Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий

Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу

Болезнь -- дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь

Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим

Осуществление моих желаний часто зависит от везения

Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей

Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов

Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной

Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность

Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий

Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их

То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий

Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства

Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут

То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими

Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители

Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни

Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства

Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности

В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной

Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств

Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать

Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней

Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле

В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают

Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье

Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого

На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными

То, что со мной случается, -- дело моих рук

Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе

Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий

Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу

В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам

Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать

В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой

Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения

Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи

Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим

Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу

К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания

В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании

Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя

Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей

Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения

Бланк для ответов

Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «-» -- с обратным знаком.

КЛЮЧ

Обработка результатов теста включает три этапа.

Подсчет "сырых" (предварительных) баллов по 7-ми шкалам с помощью ключа № 1.

ПОКАЗАТЕЛИ (ШКАЛЫ):

1. Ио - шкала общей интернальности;

2. Ид - шкала интернальности в области достижений;

3. И н - шкала интернальности в области неудач;

4. Ис - шкала интернальности в семейных отношениях;

5. Ип - шкала интернальности в производственных отношениях;

6. Им - шкала интернальности в области межличностных отношений;

7. Из - шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

Таблица 1. Для подсчета "сырых" баллов по 7 шкалам. Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из 7-ми шкал, при этом вопросы, указанные в столбце "+" берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце " -", изменяют знак Вашего балла на обратный.

Итак, Вы получили 7 сумм баллов.

Перевод "сырых" баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

Таблица 2. Для перевода "сырых" баллов в стены. Баллы стены:

1.Ио от

2.Ид от

3.Ин от

4.Ис от

5.Ип от

6.Им о т

7.Из от

Построение «профиля УСК» по 7-ми шкалам.

Отложите свои 7 результатов (стенов) на 7-ми десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.

НАПРИМЕР:

Анализ результатов

Проанализируйте количественно и качественно Ваши показатели УСК по 7-ми шкалам, сравнивая свои: результаты (полученный "профиль") с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.

Пример графика УСК

Пример профиля УСК

Интерпретация полученных результатов

В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Описание оцененных шкал:

1. Шкала общей интернальности (И о ). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (И д ). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин ) . Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать эти события результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис) . Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ис) . Высокий Ис свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий Ис указывает на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) . Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий Им напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из) . Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким УСК характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

Таблица теста УСК в программе

См. ниже таблицу для прохождения он-лайн теста (нажать на таблицу)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев В.С. Атрибуция ответственности за успех и неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. 1982, № 6, с.101-106.

2. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984, № 3, с.152-162.

3. Быков С.В., Алашеев С.Ю. «Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах». Проект "Социологический журнал", 2003, № 1.

4. Елисеев О.П. Локус контроля / Практикум по психологии личности - СПб., 2003, с. 413-417.

5. Карпенко Л.А. История психологии в лицах. Персоналии. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005, 784 с.

6. Карпенко Л.А. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. - сост. Под общ. ред. Петровского А.В. - М.: ПЕР СЭ, 2006, 176 с.

7. Кондратьев М. Ю Социальная психология. Словарь. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006, 176 с.

8. Корнилов А.П. «Деятельностная психология личности» в концепции Г. Крампена // Вопросы психологии. 1990, № 2, с.159-164.

9. Милорадова Н.Г. Психология: шаг к себе - другим навстречу. Учебное пособие. - М.: АСВ, 2003, с.334 - 337

10. Муздыбаев К. Влияние форм организации труда на ответственность личности на производстве // Психол. журн. 1983, № 3, с.61-69.

11. Немов Р.С. «Психология. В 3 книгах. Книга 3.» - 3-е изд. - М.: Владос-пресс, 2004, - с. 394-402.

12. Пантилеев С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика / Под ред.А. А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987, с.18, 23, 278-285.

13. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. Учебное пособие для студентов педагогических вузов.

14. Петровский А.В. Общая психология. Словарь. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальные и социально-эмоциональные проблемы и особенности личности детей из семей алкоголиков. Локус контроля как особая личностная характеристика, организация и методы исследования, оценка уровня. Обработка и интерпретация результатов исследования.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2010

    Понятия локуса контроля и школьной тревожности в психологии. Эмпирическое исследование уровня субъективного контроля и школьной тревожности школьников среднего возраста. Опросник уровня субъективного контроля, а также школьной тревожности Филлипса.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2013

    дипломная работа , добавлен 08.11.2011

    Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности. История возникновения методики со стороны теории социального научения Дж. Роттера. Конформность как акцентуация характер. Отличия между интеральными и экстернальными личностями.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Психодиагностика как метод психологического исследования. Психологическое тестирование и опрос. Характерологический опросник Леонгарда. Уровень субъективного контроля Дж. Роттера, опросник Р. Кеттела. Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2012

    Ответственность как одна из важнейших характеристик социально зрелой личности. Исследование взаимосвязи между уровнем субъективного контроля и стратегией поведения в конфликте. Методики "Конструктивность мотивации" и "Уровень субъективного контроля".

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    "Субъективный локус контроля" по Роттеру. Статистическое исследование взаимосвязи уровня эгоизма и экстернализма личности. Особенность проявления эгоизма у различных по социальному статусу, уровню благосостояния, гендерному и возрастному показателю людей.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2015

    Исследование психологических особенностей влияния уровня тревожности на склонность руководителя к риску. Методика "Локус контроля" Дж. Б. Роттера. Разработка рекомендаций по снижению уровня тревожности при принятии решений руководителем предприятия.

    отчет по практике , добавлен 15.01.2015

    Анализ психологического портрета личности. Методика "Факторный личностный опросник Р. Кеттелла". Методика "Диагностика межличностных отношений Т. Лири". Методика "Диагностика уровня субъективного контроля". Шкалы коррекции. Первичные и вторичные факторы.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2016

    Проведение психодиагностического исследования личности подростка 11 лет. Изучение методики оценки личности с помощью теста "Дом-дерево-человек" и методики диагностики внутрисемейных отношений с помощью теста "Рисунок семьи". Анализ результатов тестов.