Литература        27.11.2021   

Логопедические упражнения на звук "с". Звук С

Постановка звука с Артикуляционная гимнастика

1. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
2.
«Блинчик». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Язык перешагивает через зубы» . Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
4.
«Почистим зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
5.
«Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
6.
«Катушка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.
7.
«Заборчик» . Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
8.
«Трубочка» . Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.
9.
«Лодочка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Постановка.

1-й способ . Использую колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах. Результат хороший.

2-й способ . Вариант постановки звука С от звука Ц встречается не часто, но знание этого способа не помешает любому логопеду. Ребенок произносит длительно и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг - звук С. Самая большая сложность - обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами: ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.

3-й способ. Постановка звука С при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед). Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук Т в этом положении. Будет слышен практически четкий звук С.

4-й способ. При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук С можно ставить следующим образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук С будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.

5-й способ . Постановка звука С при высоком небе или отсутствии нижних резцов
При данной аномалии звук С ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т.д. После появления приглушенного С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно).

6-й способ . При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов - принимает положение, как при звуке «И». При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

7-й способ . При отсутствии звука, используя прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука (с), обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук (с): пропеть песенку насоса, водички, ветерка.

8-й способ. При межзубном сигматизме ребенку сначала показывают правильную артикуляцию звука (С). Обращается внимание на то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести звук по подражанию, нужно прибегнуть к механической помощи: кончик языка прижимается спичкой. Ребенок, закусив ее, произносит звук (С).

9-й способ. При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.

10-й способ. При носовом сигматизме ребенку предлагают длительно произносить звук (Ф), просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть дуть на него со звуком (Ф), постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.

11-й способ. При призубном парасигматизме правильного звучания звука (С) добиваются, используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука (С) взрослым, а потом им самим.

12-й способ . При шипящем парасигматизме ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук (Ф) и добиваться правильного звучания звука (С).

Начиная работу над формированием правильного произношения, важно убедиться, что ребенок сам замечает недостаток своего произношения. Часто бывает так, что дети улавливают общий смысл слова, не обращая внимания на то, что отдельные звуки произносятся ими неправильно.

Подберите или нарисуйте две картинки, например: "маки" и "маски". Предложите ребенку показать то, что вы назвали. Затем поменяйтесь ролями, пусть теперь ребенок называет, а взрослый показывает. Обратите внимание ребенка на то, что вам трудно показать нужную картинку, так как он неправильно ее называет: «Я смогу показать то, что ты просишь, если ты научишься проиизносить звук С. Давай, я тебя научу!»

Теперь можно переходить к выполнению . Его целью является формирование правильного артикуляционного уклада органов речи и выработка сильной, длительной воздушной струи, идущей точно посередине языка.

Одновременно с упражнениями можно проводить работу по отработке и уточнению артикуляции опорного звука . Опорным звуком для [с] является звук [и]. Обычно дети произносят его правильно. Взрослый говорит ребенку: “Улыбнись широко-широко, покажи зубки. Посмотри, как это сделаю я. А теперь посмотри на себя в зеркало и покажи такую же красивую улыбку. Язычок спрячь за зубки. Произнеси долго-долго: и-и-и-и.”

Игры и упражнения для отработки артикуляции звука [и].

  1. Ребенок произносит звук [и] (следите за правильностью артикуляции!), взрослый договаривает слово: и-грушка, и-голка, и-збушка, и-риска, и-зюм, и-кра, и-юнь.
  2. Взрослый называет один предмет, ребенок – много: носок – носки, гудок – гудки, замок – замки, песок – пески, мелок - мелки, комок – комки . Звук произносится ребенком с нажимом, выделяется голосом и артикуляцией.
  3. Подберите изображения предметов, в названии которых встречается звук [и]. Пусть ребенок назавет их: ива, иглы, иней, Индия, иволга . Обратите внимание на то, что в словах не должны содержаться звуки, которые ребенок произносит неправильно.

После того как органы речи будут хорошо подготовлены, укреплены мышцы артикуляционного аппарата, выработаны точные, координированные движения можно приступать непосредственно к постановке звука.

Постановка звука [с].

Способ 1. "Давай вспомним упражнение . Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

Способ 2. Если первым способом поставить звук не получилось, можно воспользоваться механической помощью. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук [с]. Внимание! Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони.

Механическую помощь можно использовать на этапе произношения изолированного звука (звукоподражания) и слогов. Затем палочку постепенно убираем. Когда ребенок научится самостоятельно, без механической помощи, произносить правильный звук [c], можно переходить к автоматизации этого звука в словах и предложениях.

Желаем удачи!

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

Часто молодые родители задаются вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р». Нередко они сталкиваются с плохой и невнятной речью малыша. А из всех проблемных звуков чаще всего ребенок не говорит букву «р». Однако эта проблема не стоит стольких волнений, сколько испытывают родители на ее счет.

Введение в проблему

Обычно дети начинают пытаться выговаривать эту букву по-своему примерно в три-четыре года. Думать о том, как научить ребенка говорить букву «р» в этом возрасте, не стоит. Большинство детей уже к пяти-шести годам могут, хоть и с трудом, осилить эту букву, правда, надо помнить, что эти рамки довольно индивидуальны.

Если ребенок уже достиг соответствующего возраста, а некоторые буквы все еще «проглатывает», не стоит бояться и бежать к логопеду, ругать отпрыска и пытаться быстро найти способ, как научить ребенка говорить букву «р». Нужно набраться терпения, начать усердно заниматься с малышом и трудиться над произношением самого трудного звука. Необходимо использовать логопедические упражнения для буквы «р».

Основные ошибки в произношении

  1. Скомканное окончание.
  2. Замена звука «р» на звук «л».
  3. Гортанное произношение буквы «р».

Причины неправильного произношения

  1. Возможно, мышцы губ, языка и неба развиты недостаточно для произношения столь сложного звука.
  2. Ребенок неправильно дышит во время речи. Дыхание должно быть не прерывистым, а плавным, ровным.
  3. Ребенок редко слышит слова с содержанием затруднительной для него буквы, возможно, родители сами «проглатывают» сложные звуки или говорят сокращениями.
  4. Родители редко разговаривают с ребенком лицом к лицу, что очень важно, ведь малыш должен хорошо видеть все движения губ взрослых.
  5. У ребенка слишком короткая уздечка языка - это врожденный порок, из-за которого подвижность языка ограничена, исправить эту неприятность можно только хирургическим путем.
  6. В редких случаях расстройство речи связано с нарушением работы коры головного мозга, при этом необходимо обратиться к специалистам.
  7. Малыш может просто-напросто подражать тем, кто не выговаривает «р».
  8. У детей часто бывают нарушения речи, связанные с неблагоприятной обстановкой в семье.

Проверка произношения буквы «р»

Попросите ребенка повторить несколько раз «Ррр-р-р-р», пусть малыш попытается произнести этот сложный звук в словах: рука, рак, ворона, жар, пар и др.

После проведенных домашних исследований можно определить, насколько развито произношение буквы «р» ребенком и стоит ли прибегать к спасательным мерам.

Для проверки подвижности органов речи нужно сесть перед зеркалом. Упражнения выполняются родителями вместе с малышом:

  • попросите ребенка открывать и закрывать рот, при этом «шлепать» губами;
  • пусть ребенок высунет язык как можно дальше, а потом резко спрячет его;
  • малыш должен попытаться сделать «широкий» язычок и двигать им влево-вправо, а потом вверх и вниз;
  • попросите ребенка на некоторое время открыть рот и высунуть «широкий» язычок на нижнюю губу, в этом положении язык надо зафиксировать на десять секунд;
  • нужно поочередно вытягивать губы трубочкой, а затем превращать в широкую улыбку;
  • пусть малыш поочередно закрывает то правый, то левый глаз.

Если родители замечают, что во время некоторых упражнений движения ребенка получаются неточные или не получаются вообще, то следует обратить внимание на улучшение развития подвижности рта и языка.

Родители должны разговаривать с ребенком как можно больше: на прогулке, в очереди и т. д. Речь должна быть размеренной, а все трудные слова четко произноситься.

Начинать разговаривать с малышом нужно как можно раньше. Не зря говорят, что еще в животике у мамы ребенок слышит голоса, различает интонации и тембры голоса, привыкает к ним.

Существует мнение, что в младенческом возрасте «сюсюканье» родителей по отношению к малышу вредит его дальнейшему восприятию речи. Поэтому члены семьи должны следить за правильностью своей речи при разговорах с ребенком и между собой.

Родителям будет полезно обзавестись профессиональной литературой на эту тему: «Буква "р"», «Как выговаривать ребенку» и др.

Когда ребенок только учится говорить, но у него не получается - нельзя его перебивать. Следует терпеливо дослушать все, что он пытается сказать, а потом повторить за ним, исправить ошибки, четко проговорить трудно дающиеся ему слова. Или как альтернативный вариант можно попробовать сделать вид, что родитель не понимает ребенка. Тем временем малыш будет медленно, четко и звонко проговаривать слова, запоминая, как говорить правильно, а как нет.

Как научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно

При помощи приведенных ниже упражнений можно без труда научить ребенка выговаривать «р». Их следует проводить ежедневно в форме игр по несколько раз. Рекомендуется сидеть перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть, как работают его губы. Лучше всего сначала показывать все на своем примере. Занятия должны проходить в дружелюбной атмосфере, а если у ребенка не получается - на него ни в коем случае нельзя кричать. Так можно лишь усугубить ситуацию. Только терпение и попытки одна за другой, только так можно помочь ребенку отточить произношение буквы «р».

Упражнения для начинающих

Упражнение 1

Для этой игры нужно попросить ребенка положить большой пальчик под язык, а затем попытаться совершать язычком движения от одной щеки к другой, пытаться при этом «рычать».

Упражнение 2

Требуется попросить ребенка улыбнуться очень широко и зафиксировать челюсти в этом положении. Затем пусть малыш попытается пересчитать верхние зубки, водя по ним языком с внутренней стороны. Существует второе похожее задание - ребенок должен в этом же положении покусывать кончик языка, это возбуждает мышцы, заставляет их работать.

Упражнение 3

Детки очень любят лошадей, они часто имитируют звуки их копыт. Пусть ребенок поцокает языком, можно это сделать вместе с мамой или другими членами семьи.

Упражнение 4

Упражнение 5

Выполняя это упражнение, ребенок будет пытаться дотянуться кончиком языка по очереди сначала до носика, потом до подбородка, а между этим аккуратно прикусывать кончик языка. Это упражнение помогает учиться задействовать при речи нужные мышцы.

Упражнение 6

Ребенок должен широко открыть рот и, высунув язык, с силой стукнуть им по передним зубам, одновременно пытаясь произнести звук «д».

Упражнения для усовершенствования произношения

Упражнение 1

Пусть ребенок попробует имитировать различные звуки, например, едет трактор - «др-др-дррр», мурлыкает котик - «муррррр-мр-мр», рычит лев - «рррррр» и другие. Это упражнение можно проводить в виде игры.

Упражнение 2

Родители подбирают для произношения несложные слова, в которых встречается буква «р»: трактор, трава, дрова и др.

Упражнение 3

Наиболее распространенными помощниками в делах произношения являются скороговорки. Требуется найти как можно больше подобных скороговорок с буквой «р» или стихотворений и песенок со словами «гриб», «трактор», «грабли» и с частым употребление буквы «р».

Упражнение 4

Требуется сесть перед зеркалом и открыть рот. Нужно коснуться кончиком языка нёба и зафиксировать положение на несколько секунд. Упражнение повторяется не менее пяти раз, это поможет ребенку растянуть уздечку языка и научиться говорить правильно.

Как работает логопед

Если родители все-таки решают обратиться к логопеду, то они могут быть уверены, что специалист сможет решить проблему с речью их ребенка буквально за 1-2 месяца. После посещения логопеда вопрос, как научить ребенка говорить букву «р», больше не будет беспокоить.

Для начала, на первом занятии, логопед проведет специальное обследование, при помощи которого определит уровень развития речи. У всех врачей разные подходы к лечению дефектов речи, суть их в одном.

В основном тактика лечения врачей основывается на раздражении языка специальными инструментами (палочкой, зондом). Это помогает разработать тонкую моторику и, соответственно, научиться выговаривать буквы.

Кроме того, логопед может дать парочку полезных советов о том, как научить ребенка выговаривать букву «р», например, выполнять различные упражнения по графику.

Успешность работы с ребенком во многом определяется его индивидуальными особенностями. Не стоит отчаиваться, если не получается все сразу. Нужно быть терпеливым и хвалить ребенка даже за небольшие достижения.

Большинство отечественных логопедов сходятся во мнении, что научиться правильно и бегло произносить звук Р - одна из самых сложных речевых задач для малышей. Мало кто из них справляется с ней самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители. С помощью элементарных логопедических упражнений на постановку звука Р.

Звук Р: правильно-неправильно

Звук Р - один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.

Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

  • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
  • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).

Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша «порычать» - иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом - научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно - то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.

Освободить звук Р «из-под узды»

Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки - так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму - резать или нет - и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь - современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе - и упражнений на постановку звука Р.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько... гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» - пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф , няня-нана , дверь-твер , табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание - это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки - в том числе и звук Р - определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.

Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

Логопедическим упражнениям - самое время

Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы , в небо улетают шаиики , а молоко дают коёвы ...

Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.

Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:

  • сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
  • затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
  • и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.

В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает - ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать - если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

Запомните одно простое правило : любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь - это ваша проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда - огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша - и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

Упражнения для разминки

Постановка звука Р - это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:

Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо - от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.

Упражнение «Маятник». Как и в первом случае - нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону - от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

«Чистим зубки». Исходное положение - улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя - на месте ли он.

Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения на постановку звука Р

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

  • 1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
  • 2 Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто - с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» - таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
  • 3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно - вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
  • 4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»...

Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей картавости. И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял большое внимание упражнениям на постановку звука Р. Поскольку артикуляция звука Р сходна с артикуляцией звука Д, он тренировался на словах, в которых Д и Р стоят рядом. Нередко из комнаты Володи можно было слышать логопедическую «мантру»: драка, дрова, дразнить...

Вы и есть - «учитель года»!

Поскольку дети - это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка - самый лучший учитель и наставник.

Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером - и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения - на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» - то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же - звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в общении... Если вы сознательный и любящий родитель - остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором. И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае - либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.