Литература        04.10.2021   

Тест по истории реформаторская деятельность сперанского. Тест: Сперанский М М и его реформы

Реформаторская деятельность Сперанского М.М.

Добрый день. Сегодняшний урок проведу у вас я. Для начала хотел бы представиться- Артур Эрнестович.

Сегодня мы продолжаем разговор о реформах эпохи правления Александра I до Отечественной войны 1812 г и познакомимся с проектами усовершенствования государственного порядка в России

Проверка знаний

Прежде, чем начнем рассмотрение, давайте вспомним наиболее значимые события. У меня в руках «Шар эпохи». Получив его вы называете ассоциацию, связанную с эпохой правления Александра 1

(шар передается детям, происходит диалог)

Почему возникает данный ассоциативный ряд?

Перечислите, в каких сферах были осуществлены реформы Александром I . (социально- экономические (крестьянская реформа); политическая сфера)

вспомним конкретные реформы и их даты

Реформы и преобразования – Александра. Какая форма правления в России в начале ХI Х века? (самодержавная монархия).

Вспомните успехи и неудачи России во внешней политике до 1812 г.

Молодцы ребята. Спасибо. Мы вспомнили наиболее значимые события связанные с эпохой правления Александра 1

Мотивация учащихся

А сейчас обратите свое внимание на экран.

(ролик о Сперанском )

Ребята, скажите, о чем или о ком пойдет речь на нашем уроке.

Сообщение темы урока

Итак, тема нашего урока «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского». откройте свои тетради и запишите тему.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Учитель:

Цели нашего урока

1. Ознакомление с основным содержанием реформаторских проектов Сперанского, выяснение причины их неполной реализации.

2. Развитие умений работать с текстом учебника (анализировать и обобщать факты, делать выводы).

Эпиграфом к нашему уроку я взял слова А.С. Пушкина, которые в 1834 г. он записал в своем дневнике:

«В прошлое воскресенье обедал у Сперанского. Я говорил ему о прекрасном начале царствования Александра: Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гений Зла и Блага».

Предоставление новой информации

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I. Но волей судьбы в конце1806 г. во время болезни Министра внутренних дел Виктора Павловича Кочубея, директору департамента министерства иностранных дел Михаилу Михайловичу Сперанскому было поручено лично докладывать императору о положении дел в России. Доклады произвели сильное впечатление, на императора такое же, как и сам автор. Александр сразу оценил его незаурядный ум. Началось восхождение Сперанского.

Биография М.М. Сперанского

Знакомясь с фактами из биографии М.М. Сперанского, подумайте и ответьте мне Что необычного в биографии Сперанского (ответ учащихся – нетипичное для высших сановников происхождение, быстрый карьерный рост)

М.М. Сперанский родился в семье бедного священника Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина. В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора. Все важнейшие тексты с 1807 г -1812 г составлял Сперанский. В конце октября 1808 г. Александр берет его с собой на Эрфурт на встречу с Наполеоном.

На следующем этапе работа с учебником (страницы 20-22), заполнение таблиц-приложений, беседа по вопросам: прочитать в учебнике о проекте реформ М.М. Сперанского.

По мере чтения учебника, учащиеся заполняют схему, с помощью учителя. После происходит диалог, по вопросам.

Какие политические реформы провел Сперанский? Их положительные и отрицательные стороны.?

Какие сословия устанавливались Сперанским?

Какими правами наделялось население страны?

Чьи идеи напоминают идеи Сперанского?

Конечная цель реформ?

Физминутка

Разделение учащихся по группам. Задание группам. На основании текста документов выясните причины отставки М.М. Сперанского.

Работа с источником:

1 группа.

Из манифеста об образовании Государственного совета:

«…Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

    В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

    По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им свершению.

    Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего свершения без утверждения державной власти.

    Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых…»

Вопросы к документу:

    как можно охарактеризовать Государственный совет согласно этому документу?

    сильно ли изменилась по существу структура власти в России после реформы?

На основании текста документов выясните причины отставки М.М. Сперанского.

2 группа.
“Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его “плане всеобщего государственного образования”, которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым”.
“В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной”.
“Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы”.

3 группа.
“Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная оппозиция. В Петербурге это литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве - салон сестры Александра I - Екатерины
Павловны, где ведущее место занимали один из идеологов консервативного течения Н.М. Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и сильное выражение в известной записке: “О древней и новой России” Карамзина. Сущность этой записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей”.
“Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и великая княгиня Екатерина Павловна. В 1809 году она вступила в брак с принцем Георгием Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня считала конституцию “совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам”. В ее глазах Сперанский был “преступником”, овладевшим волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами. “Зловредный попович” имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини”.

Подводя итоги групповой работы, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные причины отставки М.М. Сперанского:

    Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.

    Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.

    Чиновники были возмущены введением экзамена на чин.

    Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.

    Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.

    Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.

    Взаимное разочарование Александра I и Сперанского. “Он все делает наполовину” (Сперанский об Александре!)

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Вопрос. 1. Считаете ли вы, что реформы Сперанского
могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути?

Вопрос. 2. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку? Связать с современной Россией.

Вопрос. 3. Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России?

В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века.

Домашнее задание :

§ 3 учебника; сочинение-рассуждение на тему « Могли ли в начале XIX века реализоваться планы М.М. Сперанского?»

    Оценочная деятельность.

    Верно ли высказывание:

    Свой ответ аргументируйте.

    II. Осмысление нового материала.

    Александр I ни на минуту не забывал о своих реформах. Но деятельность «Негласного комитета» его немного разочаровала. Императору требовались другие помощники, другие единомышленники.

    И Александр I нашел такого единомышленника в лице Сперанского Михаила Михайловича.

    Запись темы урока в тетрадь.

    1808 - 1809 гг. - время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих законопроектов.

    Какого человека вы имеете при себе! - говорил он Александру I. - Я отдал бы за него любое королевство! Это единственно светлая личность в России!

    Что же предложил Сперанский М.М. - изучим отрывок из параграфа 3, стр 18.

    III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по вопросам (устно).

    IV. Анализ прочитанного.

    1-2 вопросы

    СОСЛОВИЯ

    «среднее состояние»

    «народ рабочий»

    избирательное право

    гражданские права

    Граждански права - право свободно заниматься деятельностью, свобода передвижений, право заключать имущественные сделки и т.д. Но главное - гражданские права - это личная свобода.

    ВЛАСТЬ

    Законодательная

    (Государственная дума - глава -канцлер, назначаемый царем)

    Исполнительная

    (министерства)

    Судебная

    Самодержавная власть ограничена Государственным советом - законосовещательный орган при императоре.

    Запись в тетрадь.

    1809 г. - проект Сперанского М.М. «Введение к уложению государственных законов»

    Сначала Александр I одобрил проект, а затем вынужден был прекратить осуществление реформ согласно этому проекту. Почему? (ответы учащихся)

    V. Дополнительный материал дает учитель или заранее подготовленный ученик.

    VI. Закрепление нового материала. Взаимопроверка.

    Дополнительное задание (по желанию учащихся) - сообщение на тему «Личность Сперанского М.М.»

Просмотр содержимого документа
«Урок Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»

Тема урока «Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»

    Ознакомление с основным содержанием реформаторских проектов Сперанского, выяснение причины их неполной реализации.

    Развитие умений работать с текстом учебника (анализировать и обобщать факты, делать выводы).

    Воспитание активной гражданской позиции.

Оборудование.

Мультимедийное оборудование, проектор.

Ход занятия.

I . Актуализация знаний учащихся.

    Работа с датами.

Вспомните, какие события произошли в указанные даты (фронтальный опрос учащихся):

На какие группы можно разделить все эти даты? (вариант ответа: основные годы событий внутренней политики Александра I (1801, 1802, 1803) и годы событий внешней политики(1805, 1806, 1807, 1808 – 1809, 1806 – 1812))

    Работа с терминами.

Объясните значение терминов:

    Манифест

    Коалиция

    Континентальная блокада

    Либерализм

    Оценочная деятельность.

Верно ли высказывание:

«Указ о «вольных хлебопашцах» не мог быть реализован в условиях царской России».

Свой ответ аргументируйте.

II . Осмысление нового материала.

Александр I ни на минуту не забывал о своих реформах. Но деятельность «Негласного комитета» его немного разочаровала. Императору требовались другие помощники, другие единомышленники.

И Александр I нашел такого единомышленника в лице Сперанского Михаила Михайловича.

Прочитайте тему нашего урока. («Реформаторская деятельность Сперанского М.М.»)

Запись темы урока в тетрадь.

О чём мы сегодня будем говорить на уроке - сформулируйте вопросы к теме нашего урока (ответы учащихся).

О биографии этого человека вы прочитаете самостоятельно дома.

1808 – 1809 гг. – время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих законопроектов.

Очень высокого мнения о Сперанском был и Наполеон:

Какого человека вы имеете при себе! – говорил он Александру I . – Я отдал бы за него любое королевство! Это единственно светлая личность в России!

Сам Александр тоже высоко ценил Сперанского и поручил ему составить план государственного преобразования России или проект всеобъемлющей реформы государственного управления.

Что же предложил Сперанский М.М. – изучим отрывок из параграфа 3, стр 18.

III . Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по вопросам (устно).

1. На какие сословия разделил Сперанский все российское общество в своем проекте?

2. Какими правами наделялись эти сословия?

3. Как разделил Сперанский власть в государстве?

4. Предполагал ли проект Сперанского ограничение самодержавной власти? Как?

IV . Анализ прочитанного.

Учащиеся отвечают на вопросы к тексту.

Параллельно в тетради учащиеся выполняют записи-схемы.

1-2 вопросы

СОСЛОВИЯ



«народ рабочий»


«среднее состояние»


избирательное право


гражданские права


Какие права мы называем гражданскими?

Граждански права – право свободно заниматься деятельностью, свобода передвижений, право заключать имущественные сделки и т.д. Но главное – гражданские права – это личная свобода.

Как общество могло реагировать на этот пункт проекта? Кто был недоволен этим пунктом и почему?

Вариант ответа: этот пункт проекта вызвал большое недовольство со стороны дворянства. Наделение крепостных крестьян гражданскими правами означало отмену крепостного права в России.

ВЛАСТЬ



Законодательная

(Государственная дума – глава –канцлер, назначаемый царем)

Судебная


Исполнительная

(министерства)


Самодержавная власть ограничена Государственным советом – законосовещательный орган при императоре.

На стр. 19 найдите основные задачи Государственного совета. (Выборочное чтение).

К 1809 году проект политической реформы Сперанского был готов и назывался «Введение к уложению государственных законов».

Запись в тетрадь.

Как вы думаете, какая судьба ждала этот проект в то время в России? (ответы учащихся)

Сначала Александр I одобрил проект, а затем вынужден был прекратить осуществление реформ согласно этому проекту. Почему? (ответы учащихся)

Найдите подтверждение этому в тексте параграфа (стр.20)

V . Дополнительный материал дает учитель или заранее подготовленный ученик.

Реформы Сперанского в государственном устройстве России получили резкое противодействие консервативного дворянства. Он был обвинен в государственной измене и в 1812 г. сослан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. В Пермь Сперанский прибыл 23 сентябре 1812 г. и уехал в сентябре 1814 г. Отношения с местными властями у него не сложились. Сперанский жил под строгим полицейским надзором и очень страдал, поскольку все эти тяготы с ним вынуждены разделять близкие. Здесь он много работал, продолжая обдумывать реформирование государственной власти. Из Перми Сперанский переслал с дочерью письмо к царю и оправдательную записку, опубликованную впоследствии под названием "Пермское письмо Сперанского к Александру Павловичу". Опала была снята лишь в 1816 г. и Сперанский вернулся к государственной деятельности. Позднее Сперанскому не раз приходилось заниматься делами, связанными с Пермской губернией.

VI . Закрепление нового материала. Взаимопроверка.

Сформулируйте вопрос по нашей теме.

Учащиеся задают вопросы друг другу.

Всё понял, узнал много нового, было интересно, активно работал на уроке…


(как вариант)

Ничего не понял, ничего не узнал, было скучно, на уроке не работал…


Где на этой шкале вы поместите себя.

VIII . Д/з.

Параграф 3, отвечать устно на вопросы после параграфа, учить записи в тетради.

Письменно выполнить вопрос № 2 (стр.20).

Дополнительное задание (по желанию учащихся) – сообщение на тему «Личность Сперанского М.М.»

Просмотр содержимого презентации
«Реформы Сперанского»


  • Манифест
  • Коалиция
  • Континентальная блокада
  • Либерализм

1801-1825

1808 – 1809

1806 – 1812

Верно ли высказывание:

«Указ о «вольных хлебопашцах» не мог быть реализован в условиях царской России».


Михаи́л Миха́йлович Спера́нский (1772 - 1839) - граф, русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.

Сперанский М.М.



«Я отдал бы за него любое королевство!

Единственная светлая личность в России!»

Наполеон Бонапарт

Сперанский М.М.


Самостоятельная работа с текстом учебника – стр.18.

Устно ответьте на вопросы:

1. На какие сословия разделил Сперанский все российское общество в своем проекте?

2. Какими правами наделялись эти сословия?

3. Как разделил Сперанский власть в государстве?

4. Предполагал ли проект Сперанского ограничение самодержавной власти? Как?


Сословия

дворяне

«народ рабочий»

«среднее состояние»

избирательное право

гражданские права


Наделение крепостных крестьян гражданскими правами означало отмену крепостного права

Недовольство дворянства


Власть

законодательная

судебная

исполнительная

Государственная дума – глава – канцлер

Сенат

министерства


Ограничение самодержавия – при императоре создан законосовещательный орган власти- Государственный Совет.

Проекты Сперанского не были реализованы.



Сперанский был обвинен в государственной измене и в 1812 г. сослан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. В Пермь Сперанский прибыл 23 сентябре 1812 г. и уехал в сентябре 1814 г.

Двухэтажное здание на углу улиц Орджоникидзе и 25 Октября, № 15/1. Здание известно тем, что осенью 1812 г., здесь в ссылке жил Сперанский М.М.


Всё понял, узнал много нового, было интересно, активно работал на уроке…

Ничего не понял, ничего не узнал, было скучно, на уроке не работал…


Параграф 3, отвечать устно на вопросы после параграфа, учить записи в тетради.

Письменно выполнить вопрос № 2 (стр.20).

Дополнительное задание (по желанию учащихся) – сообщение на тему «Личность Сперанского М.М.»

Задание № 1. Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801—1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

1801 — статс-секретарь при госсекретаре, 1802 — статс-секретарь при министре внутренних дел Кочубее, 1807 — статс-секретарь Александра I, 1808 — товарищ министра юстиции и главный советник Александра I в государственных делах, 1810 — государственный секретарь (председатель учрежденного Госсовета), 1812 — ссылка

Выдающиеся способности, умноженные на умение разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Все это способствовало расположению к нему влиятельных особ (Куракин, Кочубей)

Задание № 2. Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» Составьте развернутый план доклада

План доклада: 1) Причины возвышения Сперанского, 2) Причины необходимости реформ по мнению Сперанского, 3) Основные положения проекта реформы, 4) Характер реформ, 5) Фактические результаты реформы, 6) Причины неудачи реформ, 7) Значение реформаторской деятельности Сперанского

Задание № 3. Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

Не затрагивая основ самодержавно-феодального строя, осторожно провести умеренные реформы, которые смягчили бы острые социальные противоречия в обществе. Значение реформ состояло в том, что многие идеи Сперанского послужили основой будущих реформаторских преобразований

Задание № 4. Заполните таблицу «Политические реформы М. М. Сперанского»

Основные положения Положительные стороны Отрицательные стороны

Осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

Создать систему представительских учреждений

Определить порядок, функции и ответственность органов исполнительной власти

Выборность судебной власти на местах

Разделение на три сословия всего населения России и наделение его определенными для каждого сословия правами

Монарх сохранял верховную власть

Децентрализация власти

Стремление поставить исполнительную власть под контроль выборных органов

Предоставление гражданских прав всему населению

Привлечение к управлению страной более широких слоев населения за счет системы выборов

Недовольство крестьянского и дворянского сословий

Неудобство нового порядка выборов

Несогласованность

Политические права получали только два первых сословия на основе имущественного ценза и личной свободы

Ограничивались возможности Государственной думы в законо-дательной сфере и в области кон-троля за исполнительной властью

Фактическое сохранение само-державия в его правах и возмож-ностях

Не рассматривался вопрос отме-ны крепостного права

Основная масса населения оста-валась бесправной

Задание № 5. Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат — состоит из двух частей — Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Члены Сената пожизненно должны были избираться Думой и утверждаться императором

Государственная Дума — выборный высший законодательный орган страны. Без согласия Думы монарх не имел права издавать законы, но мог всегда рас-пустить Думу

Государственный совет — совещательный орган при императоре, как связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи. Члены совета назначались императором и несли ответственность только перед ним

Министерства — орган исполнительной власти со строго определенными функциями и порядком. Министры назначались императором и должны были нести ответственность перед Государственной Думой

Задание № 6. Выберите правильный ответ

По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

а) самодержавной монархие

б) конституционной монархией

в) парламентской монархией

г) республикой

Задание № 7. На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского

Задание № 8. Заполните таблицу «Причины и последствия отставки М. М. Сперанского»

Причины Последствия

Реформы затрагивали интересы высших слоев населения

Либеральный характер реформ

Недовольство консервативно настроенных слоев дворянства и чиновничества

Личность самого Сперанского («попович»)

Симпатии Сперанского к государственному устройству Франции в условиях обострения отношений двух стран

Интриги двора

Нерешительность Александра I

Не была доведена до конца административная реформа, что сказалось на качестве и эффективности аппарата управления

Не были проведены политические реформы, что оставило нерешенными все противоречия общества

Не были проведены экономические реформы (бюджет, налоги)

Откат России к консерватизму и отказ от курса реформаторства

Задание № 9. Заполните таблицу «Функции министерств»

Название министерства Функции
Военное министерство Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения всех сухопутных вооруженных сил
Морское министерство Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения, строительства военно-морских сил
Министерство иностранных дел Все международные отношения государства и связанные с этим «места и лица», дворцовый церемониал
Министерство юстиции Управление судебными учреждениями и вопросы судопроизводства
Министерство внутренних дел Промышленность, сельское хозяйство, городское и земское хозяйство, медицина, гражданское строительство, перепись населения и статистика
Министерство финансов Доходное имущество, горное дело, все налоги, повинности и сборы, государственный бюджет, государственные кредиты и займы, кредитные учреждения (банки)
Министерство народного просвещения Управление учебными заведениями, Академией наук, научными учреждениями, музеями и ведало цензурой
Министерство коммерции Внешняя и внутренняя торговля, таможня, коммуникации

Задание № 1.

Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801-1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

1801 - статс-секретарь при госсекретаре, 1802 - статс-секретарь при министре внутренних дел Кочубее, 1807 - статс-секретарь Александра I, 1808 - товарищ министра юстиции и главный советник Александра I в государственных делах, 1810 - государственный секретарь (председатель учрежденного Госсовета), 1812 - ссылка.
Выдающиеся способности, умноженные на умение разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Все это способствовало расположению к нему влиятельных особ (Куракин, Кочубей).

Задание № 2.

Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» Составьте развернутый план доклада.

План доклада: 1) Причины возвышения Сперанского, 2) Причины необходимости реформ по мнению Сперанского, 3) Основные положения проекта реформы, 4) Характер реформ, 5) Фактические результаты реформы, 6) Причины неудачи реформ, 7) Значение реформаторской деятельности Сперанского.

Задание № 3.

Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

Не затрагивая основ самодержавно-феодального строя, осторожно провести умеренные реформы, которые смягчили бы острые социальные противоречия в обществе. Значение реформ состояло в том, что многие идеи Сперанского послужили основой будущих реформаторских преобразований.

Задание № 4.

Заполните таблицу «Политические реформы М. М. Сперанского».

Основные положения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Осуществить разделение влас-тей на законодательную, испол-нительную и судебную
- Создать систему представитель-ских учреждений
- Определить порядок, функции и ответственность органов ис-полнительной власти
- Выборность судебной власти на местах
- Разделение на три сословия всего населения России и наде-ление его определенными для каждого сословия правами
- Монарх сохранял верховную власть

Децентрализация власти
- Стремление поставить испол-нительную власть под контроль выборных органов
- Предоставление гражданских прав всему населению
- Привлечение к управлению страной более широких слоев на-селения за счет системы выборов

Политические права получали только два первых сословия на основе имущественного ценза и личной свободы
- Ограничивались возможности Государственной думы в законо-дательной сфере и в области кон-троля за исполнительной властью
- Фактическое сохранение само-державия в его правах и возмож-ностях
- Не рассматривался вопрос отме-ны крепостного права
- Основная масса населения оста-валась бесправной

Задание № 5.

Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат - состоит из двух частей - Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Члены Сената пожизненно должны были избираться Думой и утверждаться императором.
Государственная Дума - выборный высший законодательный орган страны. Без согласия Думы монарх не имел права издавать законы, но мог всегда рас-пустить Думу.
Государственный совет - совещательный орган при императоре, как связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи. Члены совета назначались императором и несли ответственность только перед ним.
Министерства - орган исполнительной власти со строго определенными функциями и порядком. Министры назначались императором и должны были нести ответственность перед Государственной Думой.

Задание № 6.

Выберите правильный ответ.
По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

а) самодержавной монархией; в) парламентской монархией;
б) конституционной монархией; г) республикой.

Задание № 7.

На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского.


Задание № 8.

Заполните таблицу «Причины и последствия отставки М. М. Сперанского».

Причины

Последствия

* Реформы затрагивали интересы высших слоев населения
* Либеральный характер реформ
* Недовольство консервативно настроенных слоев дворянства и чиновничества
* Личность самого Сперанского («попович»)
* Симпатии Сперанского к государственному уст-ройству Франции в условиях обострения отноше-ний двух стран
* Интриги двора
* Нерешительность Александра I

* Не была доведена до конца административная реформа, что сказалось на качестве и эффектив-ности аппарата управления
* Не были проведены политические реформы, что оставило нерешенными все противоречия общес-тва
* Не были проведены экономические реформы (бюджет, налоги)
* Откат России к консерватизму и отказ от курса реформаторства

Задание № 9.

Заполните таблицу «Функции министерств».

Название министерства

Функции

Военное министерство

Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения всех сухопутных вооруженных сил

Морское министерство

Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, воору-жения, строительства военно-морских сил

Министерство иностранных дел

Все международные отношения государства и связанные с этим «места и лица», дворцовый церемониал

Министерство юстиции

Управление судебными учреждениями и вопросы судопроизводства

Министерство внутренних дел

Промышленность, сельское хозяйство, городское и земское хозяйст-во, медицина, гражданское строительство, перепись населения и статистика

Министерство финансов

Доходное имущество, горное дело, все налоги, повинности и сборы, государственный бюджет, государственные кредиты и займы, кре-дитные учреждения (банки)

Министерство народного просвещения

Управление учебными заведениями, Академией наук, науч ными учреждениями, музеями и ведало цензурой

Министерство коммерции

Внешняя и внутренняя торговля, таможня, коммуникации