Задачи        30.10.2021   

Служивая система. Происхождение поместного землевладения Поместная система ивана 3

система раздачи феод. гос-вом в России земель дворянам (помещикам) под условием несения ими воен. и адм. службы. П. с. сложилась в период образования Русского централизованного государства на базе различных видов условного землевладения предшествующего времени - мелкого вотчинного землевладения, обусловленного службой (напр., своеземцев), и землевладения несвободных слуг. Первая массовая раздача земель в поместье была произведена в Новгородской и др. присоединенных землях. Экономич. значение П. с. заключалось в хоз. освоении новых земель, особенно на Ю. страны, в расширении сферы феод. отношений. Социально-политич. смысл П. с. состоял в том, что она служила целям материального обеспечения дворянства, являвшегося основной социальной силой, к-рая поддерживала гос. власть в ее борьбе с феод. раздробленностью. Юридич. основы П. с. разработаны в Судебнике 1497 (ст. 62-63). П. с. достигла своего расцвета к сер. 16 в., когда Уложением о службе 1556 была произведена регламентация воен. службы как помещиков, так и вотчинников. Согласно уложению, с каждых 100 четвертей "доброй" земли в одном поле владелец поместья или вотчины должен был выставлять полностью вооруж. конного ратника; контроль за выполнением Уложения 1556 осуществляли Разряд и Поместный приказ. П. с. росла за счет конфискации земель бояр и монастырей (р-н Новгорода), а также за счет раздачи помещикам дворцовых и черносошных земель (центр. и сев. уезды). Бурный рост П. с. приходится на годы опричнины, но тогда же замечаются первые признаки ее упадка. С распространением П. с. тесно связаны развитие барщины и закрепощение крестьянства. Помещики расширяли свою запашку, получали от гос-ва право на произвольное увеличение крест. повинностей, вели ожесточенную борьбу за рабочие руки. Они добились к кон. 16 в. запрещения крест. выхода и организации сыска беглых крестьян. Соборным Уложением 1649 был разрешен обмен поместий на вотчины при условии регистрации сделок в Поместном приказе. Одновременно с процессом юридич. сближения поместья с вотчиной происходит процесс как относительного, так и абсолютного сокращения поместных земель. Пр-во стало вознаграждать дворянство за службу пожалованием поместий в вотчины и, для пополнения казны, продавало поместья в вотчины. Окончательная ликвидация П. с. произошла при Петре I. Лит.: Рождественский С. В., Служилое землевладение в Моск. гос-ве XVI в., СПБ, 1897; Готье Ю. В., Замосковный край в XVII в., 2 изд., M., 1937; Веселовский С. Б., Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 2, М., 1954; Черепвин Л. В., Основные этапы развития феод, собственности на Руси (до XVII в.), "ВИ", 1953, No 4; его же, Предисловие к 4 вып. "Памятников рус. права", М., 1956; его же, Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV - XV вв., М., 1960; Базилевич К. В., Новгородские помещики из послужильцев в кон. XV в., ИЗ, т. 14, M., 1945; Зимин A. A., Из истории поместного землевладения на Руси, "ВИ", 1959, No 11. В. И. Корецкий. Москва.

В конце XIV - середине XV в. хозяйственное развитие Руси определяется дальнейшим ростом общественного разделения труда и расширением торговых связей. Быстрыми темпами развивалось хозяйство северо-восточных земель, где была высокая плотность населения, за счет притока крестьян и горожан в междуречье Волги и Оки. Образование и рост городов усилились в результате оживления хозяйственной жизни и покровительства государства развитию ремесел и торговли. В разряд городов переходили ремесленные села: Руза, Верея, Серпухов, Кашира. Возникали города и на основе собственно ремесленных промыслов или производств - Соль-Вычегодск, Устюжна Железопольская, Соль-Галицкая; на основе оружейного производства - Тульско-Серпуховский оружейный район.

По мере развития промыслов поселения, возникшие вокруг них, также имели тенденцию к перерастанию в города. Статус городов получали поселения вокруг мельниц, речных переправ и пр. В конце XIV в. на территории Владимиро-Суздальского и Московского княжеств насчитывалось 55 городов, 30 - на территории Рязанского княжества и 10 - Смоленского и т.д. Наиболее крупными городами были Москва, Владимир, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Рязань. В Москве, Пскове и других крупных городах насчитывалось по 60-70 ремесленных профессий.

Углубление общественного разделения труда способствовало развитию торговли. Возникали ярмарки и торги, предвещавшие зарождение всероссийского рынка. В городах в XV в. выделилось самостоятельное купечество - гости и сурожане. Гости вели иноземную торговлю, сурожане налаживали торговые связи с Сурожем (Крымом), Заморьем (Малой Азией), Константинополем и прикаспийскими государствами.

Рост материального производства сказался на развитии земледелия. В сельском хозяйстве был достигнут домонгольский уровень производства. Распространение трехполья, применение плуга и сохи, совершенствование обработки земли привели к увеличению производства зерна, поголовья скота. Хлеб превращается в товар, главными покупателями которого были горожане.

Основной формой феодального землевладения в XIV-XV вв. на Руси была вотчина (княжеская, боярская, церковная, монастырская). Земли княжества, которые принадлежали боярам, слугам или монастырям, являлись княжескими. В Северной и северо-восточной землях Русского государства сохранялись так называемые черные земли, находившиеся в общинном владении и пользовании крестьян. Крестьяне также имели приусадебный участок и пашенные земли в индивидуальном владении и платили подати {тягло) в княжескую казну. Эту категорию крестьян называли черносошными.

Крестьяне жили и на землях частных владельцев, занимая по договору с хозяином определенные участки земли, за пользование которыми платили натуральный или денежный оброк и выполняли барскую работу {барщину). Это категория владельческих крестьян.

В 60-х годах XV в. начался процесс дробления, закладывания и продажи княжеских и боярских вотчин. Их владельцы часто шли на службу к князю за землю, то есть за получение земли по месту службы. При необходимости увеличения числа служивых людей князь активно раздавал участки земли с крестьянами в условное владение на срок несения службы. Такие участки земли, отданные служивым людям не в собственность, а лишь во владение на срок несения службы, стали называть поместьями. Постепенно поместье становилось пожизненным владением. Место и службу получали от великого князя не только княжата- бояре, но и лица, вышедшие из других слоев населения: мастера-ремесленники, купцы, священнослужители, свободные крестьяне. Так оформились слой военно-служивого дворянства {помещиков) и поместная система землевладения, зарождение которой относится к XIV в.

Оформление поместной системы сопровождалось массовым лишением земли черносошных крестьян, так как старобоярские земли к началу XVI в. фактически были перераспределены. В первой половине XVI в. поместная система занимала в центральных районах более 1/3 земель, к концу XVI в. поместные земли составляли уже 55%. Вырос натуральный оброк, и стал широко вводиться денежный оброк. Все это усиливало экономическую и политическую власть феодала над крестьянами, вовлечение в систему феодальной зависимости все большого числа крестьян. Крестьяне выступали против захвата земель и эксплуатации.

Учебник русской истории Платонов Сергей Федорович

§ 55. Люди служилые и тяглые; поместная система и крестьянское прикрепление

Одновременно с образованием княжеской аристократии в Московском государстве стали слагаться и другие сословные группы. В удельное время, в тот период, когда еще завершалось заселение северо-восточных княжеств славянским племенем, состав общества в этих княжествах был очень неопределенным. В общем потоке колонизации, шедшей с Днепра и с ильменских рек в Поволжье, население не сразу находило себе оседлость, перемещалось и бродило, двигаясь постепенно в восточном и северо-восточном направлении. Только князья, хозяева уделов, сидели неподвижно в своих удельных владениях. Вынужденные вести свое хозяйство и содержать дружину при условии непрерывной подвижности, «текучести» всего народонаселения, князья выработали особые приемы хозяйства и управления. Они не могли сразу остановить переселенческий поток, задержать население в своих волостях и прикрепить его к своему уделу. Народ приходил в их удел и уходил из него свободно, не сказываясь князю и без его позволения. Князья поэтому старались закрепить за собою отдельных лиц. Они или принимали их к себе на вольную службу по договору,(это были бояре и вольные слуги), или же покупали их и кабалили как рабов (это были их «люди», или холопы). Из тех и других составлялся «двор» князя, соответствующий дружине Киевского периода (§ 20). С помощью этого двора удельный князь управлял своим уделом, защищал его и вел свое хозяйство. Бояре и вольные слуги были его советниками и полководцами, а «люди» составляли рать и были рабочими на его пашне и промыслах. Часто князья приглашали неимущих свободных людей селиться на княжеской земле с условием служить и работать князю, причем, если такой слуга не исполнял своих обязанностей, его лишали данной ему земли. Из этих слуг «под дворским» (то есть подчиненных княжескому дворскому, или дворецкому) составлялся особый, средний разряд княжеских людей, - не холопов, но и не вполне свободных. Только перечисленные разряды слуг, от бояр до холопов, находились в непосредственном подчинении князю; а из них только «люди» были подданными князя в нашем смысле этого слова, то есть находились в принудительной от него зависимости. Остальные могли от него уйти к другому князю, - или теряя свою землю, если это были слуги под дворским, или сохраняя свои земли, если это были слуги вольные.

Так устроены были отношения удельных князей к тем, кто им служил. Все же прочие лица, жившие в уделе князя, носили общее наименование «христиан», или «крестьян», и не находились вовсе в личной зависимости от князя. Как в городах («посадах»), так и в сельских волостях они были устроены в общины, или «миры». Князь знал, что в какой-либо его волости (занимавшей, например, долину какой-нибудь речки) жили крестьяне. Он приказывал там счесть количество крестьянских дворов, назначал с них со всех один общий податной оклад, «тягло», и поручал самим же крестьянам в известные сроки (на Рождество, на Петров день) доставлять ему свою подать. Люди приходили в эту волость и уходили из нее без ведома и разрешения князя. Крестьянский «мир» их принимал и отпускал; он их облагал податью в общий оклад; выборные «старосты» собирали эту подать и отвозили князю. И так шло из года в год, до тех пор, пока князь не приказывал (заметив убыль или прибыль крестьянских дворов в данной волости) снова переписать дворы и уменьшить или увеличить сумму мирского платежа. При таком порядке крестьяне знали не князя, а крестьянский «мир»; а князь мог быть равнодушен к тому, что тот или другой его крестьянин уйдет к соседнему князю. Прямого ущерба от этого для князя не было. Такою же свободою перехода крестьяне пользовались и на частных боярских землях. Приходя на землю, они составляли арендное условие, «порядную», и в порядной определяли свои обязанности и платежи господину; уходя от господина, они известным порядком «отказывались» от земли. Закон и обычай считали нормальным сроком отказа «Юрьев день осенний» (26 ноября). Если прибавим, что переход человека из одного разряда в другой, - из крестьян в горожане («посадские люди») или в холопы и обратно, - был очень легок и доступен всем, то мы поймем, что общественное устройство в удельное время было очень неопределенно и бесформенно.

Такая неопределенность не могла удержаться при переходе удельного быта в государственный. Московские государи раньше всего взялись за переустройство своего «двора». Мы видели, что они наложили свою руку на земли своих служилых князей и требовали, чтобы земли эти «не выходили из службы» (§ 54). То же правило было применено ко всем вообще вотчинам: всякий, кто владел землею, был обязан участвовать в защите государства . С каждой вотчины должны были являться ратные люди, «конны и оружны», по первому зову государя. Княжата и бояре, владевшие крупными вотчинами, приводили с собою целые «воинства» своих людей. Мелкие вотчинники выезжали на службу сами «своею головою» или с одним-двумя холопами. Но так как во время тяжелых войн с татарами, литвою и немцами нужна была большая военная сила, то обычной рати не хватало, и московские государи стали усиленно вербовать служилых людей, «собою добрых и дородных» (то есть годных к бою), и селить их на казенных землях, потому что иных средств на содержание воинских людей, кроме земель, тогда не было.

Прежде такие земли давались слугам из частных владений князя, из его «дворца». Теперь «дворцовых» земель уже не хватало, и слугам стали давать земли «черные» (то есть податные, государственные). Прежде такие земли, данные слугам, носили название «служних земель»; теперь они стали называться «поместьями», а их владельцы - «помещиками», «детьми боярскими» и «дворянами». В отличие от вотчин, которые были частично наследственною собственностью вотчинников, поместья были временным владением . Помещик владел землею, пока мог служить; прекращалась служба за нерадением или смертью помещика - и поместье возвращалось в казну. В начале XVI в. помещиков считали уже тысячами, и поместная система охватила уже всю южную половину государства. На государеву службу было «поверстано» множество народа; новым помещикам были розданы земли вблизи границ: в новгородских пятинах, в Смоленске, в Северском крае, на Оке и, наконец, в центральных областях кругом Москвы. Для заведования поместьями в Москве была устроена «Поместная изба», а для заведования службою вотчинников и помещиков - Разряд.

Сверх поместных земель, служилым людям давали время от времени денежное жалованье, а наиболее знатным из них давали «кормленья». Это значило, что их посылали в какой-нибудь город «наместником» или в какую-нибудь волость «волостелем». Они правили, судили суд, смотрели за порядком и получали за это с населения «кормы» и «пошлины». Кормы имели вид даров в определенные сроки (к большим праздникам); а пошлины - это плата за суд и за всякие иные действия кормленщика в пользу населения. Вот это управление с правом брать доход с волости или города в свою пользу и называлось «кормлением» . Таково было устройство нового служилого сословия. Это сословие теперь состояло: 1) из княжат и бояр, составлявших аристократию, 2) из дворян и детей боярских - вотчинников и помещиков и 3) из гарнизонных людей (стрельцов, пищальников, пушкарей), навербованных на мелкие земельные участки в особых «слободах» при укрепленных городах.

Развитие поместной системы повело к тому, что большие пространства занятой крестьянами земли были переданы помещикам и, таким образом, на этих землях создалась зависимость крестьян от землевладельцев. За то, что землевладелец служил со своей земли государству, крестьяне были обязаны работать на него, пахать его пашню и платить ему оброк . Ни помещику, ни правительству было уже неудобно допускать свободный выход крестьян с занятой ими земли, и потому крестьян старались удерживать на местах. Их записывали вместе с их землями в особые «писцовые книги», и тех, кто попал в книгу, считали прикрепленными к той земле, на которой он был записан. Эти «письменные» крестьяне уже не выпускались со своих мест; могли переходить с места на место только люди «неписьменные», то есть не записанные в книги. Но таких крестьян сами землевладельцы, приняв к себе по «подрядной» записи, старались закрепить на своей земле разными средствами, в особенности же тем, что давали им взаймы деньги, семена, рабочий скот и, таким образом, обязывали их сидеть у себя, пока не отработают долга. Право перехода в Юрьев день, однако, не было отменено, и им пользовались те крестьяне, которые не «застарели» еще за своими землевладельцами. Надобно заметить, что с укреплением государственного порядка не только землевладельцы стали бороться с бродячестью крестьян, но и сами крестьянские общины не стали выпускать из своей среды «тягловцев», потому что уход податных плательщиков затруднял сбор и правильную доставку государю податного оклада. Кто уходил, не платил ничего; а кто оставался, тот должен был платить за себя и за ушедших. Поэтому крестьянские миры сами просили у государя права не выпускать из общины письменных крестьян. Так мало-помалу принимались меры к тому, чтобы прикрепить крестьян к местам, сделать из них оседлое податное сословие, обязанное платить государю подати («тянуть тягло»), а на служилых землях еще и работать на землевладельца.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Служилые люди Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому. Это не считалось изменой князю. Уделы не

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Поместная система Итак, повторю, поместное владение развилось из землевладения дворцовых слуг при удельных князьях и отличалось от этого землевладения тем, что условливалось не только дворцовой, но и ратной службой. Это отличие становится заметно с половины XV в.; не

Из книги Мифы Цивилизации автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

автора Ключевский Василий Осипович

Служилые люди на соборах Из всех классов общества на обоих соборах всего сильнее было представлено служилое сословие: на соборе 1566 г. военно-служилых людей, не считая входивших в состав правительственных учреждений, было почти 55% всего личного состава собрания, на соборе

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Служилые люди Это укрепление и обособление сословий, по-видимому, началось со служилого класса, наиболее нужного государству как боевая сила. Уже Судебник 1550 г. дозволил принимать в холопство только отставных детей боярских, воспретив прием служащих и их сыновей, даже не

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

Поместная система К XIV–XV вв. боярское землевладение заметно выросло, что упрочило могущество знати. Но одновременно с образованием крупных земельных богатств происходил интенсивный процесс дробления вотчин. Пока старшая дружина - бояре - получала основной доход от

Из книги Русские – успешный народ. Как прирастала русская земля автора Тюрин Александр

Из книги Русские – успешный народ. Как прирастала русская земля автора Тюрин Александр

Казаки и служилые люди на Тереке К началу XVI в. относится формирование русских казачьих сообществ в восточной части Северного Кавказа.Терский атаман Караулов, пользовавшийся устными преданиями, писал в своей книге, что в 1520-х гг. рязанские казаки прошли Доном к

Из книги Ратные подвиги древней Руси автора Волков Владимир Алексеевич

3. Служилые люди «пушкарского чина» Развитие русской артиллерии привело к значительному увеличению служилых людей при «наряде» (артиллерийской прислуги). Постепенно обособившись от других воинских разрядов, они образовали особый разряд военнослужащих - служилых

Из книги Последние Рюриковичи и закат Московской Руси автора Зарезин Максим Игоревич

Поместная контрреволюция В 1550 году Иван Грозный принял решение о наделении поместьями в Подмосковье тысячи «лучших слуг», в число которых на одинаковых условиях попали и худородные дворяне, и родовитые князья, таким образом превращавшиеся в государевых помещиков.

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди 2.1. Вотчины. С конца XV в. структура землевладения менялась. С одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов боярская вотчина, с другой – происходило сокращение общего фонда боярских земель в результате их

Из книги Общедоступные чтения о русской истории автора Соловьев Сергей Михайлович

ЧТЕНИЕ VI О великом князе Иоанне III Васильевиче и жене его Софье Фоминичне. О том, как украсилась Москва и как великий князь стал жить и вести себя иначе. О том, как присоединен был Новгород Великий; как устроились войска в России, служилые люди, помещики. О покорении Перми и

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Служилые люди В XIV веке в Русском государстве стал формироваться многочисленный сложный, неоднородный по социальному составу слой так называемых служилых людей, людей, находившихся на государственной службе. Позже, в XVI веке, служилые люди делились на две крупные

Из книги Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси автора Черепнин Лев Владимирович

§ 5. Княжеские дворцовые слуги и тяглые люди в городах («делюи», «ордынцы», «числяки») Феодальный город был не только центром ремесла, которым занимались лично свободные посадские люди, несшие государево тягло, но и средоточием дворцового (княжеского) и вотчинного

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Прикрепление крестьян к земле Самым важным делом Годунова в царствование Феодора было прикрепление крестьян к земле. Оно привело к очень печальным последствиям.Огромная Русская земля с ее полями, лугами, лесами, реками и озерами была открыта в древности, при начале

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Прикрепление крестьян к земле» …по теперешнему счету от 1800 до 600 десятин – от 1962 до 654 гектаров.Полоть мяса (или полть) – половина свиной или бараньей туши.…около осеннего Юрьева дня. – Судебники 1497 и 1550 гг. определяли единый для всей России срок перехода

СЛОВАРЬ

Поместная система , широко развившийся в Московском государстве вид землевладения, связанного с ратной службой, напоминающий этой своей основной чертой средневековые феодальные отношения в Западной Европе. Сам термин "поместье" заключает в себе указание на обязательную службу по месту землевладения. В отличие от вотчины , часто наследственной собственности, поместье есть земля, принадлежащая государству, отдаваемая первоначально лишь в пожизненное владение в виде награды за службу и как средство к отбыванию последней; по смерти владельца вновь переходящая государству.
Первые примеры поместного владения, известные по юридическим актам, относятся ко второй половине XV века и касаются церковных земель, отдаваемых во владение находившимся при святителях служилым людям; при этом впервые появляется слово "поместье". Понятно, что именно в церковной сфере, при неотчуждаемости церковных земель, приписанных к сану митрополита или епископа, всего легче могло развиться именно поместное, а не вотчинное владение.
Но и государственная власть начинает раздавать земли в поместья. Уже в XIV веке Иоанн Калита в своём завещании называет одного боярина , которому он дал село, подлежащее отнятию, если владелец не будет служить детям князя; на таком же условии даёт земли великий князь Дмитрий Донской некоторым низшим дворцовым служителям, не-боярам, - бобровникам, бортникам, псарям и прочим. Возможно, именно к этому разряду служилых лиц первоначально и прилагалась поместная раздача, с течением времени распространившаяся и на высшее служилое сословие. Но, по мере того, как запас свободных государственных земель уменьшался, затруднялась и дальнейшая бесплатная раздача вотчин; скудость денежных средств заставляла обеспечивать служилых людей землёй, чего требовала и тогдашняя организация военной службы.
Полного развития поместная система достигла в эпоху XV-XVII веков, когда испомещения, т.е. наделения поместьями совершались в громадных размерах в тех областях государства, которые особенно нуждались в военной защите, т.е. по направлению к границам: степной (татарской), литовской и шведской. По этой причине поместная система не развилась на севере России и в Сибири.
Помещики обязаны были нести территориальную службу, являться по призыву правительства в указанный срок на назначенное место "конны, людны и оружны", причём степень боевой готовности определялась размерами и зажиточностью поместья. Дети служилого человека, недоросли, с достижением 15-16 летнего возраста (новики) поспевали на службу и верстались новичными поместьями. Вдовы и незамужние дочери помещика получали прожиточные поместья до смерти или до выхода замуж. В некоторых случаях поместья давались лицам и не служилого сословия - привилегированному купечеству, а также духовным учреждениям, монастырям.
Поместная система, вытесняя вотчинное владение, в то же время постепенно сливалась с последним, причём слияние совершалось с обеих сторон: вотчины также несли обязательную службу, право полновластного распоряжения ими ограничивалось государством (родовые и жалованные вотчины), а поместья, в свою очередь, становились наследственными. По смерти помещика его поместье передавалось его сыновьям, шло в раздел между ними; при отсутствии сыновей закреплялось за зятьями, племянниками или приёмными детьми покойного. Такой порядок, установившийся путем обычая, в 1684 году был закреплён приговором боярской думы, в силу которого поместье не должно выходить из рода. Продажа поместий, однако, не дозволялась; но разрешённые по закону сделки по сдаче и мене поместий к концу XVII века всё более принимают характер замаскированной купли-продажи.
Указ Петра Великого о единонаследии, изданный в 1714 году, окончательно смешал поместья с вотчинами, установив одинаковый для тех и других способ наследования, и отмена этого указа императрицей Анной в 1731 году не восстановила различия между ними. В то же время коренное преобразование военной службы, устройство постоянной регулярной армии совершенно изменило прежний характер поместного владения, придав ему характер не служилый, а только хозяйственный. Результатом развития поместной системы стало дробление поместий и, вследствие этого, возникновение нового общественного класса - однодворцев, мелких помещиков, владеющих деревней - однодворкой, сливающихся со временем с государственными крестьянами.