Разное        27.11.2021   

Болонская система образования. Переход на болонскую систему образования в россии может обернуться провалом Высшее образование до введения болонской системы

С началом нового тысячелетия система высшего образования в большинстве стран Европы и бывшего СССР в результате болонского процесса претерпела изменения. Официальным началом существования болонской системы обучения считается дата 19 июля 1999 г, когда представителями из 29 стран была подписана Болонская декларация. Сегодня переход на Болонскую систему одобрили 47 стран, став участниками процесса.

Болонская система образования ставит своей целью привести высшее образование к единым стандартам, создать общее образовательное пространство. Очевидно, что изолированные образовательные системы всегда становились преградой для студентов и выпускников вузов, для развития науки в европейском регионе.

Основные задачи Болонского процесса

  1. Введение системы сопоставимых дипломов, чтобы все выпускники стран-участниц имели равные условия при трудоустройстве.
  2. Создание двухуровневой системы высшего образования. Первый уровень – это 3-4 года обучения, в результате которого студент получает диплом об общем высшем образовании и степень бакалавра. Второй уровень (не обязательный) – в течение 1-2 лет студент изучает определенную специализацию, в результате получает степень магистра. Решение, остается за студентом. Болонская система образования определила ступени с учетом потребностей рынка труда. У студента есть выбор – приступить к работе уже через 4 года или продолжить обучение и заняться научной и исследовательской деятельностью.
  3. Введение в вузах универсальных «единиц измерения» образования, общепонятной системы перевода и накопления кредитов (ECTS). Болонская система оценивания насчитывает баллы в течение всей образовательной программы. Один кредит – это в среднем 25 учебных часов, затраченных на лекции, самостоятельное изучение предмета, сдачу экзаменов. Обычно в вузах расписание составляется таким образом, чтобы за семестр была возможность накопить 30 кредитов. Участие студентов в олимпиадах, конференциях исчисляется дополнительными кредитами. В результате студент может получить степень бакалавра, имея 180-240 часов кредитов, а диплом магистра, заработав еще 60-120 кредитов.
  4. Система кредитов дает в первую очередь студентам свободу перемещения. Поскольку Болонская система оценивания полученных знаний понятна в каждом вузе стран-участниц процесса, то перевод из одного вуза в другой не будет проблематичным. Кстати, кредитная система касается не только студентов, но и преподавателей. К примеру, переезд в другую страну, относящуюся к болонской системе, не скажется на стаже, все годы работы в регионе будут учтены и аккредитованы.

Плюсы и минусы болонской системы

Вопрос плюсов и минусов болонской системы образования поднимается во всем мире. Америка, несмотря на свою заинтересованность общим образовательным пространством, пока что не стала участницей процесса из-за недовольства системой кредитов. В США оценивание исходит из гораздо большего количества факторов, и упрощение системы не устраивает американцев. Определенные недостатки болонской системы просматриваются и на постсоветском пространстве. Болонская система образования в России была принята в 2003 году, на два года позже стала актуальной болонская система образования в Украине. Во-первых, в этих странах диплом бакалавра еще не воспринимается как полноценный, работодатели не спешат сотрудничать . Во-вторых, такой плюс как мобильность студентов, возможность путешествовать и учиться заграницей для большинства учащихся относителен, поскольку это предполагает большие финансовые затраты.

Болонским называется единое учебное пространство ведущих европейских стран, формирующееся с 1998 года по инициативе министров образования Германии, Италии, Франции и Англии. Начинание поддержали чиновники других государств, и в 1999 году целесообразность создания единой системы европейского высшего образования признали 29 государств, подписавшихся под Болонской декларацией. К договору об унификации образовательного процесса постепенно присоединяются другие страны, поскольку доступ открыт для всех. Сегодня Болонский процесс объединил уже 48 стран, но инкорпорация новых участников продолжается.

Благодаря единому учебному пространству национальные программы получили возможность брать лучшее и прогрессивное из накопленного партнерами опыта, а высшее образование приобрело:

  • студенческую мобильность;
  • профессорскую, преподавательскую и чиновничье-управленческую маневренность;
  • скоординированность функционирования европейских вузов.

Все это способствует тому, что Европа становится более привлекательной на мировом рынке образования.

Что такое Болонская и в чем ее суть, можно узнать, выяснив цели и причины изменений в работе европейских вузов.

Цель Болонского образовательного процесса:

  • Построение европейской образовательной зоны как основного направления непрерывного развития гражданской мобильности с реальной возможностью дальнейшего трудоустройства по окончании вуза.
  • Совершенствование и стабилизация интеллектуального, научного, общественно-культурного потенциала.
  • Поднятие престижа европейской вузовской системы.
  • Обеспечение конкурентоспособности университетов и институтов Европы во всемирном соревновании за влияние, деньги и студентов.
  • Достижение совместимости и универсальности национальных систем ВО.
  • Повышение качества образования.
  • Увеличение роли высших учебных заведения в развитии общих культурных ценностей, придание университетам статуса носителей континентального сознания.

Необходимость построения общего европейского учебного пространства продиктована:

  • насущной потребностью переформатировать европейское образование для организации противовеса образовательным школам США, Канады, Австралии, стран Юго-Восточной Азии, притягивающим существенный поток студентов из Восточной Европы и стран третьего мира;
  • глобализацией экономики, требующей менять принципиальные подходы к подготовке высококвалифицированных специалистов.

Болонская система образования стала необходимой по следующим причинам:

  • Усиливается влияние на эффективность профессионального труда его информационной, интеллектуальной, творческой составляющих.
  • На первый план выходят гибкие непродолжительные производственные проекты, которые временные группы и коллективы реализуют более плодотворно, чем постоянный штат.
  • Исчезает понятие постепенного карьерного роста: все меньше встречается специалистов, засиживающихся на одном предприятии.
  • Персонализация профессиональных задач вытесняет однотипность условий и взаимозаменяемость сотрудников.
  • Рабочая сила становится нестандартизированной.
  • Традиционные формы труда утрачивают идентификацию.
  • Замкнутость профессиональных каст разрушается, что приводит к формированию плавающих параметров специальностей.
  • Уходит в прошлое профобразование, направленное на приобретение одной квалификации.

Постепенная кардинальная смена подходов к оцениванию профессионализма сотрудника привела к необходимости внедрения образования по Болонской системе, призванной перенаправить акценты с форм и содержания учебного процесса на его результаты.

РФ в системе Болонского образования

Внедрение Болонской системы образования в России стало возможным благодаря присоединению страны к международному учебному движению в 2003 году. На саммите министров образования в Берлине Россия пообещала европейским коллегам направить усилия на реформирование постсоветской учебы в вузах с целью приобщения к Болонскому процессу.

Обновление «высшей» педагогики предусматривало разработку новых планов и методик образования, совместимых с принятыми в других странах. Для осуществления этих задумок была необходима кардинальная трансформация институтских и университетских структур, документальной и нормативной баз, а также преподавательской деятельности.

Через год после подписания министром образования РФ Болонской декларации Кабмин одобрил документ о приоритетных векторах развития высшего образования в стране, который задекларировал необходимость реализации главных положений Болонского процесса. Для перехода на общеевропейские стандарты потребовалось:

  • составление перечня преподавательских программ;
  • создание национальной квалификационной рамки;
  • приведение программ и планов в соответствие нормам европейских вузов;
  • законодательное внедрение двухуровневой системы (первая ступень - бакалавр, вторая - магистр);
  • построение обучающих программ по кредитно-модульному принципу.

И работа закипела. В ходе написания и утверждения федеральных госпрограмм для стандартизованной подготовки высококлассных бакалавров и магистров были определены требования к оформлению и структуре образовательных планов, разработаны условия их реализации и предусмотрены результаты освоения.

Нововведением в российских образовательных программах, созданных на базе болонских, стали ориентиры на результаты учебы, выраженные в виде компетенций, и учет трудозатрат в зачетных баллах. В соответствии с Болонской системой образования в России к подготовке будущих кадров стали привлекать крупных работодателей.

Как проходит Болонский процесс в России

Набольшим новшеством, обусловленным применением Болонской образовательной системы в России, стало введение «рамочного» стандарта учебного процесса. В СССР типовые программы по дисциплинам были едины для всех заведений страны, различий в вузовских образовательных планах практически не существовало.

После распада Советского Союза в российской образовательной системе некоторые изменения все же произошли, но не столь кардинальные, как в бывших союзных республиках. В РФ был введен обязательный минимум, содержащий жесткий список дисциплин и методик отчетности, нарушать который вузам строжайше запрещалось. В стандартах контролировался объем и содержание всех предметов. Некоторая толика самостоятельности в образовательных программах постепенно увеличивалась в основном за счет региональных высших учебных заведений.

Новый набор стандартов предусматривает планомерное расширение вузовской свободы. Теперь ФГОС в программах подготовки бакалавров устанавливает только половину обязательных дисциплин, в планах обучения магистров - до 30% предметов, что согласуется с установками Болонской системы образования. Наполнение вариативной части учебного плана - прерогатива вуза. Для ориентирования преподавателей издаются пособия с примерами основных образовательных программ по конкретным предметам и направлениям.

Реформа образования в России всегда была непростым вопросом. Последствием последнего нововведения в России стал переход на Болонскую систему. Когда-то в её пользу раздавались самые разные доводы. Одни голоса были от противников наследия СССР. Другие - от сторонников глобализации, мол «в свободной Европе есть такая Болонская система, и для того чтобы срочно интегрироваться в свободный демократический мир нам необходимо сделать такую же систему образования как у них!». Но стало ли наше образование таким же, как в Европе, есть ли реальные плюсы от Болонской системы образования, и что в итоге получила Россия от смены образовательного процесса? На эти вопросы ответил эксперт, председатель ООД «Реформы – Новый Курс» Сергей Журавский.

Сергей Владимирович, на фоне напряжённых событий на Украине, как-то забылись проблемы внутренние. А ведь сейчас выпускники школ будут поступать в Вузы и с сентября начнут получать высшее образование. Удалось ли нам стать ближе по качеству образования к Европе или нет?

Прежде всего, хочу ответить на вопрос о том, удалось ли нам стать ближе по качеству образования к Европе. Ответ: нет. И главная причина в том, что в мире не было и нет такой системы образования, которая была бы близка по качеству к советской. Это признают все - и в России, и за рубежом. Успехи советского образования можно измерить теми научными достижениями, которые были достигнуты в СССР, а это просто огромнейший багаж открытий. Ничего такого никакая другая система образования предоставить не смогла.

Теперь к вопросу интеграции. Да, изначально доводы в пользу Болонской системы образования были следующие: поступая в Вуз, который работает по болонской системе, студент при желании может перейти в другой, который так же осуществляет работу по болонской системе. То есть в теории студент из российского вуза мог перейти в любой европейский вуз. Но это только в теории. На практике все не так просто. А зачастую просто невыполнимо. Для справки: в ЕС юридически признаются дипломы о высшем образовании только в рамках Европейского Союза. То есть если ваш российский вуз является участником Болонского процесса, то ваш диплом не будет признан на территории ЕС. И наоборот. Получая образование в ЕС, ваш диплом не будет признан в России. Это в прямом смысле можно назвать юридической и образовательной дискриминацией.

- Выходит, Болонская система не подходит для России?

Важно понимать, что эта система создавалась для Европы, и её целью было создание единого европейского пространства высшего образования. То есть Болонская система – это инструмент усиления евроинтеграции. Для России, если она не собирается вступать в ЕС, эта система не имеет смысла.

- Для России в ней плюсов нет?

Плюсы есть, но они рассчитаны именно на европейские страны. Самый большой плюс этой системы – попытка унификации и стандартизации системы образования. Однако это необходимо странам-участницам Евросоюза, но не России. Во-вторых, можно отметить, что с точки зрения глобализации болонская система позволяет проводить политику интернационализации, упрочнение культурных, политических и экономических связей.
В-третьих, увеличивается возможность по смене места учёбы для студентов, и работы для преподавателей. Это то, о чем я говорил, отвечая на первый вопрос. Поступил в один вуз в одной стране, перешёл в другой в другой стране. Вот три явных плюса, к другим относится такие как: Создаётся конкурентноспособный рынок специалистов с высшим образованием. Гибкая система смена профиля подготовки. Двухуровневая система образования даёт возможность повышать профессиональный уровень. Сначала бакалавриат, а затем магистратура. Также есть возможность получить степень бакалавра по одной специальности, а магистра уже по другой.

Эти плюсы не совсем подходят для Российской реальности. Минусы являются такими же «европейскими» или уже нет?

Минусы конечно уже не европейские. Во-первых, болонское соглашение подразумевает под собой разделение образования на элитарное и неэлитарное. В России, к примеру, Московский и Санкт-петербургский государственные университеты получили особый статус и не участвуют в Болонском процессе. Также сокращается время обучения с пяти до четырех лет. Это не может не сказаться на качестве подготовки студентов. Не учитывается того, что в Европе среднее образование получают в течение 12 лет, а в РФ 11 лет. Получается, в любом случае мы теряем год образовательного процесса, по сравнению с ЕС. А в рамках образования это огромная потеря, которую трудно восполнить.

В-третьих, это политика унификации высшего образования, не учитывая национальные образовательные и культурные традиции. Все сводится к одному безликому европейскому формату. В будущем это только вызовет проблемы с содержанием учебного процесса, принятием новых государственных стандартов, и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Болонская система – это, прежде всего система баллов. Основная цель - набрать нужное количество баллов. В каждом вузе есть основная база, за которую студенты получают оценки или баллы. Но вот остальные оценки они должны набирать, основываясь на своих желаниях и предпочтениях. А поскольку для зачёта или экзамена нужно лишь энное количество баллов, то все, разумеется, идут по пути меньшего сопротивления.

В-пятых, цели болонского процесса ориентированы на экономически развитые страны и не учитывают экономические различия. Преподаватели и студенты становятся мобильнее, перед ними открываются все просторы Европы. Вместе с этим лучшие отечественные умы совершенно спокойно будут уезжать в Европейские страны, где уровень зарплаты существенно выше. То есть утечка мозгов пойдёт в пользу богатых стран, делая экономически бедные страны ещё беднее.

- Не самая лучшая перспектива для России…

Именно. Я думаю, лучше бы мы сохранили советский стандарт образования, который послужил бы хорошей базой для интеграции Евразийского союза, а не следовали стандартам ЕС, которые нам совершенно не подходят. Система образования действительно требует реформирования, но реформа должна быть связана с социальным обеспечением преподавателей. Повышением их зарплат и увеличением расходов на науку. Мы не должны бездумно копировать все западное, а лишь учитывать их опыт в некоторых областях, не забывая своей ментальности, которая кардинально отличается от европейской. А пока что у нас действует бомба замедленного действия в системе образования. Но с эффектом бумеранга. Ведь когда кто-то пытается сломать и занизить общеобразовательный уровень государства, в расчёте на эффект от каких-то туманных плюсов, рано или поздно это ударит по их детям или внукам, для которых уровень образования будет ещё ниже.

Как мы видим, нынешняя система образования в России вызывает много вопросов. Вместо единого европейского пространства высшего образования мы получили не совсем ясные перспективы. Копирование Западных моделей и структур в целом приводит не к модернизации, а очередным потерям и попаданию в тупиковые ситуации.

Реформа образования в России всегда была непростым вопросом. Последствием последнего нововведения в России стал переход на Болонскую систему. Когда-то в её пользу раздавались самые разные доводы. Одни голоса были от противников наследия СССР. Другие - от сторонников глобализации, мол «в свободной Европе есть такая Болонская система, и для того чтобы срочно интегрироваться в свободный демократический мир нам необходимо сделать такую же систему образования как у них!». Но стало ли наше образование таким же, как в Европе, есть ли реальные плюсы от Болонской системы образования, и что в итоге получила Россия от смены образовательного процесса? На эти вопросы ответил эксперт, председатель ООД «Реформы – Новый Курс» Сергей Журавский.

Сергей Владимирович, на фоне напряжённых событий на Украине, как-то забылись проблемы внутренние. А ведь сейчас выпускники школ будут поступать в Вузы и с сентября начнут получать высшее образование. Удалось ли нам стать ближе по качеству образования к Европе или нет?

Прежде всего, хочу ответить на вопрос о том, удалось ли нам стать ближе по качеству образования к Европе. Ответ: нет. И главная причина в том, что в мире не было и нет такой системы образования, которая была бы близка по качеству к советской. Это признают все - и в России, и за рубежом. Успехи советского образования можно измерить теми научными достижениями, которые были достигнуты в СССР, а это просто огромнейший багаж открытий. Ничего такого никакая другая система образования предоставить не смогла.

Теперь к вопросу интеграции. Да, изначально доводы в пользу Болонской системы образования были следующие: поступая в Вуз, который работает по болонской системе, студент при желании может перейти в другой, который так же осуществляет работу по болонской системе. То есть в теории студент из российского вуза мог перейти в любой европейский вуз. Но это только в теории. На практике все не так просто. А зачастую просто невыполнимо. Для справки: в ЕС юридически признаются дипломы о высшем образовании только в рамках Европейского Союза. То есть если ваш российский вуз является участником Болонского процесса, то ваш диплом не будет признан на территории ЕС. И наоборот. Получая образование в ЕС, ваш диплом не будет признан в России. Это в прямом смысле можно назвать юридической и образовательной дискриминацией.

- Выходит, Болонская система не подходит для России?

Важно понимать, что эта система создавалась для Европы, и её целью было создание единого европейского пространства высшего образования. То есть Болонская система – это инструмент усиления евроинтеграции. Для России, если она не собирается вступать в ЕС, эта система не имеет смысла.

- Для России в ней плюсов нет?

Плюсы есть, но они рассчитаны именно на европейские страны. Самый большой плюс этой системы – попытка унификации и стандартизации системы образования. Однако это необходимо странам-участницам Евросоюза, но не России. Во-вторых, можно отметить, что с точки зрения глобализации болонская система позволяет проводить политику интернационализации, упрочнение культурных, политических и экономических связей.
В-третьих, увеличивается возможность по смене места учёбы для студентов, и работы для преподавателей. Это то, о чем я говорил, отвечая на первый вопрос. Поступил в один вуз в одной стране, перешёл в другой в другой стране. Вот три явных плюса, к другим относится такие как: Создаётся конкурентноспособный рынок специалистов с высшим образованием. Гибкая система смена профиля подготовки. Двухуровневая система образования даёт возможность повышать профессиональный уровень. Сначала бакалавриат, а затем магистратура. Также есть возможность получить степень бакалавра по одной специальности, а магистра уже по другой.

Эти плюсы не совсем подходят для Российской реальности. Минусы являются такими же «европейскими» или уже нет?

Минусы конечно уже не европейские. Во-первых, болонское соглашение подразумевает под собой разделение образования на элитарное и неэлитарное. В России, к примеру, Московский и Санкт-петербургский государственные университеты получили особый статус и не участвуют в Болонском процессе. Также сокращается время обучения с пяти до четырех лет. Это не может не сказаться на качестве подготовки студентов. Не учитывается того, что в Европе среднее образование получают в течение 12 лет, а в РФ 11 лет. Получается, в любом случае мы теряем год образовательного процесса, по сравнению с ЕС. А в рамках образования это огромная потеря, которую трудно восполнить.

В-третьих, это политика унификации высшего образования, не учитывая национальные образовательные и культурные традиции. Все сводится к одному безликому европейскому формату. В будущем это только вызовет проблемы с содержанием учебного процесса, принятием новых государственных стандартов, и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Болонская система – это, прежде всего система баллов. Основная цель - набрать нужное количество баллов. В каждом вузе есть основная база, за которую студенты получают оценки или баллы. Но вот остальные оценки они должны набирать, основываясь на своих желаниях и предпочтениях. А поскольку для зачёта или экзамена нужно лишь энное количество баллов, то все, разумеется, идут по пути меньшего сопротивления.

В-пятых, цели болонского процесса ориентированы на экономически развитые страны и не учитывают экономические различия. Преподаватели и студенты становятся мобильнее, перед ними открываются все просторы Европы. Вместе с этим лучшие отечественные умы совершенно спокойно будут уезжать в Европейские страны, где уровень зарплаты существенно выше. То есть утечка мозгов пойдёт в пользу богатых стран, делая экономически бедные страны ещё беднее.

- Не самая лучшая перспектива для России…

Именно. Я думаю, лучше бы мы сохранили советский стандарт образования, который послужил бы хорошей базой для интеграции Евразийского союза, а не следовали стандартам ЕС, которые нам совершенно не подходят. Система образования действительно требует реформирования, но реформа должна быть связана с социальным обеспечением преподавателей. Повышением их зарплат и увеличением расходов на науку. Мы не должны бездумно копировать все западное, а лишь учитывать их опыт в некоторых областях, не забывая своей ментальности, которая кардинально отличается от европейской. А пока что у нас действует бомба замедленного действия в системе образования. Но с эффектом бумеранга. Ведь когда кто-то пытается сломать и занизить общеобразовательный уровень государства, в расчёте на эффект от каких-то туманных плюсов, рано или поздно это ударит по их детям или внукам, для которых уровень образования будет ещё ниже.

Как мы видим, нынешняя система образования в России вызывает много вопросов. Вместо единого европейского пространства высшего образования мы получили не совсем ясные перспективы. Копирование Западных моделей и структур в целом приводит не к модернизации, а очередным потерям и попаданию в тупиковые ситуации.

Российские чиновники уже к 2010 году планируют полностью приравнять систему высшего образования к европейским стандартам.

Российские чиновники уже к 2010 году планируют полностью приравнять систему высшего образования к европейским стандартам. Об этом в рамках встреч "большой восьмерки" заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. По подсчетам министерства, через четыре года Россия завершит все мероприятия в рамках "Болонского процесса", то есть вузы страны перейдут на двухступенчатую систему преподавания – бакалавриат и магистратуру, а студенты получат право продолжать начатое в России образование в университетах стран Евросоюза. Однако очередная реформа российской высшей школы может обернуться провалом – у нее много противников.

Упоминание о "Болонском процессе" вызвало очередную волну дискуссий среди работников сферы образования. Против внедрения западных стандартов выступает ряд ректоров ведущих вузов, в том числе МГУ, пишут "Новые известия". Недовольны предстоящей реформой и многие студенты: они убеждены, что Болонская система ударит по их карману.

Свое название "Болонский процесс" получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 29 министров европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования. С 2003 года основные принципы принятой конвенции начали вводиться в России. До недавних пор этот процесс шел умеренными темпами. Но теперь чиновники решили напомнить вузам о европейской программе.

Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.

Сторонники реформы: Болонскую систему можно сравнить с ПДД – везде одинаковые правила

За реформу выступают в основном те вузы, в которых на правах эксперимента некоторые пункты "Болонского процесса" уже действуют. За внедрение программы не раз высказывался и декан факультета экономики МГУ Василий Колесов: "Двухступенчатая система лучше всего отвечает потребностям развития междисциплинарности", – отмечал он.

"Главный плюс европейских стандартов – в их рациональности, – рассказал заместитель начальника управления обеспечения международных связей Высшей школы экономики Борис Железов. – Количество вводных, общих предметов сокращается, зато основной упор делается на профессиональные навыки. Прозрачны и строго регламентированы параметры контроля качества образования. Студентов оценивают по мировым критериям, а сами учащиеся дают характеристики на своих педагогов и тем самым напрямую влияют на профессорский состав".

Только плюсы в проекте видят и сотрудники Российского университета дружбы народов. "Болонскую систему можно сравнить с правилами дорожного движения, – поделился с проректор РУДН Александр Ефремов. – Во всей Европе они одинаковы, что позволяет спокойно перемещаться из страны в страну. Общие правила образования способствуют мобильности студентов. Начав обучение в России, они смогут поступать в магистратуру в Англии, Франции или Италии".

Противники реформы: "не хотим готовить лаборантов для Запада

Впрочем, оппонентов у Болонской системы тоже хватает. В том же МГУ не спешат распространять европейскую систему, внедренную на экономическом факультете, на остальные специальности. Против введения Болонской системы в чистом виде не раз высказывался и ректор МГУ Виктор Садовничий. По его мнению, приняв западный стиль образования, Россия начнет "готовить лаборантов для Запада".

"Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, – пояснила пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева. – Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Например, крайне трудно будет реализовать на российской почве ту же схему бакалавриат–магистратура. На бакалавра учатся 3-4 года. А в России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов".

По словам Евгении Зайцевой, не стыкуются с нашей системой образования и так называемые кредитные часы, когда студента, например, из Италии принимают в университет во Франции, учитывая часы, уже прослушанные им в аудиториях вуза на родине. Российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику образования в России. Если в Европе засчитывают в это количество и время самостоятельной работы "дома", то у нас, как известно, учитываются только академические часы, отбытые в аудитории.

Не устраивает экспертов и тот факт, что количество вводных предметов в программе бакалавриата гораздо меньше, чем в программе специалиста. Таким образом, разрыв между школой и вузами еще более возрастает. По ряду общеобразовательных предметов могут образоваться существенные пробелы. В Италии, скажем, откуда родом Болонская система, между школами и вузом есть еще одна промежуточная ступень – колледжи, не окончив которые невозможно поступить в институты.

"Нечто подобное придется вводить и в России, – заявил председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович. – Уже сейчас разрыв между школьной и вузовской программами у нас очень велик. Одновременно с внедрением Болонской системы нужно создавать и дополнительные, буферные классы в школах, которые будут заниматься начальной профессиональной подготовкой детей".

Это скрытый переход к платному образованию

Кроме того, получив диплом бакалавра, продолжить образование в магистратуре смогут далеко не все студенты. Чтобы взойти на вторую ступень европейской системы, понадобится не только определенный багаж знаний, но и запас денег – как считают эксперты, бесплатных магистратур в России не будет.

"По сути, применение у нас Болонской системы – не что иное, как скрытый переход к платному образованию, – считает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. Сколько – вопрос пока не решенный. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тыс. евро в год. А ведь Россия стремится именно к европейским стандартам".

Общий курс обучения составит около 7 лет, 3–4 из которых студенту, вероятно, придется оплачивать из своего кармана. Если, конечно, это не сделает организация, для которой готовится специалист. Такая практика взаимоотношений работодателей с потенциальными кадрами, увы, редка в России. Ставку на сотрудничество с работодателями делают в основном негосударственные вузы, поэтому можно предположить, что именно в "частном секторе" "Болонский процесс" пойдет полным ходом.

"Реформы в негосударственных вузах проходят быстрее и безболезненнее, чем в государственных, – сказал исполнительный директор Ассоциации негосударственных вузов России Валентин Гуров. – Частные вузы не такие консервативные и не такие неповоротливые, так что можно экспериментировать. Уже определен список вузов, которые в первую очередь проведут реорганизацию учебного процесса, а на их примере мы будем решать, как проводить реформу дальше".

Такая реорганизация, впрочем, не может не отразиться на стоимости обучения. Внедрение европейской системы образования повысит престиж вуза, а значит, повысит и ежегодную плату за право учиться по-западному.

Ситуация осложняется еще и тем, что до сих пор не ясно, каким образом будет массово вводиться Болонская система. "Во время административной реформы, когда были ликвидированы все правительственные комиссии, мы лишились и комиссии, которая вела дискуссию с европейскими коллегами в рамках "Болонского процесса", – пояснил Сергей Комков. – Сегодня единого органа, который бы контролировал интеграцию европейской системы в российскую, просто не существует, как не существует и единой позиции по этому вопросу. А потому каждый вуз решает для себя, как будет выглядеть новая система образования".

По мнению Комкова, если чиновники планируют форсированными темпами провести реформу, им придется выбирать – либо оказывать давление на вузы, как это сейчас происходит с ЕГЭ, либо проводить реформу выборочно. "Главное, чтобы процесс внедрения системы не шел насильно, – убежден Бунимович. – Нельзя чесать все вузы под одну гребенку. Слабым институтам система пойдет на пользу. Что касается ведущих образовательных центров страны, им должна быть предоставлена свобода выбора – присоединяться к "Болонскому процессу" или нет".