Рефераты        24.10.2021   

Запомнить глаголы исключения 2 спряжения. Глаголы исключения

Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на «-ить», Исключая «брить», «стелить». А еще: «смотреть», «обидеть», «слышать», «видеть», «ненавидеть», «гнать», «дышать», «держать», «терпеть», И «зависеть», и «вертеть»! Сейчас для запоминания глаголов-исключений придумываются различные стихи, что неплохо и даже интересно, особенно если поручить такую работу самим школьникам.

Большинство вопросов получают ответ в течение 10 минут Войди и попробуй добавить свой вопрос. Или помоги другим с ответом! 2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов). Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.

Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты). Какое слово получилось в выделенной колонке? Я пришёл из школы, Я учу глаголы, Мне их выучить – пустяк!

Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел! Открываю, наш сосед (он живёт под нами) Не причёсан, не одет – В тапках и пижаме. Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают. И зависишь, и вертишь. Но, тот стих, который предлагала нам учительница в школе, особо не упрощал нам процесс запоминания этих глаголов — исключений.

Сочинила сама, но этот стишок в своё время мне очень хорошо помог выучить все глаголы — исключения. Буду рада, если кому — то мои стишки с глаголами — исключения, очень сильно пригодятся и помогут. В свое время мы учили также наиболее известный стишок — запоминалку, который начинался так: «Ко 2 — ому же спряжению отнесем мы, без сомненья…».

Впервые с темой «Спряжение глаголов» ученики знакомятся в 4 классе. Безударные личные окончания у глаголов 1-го и 2-го спряжения – одна из наиболее сложных тем в русском языке. И наибольшую трудность здесь вызывают глаголы-исключения, не подчиняющиеся общему правилу.

А чтобы запомнить, необходимо придать двум словам на –ить и одиннадцати на –еть и –ать какую-то осмысленность. Если глаголы на –ить (брить и стелить) запоминаются достаточно легко в силу их относительно редкой употребимости, то глаголы на –еть и –ать синонимичны и трудны для запоминания. Введите их в контекст. Вы запомните, друзья,Их на “-е ” спрягать нельзя. Опыт показывает, что хоть и рифмованные, но просто перечисляемые глаголы не очень запоминаются детьми.

Ученики-четвероклассники еще очень любят этот жанр. Больший эффект получится, если дети сами будут принимать участие в сочинительстве. Дайте детям домашнее задание: нарисовать тематический рисунок, где тем или иным образом отразились бы 13 глаголов-исключений.

Включайте в урок музыку. Все вместе создаст у ребят устойчивые образы глаголов-исключений. В заключение предложите выучить еще одно стихотворение-песенку:Очень хочетсяЧерез стеклышко смотреть – Целый мир зеленым видеть,Лук и слезы ненавидеть. Нашла в интернете немного другие варианты стихов.

На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики.

Я и прыгал! Я и двигал! Гнать — грозу, держать — кота, смотреть и видеть небеса. Дышать всей грудью, слышать гром и ненавидеть сей погром. Трудность заключается в том, что эти, ничем не отличающиеся от других слова, просто надо запомнить. Еще лучше, если этот текст будет рифмованным, что легче запоминается.

А у нас было другое (царство небесное Полине Кирилловне! Привет! Тебе нужна помощь по школьным предметам? На «Знаниях» много участников, готовых помочь. Чтобы курицу соседки Чисто наголо побрить, Надо бы на табуретке Две салфетки постелить. Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть. Смело бежит волк по знакомому следу. Хорошо знает он дорогу в своё логово.

Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? У меня свой метод! Сделайте их героями какой-нибудь незамысловатой сказки. Научиться боль терпеть,Чтоб не мог никто обидеть,Чтоб от сильных не зависеть,Чтобы слабым не вертеть.

Для глаголов-исключений 1 спряжения стихов не знаю, но их и не так много. В начальных классах учили только два: брить и стелить. С помощью этой запоминалки можно легко запомнить все глаголы — исключения из 1 — го и 2 — го спряжения.

Несмотря на красоту речи, русский язык признается всемирным сообществом наиболее трудным и сложным в освоении. Это связано с многообразием правил и исключений из них. Особого внимания требуют слова-исключения 1 и 2 спряжения среди .

Учебная программа любой средней общеобразовательной школы включает тему глаголов-исключений 1 и 2 спряжения. Ознакомление со спряжением глаголов в русском языке, а также исключениями происходит в рамках курса 4 класса . С наступлением учебного года преподаватель подготавливает учеников к освоению навыка.

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой видоизменение их формы. Спряжение является грамматическим признаком постоянного характера. Преображение осуществляется по признаку лица, числа, а также времени. Глагол изменяется с позиции настоящего и будущего времени.

Обратите внимание! Во время спряжения изменяются окончания глаголов.

Преобразование окончаний зачастую не создают трудностей для учащихся. Отсутствуют сомнения в корректном написании. В таких случаях глагольное окончание является ударной частью. Однако при отсутствии ударения в морфеме становится очевидной проблема .

Чтобы не ошибиться в верном написании окончания, следует провести проверку. Используется правило со следующим алгоритмом действий:

  • Слово, вызывающее сомнения в правописании, ставится в начальную форму. Цель – определение буквосочетаний, на которые оно заканчивается. Образуется инфинитив, или неопределенная (начальная) форма. Среди возможных вариантов буквосочетаний перед –ть принято выделять такие , как «а», «ы», «и», «у», «е», «я», «о». Исходя из выявленной буквы, осуществляется следующий этап проверки.
  • В том случае, если перед буквосочетанием –ть находится «и», тогда определяется глагол, относящийся ко 2 спряжению. Иные варианты буквосочетаний определяют 1 спряжение.

Обратите внимание! Вышеописанное правило проверки не применимо для глаголов в случае безударного окончания.

Рассмотрим пример определения глагольного окончания. Возьмем глаголы 1 спряжения «нарисовать», «прорасти».

В результате их изменения получаем следующие варианты:

  • 1 лицо – нарисую, прорасту; нарисуем, прорастем;
  • 2 лицо – нарисуешь, прорастешь; нарисуете, прорастете;
  • 3 лицо – нарисует, прорастет; нарисуют, прорастут.

В качестве примеров 2 спряжения возьмем глаголы «доготовить», «закупить», «придержать». В ходе их изменения получаем следующие варианты:

  • 1 лицо – доготовлю, закуплю, придержу; доготовим, закупим, придержим;
  • 2 лицо – доготовишь, закупишь, придержишь; доготовите, закупите, придержите;
  • 3 лицо – доготовит, закупит, придержит; доготовят, закупят, придержат.

Результаты проверки временами связаны с возникновением трудностей. Суть проблемы заключается в наличии исключений. Их особенность состоит в неподчинении существующим законам русского языка. Вне зависимости от регламента проверки и основ правописания остается неясным, как правильно отображать в письменном варианте глагольные окончания.

Случаи противоречий

При отсутствии ударения в части личных окончаний могут возникать противоречивые ситуации. Для уточнения спряжения требуется образовать инфинитив. Неопределенная форма позволит выявить окончание.

Вариативность глаголов целесообразно представить в следующем виде:

  • Глаголы 1 спряжения. В инфинитивном варианте оканчиваются на –еть, –ать. Принимается во внимание факт наличия 4 глаголов-исключений на –ить. Представлены 3 глаголами, образующими группу исключений с подобным окончанием. К данной категории относятся: зиждиться, брить, стелить. Сюда же относятся слова на –оть, -ть, -уть. Допускаются прочие варианты окончаний. Примерами выступают: размолоть, прополоть, разуть.
  • Глаголы 2 спряжения. Имеют суффиксальную часть –ить. Подразумевают наличие суффиксальной части –еть, характерной для 7 глаголов. К данной категории относятся: терпеть, ненавидеть, видеть, зависеть, вертеть, обидеть, смотреть. Среди исключений и 4 глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

При рассмотрении глаголов-исключений 1 и 2 спряжения, а также их неподчинения общепринятому правилу не следует забывать о наличии разноспрягаемой категории глаголов: бежать, хотеть, чтить. Также выделяются их производные. Для них характерно частичное спряжение по обоим типам.

Существует глаголы с окончаниями, которые соответствуют особой системе определения. К данной категории относятся: дать, есть. Также допускается выделение в этой группе производных от них. Им присуще отсутствие принадлежности к какому-либо спряжению. Это позволяет их тоже относить к числу исключений из правил.

Варианты запоминания особых случаев

Для удобства учащихся, преподавателей и всех желающих освоить русский язык в совершенстве на предмет глаголов-исключений 1 и 2 спряжения существует специальный стишок.

Обратите внимание! Выучив текста из набора исключений, можно облегчить процесс их запоминания.

Стишок представляет собой набор исключений. Их сочетание производится в рифмованной форме. Присутствие рифмы в тексте не только способствует процессу обучения, но и заинтересовывает учащихся.

Цель создания рифмованного текста – упрощение запоминания в первую очередь для учеников. Взрослые в состоянии создать собственные варианты запоминания. Допускается формирование не только уникальных текстов. Среди отдельных групп студентов присутствует заучивание исключений в виде рисунков.

На просторах интернет-пространства присутствует множество стихотворений. Основное их назначение — заучивание особых случаев.

Среди наиболее распространенных выделяются следующие:

  • Ко второму вот спряженью отнесутся без сомненья все глаголы, что на –ить, исключая «брить, стелить». А еще запомни тоже: «И» в их окончаниях писать негоже!
  • Гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть. А теперь запомните, пожалуйста, друзья, «е» в их окончаниях писать совсем нельзя.

Полезное видео

Подведем итоги

Знание русского языка в совершенстве — высшее мерило грамотного человека. Немаловажный навык — умение корректно определять спряжения. Для упрощения запоминания исключений из правил допускается заучивание текстов в виде стихотворений.

Вконтакте

Какие слова исключения 1 и 2 спряжения глаголов? и получил лучший ответ

Ответ от Лилия Яминова[новичек]
Исключения:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какие слова исключения 1 и 2 спряжения глаголов?

Ответ от Алина Фёдорова [новичек]


Ответ от Даша Митюкова [новичек]
2-смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.
1-стелить, брить


Ответ от Артур Мельников [новичек]
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.


Ответ от Константин долин [новичек]
Глаголы Исключения 2 спряжения, Гнать дышать держать зависеть видеть слышать и обидеть а ещё терпеть вертеть ненавидеть и смотреть


Ответ от Лиза Злобина [новичек]
Ученик и Регина Холод правы, но можно не много легче.
Ко второму же спряженью отнисём мы без сомненья все глаголы что на ить, исключения: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависит, и терпеть.
O


Ответ от Keni Fae [новичек]
Исключения:
Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, смотреть относятся ко второму спряжению.
Брить, стелить - относятся к первому.


Ответ от Ѐегина Холод [новичек]
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.


Ответ от Анастасия Пугачёва [новичек]
Ещё есть разноспрягаемые глаголы - это хотеть и бежать.
Особоспрягаемые глаголы - это дать, создать, есть и недоесть.


Ответ от Даня недос [новичек]
Исключения:
Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, смотреть относятся ко второму спряжению.
Брить, стелить - относятся к первому.


Ответ от Алина Кулешова [новичек]
а как же зиждиться


Ответ от Carrera GT [эксперт]
Исключения:
Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, смотреть относятся ко второму спряжению.
Брить, стелить - относятся к первому.


Ответ от Кирилл вайветкин [новичек]
да да да да ада дад ада дд а


Ответ от Даниил Барышников [новичек]
Гнать, держать
смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
ненавидеть,
и обидеть, и вертеть,
и зависеть, и терпеть.


Ответ от Влад Удалов [новичек]


Ответ от Анна Есина [новичек]
смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.


Ответ от Карлыгаш Батурина [новичек]
брить стелить смотреть зависеть вертеть терпеть гнать держать слышать дышать видеть это второе спряжение
брить стелить первое спряжение

  1. Первое спряжение – глаголы, которые в неопределенной форме имеют любые окончания, кроме «-ить». Примеры: колоть, дуть, жалеть, давать, ползти.Полезный совет: чтобы привести глагол в неопределенную форму, задайте мысленно вопрос: «Что делать?». Например, «Что делать – ползти».
  2. Второе спряжение – глаголы, которые в неопределенной форме имеют окончание «-ить». Примеры: ценить, валить, кормить, палить, дарить.
    В разных формах глаголов второго спряжения в окончаниях всегда пишутся буквы А, Я, И.
    Примеры: ценишь, цените, ценят.

Казалось бы, ничего сложного – привел слово в неопределенную форму и узнал, какое окончание ему соответствует. Но русский язык не был бы одним из самых сложных в мире, если бы все было так просто. Такие «коварные» словечки могут «испортить жизнь» любому иностранцу.

Как запомнить глаголы исключения

Существует несколько слов, которые даже в неопределенной форме пишутся совершенно не так, как предписывают им правила написания. Именно поэтому они и называются исключениями. Всего насчитывается не так уж много таких слов.

Глаголы исключения 1 спряжения : брить, стелить, зиждиться. Последнее слово уже практически не используется в разговорном или деловом русском языке, так что без него спокойно можно прожить. Но вот первые два, хоть и принадлежать к первому спряжению, но имеют окончание «-ить».

Глаголы исключения 2 спряжения : гнать, слышать, дышать, держать, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, смотреть. Несмотря на то, что по правилам эти глаголы должны заканчиваться на «-ить», они пишутся с несвойственными своему спряжению окончаниями.

Учат глаголы исключения в 4 классе, но большинство людей, закончив школу и с головой окунувшись в хлопоты взрослой жизни, забывают об элементарных правилах грамматики. Специально для того, чтобы раз и навсегда запомнить написание «непослушных» слов, можно воспользоваться проверенной методикой. Информация лучше усваивается и быстрее запоминается, если ее подавать в рифмованной форме – песне или стихотворении.

Глаголы исключения 1 и 2 спряжения в стихах позволят навсегда избавиться от простейших, но досадных ошибок. Существуют самые различные вариации на любой вкус. Стихотворения можно найти в любом учебнике русского языка для 4 класса или в Интернете, введя соответствующий запрос.

Правила написания глаголов исключений не поддаются объяснениям. С ними надо просто смириться и запомнить, тем более, что в этом вам поможет простой и забавный стишок. Принимая во внимание такое, казалось бы, незначительное правило грамматики, можно избежать конфузов при общении, деловой переписке и помочь своему ребенку в учебе.

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

Вконтакте

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная - I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Учим слова-исключения

Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Хочется предложить такой вариант.

Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).

А еще такие:

Гоним, держим, смотрим, видим.

Дышим, слышим, ненавидим.

И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать - помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать - сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть - прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть - удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.