Науки        27.11.2021   

Кровавая леди батори биография. Чудовище в женском обличье: кровавые преступления Елизаветы Батори

Наверняка вы многократно слышали предания о венгерской графине, любившей принимать ванны из крови юных девушек. «Ой, что за байки из склепа?!», — недоверчиво отмахнутся некоторые наши читатели. И будут неправы: кажется невероятным, но кровавая леди, сгубившая сотни девичьих жизней, существовала в реальности. Имя ей — Елизавета Батори.

Супруг Елизаветы Батори

Девушка рано ощутила вкус взрослой жизни: когда Елизавете едва исполнилось десять лет, ее обручили с Ференцем Надашдем, сыном венгерского барона. Свадьба выдалась поистине шикарной: на торжество было приглашено около пяти тысяч человек. Однако последующую семейную жизнь нельзя назвать удачной. Ференц часто покидал молодую (если не сказать — маленькую) жену и отправлялся то на учебу в Вену, то на охоту, то на военные сборы. Согласно легенде, через пару лет после свадьбы недовольная таким положением дел Елизавета завела любовника из числа слуг. Разъяренный супруг, узнав о неверности со стороны жены, решил проучить соперника. Сначала он собственноручно кастрировал бедолагу, а затем скормил его стае голодных псов.

Заскучавшая Елизавета, насмотревшись на зверства мужа, решила придумать себе похожие развлечения. Разумеется, как обычно и бывает в подобных ситуациях, под руку потенциальной садистке попались ее слуги, среди которых были преимущественно юные девушки. И тут потенциал Елизаветы реализовался во всей полноте. Незначительное опоздание, пылинка на мебели и даже неосторожный взгляд приводили к жестоким побоям и садистским пыткам. Например, графиня Батори могла легко и непринужденно заколоть провинившуюся служанку ножницами или столовыми приборами; также Елизавета обожала вгонять жертвам иглы под ногти и с наслаждением вкушать девичьи страдания. Одним из любимых «приемов» Батори была пытка холодом: избитую до бессознательного состояния служанку выставляли нагишом на мороз. К слову, зимы в Венгрии иногда не уступают российским, поэтому никто из девушек после подобных экзекуций не выживал.


Елизавета Батори

Однако с течением лет кровавые фантазии графини достигли апогея. Согласно бытующему преданию, во время убийства очередной жертвы на открытый участок тела Елизаветы попало несколько капель крови. Позже, отдыхая от расправы и смывая с себя следы жестокого преступления, Батори заметила, будто окропленная кожа начала выглядеть гораздо лучше, нежели вся остальная: она стала гладкой, светлой, бархатистой. Это напомнило Батори о скоротечности молодости и подсказало ей прекрасную идею вечной красоты и бессмертия. Елизавета смекнула, что если окунуться в кровь целиком, от макушки до пят, до организм обновится, и уже увядающая внешность графини снова станет такой же, как в юности. Тогда Батори начала использовать кровь убитых в качестве косметики для ухода за телом: если современные девушки жить не могут без горячей ванны с ароматной пеной, то Елизавета предпочитала расслабляться в крови юных жертв. Батори свято верила, что это и есть рецепт долгосрочной красоты. Однако вскоре лимит прислуги оказался исчерпан: девушки попросту закончились. Тогда графиня начала обманным путем заманивать новых «доноров» в свое логово. Одним Елизавета обещала достойные гонорары за помощь по замку, вторых отдавали наивные родители, поверившие в обещания графини обучить их милых дочурок правилам поведения в высшем обществе. А третьих девушек и вовсе бесцеремонно похищали.


Герб рода Батори

Впрочем, бесследные исчезновения юных особ, продолжавшиеся на протяжении многих лет, не могли остаться незамеченными. Лютеранский священнослужитель Иштван Мадьяри прилюдно назвал Батори убийцей и садисткой. Но прошел не один год, прежде чем по делу Батори началось уголовное расследование. Как и следовало ожидать, свидетелей обнаружилось очень много, и абсолютно все показания были направлены против графини. К тому же, обнаружились дневники Батори, в которые она вносила имена всех жертв. Говорят, их количество достигало шести сотен. По легенде, арест кровавой графини произошел в ту секунду, когда Елизавета изощренно пытала свою последнюю горничную. Оправдательный приговор казался невозможным, однако Елизавету так и не настигла участь ее жертв. После суда Батори отправили… домой. Конечно, мы немного утрируем: графиня в качестве заключения не валялась в теплой постельке, а была замурована в сыром подвале одной из башен ее собственного замка Чейте. Елизавета провела под домашним арестом около трех лет, после чего скончалась. К слову, весьма безболезненно: она просто в один прекрасный день не проснулась утром.

Сообщникам Батори, покрывавшим ее преступления, повезло гораздо меньше. Двух ее помощниц отправили на костер, предварительно оторвав им пальцы раскаленными щипцами, еще одному верному слуге отрубили голову, а затем его тело оставили на съедение языкам
пламени (отметим, что его участь была не такой уж страшной: намного приятнее отмучиться за пару секунд, нежели гореть заживо под разъяренные крики толпы). Четвертая же приспешница была признана наименее виновной: ее приговорили к пожизненному заключению.

Венгрия – одна из самых мистических стран в мире. Здесь как и в соседней Румынии весьма сильны верования в вампиров. Причем в Венгрии много легенд связано с представителями одного из самых злобных видов вампиров – носферату. По преданиям носферату становятся незаконнорожденные дети незаконнорожденных родителей.

Но складывается впечатление, что еще больше, чем вампиров венгры почитают ведьм.

Одной из главных достопримечательностей Будапешта является гора Геллерта, названная в честь святого мученика. По преданию христианина Геллерта венгры-язычники усадили в истыканную гвоздями бочку и сбросили именно с этой горы. Но гора Геллерта больше известна под названием «Гора ведьм». Считается, что в Вальпургиеву ночь (1 мая) на нее слетаются ведьмы на свой шабаш.

А рядом с памятником Святому Геллерту находится мост Эржбет, который венгры назвали в честь ведьмы во плоти – графини Эржбет Батори. Считается, что причины, превратившие ее в кровавую фурию, кроются в ее детстве. Род Батори в Венгрии выделялся своей знатностью, богатством, отвагой на полях сражений и заносчивостью. В 16 веке род разделился на две ветви. Представители одной ветви, носящие фамилию Эчед обосновались в горной Словакии, представители другой по фамилии Шомльо – в Трансильвании. Из-за непомерного чувства собственной исключительности Батори обоих ветвей считали ниже своего достоинства якшаться с другими дворянами и в результате женились на родственниках. Такое кровосмешение вызвало у представителей их рода наличие таких заболеваний, как эпилепсия и сумасшествие. Вступившие в брак Дьерд Батори из рода Эчед и Анна Батори из рода Шомильо произвели на свет дочку Эржбет (Елизавету), которая с детства отличалась болезненностью и неуравновешенной психикой, что выражалось в безудержных вспышках ярости с ее стороны.

Хотя Батори были богаты и могущественны, но они жили в жестокое время и сами отличались жестокостью. Например, когда Эржбет была еще маленькой, ее тетка убила двух своих мужей, а потом сама стала жертвой. Ее изнасиловал целый отряд турок, после чего она скончалась.

Еще в детстве Эржбет обручили с Ференцем Нададши, сыном богатого графа. А когда она подросла, то и выдали за него замуж. Но семейная жизнь у них протекала преимущественно на расстоянии. Ференц постоянно был в различных военных походах, а потом и вовсе умер от лихорадки. Предоставленная сама себе Эржбет от скуки завела любовника, но со временем разочаровалась в мужчинах и предпочла удовлетворять свои сексуальные прихоти с женщинами. Одной из ее сексуальных партнерш была даже ее родная тетка. Но главным занятием графини была забота о своей красоте. Еще с детства все твердили ей, что она необыкновенно красива, превозносили ее белизну кожи, большие черные глаза, длинные волосы. Первая морщина стала для Эржбет настоящей трагедией.

По одной из версий к рецепту омоложения кровью Батори пришла случайно. Венгерский историк Туроци рассказывал об этом так:

«Однажды одна из камеристок, причесывая голову своей госпожи, в чем-то провинилась и за свою ошибку получила такую сильную пощечину, что кровь брызнула в лицо повелительницы. Когда графиня вытерла кровь со своего лица, ей показалось, что кожа на этом месте стала гораздо красивее, белее и тоньше. Она тотчас решила мыть лицо, да и все тело, в человеческой крови, чтобы увеличить свою красоту и привлекательность».

Однако более достоверной представляется другая версия, что в поисках секрета вечной молодости она решила обратиться за помощью к колдунье Дарвуле, которую по ее приказу доставили к ней в замок. С детства Батори росла в атмосфере разговоров о колдовстве, черной магии и могуществе нечистой силы. Она читала книги по черной магии и верила в силу описанных там обрядов. Даже в письмах к мужу, когда тот был еще жив, она рекомендовала Ференцу Нададши расправляться с врагами не с помощью оружия, а магических сил:

«Поймайте черную курицу, и бейте это до смерти белым тростником. Возьмите кровь, и намажьте немного на вашем враге. Если Вы не имеете никакой возможности намазать это на его тело, получите один из его предметов одежды и намажьте это».

Но поскольку самой Батори магические приемы не помогали сделаться вечно молодой, со временем она решила, что ей требуется опытный в колдовстве человек, который бы помог разобраться, как использовать магическую теорию на практике. И таким человеком для нее стала Дервуля. Правда, колдунья не стала выдумывать чего-то особо изысканного. Ее рецепт был прост, но жесток. Она сказала графине, что той, чтобы сохранить молодость, нужно купаться в крови девственниц. Красота для Эржбет была превыше всего, и она прибегла к этому рецепту. По ее приказу с окрестных деревень начали свозить в замок бедняжек-девственниц, которых убивали, а их кровью наполняли ванну для графини.

Главными помощниками Эржбет стали две ее служанки Илона Йо и Дорка, а также горбун Фицко, ненавидевший весь мир за насмешки над ним. Постепенно графиня становилась все более кровожадной, она не только начала сама убивать девушек, но и делала это с особой изощренной жестокостью, подолгу мучая и пытая их перед смертью. Например, девушек поочередно загоняли в узкую клетку, снабженную металлическими стержнями для протыкания жертвы. Клетка подвешивалась под потолок, а сидящая внизу Батори наслаждалась видом льющейся сверху крови. Иногда, впадая в исступление, она принималась собственноручно истязать жертву, кромсая ее тело ножницами, стегая плетью и прижигая раны раскаленными железными прутьями.

Однако кровавые ванны не стали панацеей от старости, Эржбет обнаруживала у себя все новые признаки увядания красоты. Она все сильнее гневалась на Дарвулю и та со страха придумала себе оправдание, сказав, что рецепт был правильным, только требовалась не кровь девственниц-простолюдинок, а дворянок. Дорка и Илона нашли двадцать дочерей из обедневших дворянских семейств и сумели уговорить их родителей отправить девушек в замок к графине Батори, где они смогли бы жить в достатке и возможно найти хорошую партию. Уже через несколько дней никого из этих двадцати девушек не осталось в живых. Но и их кровь не стала волшебной. Не обнаружив признаков омоложения, Батори страшно разгневалась. Колдунья Дарвуля, только представив каким мукам ее может предать разозленная графиня, скончалась от страха.

Священник, которому долгое время приходилось отпевать жертв кровавой графини, наконец, преодолел свой страх перед ней и написал письмо о ее злодействах ее родственнику Дьердью Турзо. У Турзо и Эржбет были разногласия из-за родового наследства, и графиня даже предпринимала попытку отравить его. Поэтому Турзо инициировал расследование преступлений родственницы. Но даже во время расследования Эржбет не прекратила свои убийства.

Когда Турзо с солдатами вынудил графиню впустить его в замок, то там были обнаружены в подвальных помещениях многочисленные приспособления для пыток, окровавленные чаны, а также нашли дневник графини, в котором было описано как она умертвила 610 девушек.

Суд над Эржбет и ее приспешниками начался 2 января 1611 года. По приговору суда Илону и Дорку сожгли на костре, воспитаннику графини горбуну Фицко отрубили голову, а потом бросили ее в тот же костер. Учитывая знатность Эржбет Батори, суд сохранил ей жизнь, но подверг мучительному наказанию. «Чжетская бестия» была заживо замурована в каменном склепе в ее замке Чейт. В каменном узилище графиня Батори прожила еще около 3-х лет, без солнечного света и общения с людьми. Ежедневно ей просовывали пищу через небольшое отверстие, которое было ее единственной связью с миром. Думается, что в заточении ее красота изрядно поблекла, а кожа от грязи потеряла свою шелковистость.

Обидно дважды. Во-первых, фильм, а во-вторых, за сам исторический персонаж.

Фильму от критиков досталось по полной программе. Как его только не склоняли. Все в нем не так: и сплошные разговоры, и мало мистики, и мало экшна, и почему так редко кого-то режут, и Ходченкова не такая, и Миша не сякой, и в ванне нет крови… Однако, лично мне, сравнивая его с другим продуктом «почти российского» кино (я имею в виду, «Вычислитель»), хочется отметить, что обе картины показались примерно одного качественного уровня, несмотря на принципиальное жанровое различие. Но если «Вычислитель», отличившийся откровенно слабой игрой лицедеев и не проработанным до конца сценарием, все таки увлекает зрителя, то тут все с точностью до наоборот. Подбор актеров блестящий, сценарий, если судить строго о его художественной ценности, весьма приличен, зато сам фильм нудноват и, местами, даже скучен.

Актерский состав вообще поразил: много новых лиц; фотогеничные румынские актрисы, одна из них, а конкретно Александра Пояна — «Мисс Румыния 2007»; Деревянко, запомнившийся только идиотской ролью Штирлица, но здесь оказавшийся успешным драматическим персонажем; Ходченкова, которая на экранах чаще раздражает, чем нет, сумевшая славно изобразить загадочную маньячку; судья, трясущийся над своей репутацией, как над ящиком шиллингов; девочка-цыганка Аллет, во все свои тринадцать лет уже опытная актриса — все герои замечательны и я им аплодирую.

Переходя от героев к самому сценарию нельзя не отметить исключительную щепетильность режиссера: нигде не показаны ни кровавые сцены, ни резня малолетних, ни обнаженка, ни элементы лесбийства коими так богата легенда об Эржебет Батори. Все эти прелести подразумеваются, но кинокамера скромно обходит их стороной. Вообще, сама графиня больше напоминает не психически нездоровую особу, а этакого ученого-ествоиспытателя, который пытается понять природу тела и души, не стесняясь в средствах, наподобие печально известного Йозефа Менгеле, и все свои наблюдения прилежно фиксирует в блокноте, сопровождая их красочными иллюстрациями. Под конец, конечно, ей рвет крышу и факторообразующим побуждением выступает уже не научный интерес, а банальная жажда мести, однако это вполне естественная реакция.

О работе оператора сказать ничего не могу, она вполне обыденна и типична для жанра мистического триллера с историческим уклоном, каковых вполне достаточно и к ним зрители уже привыкли. Хотя, костюмы и средневековый антураж смотрятся чудесно.

Саундтрек. Он великолепен. Звуковое сопровождение замечательно подошло бы какой-нибудь компьютерной игре, в духе «Gothic». Не надоедающая, но тревожная музыка, набирающая обороты в моменты особого напряжения или коварства. Небольшой перебор с перкуссией, влепленной с целью усилить всякого рода пинки или внезапные появления негодяев откуда-то из-за угла, но они призваны добавить мистицизма, с чем вполне справляются. Обязательно найду где-нибудь OST и добавлю в коллекцию. Под него можно работать, играть, есть, спать, ругаться матом или заниматься любовью — и все это с одинаковым успехом.

О нехорошем. В самом начале, для самых умственно отсталых, русскими буквами впоперек всего экрана написано: «Фильм, который вы увидите, основан на реальных фактах из жизни графини Батори, которая считается одной из самых кровавых серийных убийц в истории, и проч., и проч… », довольно многословно, кстати. Из на самом деле имевших место личностей, наличествуют только имена Эржебет Батори, Дьердя Турзо и короля Матвея. Остальное, включая взаимоотношения и происшествия — выдумки и вранье. Либо не надо было писать так много букв в эпиграфе, а ограничиться кратким «история основана на реальных событиях», либо брать и снимать натуральное фэнтези, без оглядки на реалистичность. Больше всех досталось, конечно Турзо и самой Батори. Один был палатином, а никак не прислугой графини; вторая — вообще оклеветана в свое время, и, возможно, тем самым Турзо. И тем более нелепо выглядит финал, в котором Аллет с лукавой печалью в голосе повествует о судьбе героев: кого куда посадили и как наказали. Тут уж, вообще, никакого соответствия действительности, ибо Дьердь Турзо, являясь верховным судьей Венгрии, а по-нашему, по-бразильски, генеральным прокурором, лично осудил графиню, после чего жил долго и счастливо. Однако, реализм никогда не был сильной стороной кинематографа.

Резюмируя: неплохой атмосферный фильм, немного страдающий растянутостью, крупно проигрывающий ленте «Батори» 2008 года с Анной Фрил, но прекрасно снятый, сыгранный и озвученный.

07 августа 1560 - 21 августа 1614

называемая также Чахтицкая пани или Кровавая Графиня - венгерская графиня, племянница Стефана Батория, печально знаменитая массовыми убийствами молодых девушек

Биография

Родители Елизаветы происходили из двух ветвей одного рода - Батори. Отцом был Дьёрдь Батори из Эчеда, матерью - Анна Батори (сестра будущего короля Польши Стефана Батория и дочь палатина Венгрии Иштвана IV).

Елизавета провела своё детство в замке Эчед. Для своего времени получила неплохое образование и часами читала Библию и «Историю Венгрии» на латыни. Пятнадцати лет от роду Елизавета свободно владела тремя языками. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надашди и переселилась в его замок у Шарвара . В 1575 во Вранове Елизавета вышла замуж за Надашди, имевшего в то время титул смотрителя императорских конюшен. В 1578 году муж Елизаветы был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным турки прозвали его «Чёрный бей» («Чёрный витязь»).

В качестве свадебного подарка Надашди подарил Елизавете Чахтицкий замок в словацких Малых Карпатах, который в то время был имуществом императора. В 1602 Надашди выкупил замок у Рудольфа II. Поскольку муж Елизаветы проводил всё время в походах, она взяла на себя управление хозяйством. У супругов было 5 детей: Анна, Екатерина, Миклош, Урсула и Павел.

В 1604 г. Ференц Надашди умер, и Елизавета осталась вдовой.

Преступления: версия обвинения

В 1610 до двора Габсбургов начали доходить слухи о зверских убийствах юных девушек в замке Елизаветы Батори. Император Матвей поручил палатину Венгрии графу Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 г. Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок Елизаветы Батори и, как утверждают, застиг её с подручными прямо на месте преступления - пытающими очередных жертв.

Главным доказательством многочисленных злодеяний Елизаветы послужил ее собственный дневник, где она описала 650 садистских изощренных убийств. Дневник начинался с молитвы, которую она сама составила:

Придите тучи,

Разразитесь страшной бурей,

Чтоб хлеб небесный отверзлось словно чрево.

Пусть мрак ночной повергнет в ужас тех,

Кто вздумает не покориться,

И сделает меня неуязвимой.

И да очищусь я людской кровью

И преисполнюсь чистой красотой.

Об этом я молю.

Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно. Принято считать, что это произошло между 1585 и 1610 гг. Вероятно, что муж и родственники знали об этом и старались её в этом ограничивать. Поначалу молодая графиня ограничивалась щипками и оплеохами и лишь иногда избивала своих служанок дубинкой.Но вскоре истязания окружавших ее девушек сделались более изощренными-гвозди под ногти,иглы в зубы,в руки и в груди.Этим садистским приемам графиню, вероятно, обучила ее тетка Карла,которую считают тайной любовницей Елизаветы.

Молодые служанки Елизаветы считали,что им повезло,если их просто раздевали догола и заставляли исполнять свои обязанности в таком виде. Графиня потехи ради выгоняла девушек на мороз.После этого она приказывала облить их холодной водой и оставляла умирать в виде заледеневших статуй.

В арсенале Елизаветы были и "легкие" кары за мелкие и просто выдуманные хозяйкой провинности.Если какую-то служанку заподозрили в краже денег,ей в руку клали расколенную монету.Стоило горничной плохо выгладеть хозяйское платье,в лицо несчастной девушки летел горячий утюг.

Плоть девушек рвали щипцами,пальцы кромсали ножницами.Но излюбленными орудиями пытки у графини были иглы.Она загоняла их девушкам под ногти,приговаривая при этом:"Неужели тебе больно,потасканная блудница? Так возьми и вытащи". Но как только истерзанная девушка пыталась извлечь иглы,Елизавета принималась ее избивать,а потом отрубала ей пальцы. Когда к ней привели юную служанку Дорицу, пойманную за воровством сахара. Эржебет до изнеможения била ее плетью, а другие служанки наносили удары железными палками. Не помня себя, графиня схватила раскаленный утюг и затолкала его Дорице в рот до самого горла. Девушка была мертва, кровь залила весь пол, а злоба хозяйки Чейта только разгоралась. Подручные привели еще двух служанок, и, избив их до полусмерти, Эржебет успокоилась.


Трансильвания - латинское слово. Оно означает «страна за лесами». Это очень красивая страна. Но очень многие по воле литераторов и сценаристов фильмов ужасов считают ее краем кровавых кошмаров, населенным всевозможными вурдалаками, ведьмами, демонами и оборотнями. Особенно прославился обитавший там знаменитый и страшный граф Дракула. Но, к сожалению, и без него в этой земле всегда хватало всякой нечисти. А среди ее древних обитателей попадались и такие существа, по сравнению с которыми бледнеет и вампир Дракула.

Одно из таких существ - графиня Елизавета (в некоторых вариантах Эржебет, Элизабет) Батори, получавшая удовольствие от нечеловеческих истязаний, которым она подвергала подвластных ей людей. Называемая также Чахтицкая пани или Кровавая Графиня, венгерская графиня, печально знаменитая массовыми убийствами молодых девушек, является, согласно «Книге рекордов Гиннесса», самым «массовым» серийным убийцей.

Плохая наследственность древнего рода

В старину, когда Словакия принадлежала Венгрии, замок Чахтице носил мадьярское название Чейт и принадлежал древнему роду Батори. Никто не был храбрее Батори в битвах с врагами, никто не мог сравниться с ними в жестокости и своенравии. Батори страдали эпилепсией (именно она привела к ранней смерти короля Стефана), сумасшествием, безудержным пьянством. В сырых стенах замков их донимали подагра и ревматизм. Ими болела и Елизавета Батори. Быть может, этим и объяснялись приступы дикой ярости, которые охватывали ее с детства. Но, скорее всего, дело здесь в семейных генах Батори и жестокости того времени в целом. На равнинах Венгрии и в Карпатских горах без устали резали друг друга турки, венгры и австрийцы. Пойманных полководцев врага живьем варили в котлах или сажали на кол. Дядю Эржебет, Андраша Батори, зарубили топором на горном перевале. Ее тетку Клару изнасиловал турецкий отряд, после чего бедняжке перерезали горло. Впрочем, она сама до того лишила жизни двух мужей.

Многодетная мать

Родилась Елизавета Батори в 1560 году. Судьба знатных девушек в этом суровом мире была определена раз и навсегда: раннее замужество, дети, хозяйство. То же ждало и Елизавету, которую еще в детстве обручили с графским сыном Ференцем Надашди. Ее отец рано умер, мать уехала жить в другой замок, и не по годам развитая девочка была предоставлена самой себе. Ничего хорошего из этого не вышло. В 14 лет Елизавета родила сына от лакея. Виновный исчез бесследно, как и ребенок, а ее поспешили выдать замуж. Супруги поселились в Чейте - одном из 17 замков семейства Батори. Приданое было таким богатым, что Ференц не стал поднимать вопрос о невинности новобрачной. Впрочем, его это не слишком интересовало: вскоре после свадьбы он ушел в поход на турок и с тех пор появлялся дома нечасто. И тем не менее Елизавета родила дочерей Анну, Оршолю (Урсулу), Катарину и сына Пала. По обычаю тех лет, детьми сначала занимались кормилицы и служанки, а после их отправили на воспитание в другие знатные семьи.

Белокожая красавица

Оставшись одна, Елизавета отчаянно скучала. Она мечтала вырваться из горной глухомани и отправиться на бал в Вену или Пресбург, где все бы увидели ее красоту. Она была высокой, стройной, удивительно белокожей. Светлыми были и ее густые кудри, которые она отбеливала настоем шафрана. Помимо этого, она каждое утро умывалась холодной водой и любила конные прогулки. Не раз госпожу встречали ночью бешено скачущей по округе на ее черном как смоль коне Винаре. Еще рассказывали, что она сама наказывает служанок - щиплет их или таскает за волосы, причем при виде крови становится просто одержимой. Во время одного из визитов Ференц обнаружил в саду обнаженную девушку, привязанную к дереву и облепленную мухами и муравьями. На его удивленный вопрос Елизавета беспечно ответила: «Она таскала груши. Я обмазала ее медом, чтобы хорошенько проучить».

В ту пору графиня еще никого не убивала. Хотя безгрешной не была: в отсутствие мужа завела любовника, соседского помещика Ладислава Бенде. Однажды они вдвоем мчались на конях по дороге и обдали грязью какую-то безобразную старуху. «Спеши, спеши, красавица! - крикнула та вслед. - Скоро ты станешь такой же, как я!» Дома Елизавета долго всматривалась в венецианское зеркало. Неужели ведьма сказала правду? Да, ей уже за сорок, но ее формы так же безупречны, а кожа упруга. Хотя… вон предательская морщинка в углу рта. Еще немного, и подкрадется старость, и никто уже не восхитится ее красотой. С испорченным настроением она пошла спать…

В начале 1604 года умер ее муж, подхвативший лихорадку в одном из походов. Соседи жалели вдову, и никто не знал, что ждет ее подданных в тихом городке у подножия замка. По рассказам сообщников Елизаветы, ее жажда убийства стала совершенно неутолимой после кончины Ференца Надашды. Ее стали называть «тигрицей из Кахтице».

Невероятная жестокость

В арсенале Елизаветы были «легкие» кары за мелкие или просто выдуманные хозяйкой провинности. Если какую-то служанку заподозрили в краже денег, ей в руку клали раскаленную монету. Стоило горничной плохо выгладить хозяйское платье, в лицо несчастной девушке летел горячий утюг. Плоть девушек рвали щипцами, пальцы кромсали ножницами.

Но излюбленными орудиями пытки у графини были иглы. Она загоняла их девушкам под ногти, приговаривая при этом: «Неужели тебе больно, потасканная блудница? Так возьми и вытащи». Но как только истерзанная девушка пыталась извлечь иглы, Елизавета принималась ее избивать, а потом отрубала ей пальцы. Впадая в исступление, графиня грызла свои жертвы зубами, отрывая куски плоти от их груди и плеч.

Купание в крови

Елизавета Батори без устали искала средство, чтобы вернуть уходящую красоту: то рылась в старых гримуарах (сборниках магических ритуалов и заклинаний), то обращалась к знахаркам. Однажды к ней привели ведьму Дарвулю, живущую недалеко от Чейта. Посмотрев на нее, старуха уверенно сказала: «Кровь нужна, госпожа. Купайся в крови девушек, не знавших мужчины, и молодость всегда будет с тобой». Вначале Елизавета опешила. Но потом вспомнила радостное возбуждение, которое всякий раз охватывало ее при виде крови. Неизвестно, когда именно она перешла границу, отделяющую человека от зверя.

Согласно другой версии, Елизавета Батори один раз ударила свою служанку по лицу. Кровь из носа горничной капнула на кожу, и Елизавете показалось, что кожа стала лучше выглядеть после этого.

По подсказке Анны Дарвулии графиня начала собирать по крестьянским дворам юных девственниц, исчезновение и смерть которых не были чреваты трениями с законом и опасными последствиями. Поначалу находить живой «материал» для садистских забав было довольно легко: крестьяне прозябали в беспросветной нищете, и некоторые охотно продавали своих дочерей. При этом они искренне верили, что на барском подворье их детям будет гораздо лучше, чем под отчим кровом.

Но скоро девушки, отправленные в замок служить графине, стали пропадать неведомо куда, а на опушке леса начали появляться свежие могилы.

Хоронили и по трое, и по двенадцать сразу, объясняя смерть внезапным мором. На смену отошедшим в мир иной привозили крестьянок издалека, однако через неделю они куда-то исчезали. Ключница Дора Сентеш - мужеподобная бабища, пользовавшаяся особым расположением графини, - растолковывала любопытствующим жителям Чахтиц: мол, крестьянки оказались полными неумехами и отправлены по домам. Или: эти, новенькие-то, разгневали госпожу дерзостью, она пригрозила им наказанием, вот и убежали…

В начале XVII века (а происходило все это в 1610 году, когда Елизавете Батори исполнилось пятьдесят) в кругах знати считалось неприличным вмешиваться в частную жизнь равных себе, и потому слухи вспыхивали и угасали, не оставляя следа на репутации сиятельной дамы. Правда, возникло робкое предположение, что графиня Надашди втайне приторговывает живым товаром - поставляет розовощеких и статных христианок турецкому паше, большому их обожателю. А поскольку таким промыслом скрытно занимались многие славные представители высшего общества, стоило ли ломать голову, разгадывая, куда деваются девушки?

За десять лет, когда в Чейте правил ужас, механизм убийств оказался отработанным до мелочей. Он был таким же, как и за полтора века до Елизаветы у французского барона Жиля де Ре, и таким же, как у русской помещицы полутора веками позже. Во всех случаях жертвами были девушки, а у барона - еще и дети. Возможно, они казались особенно беззащитными, что распаляло пыл садистов. А может, главным здесь была зависть стареющих людей к юности и красоте.

Подельники и *железная дева*

Свою роль сыграли и наследственные пороки рода Батори, и суеверия самой Елизаветы. Она творила зло не одна: ей помогали подручные. Главным был уродливый горбун Янош Уйвари по прозвищу Фицко. Живя в замке на положении шута, он вдоволь наслушался насмешек и смертельно ненавидел всех, кто был здоров и красив. Шныряя по округе, он выискивал дома, где подрастали дочери.

Потом в дело вступали служанки Илона Йо и Дорка: они являлись к родителям девушек и уговаривали их за хорошие деньги отдать дочек в услужение к графине. Они же помогали Елизавете избивать несчастных, а потом хоронили их тела. Позже местные крестьяне, почуяв неладное, перестали откликаться на посулы хозяйки замка. Ей пришлось нанять новых зазывал, которые подыскивали ей жертв в дальних деревнях.

Когда девушек доставляли в Чейт, к ним выходила сама графиня. Осмотрев их, она выбирала самых красивых, а остальных отправляла работать. Отобранных отводили в подвал, где Илона и Дорка сразу начинали бить их, колоть иглами и рвать кожу щипцами. Слушая крики жертв, Елизавета распалялась и сама бралась за пытки. Хотя кровь не пила, так что вампиршей ее считают напрасно, впрочем, велика ли разница? Под конец, когда девушки уже не могли стоять, им перерезали артерии и сливали кровь в тазы, наполняя ванну, в которую погружалась графиня.

Позже она заказала в Пресбурге чудо пыточной техники - «железную деву». Это была полая фигура, составленная из двух частей и утыканная длинными шипами. В потайной комнате замка очередную жертву запирали внутри «девы» и поднимали вверх, чтобы кровь потоками лилась прямо в ванну.

Наслаждаясь предсмертными муками обреченной служанки, графиня Батори осыпала ее визгливой площадной бранью, доводя себя до исступления и палаческого экстаза, после чего нередко падала в блаженные обмороки.

Кровь не крестьянок, но дворянок...

Время шло, а кровавые омовения не приносили результата: графиня продолжала стареть. В гневе она призвала Дарвулю и пригрозила сделать с ней то же, что по ее совету делала с девушками. «Вы ошиблись, госпожа! - запричитала старуха. - Нужна кровь не холопок, а знатных девиц. Раздобудьте таких, и дело сразу пойдет на лад».

Сказано - сделано. Агенты Елизаветы уговорили двадцать дочек бедных дворян поселиться в Чейте, чтобы развлекать графиню и читать ей на ночь. Уже через две недели никого из девушек не было в живых. Это вряд ли помогло их убийце омолодиться, но Дарвуле было уже все равно - она умерла от страха, а на самом деле от эпилепсии. Но безумные фантазии Елизаветы уже не знали удержу. Она поливала крестьянок кипящим маслом, ломала им кости, отрезала губы и уши и заставляла есть их. Летом ее любимым развлечением было раздевать девушек и связанными сажать на муравейник. Зимой - обливать водой на морозе, пока они не превратятся в ледяные статуи.

Убийства совершались не только в Чейте, но и в двух других замках Елизаветы, а также на водах в Пиштяне, где графиня также пыталась вернуть исчезающую красоту. Дошло до того, что она не могла провести и нескольких дней без убийств. Даже в Вене, где Елизавета по мрачному совпадению имела дом на Кровавой улице (Блютенштрассе), она заманивала к себе и убивала уличных нищенок.

Слухи о "чейтской твари"

Остается удивляться, что столько лет ей все сходило с рук, тем более что по округе волнами расходились слухи о преступлениях «чейтской твари». Быть может, правы те, кто говорит о высоких покровителях убийцы. Так, свидетели вспоминали о знатной даме, которая приезжала в замок в элегантном мужском костюме и неизменно участвовала в пытках и убийствах, после чего удалялась с графиней в спальню. Видели здесь и мрачного господина с капюшоном, скрывающим лицо. Слуги шептались, что это воскресший Влад Дракул, когда-то творивший свои черные дела в соседней Валахии. Не укрылось от глаз и засилье в замке черных котов, и начертанные на стенах каббалистические знаки. Начались толки о связи графини с дьяволом, что считалось похуже убийства крестьянок.

Разоблачение

Конец преступлениям Елизаветы Батори положила самая банальная причина. Нуждаясь в деньгах для своих опытов по омоложению, графиня заложила один из замков за две тысячи дукатов. Опекун ее сына Имре Медьери поднял скандал, обвиняя ее в разбазаривании имущества семьи. Ее вызвали в Пресбург, где собрались на сейм все вельможи, включая и ее родича и покровителя Дьёрдя Турзо. Последний уже получил письмо от священника, которому пришлось отпевать сразу девять убитых Елизаветой девушек. Вначале он собирался по-семейному замять историю, но тут графиня прислала ему пирог. Чуя неладное, Турзо скормил пирог собаке, и та тут же сдохла. Разгневанный магнат дал делу законный ход. Для начала он допросил оказавшихся в городе родных Елизаветы, которые рассказали немало интересного. Например, ее зять Миклош Зриньи однажды гостил у тещи, и его собака вырыла в саду отрубленную руку. Дочери обвиняемой были бледны и повторяли одно: «Простите маму, она не в себе».

Вернувшись в Чейт, графиня составила колдовское заклинание, которому научила ее Дарвуля: «Маленькое Облако, защити Елизавету, она в опасности… Пошли девяносто черных котов, пусть они разорвут на части сердце императора Матиаса и моего кузена Турзо, и сердце рыжего Медьери…» И все же она не смогла удержаться от искушения, когда к ней привели юную служанку Дорицу, пойманную за воровством сахара. Елизавета до изнеможения била ее плетью, а другие служанки наносили удары железными палками. Не помня себя, графиня схватила раскаленный утюг и затолкала его Дорице в рот до самого горла. Девушка была мертва, кровь залила весь пол, а злоба хозяйки Чейта только разгоралась. Подручные привели еще двух служанок, и, избив их до полусмерти, Елизавета успокоилась.

А наутро в замок явился Турзо с солдатами. В одной из комнат они нашли мертвую Дорицу и двух других девушек, еще подающих признаки жизни. В подвалах ждали другие страшные находки - тазы с высохшей кровью, клетки для пленниц, разломанные части «железной девы». Нашли и неопровержимое доказательство - дневник графини, где она фиксировала все свои злодеяния. Правда, имен большинства жертв она не помнила или просто не знала и записывала их так: «№ 169, маленького роста» или «№ 302, с черными волосами». Всего в списке было 610 имен, но туда попали не все убитые. Считается, что всего на совести «чейтской твари» не менее 650 жизней.

3 года в заточении

Елизавету поймали буквально на пороге - она собиралась бежать. Стоит отметить, что в один из дорожных сундуков были аккуратно упакованы орудия пыток, без которых она уже не могла обойтись. Турзо своей властью приговорил ее к вечному заточению в собственном замке.

Ее подручных доставили на суд, где свидетели наконец-то смогли рассказать все, что знали, о преступлениях их бывшей госпожи. Илоне и Дорке раздробили пальцы, а потом заживо сожгли на костре. Горбуну Фицко отрубили голову, а тело тоже швырнули в костер.

В апреле 1611 года в Чейт прибыли каменщики, которые заложили камнями окна и двери комнаты графини, оставив только маленькую щель для миски с едой. В заточении Елизавета Батори жила в вечной тьме, питаясь только хлебом и водой, не жалуясь и ничего не прося. Она умерла 21 августа 1614 года и была похоронена у стен замка, рядом с останками своих безымянных жертв.

Говорят, что до сих пор по ночам из проклятого замка раздаются стоны, приводящие в ужас округу... Впрочем. красота и жестокость продолжают идти рука об руку не один век. И не важно средневековье ли на дворе, или двадцатый век... Трансильвания, Россия или - женский ум (или женское безумие) в любые времена способны преподнести жуткие сюрпризы.