Рефераты        17.09.2021   

Боязнь и страх — почему ребенок боится идти в школу. Ребенок боится идти в школу

Когда детям исполняется 6-7 лет, приходит время идти в первый класс. Но что делать, если ребенок боится школы? Страх остаться без поддержки мамы и папы в незнакомом месте и с чужими людьми вполне понятен. Если уговоры не срабатывают, родители начинают ощущать беспокойство. Не нужно отчаиваться – на помощь придут советы психолога.

Почему возникает школьная фобия?

Существует несколько причин, почему ребенок боится идти в школу. Новая жизнь может пугать его; малыш привык находиться рядом с родными людьми. В то же время у стеснительных детей или тех, кто не посещал детсад, могут возникать трудности с коммуникацией. Это тоже приводит к развитию фобии.

Одноклассники и учителя – незнакомые люди, с которыми необходимо подружиться. А что, если первокласснику не удастся найти общий язык с кем-то из них? Это пугает и заставляет понервничать даже взрослых, устроившихся на новую работу. Если это является основной причиной того, что ребенок боится идти в школу, – советы психолога помогут решить эту ситуацию.

Плохое впечатление об учебном заведении у малыша может сложиться и в результате необдуманных высказываний родителей о негативном опыте учебы и строгости дисциплин. Подобные истории могут создать у него впечатление, что школьная жизнь невероятно трудна, а значит – лучше постараться избежать ее. Такая линия поведения может привести даже к прогулам занятий и побегам из дома.

Причиной того, что ребенок боится ходить в школу, может быть возросшая физическая и психоэмоциональная нагрузка. Вчера ваш сын или дочь играли с друзьями и веселились; сегодня же они должны учить уроки и получать хорошие оценки. К ним предъявляются особые требования, обязательные к выполнению. Даже первоклассник с высоким уровнем интеллекта может забеспокоиться и потерять уверенность в себе.

Ребенок боится ходить в школу: что делать?

Разобраться с причинами, связанными с возникшей фобией у малыша, могут помочь некоторые полезные советы. Заставлять и ругать чадо не рекомендуется, ведь подобное воспитание усугубит ситуацию. Чтобы ваша дочь или сын ходили в учебное заведение с улыбкой на лице, начинайте готовить их к взрослой жизни заранее. Пусть первый учебный год приносит им радость и веселье. Говорите о пользе учебы, возможности найти новых друзей, научиться интересным вещам.

Итак, если ребенок боится идти в школу, что делать родителям? Рассмотрим рекомендации психологов:

Если же ваш сын или дочь уже второй или третий год боятся ходить на занятия, стоит поговорить с учителями. Возможно, их кто-то обижает из сверстников или старшеклассников, учитель относится предвзято. Любые замеченные вами отклонения от нормы не должны оставаться без внимания. Если не удалось справиться со сложившейся ситуацией самостоятельно, обратитесь к психологу.

Где можно записаться на консультацию к психологу?

Ваш ребенок боится школы? Что делать в этой ситуации и куда обратиться? Самым правильным поступком станет посещение психологического центра «Инсайт». Он разработает отдельный курс занятий, консультаций или психологических тренингов для вашего малыша, которые навсегда помогут избавиться от данной фобии. Звоните!

В жизни каждого малыша наступает момент, когда он подрастает и из вчерашнего детсадовца превращается в первоклассника. Казалось бы, вроде и мама с папой к школе готовили, и в детском саду воспитательница старалась научить всему, что должен знать ученик первого класса, а вот чувство страха перед школой все равно есть.

Иной раз дети сами не могут объяснить, чем оно вызвано, ведь и друзья будут учиться вместе с ним, и на подготовительные курсы он ходил, с учительницей познакомился. Но чувство боязни не исчезает. Некоторые малыши способны даже устроить истерику перед походом в школу или прицепиться к маминой руке и не отпускать ее, когда она, проводив свое дитя в школу, пойдет по направлению к выходу из здания.

Школа пугает неизвестностью…

Родителям не стоит переживать из-за подобных сцен. Это абсолютно нормальное явление. Ведь первый год учебы в школе считается самым трудным для учеников. Это переломный момент в жизни ребенка. Ведь вместе с появлением школы привычная жизнь ребенка кардинально изменяется. Увеличивается нагрузка, завязываются новые отношения, на смену ежедневным играм приходят учебные занятия. Для малыша все это сильный стресс. Ему необходимо определенное время для того, чтобы адаптироваться в новых условиях.

Давайте выясним, что именно может пугать вашего ребенка

Во-первых, это возросшая нагрузка. При этом не только физическая, но и психоэмоциональная. Еще вчера малыш играл в игры с друзьями, а сегодня уже должен получать знания и ежедневно подтверждать их своими ответами на оценку. Много учебных дисциплин — это большая сложность для ребенка, ведь каждый предмет учит чему-то другому и требует выполнять определенные обязанности по занятиям. Порой даже ученики с высоким уровнем интеллекта теряются и испытывают беспокойство.

Во-вторых, когда ребенок идет в школу, он осознает, что его ответственность увеличивается. Теперь нельзя просто «выйти из игры». К нему предъявляются особые требования, которые необходимо выполнять. Также в его жизни появляется такое понятие, как «школьный режим». И его тоже придется соблюдать. Нельзя выбирать, на какие уроки ходить, а на какие нет.

Разрешите ему приглашать в гости одноклассников. Это поможет ребенку не терять положения в обществе, и таким образом он не будет лишен общения со сверстниками. Помимо этого, дети могут помочь вашему ребенку не отставать от изучения нового материала. Учеба в команде – это отличный способ для усвоения новой темы.

Помните, что вы всегда можете поддержать ребенка, предложив школе свои услуги. Например, став членом родительского комитета или участвуя с классом в походе, который запланирован на выходной день. Присутствие мамы приободрит малыша, и он станет вести себя более свободно.

В крайнем случае, всегда можно поговорить с классным руководителем и рассказать о проблеме страха перед школой. Педагог обязательно выслушает и поможет. Если действовать с учителем сообща, адаптация ребенка будет происходить легче и быстрее.

Тревоги бывают разные, и зависят они от характера ребенка и его психологической защиты

Тяжело привыкать к учебе после каникул, а впереди такая длинная третья четверть! Поневоле загрустишь. А у тревожных детей вновь появляются уснувшие было проблемы. И одна из них — школьные страхи, которые часто усиливаются из-за перемены жизненного ритма, нагрузки, болезней.

Школа для детей — основной социум. С ней связана масса обязанностей и желаний. Неудивительно, что здесь концентрируется и большинство страхов. Один ученик неуверен в себе и опасается поднять руку, другому трудно общаться с одноклассниками. Нередко возникает страх перед проверочной работой, и довольно часто школьники, особенно младшие, боятся учителя. Тревоги бывают разные, и зависят они от характера ребенка и его психологической защиты.

Сам по себе страх не всегда однозначно вреден. Он избавляет нас от излишнего риска, помогает адаптироваться к ситуации. Но порой тревога становится постоянной и сильно осложняет жизнь. Тогда необходимо обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние ребенка и задуматься о причинах его ухудшения.

Страх или волнение?

Слово «боюсь» для детей не всегда означает страх. Так ребенок может называть и другие ощущения: «Мне не хочется», «Я волнуюсь». Помогите сыну или дочери понять свои чувства. «Когда это действительно школьный невроз, его проявления (депрессия или агрессия) усиливаются в период учебы, — объясняет Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ. — Если в каникулы состояние улучшается, ребенок увлеченно обсуждает разные темы, но при этом отторгает все, что связано со школой, — это повод внимательно присмотреться к ситуации».

Кто чаще боится

Проще всего свалить проблемы на излишне придирчивого учителя. Так бывает, конечно, но чаще причины гораздо глубже. Важно обратить внимание на отношения дома. Тревога, как росток, который попадает в подготовленную почву, развивается, когда снижена психологическая защита. Она формируется в семье.

Тревожная «рассада»:

1. Постоянное родительское недовольство. Тогда ребенок вечно ждет неприятностей, возникает неуверенность в себе. Такие дети могут бояться всего.

2. Завышенные требования. Повышенная требовательность лишает ребенка комфорта: его не понимают даже в семье. Появляется чувство неполноценности. Людмила Аншакова, психолог: «Дети боятся того, за что их могут наказать. Тем не менее возникает желание нарушить запрет, и получается замкнутый круг. Образ родителей в школьных дверях или другая авторитетная фигура (учитель) выглядит пугающе. Появляются специфические страхи (закрытых дверей)».

3. Гиперопека. Детям, не привыкшим самостоятельно принимать решения, непросто в коллективе сверстников.

Практика

1. Если страшно идти в школу

Так часто бывает после каникул или болезни. Предложите сыну или дочери договориться с кем-то из одноклассников и пойти в школу вместе.

2. Если страшно поднять руку и выйти к доске

Часто родители уговаривают ребенка не бояться и тем самым фиксируют страх. «Разумнее сосредоточиться на конкретной причине: ты опасался, потому что плохо выучил или точно не знал ответ?» — комментирует Людмила Аншакова.

3. Страх ответить неправильно

Учите управлять тревожной ситуацией: «У тебя есть возможность подготовиться (выучить урок, подумать, как себя повести)». Чаще тренируйте выступления на публике. От третьего лица выступать легче. Поиграйте, будто говорит не сам ребенок, а тот, кого он изображает.

4. При волнении

Объясните детям, что это позитивное чувство, которое подстегивает действие. Волнение можно умерить простыми приемами — глубоко подышать, обдумать первую фразу.

5. Перед контрольной

Не преувеличивайте ее значение («Тебе нужно выспаться, ведь завтра контрольная!»). Переведите событие в разряд рядовых («Такие проверки в жизни бывают постоянно»).

6. Если ученик боится учителя

Бывают, конечно, случаи, когда разумнее сменить учителя, но прежде есть смысл поработать с ситуацией. В любом случае объясните ребенку смысл школьных требований: это не произвол учителя, а стремление выполнить общие правила. Проиграйте разные ситуации: ребенок становится учителем, а кто-то из родителей — учеником.

7. При неуверенности

Родительский контроль должен быть не пошаговый, а итоговый. Допустим, просим купить хлеб, но не говорим, какой именно и в каком магазине.

8. При сложностях в общении

Приглашайте в гости одноклассников, придумывайте интересные мероприятия. Старайтесь, чтобы в новой компании или в новом месте ребенок оказывался не один, а с кем-то из знакомых людей.

9. Для всех ситуаций

Справиться с тревожностью и испугом помогают закаливание, четкий режим дня, прогулки перед сном. А если с наступлением темноты страхи усиливаются? «К концу дня накапливается физическая усталость, и тогда тревоги уходят на второй план, — объясняет психолог Людмила Аншакова. — Родители рядом, организм уже немного расслаблен, ничего не произошло. В результате страхи затуманиваются».

10. Анатомируем страхи

Проговариваем или рисуем. Изображение можно посадить в клетку, замазать или вообще порвать. Главное — вынести эмоции на поверхность, не держать их в себе.

Кто вообще больше боится школы, родители или дети? Как относиться к детским страхам и что сделать, чтобы ребенок почувствовал себя увереннее и спокойнее? Вот несколько психологических приемов и книги, которые помогут детям преодолеть дидаскалейнофобию.

Да-да, это настоящее название настоящей фобии! Таким словом называется страх детей перед школой. Конечно, фобия в полном смысле этого слова, особенно такая экзотическая, встречается довольно редко. Но неприятное чувство при мысли о том, что «скоро в школу», знакомо многим - и детям, и их родителям. Пока одни школьники с нетерпением ждут «Дня знаний», чтобы увидеться со своими приятелями и погрузиться в насыщенную школьную жизнь, другие тоскуют и боятся.

Иногда причина страха - переход в новый статус (первоклассника или ученика средней школы) или в новое учебное заведение. Воспоминание о неприятных школьных историях, обидах, насмешках, о предвзятом преподавателе и, тем более, о буллинге тоже может отравить первые дни сентября. Тяжело идти в школу тем, кто много проболел в прошлом году и чувствует себя неуверенно. Или, наоборот, родители так замучили летом ребенка дополнительными занятиями, что никакой жажды знаний к сентябрю уже не осталось. А некоторые дети за лето, увы, не успели забыть ощущения постоянного стресса, невыносимых нагрузок и усталости, которые у них связаны с учебой в школе.

Что делать, чтобы ребенок меньше переживал из-за школы?

Вот что советуют психологи:

  1. Первоклассников лучше заранее познакомить с первой учительницей и со школьным зданием, особенно, если они не ходили в детский сад. Постарайтесь подробно рассказать им, зачем нужна школа, как будет проходить их день, что изменится, а что останется прежним, кто будет провожать в школу и встречать после уроков, когда они смогут гулять, играть и общаться с родителями.
  2. Если ребенок боится встречи с одноклассниками или учителями, нужно приложить усилия, чтобы выяснить, кто и что его расстраивает. Поговорите с родителями одноклассников, с классным руководителем и школьным психологом, позовите друзей вашего ребенка в гости или сходите с ними в кино, чтобы понаблюдать за их общением. Пусть ребенок почувствует ваше неравнодушие и вашу защиту: если ему плохо, станьте его адвокатом в сложной ситуации, покажите ему, что он всегда может на вас положиться.
  3. Для тех детей, которым тяжело дается учеба, можно заранее придумать приятные занятия, где они будут получать удовольствие от процесса и где будут чувствовать себя успешными. Это могут быть танцы, спорт или творческие кружки.
  4. Родителям важно не волноваться самим, чтобы не передать свою тревогу детям. Спокойное отношение мамы и папы к учебе и особенно к успехам ребенка покажет ему, что родители всегда будут на его стороне, объяснят, защитят, помогут. Дайте ребенку понять, что школа - только часть жизни, и мир не рухнет от плохих оценок или от замечания за плохое поведение.
  5. Наконец, если вы чувствуете, что ребенок близок к панике и никакие успокаивающие мероприятия на него не действуют, имеет смысл проконсультироваться с психологом. Родителям не всегда легко распознать глубокие причины детского страха, которые понятны специалисту. Вполне может быть, что одна или несколько консультаций сделают жизнь всей семьи спокойнее и радостнее.
  6. Есть и еще один очевидный способ снизить тревогу. Помогите ребенку поверить в то, что он готов к школьной жизни, что его интеллектуальных ресурсов хватит, чтобы справиться с учебой. Для этого тренируйте в игровой форме устный счет, пробуйте прочитать вслух пару абзацев детской книжки на скорость, почаще играйте в слова, выучите несколько стихотворений, скороговорок и загадок, которые нравятся ребенку.

Что читать?

Чтобы у вас под рукой всегда были интересные и разнообразные задания, мы подготовили подборку книг издательства Clever из коллекции “К школе готов!” . В ней есть тренажеры для обучения чтению и множество веселых заданий с наклейками для разного возраста. Есть викторина отличника для тех, кто идет в первый или второй класс, и сборник олимпиадных задачек по математике. Книги отлично подойдут для будущих первоклашек и школьников младших классов.

Авторский курс подготовки к чтению Ирины Мальцевой (4-6 лет). Здесь есть опыт известного педагога, игровая форма подачи, подробные пошаговые инструкции для родителей. Дети не только быстро выучатся читать, но и расширят свои представления о мире.

— новая обучающая книжка серии «Суперзнатоки». Маленькую книжечку можно брать с собой в дорогу, чтобы не скучать. Детям предлагается раскрасить сложные предметы по образцу, разгадать секретный код и узнать имена животных. Так можно в игре освоить всю программу старшей группы детского сада и почувствовать себя настоящим супергероем, готовым сразиться с неведомыми трудностями первого школьного года.

«Болит живот» или «сегодня не надо в школу» - проблема частая, а причины разные. Существуют решения для всех возрастов.

Испытывать страхи и тревоги - абсолютно нормальное явление здоровой психики. В норме, страх заставляет человека «встряхнуться» и максимально активизироваться, реагировать, быстро действовать. В этом смысле испытывать страх неприятно, но полезно.

Все меняется, когда страхов становится слишком много, или когда ребенок в них «застревает», теряет контроль над собой и ситуацией. Почему это происходит? Фобии не возникают в одночасье. Чаще всего, это результат длительного накопительного процесса, начиная с раннего детства, протекания беременности и родов. Или же это боязнь разлуки с родителями, или трудности с учебой, или неприятности в отношениях с учителями и одноклассниками.

Или страх неизвестности, завышенные родительские ожидания, заниженная детская самооценка, слишком строгие родители или слишком тревожные родители. Работу с травмами, проблемами и их последствиями, безусловно, следует доверить специалисту-психологу (ребенку дошкольного и младшего школьного возраста, например, подходит арт-терапия - сказка-терапия, рисуночная терапия, подросткам - синематерапия, групповая терапия).Тем не менее, есть пространство, в котором родителям и детям можно и нужно поработать самостоятельно.

Фобия - это не что иное, как страх… самого страха, то есть сильнейшее, буквально паническое, неприятие страха, как такового. Парадокс заключается в том, что для победы над детскими фобиями, родителям придется их… полюбить: признать, принять и «обыграть».

Как помочь ребёнку избавиться от страха школы?

Помимо всего вышеперечисленного – сложности с учебой или отношениями – реальная проблема может быть абсолютно пустяковой, но при этом тревожить ребенка: на празднике забыл стихотворение, что-то уронил в столовой, зашел в туалет для противоположного пола – да все, что угодно. Объясните, как справиться с ощущением дискомфорта и как исправить ситуацию.

Часто дети чувствуют, что все взрослые члены семьи работают над какой-то общей задачей, пытаясь оградить от нее ребенка. Дети интуитивно будут стараться принять участие в непростой ситуации, быть дома и рядом с семьей, чтобы ничего не упустить. Если есть проблема, и родители объединяются для ее решения, а ребенка в нее не посвящают – ребенок все равно это чувствует. Не скрывайте от него наличие общего семейного дела – расскажите столько, сколько сочтете нужным. Расставьте акценты таким образом, чтобы ребенок понял: самая лучшая помощь с его стороны сейчас – это учиться, ходить в школу, получать знания, оставаться здоровым и жизнерадостным.

Не возражайте и не критикуйте, наоборот, поддержите своего ребенка. Доброжелательно, неторопливо и оптимистично разговаривайте на тревожащие его темы столько, сколько ему нужно. Объясняйте ему, что испытывать страх и беспокойство - это нормально.

Внимательно и сочувственно выслушав ребенка, постарайтесь плавно перевести разговор с негативного сюжета на желаемый, благоприятный вариант развития событий. Спросите, какое решение, по мнению ребенка, было бы самым удачным. При этом действуйте не торопясь, мягко и тактично, задавая наводящие вопросы. Важно, чтобы в таких разговорах ребенок развивал инициативу, и чувствовал наравне с родительской поддержкой и пониманием, что он и сам способен находить выход из неприятных ситуаций. Расскажите про свои школьные страхи и их исчезновение. Посмейтесь вместе над ситуациями - как над детскими страшилками.

Используйте принцип «постепенной экспозиции». Помещайте ребенка в новую и неизвестную ситуацию ненадолго, и будьте с ним вместе по максимуму. Придумайте способ приучать его к школе крошечными порциями. Детально проговаривайте с ним, что он будет делать во время разлуки, подробно расскажите малышу, что вы будете делать, пока он будет в школе. Придумайте вместе, как вы от празднуете окончание школьного дня, окончание школьной недели.

Творчески отнеситесь к принципу совмещения приятного с полезным: организуйте ознакомительную экскурсию по школе в компании с любимыми друзьями. Запланируйте пикники с одноклассниками, сводите их в ближайшие выходные в боулинг, зоопарк, музей или на аттракционы. Чем больше позитивных эмоций - тем скорее завяжутся дружеские отношения в классе. Поощряйте своего ребенка к приятельским отношениям и дружеским контактам с одноклассниками (предложите пригласить в гости после школы, испечь забавные печенья и угостить одноклассников, устройте фотосессию или тематическую вечеринку).

Ничто так не повышает мотивацию и энтузиазм в детском возрасте, как родительская поддержка. Зная, что родители высоко оценивают и любят ребенка таким, какой он есть, ребенок будет более устойчив к стрессам и жизнерадостен. Объясняйте, что в школе могут возникать неприятности, и нужно быть готовыми с ними справляться. Скажите, что вы всегда поможете – и с учебой, и в отношениях с учителями и сверстниками. Во всем и всегда вы будете рядом.