Перейти к версии для слабовидящих

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №119

г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, 19

Развитие речевых навыков ребёнка

 через игру.

 Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.


         В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л.С.Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом». 


        В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.


        Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.


         Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей: они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух, прививают интерес и любовь к языку.

  

Игры для развития и обогащения активного речевого словаря

 

  • Дополни предложения

Цель: Упражнять детей в составлении полных  предложений, развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.


- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
- Зайчик летом …., а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью...

  •  Закончи предложение

Цель: Развитие мышления, развитие речи и обогащение словаря.


Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я помогу...
Я принесу...
Я спою...

         Птицы могут летать, потому что...

         Зимой медведь спит, потому что...

         Белка осенью запасает корм, потому что...

Осенью листья опадают, потому что...

  •  Скажи какой

Цель: учить согласовывать прилагательные и существительные, активизировать в речи слова признаки.


- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

 

 Игры на распознавание частей речи,

выяснение взаимосвязи между ними.

 

  • Веселая семейка
    Цель: закрепить правильное название животных и их детенышей.


- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.

 

  • Большой-маленький
    Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.


- мама - мамочка,
- ваза - вазочка,
- кот - котик,
- солнце - солнышко,
- река - речушка,
- береза - березка,
- листок – листочек,

- круг – кружок,

- сапог – сапожок,

- пирог – пирожок,

- утюг – утюжок.

  •   Мяч лови - слово назови

Цель: упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных, согласовании прилагательных и существительных в роде и числе.
Взрослый называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова (или пары слов) прилагательное и возвращает мяч обратно.


- весна - весенний,
- солнце - солнечный,
- береза - березовый,
- липа - липовый,
- дождь – дождливый,

- берлога медведя – медвежья берлога,

- полка для книг – книжная полка,

- пакет из бумаги – бумажный пакет.

 Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение

  • Согласие – несогласие

Цель:  сформировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.


Взрослый: Сегодня будет дождь.
Дети: Нет, не будет, потому что небо чистое.
Взрослый: Все птицы улетают в теплые края.
Дети: Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Взрослый: Это - рыба.
Дети: Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.

  • Рассказ-небылица

Цель: учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».
После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.


         Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!


           Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!

 
           В наше время можно легко и быстро найти книги по развитию речи подходящие для возраста вашего ребенка, как в печатном варианте, так и в интернете. Можно подобрать интересные дидактические игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и активизации словарного запаса. Играть в эти полезные игры можно по дороге в детский сад или домой, на прогулке в парке или в машине. Использование дидактических игр способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи в ходе игровой деятельности дошкольников – это обучение без принуждения. Такая систематическая работа педагогов и родителей над развитием звуковой культуры речи поможет ребёнку ещё до поступления в школу овладеть фонети-фонематической стороной речи, которая напрямую влияет на речь писменную.

 

Превращайте каждую минуту общения с ребёнком в увлекательную игру!

Успехов Вам!!!

  

Ниже представлены примеры печатных заданий для развитие речи