• Ведерникова Ольга Михайловна :
  1. Речь ребенка отстает от нормативных показателей (звукопроизношение, грамматика, словарный запас).
  2. Речевые нарушения носят устойчивый характер.
  3. Речевые нарушения задерживают дальнейшее психическое развитие.
  4. Заикание.

  Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 раза в день по 3-5 минут.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

Статические упражнения.

1.Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

  1. Трубочка (хоботок). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  2. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  3. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  4. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  5. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  6. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  7. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  8. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  9. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
  10. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 

Динамические упражнения

  1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  2. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
  3. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  4. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  5. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  6. Лошадка. Присосать язык к нёбу (грибок), щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  7. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу (грибок). Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  8. Маляр, (кисточка). Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  9. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  10. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.