• Ведерникова Ольга Михайловна :

      Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание,мышление;  координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

      Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». 

      Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как: «Сорока-сорока...»,

       «Ладушки-ладушки...», «Идет коза рогатая...», «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,«Этот пальчик дедушка...» и другие.

      В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

      «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка.

 

Какова же методика проведения этих игр?

       Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребёнком.

 

Например, стихотворение «Машина».

 

Би-би-би, гудит машина  - постукивать кулачком о кулачок

Тук-тук-тук, мотор стучит. - хлопки руками

Едем, едем, едем, едем,  он так быстро говорит - топать ногами

Шины трутся о дорогу, шу-шу-шу - они шуршат - потереть ладошки

Быстро крутятся колеса, та-та-та - вперед спешат - «вертушка» руками

      Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять.

     Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами. В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность: застегивание и расстегивание пуговиц; всевозможные шнуровки; нанизывание колец на тесьму; игры с мозаикой;  сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).

 

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.  Умелыми пальцы становятся не сразу.

 

Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.