Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №119

г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, 19

ТЕАТР, ГДЕ ДЕТИ, ИГРАЯ, РАЗВИВАЮТСЯ.

    Театрализованная игра, или драматизация – один из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Театрализованная деятельность не только знакомит детей с миром прекрасного, но и способствует становлению личности ребенка, развивая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что хотят от тебя другие. Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; содействует расцвету творческого воображения.

           Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Наблюдая свободные игры в группах, можно заметить, что игра детей и их общение  между собой непринужденно, органично, убедительно, но как только ставишь их в условия сцены – все это пропадает. Понятно, что в игре дети полноценные авторы, они не говорят чужие, заученные слова. На сцене же все по-другому: ребёнок говорит чужой текст, забывает его, теряется. Такое заучивание не способствует саморазвитию, самовыражению личности ребенка. Детское театрализованное творчество, если оно стремится непосредственно воспроизвести форму взрослого театра, является даже вредным для детей занятием. Навязывание дошкольникам чужого текста вызывают ломку в психологической установке детей. Детскому пониманию гораздо ближе то, что ребенок сочинил, открыл для себя сам, импровизировал в процессе творчества. Нужно учитывать, что внимание и память в дошкольном возрасте носят непроизвольный характер. Ребенок лучше запомнит то, что представляет для него наибольший интерес, что ему близко, понятно, тот текст, который он придумал сам, а не то, что просто надо запомнить и выучить.

      Но как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? Как перенести детскую игру на сцену? Как повысить эффективность театрализованной игры с целью развития личности ребенка? Конечно это сделать можно применив  метод игровой импровизации.

      Что же такое метод игровой импровизации? Детское театральное творчество неравнозначно детской игре. В определенной мере оно вбирает в себя искусство актера, но играя, ребенок не предполагает зрителя. Игра не выносит посторонних, в ней должны участвовать все. Как только в игре появляется зритель, она перестает быть детской игрой и делает свой первый шаг к детскому драматическому творчеству. Нужно выбрать «золотую середину», мостик между свободной детской игрой и театрализованным искусством. Таким мостиком является игровая импровизация, которая развивает главную авторскую позицию в игре и предполагает импровизацию на какую либо тему. Спектакли, созданные по методу игровой импровизации, отличаются простотой построения, оригинальностью содержания, непринужденностью в общении героев, свободой замены одного «артиста» другим, максимальным включением в игру зрителей. Каждый ребенок в таком спектакле и автор, и режиссер, и постановщик. Позиция общения при этом такова, что ни один не считает себя более значимым и важным.

        Игровой спектакль насыщен играми, юмором, что позволяет быть детям самими собой. Важным моментом является и то, что педагог в таких спектаклях с дошкольниками берет на себя одну из ролей. Это позволяет ему в ненавязчивой форме общаться с героями и направлять игру в нужное русло. Метод игровой импровизации категорически отрицает суфлёрство – такой способ допустим только во взрослом театре. Дети импровизируют, придумывают текст на ходу, и речь их при этом выразительнее, проще, доступнее таким же, как они зрителям.

      Сказка – один из эффективных и доступных жанров в создании импровизированных спектаклей. Простая, доступная детскому пониманию русская народная сказка – лучший помощник в развитии детей. Поэтому спектакли по методу игровой импровизации легко выстраивать на основе какой-либо известной детям сказки. В самой природе сказки заложено допридумывание. Ведь старая сказка, как спящая царевна, которую должен разбудить современный принц. Прикоснувшись к ней волшебной палочкой вдохновения, он наполняет ее образом и новым поэтическим смыслом. Дети допридумывают сказку, то есть сочиняют, воображают, рассказывают, пересказывают, тем самым развиваются сами.

Каковы же пути создания детского импровизированного спектакля?

  1. Познавательная деятельность детей в процессе предварительной работы.
  2. Занятие театрализованной деятельностью по определенной системе.
  3. Совместная театрализованная и игровая деятельность для свободного общения детей.
  4. Совместная театрализованная и художественная деятельность как путь к развитию творческого воображения и ассоциативного мышления.

      В предварительную работу по созданию спектакля целесообразно включать знакомые подвижные, речевые, дидактические игры, которые являются как бы связующим звеном отдельных мизансцен. Важно обыграть отдельно каждое из событий спектакля, попробовать все варианты выполнения того или иного действия. Дети будут импровизировать, таким образом, отпадает необходимость заучивания слов, и в окончательном варианте игрового спектакля останется все самое увлекательное, простое, доступное и интересное для самих детей. Таким образом, метод игровой импровизации – важный и нужный помощник в развитии детей, в создании детских игровых импровизированных спектаклей. Такая глубокая работа помогает  развивать детское творчество, воображение, повышает общую культуру речи детей.

      При создании импровизированных спектаклей в театральной студии «Изюминка» сложились определённые «правила», которые помогают детям и  взрослым сделать игру в театр доступной, простой и радостной:

- совместное сочинение сказки;

- каждому герою сказки посвящается одно игровое занятие (Лиса, какая она?Добрая или злая, смешная - хохотушка...);

выбираем качества и рисуем свой образ героя (рисуем героя, поем о нем песню, подбираем  характерные для него слова, выражения, движения, сочиняем рифмовочки, проговариваем скороговорки);

- выстраивание событийного ряда спектакля;

- обыгрывание каждого события с помощью различных видов театра (пальчикового, кукольного, платочного, башмачного …);

- обдумывание и обыгрывание мизансцен;

- соединение частей в единое целое;

- выбор роли и «привязывание» характера к образу;

- одну из ролей берёт на себя руководитель студии;

- игра в спектакль с показом детям и сотрудникам детского сада, бывшим выпускникам, родителям.

Все названные выше правила находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Театрализованная деятельность связывает художественное творчество с личными переживаниями ребёнка и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки. Принцип интегративности  предполагает организацию совместной работы по театрализации педагога дополнительного образования, воспитателя, музыкального руководителя. При этом важно координировать деятельность специалистов с помощью комплексно-тематического планирования, взаимных консультаций, планов предварительной работы по театрализованной деятельности.

Интеграция может происходить по следующим направлениям:

- при обогащении познавательного и эмоционального опыта по теме и идее художественного литературного произведения для театрализации целесообразно проведение работы по познавательному и речевому развитию детей, по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения;

- для развития умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.;

- задача по развитию творчества ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности (в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер») может реализовываться в процессе изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), в совместной деятельности воспитателя и детей.

      Погружение в работу по созданию нового спектакля требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся театрализованном представлении родителям сообщается заранее. По желанию родители принимают участие в подготовке к театральному представлению (посещение кукольного театра, подбор книг, подготовка афиши и атрибутов, моделирование костюмов). 

      Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.